Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Упоминают знатных дам – от самой жены герцога Джулии Варано до его матери. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Тридцатью годами ранее, в 1510 году другой выдающийся венецианский художник Джорджоне написал «Спящую Венеру». На дальнем плане художник изобразил двух служанок, занимающихся своими обычными делами. Италия. Есть в этом полотне деталь, не освещённая исследователями, – служанка на коленях.
Сейчас богиня встанет и начнёт одеваться – её ждёт вечерний приём гостей (или поездка в гости). Ничего. Благодаря им расцвет искусства продлился здесь до 70-х годов XVI века. Девушка выглядит смущенной, но уверенной в том, что она красива.
Тициан (1488 (90) – 1576) Итальянский художник эпохи Возрождения. Холст, масло. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Платье уже наготове, но ещё какую-то деталь туалета предстоит достать из сундука. Картина художника Тициана Вечеллио Венера Урбинская размером 119 x 165 см, холст, масло, была заказана Гвидобальдо делла Ровере (герцог Камерино, позднее герцог Урбино). Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском – «Саломея» Тициана. Но Джорджоне не окончил картину. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь.
Если принять во внимание, что всё в картинах несёт явный или тайный смысл, то естественно задать вопрос: зачем в произведении изображающем богиню любви, надо было нарисовать такую абсолютно неромантическую позу, которая достаточно сильно понижает градус «венеричности», сводит картину к жанровой живописи. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля в 1520-м). Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют – «тициановский цвет») – это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом.
Но уже их сопоставления достаточно, чтобы увидеть в картине высокую, значительную тематическую линию – взаимоотношения идеального и реального. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту.
Возле ее ног уснула собачонка. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Живот женщины Тициан изобразил слегка округленным. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею.
Из живых существ на полотне есть ещё собачка. Художник не использовал ярких красок, все цвета приглушённые.
Это для неё должно было быть как мастер-модель. Какой-то секрет есть и в том, что платье – белое, оно притягивает взгляд. По месту рождения (Пьеве–ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Однако эта чувственность обманчива. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Здесь подмечен только один из тех основных контрастов, которыми Тициан выстраивал изображение, – контраст двух пространств (условного и конкретного). Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
Для зрителя в картине только один смысл: богиня любви просыпается. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой» «. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь и верность. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Как это истолковать. В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире – «Воскресение праведников или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Позднее Возрождение – очень важное понятие для Венеции. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Что мы видим на картине. Вряд ли у Тициана была мысль их нарисовать, скорее всего – это прихоть заказчика. Картина производит неизгладимое впечатление.
Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» – портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Воплощение соблазна.
Задний план также спокоен, две служанки занимаются нарядами. По другой версии, моделью для картины послужила возлюбленная Тициана, которую он изобразил по меньшей мере на трёх полотнах. Очевидное сходство между двумя произведениями вполне объяснимо – Тициан был учеником и другом Джорджоне.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Пухленькое тельце с едва развитой грудью, слегка увеличенный животик, рука, прикрывающая «милые тайны».
Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной». Возрождение. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. На картине Тициана представлена юная венецианка, золотоволосая красотка, с игривым взглядом и нежным телом.
Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Линия, проходящая по белым рукавам стоящей женщины и по коленопреклоненной фигуре, приводит к месту, на котором лежит левая рука Венеры. Двигаясь с поверхности сюжета по направлению к этой глубине, взгляд становится более внимательным к изобразительной композиции и, отвлекаясь от предметной ситуации, открывает нам иные оттенки образа: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой».
Ее поза напоминает о классическом типе «Венера пудика», то есть «стыдливая», но эта девушка, если чуть и смущается, то вполне сознает свою красоту. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1.
У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
То же можно сказать и о Тинторетто. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Вообще же в «Венере Урбинской» мы встречаемся и с затаенными и с более открытыми, подчеркнутыми контрастами темных и ярко-светлых тонов, теплых и холодных цветов, жестких и мягких контуров, длительных и укороченных ритмов, больших и малых масс, утонченных и простых форм и т. д.
Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Вот что новое – так это сундуки и платья. Сходство настолько велико, что Тициан вполне мог назвать своё произведение «Венера проснувшаяся» (не исключено, что Тициан не писал голое тело с натуры, а просто переписал, так сказать, телесную часть с картины Джорджоне и заменил только голову и правую руку). Однако эта чувственность обманчива. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. 190, 3 x 207 см.
И тогда понятно, почему был сделан такой подарок. Поза красавицы несколько необычна: её голова как бы парит в воздухе, она не лежит на подушке. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Сочетание богатого колорита, поразительного движения и гармоничной композиции делает это произведе- ние шедевром Тициана. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «.
написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Как подсказку молодой жене, что надо быть бережливой, что всегда в запасе должно быть приличное одеяние. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка.
Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Ничего иль очень мало. Но почему. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда. Тициан был величай- шим художником Венеции.
При этом «Венера Урбинская» одновременно демонстрирует и широту, универсальность его возможностей. «Зато в Венеции мы пользуемся термином «позднее Возрождение», когда искусство того же Тициана с 1550-х годов окрашивается драматическими тонами. И не только. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца.
Высокий лоб, считавшийся символом красоты в средние века, ради которого женщины выщипывали волосы на лбу, перестал быть идеалом. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит – это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или бежевато-желтый (тут показательны «Крещение Христа» и алтарная «Тайная вечеря», на которой, в отличие от этого сюжета у Леонардо да Винчи, апостолы сидят по обе стороны стола).
Может быть, по привычке. Веронезе (1528 – 1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей – к его оформлению приложили руку и Тициан и Тинторетто.
От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» – портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Тициан (1488 – 1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518 – 1594), который следовал девизу «Рисунок – как у Микеланджело, колорит – как у Тициана». Тёмный, почти чёрный, фон подчёркивает мастерство художника в изображении тела.
Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Весьма вероятно, что заказчик видел картину Джорджоне и указал на неё как на прототип. «В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Таким образом, скрытый смысл картины надо понимать как супружескую любовь. Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. – Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции.
Эдинбург. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Свое лоно, которое стало своеобразным центром композиции, женщина прикрывает левой рукой, а правой – держит цветочный букетик.
Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
На окне стоит мирт – символ брачной жизни, на кровати постланы белые простыни и брошены белые подушки, говорящие о чистоте лежащей на них женщины, у ног которой свернулась собачка, символизирующая преданность. Тициан не один раз её рисовал – и каждый раз в схожих позах. Его «Венера», приобретенная Гвидобальдо дела Ровере, герцогом Урбинским и потому получившая свое нынешнее название, представляет молодую венецианку, красавицу с живым взглядом, нежным телом и золотыми волосами. Эти линии перекрещиваются в пальцах левой руки. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Создатели выставки «Венеция Ренессанса. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Курьер не должен возвращаться без полотен, хотя бы ему и пришлось ждать два месяца.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Это произведение наполнено спокойствием, умиротворением. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян Спящей Венерой Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века.
Древние персонажи художник смело перемещал в свою эпоху. Согласно одной из них картина символизирует узы брака. На готических полотнах животы у женщин изображали как правило более выпуклыми. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Картина перекликается со «Спящей Венерой» Джорджоне, хранящейся в Дрезденской картинной галерее, но у Тициана в облике богини больше чувственности.
Как она «пришла» в картину. P. S. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера. Однако эта чувственность обманчива.
Личные впечатления от произведения Тициана «Венера Урбинская» Эта картина вызывает только положительные эмоции, так как она не содержит многофигурных сцен, резких движений изображённых на ней, большого количества людей и т. п. Вероятно, она только что проснулась и пытается поднять голову. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции и именно тогда в Рим приезжает Караваджо.
Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента. ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения – и друг от друга. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами – богатыми жителями города. Национальная галерея Шотландии.
Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая. Что такое. Что этим хотел сказать Тициан.
Куратор видит некий закономерный круговорот в том, как сменяли друг друга течения в итальянском искусстве: «Как раз в тот период, когда в Центральной Италии наблюдался спад, Венеция заявила о себе как очень важный, яркий, крупный, совершенно самобытный центр развития итальянского искусства. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы. «Рай» Тинторетто – это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви.
Уют, покой и умиротворение придает всему полотну спящая у нежных ног Венеры собачка. Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». (Из этой детали – сундуков – следует вывод: в те времена ещё не было вертикальных платяных шкафов, не было вешалок-плечиков, вот таким образом всё лежало стопкой из которой на картине служанка достает подходящий наряд. ) Искусствоведы пишут, что «Венера Урбинская» сходна со «Спящей Венерой» Джорджоне. Однако эта чувственность обманчива.