«вакханалия» венецианца Тициана Вечеллио была создана в 1520-е гг. Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). Картина Тициана Вакханалия: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
На картине Пуссена вы не найдете ничего реалистического, человеческого. Беато Анджелико её воплотил. Это трудный и большой вопрос.
Своей кистью он как метлой сметает с холста богов. Так Микеланджело в своём гневе стал фигуры уродовать (удлинять, вывёртывать в невероятные позы, а позже – то уже был следующий стиль, маньеризм – и вовсе оставлял необработанные куски мрамора). Галич и Высоцкий уже упоминались. Природа совершеннее культуры или, другими словами, зверь ближе к богу, чем человек. Дивно просветленный лик Богоматери, возносящейся в высоту, восторг и одушевление собравшихся у гроба апостолов, величественная композиция, необычайный блеск красок – все вместе составляет могучий торжественный аккорд, производящей неотразимое впечатление. Вакханалия — так называли римляне оргические и мистические празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие с Востока и распространившиеся сначала на юг Италии и Этрурии, а ко II в. до н. э. — по всей Италии и в Риме.
Налитое в кубки вино искрится солнечными бликами. Традиционно сложившийся набор тем и сюжетов не удавалось расширить даже гениальным художникам: и в их произведениях мы встречаем умирающего человека, любящую женщину, страдающую мать и прочее в этом роде более того, эстетическая мощь творений этих мастеров провозглашает себя тем полнее, чем решительнее они высвобождают эти темы от всех и всяческих наслоений, от всего пустячного и малохудожественного, чем их «обогащали» заурядные художники и возвращают на авансцену искусства в их изначальной простоте и вместе с тем способности излучать бесконечное богатство тонов и оттенков. (А через 400 лет об этом знают только специалисты. ) Так вот в Раннее Возрождение был такой порыв вон от небесного к земному, что появилась тяга рисовать голых. Пуссен — романтик классической мифологии. Сколько же минуло мгновений.
А Позднее Возрождение в пику бравуре – тление изнутри. Тициан Вечеллио, Вакханалия, 1523-24 г. Музей Прадо, Мадрид. Оптимистические ожидания Возрождения не сбылись. Они стали тоже за нравственность. Почему художники называли так свои картины.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Персонажами Пуссена, напротив, являются не люди, а боги. Всё, что происходит в периметре полотна, кажется очень естественным. Наступает минута, когда движения рук, торсов и ног этих людей тоже становятся ритмичными, мышцы не просто сокращаются — теперь это происходит согласованно.
То есть всегда можно обнаружить актуальность по сходству или по противоположности. Очень удачно сказал об этом Мейер-Грэфе: «Вакханалия Пуссена чужда крайностей. Нет. Но долго ли протянут антиаскеты. Протестанты считали католицизм развратом.
Галич, а не Высоцкий. А Тициан ударился в цветность, так сказать. Так, думаете, католики под флагом аморальности боролись. Веласкес же великий атеист, колоссальный безбожник. Но поздний Тициан был мнения противоположного. Жизнь тягостна и чужда поэзии, она все более сжимается в пространстве.
Цени мгновения жизни. В самом Риме сам Микеланджело уже стал такого же мнения (см.
Например, Марс наиболее ярко воплощает черты воина — мужество, упорство, физическую силу. Попробуем теперь придать обобщенный вид уже выявленному нами значению тициановской «Вакханалии»: она показывает зрителю миг, в котором исчезают какие бы то ни было различия между человеком, зверем и богом. На его достижения в живописи опирались многие известные художники. Народы Европы впадают то в мистицизм, то в рационализм. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Подобный миг наслаждения становится для нас пиком жизни и ее интегральным выражением. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Тогда мы возглашаем: «О, горе мне. » — и стремимся отвести их от себя, отвергнуть и, насколько это возможно, вообще избавиться от них, чтобы они больше никогда не повторились.
Это фавны, сирены, нимфы и сатиры, составившие в этом вечном лесу компанию Вакху и Ариадне в их безудержном веселье. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Историческая аналогия говорит, что побеждают они. Нидерландцы – Рубенс и Ван-Дейк, французы – Пуссен и Ватто испанцы – Веласкес и Мурильо, англичане – Рейнольдс и Гейнсборо обязаны Тициану столько же, сколько итальянцы Тинторетто, Тьеполо и Паоло Веронезе. Поздний Тициан, а не поздний Микеланджело, так сказать.
То было время, когда определялось, вылечится ли заболевший социализм или нет. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Немногим раньше Паскаль заявил: «II faut s39abetir».
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Она не является, как у Тициана, полднем распутства, она есть счастье, ставшее нормой». Вино — это мудрый, плодоносный и ветреный бог.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Она породила реакцию – тягу к одухотворённости. В 1527 году Рим был разорён немцами-лютеранами ибо "Рим был символом отступничества от христианских ценностей, погрязшим в грехах (Википедия). Сейчас, собственно, есть похожесть. Искусство Тициана, в частности «Вакханалия», стало во многом основополагающим для развития искусства последующих лет и столетий.
Все это является родовыми свойствами, по существу, уже божественного существования. Предельно кратко я сказал бы так: боги — это верховное значение, которое получают некие вещи, когда они рассматриваются во взаимосвязях с другими вещами. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе.
Тот, мол, не должен отвлекать монаха от богомыслия. А Италия на юге. Наняли художника, одевшего фигуры в накидки и штаны. Время позднего Тициана было временем религиозной войны протестантов с католиками.
Антиаскеты и аскеты. Эти люди пьют.
А наслажденье вечным быть стремится, Бездонной жаждет вечности оно. Все идеалы, которыми движимо искусство, повторяются в веках и их всего несколько типов. Впечатления о дневном времени образовывались у него в связи с великими проявлениями природных стихий, например со случавшимися время от времени грандиозными пожарами степного травостоя, тогда как ночь он наделял восстанавливающей силой: в его воображении она являлась временем, когда из могил восстают мертвецы. Ориентиром, компасом телесных движений является некая таинственная логика, пребывающая в мышцах человека: вино усиливает ее и движения складываются в танец. (Хосе Ортега-и-Гассет) Выполненная в традиционных для античности видениях мира, Вакханалия представляет праздник жизни, ликующий образ бытия.
Carpe diem. Они застеснялись наготы обнажённых фигур в Страшном суде Микеланджело. В такую, когда природа вокруг кажется просто великолепной, когда воспламеняются сердца, возжигаются взоры, а ноги непроизвольно пускаются в пляс. Со своей стороны зададим художнику вопрос: а что же такое боги.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Водный поток казался ему не просто текущей, струящейся водой, а и каким-то особенным способом существования речных божеств. «Вакханалия» – одна из самых известных картин Вечеллио Тициана (1488/1490 – 1576) итальянского художника, эпохи Возрождения.
И так, что же значит слово ВАКХАНАЛИЯ. Находящиеся здесь люди осознают, что во всем есть правая и левая стороны, верх и низ, что есть свет и тень, покой и движение становится очевидным, что вогнутое — это лоно, готовое принять в себя выпуклое, что сухое стремится к влажному, холодное — к горячему, что молчание подобно постоялому двору, пребывающему в ожидании шума и суматохи. В его вакханалии не просто нет Вакха то, что здесь есть, — это бесстыдство под личиной Вакха. Что бросается в глаза современникам.
Безыскусственность называлось это. Всё, что происходит в периметре полотна, кажется очень естественным. Туткажутся равновозвышенными любые естественные акты. Размер картина: 175 x 193 см (холст, масло) Давно привлекала эта тема в творчестве известных художников.
Гораций. Чуть ли не посрединекартины малыш задрал подол рубахи и удовлетворяет малую нужду. Они пьют. Итак извечные темы искусства мы вправе рассматривать как откровения истории. тут, тут и тут).
Так Высокое Возрождение в пику ей породило бравуру красок. И что символизируют люди в образе богов. Рисовал в кельях, глушил цвет. Кто-то из этих людей взял с собойамфоры и кубки изящно сработанные серебряные и золотые кувшинчики.
— Лови день. – воскликнул в 23 году до н. э. Они пьют. Что это за жизнь.