1546 г. Тициан Вечеллио. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Вечеллио Тициан родился в Кадоре, маленьком местечке, расположенном над рекой Пьяве и находящемся в пяти милях от подножия Альп в 1477 г. от Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки. Внеся неоценимый вклад в развитие венецианской школы эпохи Возрождения, Тициан Вечеллио стал одной из самых значительных фигур живописи шестнадцатого века.
Вот таким образом художник вместе со своим сыном Горацио покидает Италию и по приглашению императора Карла V приезжает в Аугсбург. Важно, что придворные портреты последующих веков смогли появиться только на основе разработок Тициана. Лицо же самого сатира сохраняет достоинство перед неминуемой смертью. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. По разным источникам, Тициан родился в 1477-м или 1480-м году.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. В этой охоте, на которой погиб Адонис, Тициан видит метафору человеческой жизни: люди всегда что-то ищут, хотят большего, они готовы рисковать здоровьем и жизнью идти наперекор судьбе, забыв даже о Боге, который их за это неизбежно покарает. Разница лишь в фоне.
Когда Тициан уже был в пожилом возрасте, он указал в своём письме к Филиппу II, что родился в 1474 году, но это маловероятно. Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. В этот день не было никого из его родных. Джорджоне приступил к оформлению своей части Немецкого подворья гораздо раньше младшего товарища, выбрав для себя смотрящийся более выигрышно главный фасад здания.
Весной 1559 года Тициан попал в неприятное положение. Венера пытается удержать любимого, поглощенного жаждой охоты и не слушающего её предостережений о грозящей опасности. Счастливый художник начал обустраиваться на новом месте. А на заднем плане сидит старец с двумя черепами в руках.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Биографы Тициана связывают это с тем, что художник активно участвовал в жизни общества, проблемы которого волновали его постоянно.
Художник сам ухаживал за ним, не страшась заразности болезни. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Свой гнев на властьимущих Тициан частично выразил в своей работе «Динарий кесаря», созданной в 1516 году (сейчас картина находится в Картинной галереи Дрездена).
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). Личная жизнь художника сложилась не сразу. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
После нее молодой художник получает большой заказ на росписи одного из падуанских монастырей. Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Художник не заразился чумой от своего сына, он умер собственной смертью. Оно словно светится изнутри, наполняя передний план холста сиянием. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. Это было его обращением к Господу.
Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Правда, не смотря на это, брак не состоялся.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Это была «Мадонна с кроликом» (около 1530 года, Лувр, Париж). Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. На голове девушки шляпка с перьями, украшенная камнями.
На переднем плане картины христианские символы — череп и раскрытое Писание. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года.
Кстати, быть запечатленным кистью мастера, было высшей наградой для его современников. При этом существовало множество реальных рабов.
Император очень грустен, задумчив и одинок. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. В его творениях удивительным образом сочетались хрупкость и торжественность, одухотворенность и обыденность реальности, трагизм и красота человека и окружающего мира. Родители рано заметили склонность к рисованию обоих сыновей, особенно младшего, тогда ему было 10 лет. Фона почти нет, лишь серое небо и темный, почти чёрный лес в правом углу.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Два пухлых амура держат перед ней зеркала. Картина прекрасно передает характер коллекционера изображенного в «своей стихии» — вокруг него старинные книги, монеты, на стене то ли картина, то ли часть древней рукописи.
Второй мифологической картиной этого периода была «Вакханалия на острове Андрос» (1523 г., Музей Прадо, Мадрид). Старший сын художника, Помпонио явился в дом отца лишь за наследством. Существуют свидетельства, что Лретино остался недоволен работой, в частности, ему не понравилось, что золотая цепь (полученная в подарок от короля Франциска I) почти не видна на его груди и блестит слишком тускло. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Приехал в Венецию в юношеские годы. Технически картина выполнена свободно и смело, это отличало последние работы мастера, написанные широкими небрежными мазками. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях».
Наука и технология, в нынешнем понимании, не существовали в эпоху Ренессанса, но изучение гуманистами рукописей воспитало привычку к мышлению, которое сейчас считается научным. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини.
Шедевры художника рождались один за другим. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Если следовать примерной хронологии, то дальше из известных нам работ идет полотно «Коронование терновым венцом».
Она гласит: «Что не закончил Тициан, с почтением завершил Пальма, посвящая свою работу Господу Богу». Время шло, дети подрастали. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей. Тициан даже стал крестным отцом одной из дочерей Лоретино.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
Образ Виоланы позже появлялся во многих работах мастера («Любовь небесная и Любовь земная», «Соломея», «Молодая женщина с зеркалом», «Виолана» и других), как олицетворение истинной красоты и женственности. Новорожденную назвали Лавинией. А в 1538 году, по заказу правителя Венеции Гвидобальдо делла Ровере, который в дальнейшем будет постоянным заказчиком Тициана, было написано полотно «Венера Урбинская» (Художественная Галерея Уффици, Флоренция). Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе.
Разница лишь в нарядах героинь. Итак, Тициан, увидав технику и манеру Джорджоне, оставил манеру Джованни Беллини, хотя и потратил на нее много времени и примкнул к Джорджоне научившись в короткое время так хорошо подражать его вещам, что картины его нередко принимались за произведения Джорджоне. Купидон в центре полотна занят вылавливанием из воды опавших лепестков роз.
Точная дата его рождения неизвестна. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Карл V сидит в кресле, одетый во все черное, будто позабыв снять одну перчатку.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Лицемер протягивает Христу динарий, весь облик его вызывающий и неприятный.
Тициан с каждым днем все яснее понимал, что у него больше гнет сил находиться в доме, где каждый уголок напоминает ему об умершей жене.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В основе картины классический евангельский сюжет. Две фигуры изображенные по пояс, как бы сталкиваются на полотне. В автопортрете обнажена своего рода мускулатура духа великого старца, обрекающего его на бессмертную славу.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Если расставить всю его живопись в порядке появления, то можно проследить весь путь осознания художником этого мира. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Из сочетания гибких многообразных мазков рождаются образы исполненные трепетной жизненности и драматизма.
Лицо Иисуса исполнено муки и боли, его правое плечо кажется почти прозрачным. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам». Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Тициан был поражен простотой, непосредственностью, скромностью и благородством Чечилии. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. В обширной портретной галерее перед нами проходит череда ярких, неповторимых личностей, сильных и властных характеров, тонких, наделенных богатством духовной жизни натур.
В 1565 году Тициана создает ещё один из своих лучших шедевров — «Портрет антиквара Якопо Страда» (Художественно-исторический музей, Вена). (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Некоторые считают, то фигура старца также изображает самого Тициана. В правой части полотна те, кого печалит это жестокое убийство.
К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Художник необычайно тяжело перенес эту утрату. Красный пол резко контрастирует с цветами его одежды и головного убора. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе».
На его пальце дорогой перстень, подчеркивающий его непростое происхождение. По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. На окне Венеры стоит горшок с миртом, олицетворяющий супружество и верность. Ведь Он уже простил их и это придает Его образу истинное величие. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Тициан Вечеллио -- величайший художник всех времен и народов, являющийся наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело одним из четырех титанов итальянского Возрождения. Исполненный чувств император на прощание крепко обнял живописца. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Яркие, будто наполненные светом, одежды Христа вкупе с его безупречным просветленным ликом резко контрастируют с коричнево-золотистыми оттенками, которыми изображен фарисей, воплощающий в себе все зло и несправедливость окружающего мира. На более поздней картине в верхней части полотна различима лишь освещенная люстра. Одной из первых картин Тициана на библейскую тему является полотно под названием «Не прикасайся ко мне» (около 1512 года, Национальная галерея, Лондон). Соотношение цветов определяло настроение картины, нередко поясняя смысл изображаемого и выражая отношение художника к миру.
В конце письма он требовал наказать Леони со всей строгостью закона. Из соображений цельности и пейзажу не предоставлена та отвлекающая внимание роль, которая поражает в предыдущей, менее зрелой работе. Картина пропитана чувственностью и восхищение женской красотой. В 1520 году был написан великолепный «Портрет мужчины с перчатками» (Лувр, Париж), на котором изображен типичный представитель интеллигенции того времени, близкий по духу к самому Тициану.
«Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Когда реставрация Немецкого подворья была, наконец, закончена, вся Венеция сбежалась посмотреть на это чудо. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. В ней Тициан отразил мучивший его вопрос: что там, за пределами жизни.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Художник долго искал себе новое жилище в тихом уединенном уголке.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Постепенно произведения Тициана наполнялись повествовательностью, динамикой, напряжением и драматизмом. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета.
Сюжет картины «Вакх и Ариадна» (1520-1523 гг., Национальная галерея, Лондон) показывает нам победоносное возвращение Вакха (в древнегреческой мифологии Диониса) из Индии на остров Наксос, где в одиночестве тоскует Ариадна. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. К начальному периоду творчества художника относится и полотно «Сельский концерт» (около 1510 года, Лувр, Париж), на котором Тициану удалось передать удивительно гармоничное слияние человека с природой в прекрасный и тихий предвечерний час. Эта картина существует в двух вариантах: один из них хранится в Лувре (1542 год), а другой в Старой Пинакотеке Мюнхена (1572-1576гг. ).
Император искренне рассказывал Тициану о своей жизни и о себе самом. В его руке была кисть. В левой части композиции изображена ещё одна обнаженная дева, в её руках сосуд с водой, символизирующий идею очищения всего живого через общение с искусством. В последние годы художник часто писал для души.
Он с грустью наблюдает гибель Марсия и жестокость его палачей. Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Лишь его работы, завершенные и только начатые, взирали на него со стен мастерской. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Долгое время он не мог найти возлюбленную себе по душе. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. Вместе с этим, он попросил рассмотреть его кандидатуру на освободившуюся к тому моменту должность посредника по поставкам соли при Немецком подворье. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Своеобразной данью таланту Джорджоне и тому, какую важную роль он сыграл в судьбе Тициана, стало восстановление художником сгоревшей в огне картины Джорджоне «Спящая Венера».
Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная».
Мир жесток и ничто в нём не может спасти человека, даже искусство. Тем не менее, склонный к меланхолии и раздумьям Тициан, по сути, оставался одиноким. Картина «Оплакивание Христа» (Галерея дель Академия, Венеция), написанная около 1576 года, стала последним творением мастера.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею». Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран.
Наоборот, мы видим перед собой сильного и уверенного в себе человека. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Маленькая Лавиния была очень похожа на свою мать. На ней образ кающейся Марии самый целомудренный. Общая колористка картины вызывает тревожность. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Один из сохранившихся вариантов холста хранится в Москве в частном собрании. Композиция произведения разделена на три части. Это две противоположности – добродетели в образе Христа, стоящего в центре и алчности в образе фарисея, словно вторгающегося на картину с права. Скульптора арестовали, но после того, как он уплатил штраф, выпустили на свободу.
Должность посредника была лакомым кусочком для любого художника того времени. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
Это был конец, долгая жизнь художника, наполненная неустанным трудом, многими радостями и скорбями подошла к концу. Эта картина была свадебным подарком герцога будущей супруге. Слева расположилась прекрасная Виолана в образе Любви земной. Гонзага изображен почти в полный рост.
Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Тициан — величайший художник Венеции Высокого и позднего Возрождения. В этом городе художник проводит почти два года. Результатом этих печальных рассуждений и душевного одиночества стало полотно «Аллегория времени и разума», написанное около 1565 года (Национальная галерея, Лондон), считающееся своеобразным завещанием мастера потомкам. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Сопровождение у Вакха соответствующее – веселая компания сатиров и вакханок.
В день открытия, церковь была переполнена именитыми гостями и простым народом. К ним относится и старец, который, предположительно изображает самого Тициана. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Тициан был в ярости, но не оставил своих честолюбивых замыслов. Восторгу зрителей не было предела и, по многочисленным свидетельствам, наибольший фурор произвела живопись Тициана. Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим.
В 1550 году, в возрасте семидесяти трех лет, художник приступил к написанию «Автопортрета» (Государственный музей искусств, Берлин), завершенного лишь спустя одиннадцать лет. Здесь мужчины и женщины, которые пьют, развлекаются и бесчинствуют. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна.
На заднем плане картины комната, залитая ярким светом солнечного утра. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Вероятнее всего, этот автопортрет был создан для детей, так как до самой смерти живописца находился в его доме. Так, около 1570 года мастер приступил к созданию работы «Несение креста» (Музей Прадо, Мадрид), на окончание которой у него ушло пять лет. Но вернемся немного назад, а именно в 1508 год, в эпоху «золотого века» итальянского Возрождения, когда признанный художник пригласил молодого Тициана помогать ему в работе по оформлению Немецкого подворья в Венеции.
Голова старца опущена на грудь, выражая печаль и безысходность старости. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Но, к сожалению, радость Тициана длилась недолго. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. В растерянном взгляде нимфы как будто виден его собственный вопрос — что будет с ними дальше, как снова найти радость в разрушенной Вселенной. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Недаром, работы живописца копировались бесчисленное множество раз.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Тем временем, в Венеции свирепствовала чума, заразившая и младшего сына Тициана Орацио. «Девушка в меховой накидке», написанная в 1535 году (Художественно — исторический музей, Вена) была заказной работой и являет собой аллегорию брака. Есть здесь и загадка.
Художнику пришлось делать около двадцати копий полотна с различными вариациями аналогичных сюжетов. Об уважении последнего к своему старшему товарищу можно судить по сохранившимся свидетельствам о том, как тяжело перенес Тициан неожиданную смерть Джорджоне (великий художник неожиданно скончался, когда ему исполнилось всего тридцать пять лет). После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. Но в них появляются новые темы — драматической борьбы, сверхчеловеческих сил, страданий и ненависти к угнетателям.
Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена. В 1570 году Тициан создает картину «Пастух и нимфа» (Художественно-исторический музей, Вена). По одному этому можно сравнить характеры двух живописцев. Тициана, признанного гения своего времени, называли «королем живописцев и живописцем королей».
Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным. Ее взгляд спокоен и уверен, она не стесняется своей наготы. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. В 1517 году, Тициан, наконец утвержденный на посту официального художника республики Святого Марка, во всю работал над созданием алтарного образа «Вознесение Марии» (1516-1518 годы, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции). К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Тициан же, отличавшийся молчаливостью и замкнутостью, работал преимущественно в уединении.
Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия. На это тратились огромные силы и средства. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. В «земной» половине картины изображен богатый дом и приближающийся к нему всадник, которого очевидно за воротами ждет любящая и верная жена.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Похожая композиция и в картине «Портрет молодой женщины в шляпе с пером» (1536 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), где у модели также оголены правое плечо, грудь и рука. Ещё одним шедевром позднего периода творчества Тициана является полотно «Похищение Европы» (1559— 1562 гг., Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон), сюжет которой воспроизводит один из эпизодов «Метаморфоз» Овидия.
Это полотно, названное «Святой Себастьян» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), было написано около 1570 года. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Но «Флора» стала самой знаменитой из них, полотно множество раз копировалось и переписывалось другими художниками.
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Прекрасное тело написано так тонко и легко, что кажется, будто от него исходит свечение.
Долгое время считалось, что на картине изображен английский герцог Говард, вот таким образом картину называли «Портрет молодого англичанина». Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Художник переживал эту утрату очень тяжело. Он жил как во сне: что-то делал, с кем-то встречался, никого не слышал и ничего не видел.
В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. К 1533 году относится полотно «Венера и Адонис» (Музей Прадо, Мадрид), сюжет которой показывает нам сцену расставания. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
На картине «Прерванный концерт» (около 1510 года, Палаццо Питти, Флоренция) мы видим молодого монаха, увлеченно играющего на спинете. В центре полотна фигура Марсия, подвешенная за ноги к дереву. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Основным доказательством этой версии служит надпись, добавленная Пальмой. Василия Сурикова и Эрика Булатова.
Композиция картины проста и выразительна. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
Слева от Христа стоит Мария Магдалина, её поза воинственна, она словно вопрошает: «За что это. ». В 1545 году он написал его портрет. Вскоре случилось очередное несчастье, умер отец Тициана. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. Картина имела небывалый успех у публики.
Над темным морем он несет её на Крит. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. В нижнем углу картины художник написал: «Тициан сделал». Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Но Иисус стыдливо прикрыв свою наготу саваном, произносит: «Не прикасайся ко Мне ибо Я ещё не восшел к Отцу Моему».
Биографы Тициана могут лишь строить предположения о причинах такого исхода, но вероятнее всего, против союза выступили родители девушки. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Но от Венеции художник тоже устал, он не хотел туда возвращаться.
Эта картина являла собой яркий пример «иной» живописи, открытой Тицианом на склоне лет. Точная дата его рождения неизвестна. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
В основном это были заснеженные пики Альп, освещенные первыми лучами солнца, леса и речные долины, на всю жизнь запечатлевшиеся в памяти будущего художника. Мифология и аллегория были бесспорным коньком мастера, однако после создания полотен «Вакх и Ариадна» и «Вакханалия на острове Андрос», художник на долгое время отходит от мифологических сюжетов. По слухам. Например, в полотне «Три возраста мужчины» (1512 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) отображено течение времени и краткость человеческого века.
Вокруг него герои, увлеченные процессом чудовищного истязания сатира. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни.
Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Похороны Тициана прошли очень пышно, не смотря на эпидемию чумы. По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне». Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Около 1565 года Тициан получил заказ на картину «Кающаяся Мария Магдалина» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Лишь спустя много лет эта работа заняла достойное место в зале музея.
Композиция двух картин очень схожа. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.
Свою любовь и страсть к Виоланте художник увековечил в полотне «Флора», написанном около 1515 года (сейчас работа принадлежит Галерее Уффици во Флоренции).
Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51). Исследователи творчества Тициана разделяют его жизнь в искусстве на два этапа. Несмотря на огромное количество заказов, художник умудряется сделать каждую картину индивидуальной и не похожей на остальные.
После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. В его взгляде гордость и спокойствие, лицо слегка приподнято верх, а брови нахмурены. Зайцы, слева за фигурой Любви земной означают плодовитость. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники.
Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Поражает, насколько точно и тонко выписано его лицо с задумчивыми умными глазами.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Образ Симона, как бы противопоставлен образу Христа. Творчество Тициана прошло сложную эволюцию.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. На картине «Портрете Пьетро Лретино» (Палаццо Питти, Флоренция) почти все пространство холста занято фигурой поэта. Таким образом, он выразил своё отношение к собственной судьбе, ко всем предательствам и потерям, которые он, к концу своей жизни, научился выносить стойко и с достоинством. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
В центре, рядом со спящей, маленький ребёнок справляет нужду. Тициан сыграл большую роль в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Сохранились воспоминания одного из свидетелей, присутствовавших там в этот день — Дольче: «Тициан изобразил великолепнейшую Юдифь, она превыше всех похвал. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Тициан спустился вниз и обнаружил, что санитары, обходившие дома в округе в поисках заболевших или умерших, отплывали на гондолах, увозя последнюю надежду художника – его Орацио. В прищуренном взгляде Тициана мы видим мудрость и неподдельный интерес к жизни. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной. Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью.
Справа от девы Марии на коленях стоит старец, поддерживающий безжизненную руку Иисуса. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. В ногах у Венеры вместо традиционных амурчиков расположилась и спит маленькая собачка. Письма же за него писали под диктовку. Мастер вернулся домой, даже не подозревая, что именно там его поджидает сама судьба.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты.
Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Вот таким образом, добившись определенного признания, художник написал письмо-обращение к правителям города, в котором предлагал взяться за сложнейшую работу по расписыванию зала Большого совета. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Но художнику нельзя было сдаваться, он продолжал творить. Мастер прекрасно передал их эмоции через напряженные, полные волнения выражения их лиц. Благодаря его постоянному заказчику, Филиппу II, Тициан всегда был обеспечен работой.
Почетное место в галерее сохранившихся придворных портретов, принадлежащих кисти Тициана, занимает «Портрет Федерико II Гонзага» (около 1525-1529 гг., Музей Прадо, Мадрид), на котором дож запечатлен со своей любимой болонкой. На заднем плане справа на холме возлег обнаженный пьяный Селен, в правой передней части полотна изображена обнаженная девушка, она уже изрядно испила вина и уснула прямо здесь, на белом покрывале, видно позабыв о своей наготе. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Магдалина», «Св.
За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Разбавляют их лишь белые пятна манжет и коричневые перчатки.
Исполненный искреннего сострадания, Тициан передал смог передать свои чувства в «Портрете Карла V в кресле» (Старая Пинакотека, Мюнхен). Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Возле её сундука суетятся две служанки, подбирающие наряд для утреннего туалета хозяйки. Это один из последних шедевров Тициана. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Но его ждало разочарование – дом был полностью разграблен. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. В том же, 1545 году Тициана пишет «Потрет молодого человека» (Палаццо Питти, Флоренция).
Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Ведь сам Тициан, в своё время с большим мастерством перерисовав сгоревшую картину покойного Джорджоне «Спящая Венера», никогда не упоминал о своем авторстве, а Пальма, добавив незначительные штрихи к шедевру, не преминул написать на нём своё имя. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Он смотрит на зрителя отрешенным взглядом. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Правда, это могло быть и шуткой поэта, неправильно истолкованная очевидцем. А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру». «Св.
Итогом этого увлечения стали такие работы изображавшие прекрасную незнакомку, как «Портрет молодой женщины в шляпе с пером», «Девушка в меховой накидке», а также великолепная «Венера Урбинская». Смысл картины прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Единственным преданным существом в его жизни была собака изображенная рядом с ним. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этой работе заключена вера художника в то, что отдельный герой способен вынести любые удары судьбы, он выстоит, даже если весь мир вокруг него перевернется с ног на голову, он сможет выстоять и не сломаться. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов.
Картина построена на сочетании красного и черного цветов, передающих драматический эпизод тревожно и динамично. Картина разделена на две части: слева от тела Марсия расположены люди, увлеченные его убиением, она сдирают с него кожу, не скрывая своего удовольствия. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира. Полотно обладает необыкновенно гармоничным колоритом. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Теперь автором полотна снова признали Тициана. Его левая рука лежит на бедре, а в правой он держит перчатки.
Второй невероятно популярной картиной Тициана, которую ему пришлось многократно копировать, была «Венера с зеркалом», написанная около 1555 года (Национальная галерея, Вашингтон). Культурные изменения их абсолютно не затронули. К великому сожалению, картина не сохранилась. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами. В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ. По дороге домой, на молодого человека совершили нападение избив и обокрав его. Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. к творчеству мастера. Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания. Его тело исколото стрелами, но его лицо не искажено болью. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком.
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Необычно исполнение картины. Тициан поистине мыслил краской. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством.
Одним из них был поэт и писатель Пьетро Лретино. Здесь нет ни щегольства перспективой, ни той неприятной расчлененности композиции, которыми страдает Встреча Иоакима и Анны. Цвета и расположение фигур прекрасно передают безысходность и драматичность сюжета.
И потому их колорит бурлит, каждый цвет приобретает на полотне желаемой силы звучание в перекличке с соседними цветами. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Полотно «Оплакивание Христа» стало последним творением Тициана, которое он писал, уже чувствуя приближение смерти. Все это объясняет ту атмосферу торжественного триумфа, которой проникнут колоссальный алтарный образ. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Во всем его облике сквозит благородство.
Юную деву нисколько не смущает её нагота. Художника стали привлекать люди, с их богатым и сложным внутренним миром. Она обращена спиной к зрителю и внимательно смотрит на музыканта. Учеба у Беллини помогла ему стать искусным мастером, овладеть многими приемами живописи маслом. Эта работа стала настоящим шедевром молодого Тициана. Позже картина оказалась в Национальной галерее Вашингтона.
Под отороченным мехом плащом виднеется полупрозрачная белая сорочка. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось.
Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. Обнаженная нимфа лежит на шкуре убитого животного, обращенная спиной к зрителю и слегка повернув голову. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини. В проекте согласились участвовать 50 музеев из 27 стран Европы, в том числе Лувр, Музей дОрсе.
Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Замкнутый и необщительный Тициан имел очень мало близких друзей. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT».
Эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества, находя своё отражение и в других полотнах, например, «Аллегория времени и разума», которую мы рассмотрим позже. Несмотря на кажущуюся отстраненность, в его лице ярко выражена активная позиция к жизни. Не случайно то, что две фигуры, одна из которых олицетворяет добро и благородство, а другая – всю низость и подлость, на которую способен человек, занимают на холсте такое разное пространство. В центре композиции Богоматерь поддерживает бездыханное тело своего убитого Сына.
Среди ранних работ художника особым мастерством выделяется «Портрет мужчины в платье с синими рукавами», на котором изображен один из лучших друзей художника – поэт Людовико Ариосто, опирающийся на парапет с инициалами «T. V». К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Он спокойно смотрит на фарисея, в его взгляде уверенность и немой вопрос: «Зачем ты искушаешь меня. ».