По сравнению с юношескими творениями тридцатыхгодов изобилующими игривостью и живостью, художник обращается к классическомумифу, рассматривая его сквозь призму мрачных размышлений над трагическимсмыслом человеческого существования. Пользовался огромной прижизненной славой, его заказчиками были император Карл V испанский король Филипп II, папа Павел III, правители Мантуи, Феррари, Урбино. Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим.
Ликующий ритм движения нарастает от картины к картине. И она отвечает ему любовью.
Да, он был творец. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера.
К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. -- «Вознесение Христа» (ок.
Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Происходил из родовитой провинциальной семьи. Заключительные штрихи Тициан наносил, растирая краску пальцами, редко прибегая к кисти».
Это следует из его переписки с Филиппом II (работа над заказами короля порой растягивалась на несколько лет) и подтверждается описанием его творческих методов, оставленным известным венецианским художником и критиком XVII века Марко Боскини. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Портрет короля Франц Франциска вн малював по медал, що привезли Тцану. Если в работах «Цыганская мадонна», «Св.
В другом аспекте решена луврская картина Коронование тернием (около 1542 г. ), композицию, которой впоследствии Тициан повторил незадолго до смерти в прославленном мюнхенском варианте. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят).
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Теперь силы действительности, враждебные большому и светлому идеалу, приобретают у Тициана не только конкретное, но и зловещее обличие-таков тучный, лысый фарисей в ярко-красном плаще, образ поистине страшный своей самоуверенной значительностью, самодовольным, хозяйским высокомерием или Пилат, жестом циничного палача указывающий на Христа. Слава его начинается с 1516 года, когда он написал на двери старого шкафа так называемое «Кристо делла Монета» — картину известную ныне под названием «Динарий кесаря». Его место в ряду самых первых мастеров итальянского Ренессанса, его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших колористов в искусстве живописи-все это неоспоримые факты.
Себастьян», ок. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. До последних дней он не прекращал работать. 1515) переживает новую волну подъема.
1555). С другой стороны, светлый эмоциональный тон этих картин (сохраняющийся даже в драматизированных ситуациях), осязаемо счастливая атмосфера, в которую погружены их персонажи, ни в коей мере не могут быть сближены с таким образным комплексом, как пастораль. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Культурные изменения их абсолютно не затронули. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Естественно, подобная вольность не могла остаться безнаказанной.
Точно установить его дату пока не удалось – ученые до сих пор об этом спорят. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Несколько лет художник жил в своем доме почти затворником, сутками не выходя из мастерской. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). В Мадонне Пезаро нет героических деяний, но все полно дыхания могучей жизни. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). «Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал».
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Письма же за него писали под диктовку. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.
Эта работа стала для Тициана своеобразным экзаменом. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 гг. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции.
В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма. В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм.
Так. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Некоторые исследователи не соглашаются увидеть в них очередной (пусть и последний) этап творческой эволюции художника, считая их просто незаконченными (то есть в некотором смысле неполноценными) произведениями. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.
К 1510 году Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Пзнше науковц умовно роздлять митцв на малювальникв (майже вс флорентйц — вд Леонардо да Внч до болонц) та венецанцв, що працювали в манер кольорових плям. К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне «Венера», а другие произведения, в том числе «Сельский концерт», могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Как бы мы ни старались, мы не сможем выявить для него иерархию жанров – Тициан был одинаково великолепен как в портрете, так и в религиозных и мифологических картинах (куда составной частью входил и пейзаж). К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг.
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Маленькая, полная детской прелести Мария естественно и величаво смотрится на фоне огромного здания. В этой картине художник оставляет традиционную пирамидальную структуру с тем, чтобы избрать плотную диагональную композицию, пронизанную пересечениями взглядов и жестов и помещенную в тень двух огромных колонн. В это время художник писал в основном портреты.
В 30-е-40-е годы Тициан определяет весь облик венецианской культуры. Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, заразившись от своего сына, ухаживая за ним.
Тем не менее, документально засвидетельствовано только лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой «Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этом случае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизни автора. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика. На зелёной лужайке находится мраморный саркофаг, наполненный водой. После этой картины, тридцати лет от роду, он становится официальным художником Венеции. В результате можно сказать, что Тициан стоял гораздоближе к поэтическому миру маэстро ди Кастельфранко, перенимая его колористику инаследуя его заказ после преждевременной смерти учителя от чумы в 1510 году, ввозрасте неполных тридцати лет.
В этот день не было никого из его родных. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон).
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Он много работал, а в свободные часы общался с детьми.
Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Этот портрет-исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Тициан придавал значение оттенкам цвета их смешению, плавным или контрастным переходам. З 1517 року обйняв посаду офцйного живописця Венец республки. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными. В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Это новое восприятие личности заставляет Тициана изменить традиционные приемы портрета. 1562, Бостон Пастух и нимфа, ок.
Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Умер в Венеции 27 августа 1576 года.
На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Две любви: небесную и земную. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Он назвал их «роезхе» («поэмы»). Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок».
Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Это предостережение несет в себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическую подоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силам Лиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлучения Венеции. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Помер у Венец 27 серпня 1576. С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос. Колоссальное Введение во храм (3, 46Х7. 95 м), написанное в 1534- 1538 годах, переносит нас, подобно картинам кватрочентистов, на площадь итальянского города.
Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. Марка. А это всегда драма. 1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Точно не известен даже год его рождения. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья.
По другой версии, в трудные годы, последовавшие завойной с Лигой Камбре, кульминацией которой стал в 1509 году разгром приАньяделло, Тициан счел своим долгом выразить надменную позицию Венеции, вызванную возвращением собственных территорий и возрождением мифа о священномгороде. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
К 1515 году влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом.
Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия. 1520, там же «Вакх и Ариадна», ок. Однако в 1525 состоялось очень скромное венчание, в домашней обстановке и в кругу самых близких и родных людей.
Новорожденную назвали Лавинией. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. Шедевром Тициана 40-х годов является картина Се человек (1543г. ).
Вн зробив жнку-мрю, жнку деал, жнку фантом, яку нколи сам не бачив.
Точная дата его рождения неизвестна. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. Наконец, Рафаэльи А к концу этого легендарного столетия царствовал один Тициан – Мастер и гениальный прагматик, сумевший использовать все живописные приемы своих современников. вн зробив молодичкою. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов – первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции. Знание земного шара от родных мест до отдаленных новых земель стало доступным для большего количества людей.
Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Той робив деклька мозак для головного храму Венец — собору Св. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.
Пьетро Аретино, Ариосто, герцог феррарский Альфонсо, герцог мантуанский Федериго император Карл V, сделавший Тициана своим придворным живописцем, папа Павел III – были его друзьями и покровителями. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. Даже не кистью — легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал».
О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Она была заказанавенецианским аристократом Никколо Аурелио по случаю его женитьбы на ЛауреБагаротто, чей отец, падуанский юрист Бертуччо Багаротто, был приговорен ксмерти заседанием Совета Десяти в 1509 году, когда секретарем Совета был тот жеАурелио. По решению правительства он был погребен в храме Санта-Мария Глориоза деи Фрари, что было против воли покойного, много раз при жизни изъявлявшего желание быть похороненным на родине, в семейной усыпальнице Бечеллио. Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане. К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511). 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. 1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Точная дата его рождения неизвестна. Собеседование», «Три возраста» еще проступают мотивы, унаследованные у Джорджоне: лирическая мягкость интонаций идиллический образ природы, то уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная» эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Спустя много лет, выехав в Европу, я увидел наконец и другие его картины, укрепившие во мне ощущение удивительной энергетики, жизнелюбия и реальности бытия исходящие даже из мифологических сюжетов. Тому й король тльки у профль, бо не позував майстру. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св.
Вернувшись в Венецию, Тициан, хотя и не отвергаяпросьбы со стороны правительства или религиозных и аристократических кругов, определенно скрывается от местного общества, оставляя поле боя вновьпоявляющимся художникам нового поколения: Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Якопо Бассано и полностью посвящает себя выполнению императорских заказов. Из-под его кисти выходят не только многочисленные портреты Габсбургов и членових окружения, но и мифологические сюжеты с отчетливо выраженным эротическимсмыслом, а также религиозные картины, предназначенные для двуличного Филиппа II. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). В этом городе художник проводит почти два года. 1510-11, Национальная галерея, Лондон). Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим.
До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям». Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж.
В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш. Исполненным глубокого трагизма образам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество, воля к жизни (Положение во гроб, 1559, Прадо Кающаяся Мария Магдалина, 60-е гг. и Св. Еще более сложная картина современности раскрывается в неоконченном групповом портрете Павла III и его внуков Алессандро и Оттавиано Фарнезе (1545-1546). Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). Боскини пишет: Пальма Джоване рассказывал мне о том, что Тициан имел привычку заполнять свое полотно массой цвета, которая служила основой для его картины и продолжал работать, нанося краску быстрыми мазками густой кисти. Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио, любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана. ». В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. Тициан прожил долгую жизнь.
Тициан Вечеллио да Кадоре (ок. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие – 98 – 99 лет. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти и «Женщина с зеркалом» (около 1514). Конец 30-х – 40-е гг. А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле.
Придуманное в XVIII веке название, под которым известен этот шедевртициановской молодости и искусства Возрождения, выражает одну из многих спорныхинтерпретаций, которые в свое время получила картина. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. Но ничто в картине не напоминает о благостной тишине и покое алтарей кватроченто.
Актуальность данной работы заключается в том, что ни один из крупнейших мастеров 16 столетия не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком и оригинальном истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра (Тициан по праву должен быть назван величайшим портретистом итальянского Возрождения), в многообещающих подступах к формированию такого нового жанрового подразделения, как пейзаж. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
И вспомним, что он прежде всего художник. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
Карл V приглашает его к своему двору в Болонье и Аугсбурге. Однако и в молодости и в зрелости из-под кисти Тициана на свет появлялись образы, существенно отличавшиеся от возвышенных и утонченных персонажей Рафаэля и Леонардо да Винчи. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Завершив последнюю, обращенную к богу работу, старый художник велел накрыть стол на множествоперсон для ужина, как когда-то в дни давным давно ушедшей молодости. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение. Героическая патетика, яркость эмоций определяют и характер алтарных композиций Тициана 1520-х гг.
Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 века. Это колебания маньеризма, с его вкусом кискусственному, утонченной интеллектуальной игрой имитацией античности, преклонением перед Рафаэлем и Микеланджело, пришедшие из центральной Италии, дабы затенить сияние Тициана и венецианского искусства в целом.
Большинство современных исследователей считают, что наиболее вероятной датой рождения Тициана является 1490 год. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя.
1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Але авантюрний майстер робив сумнвн реч. Могущественнейшие государи Европы осыпают его заказами и почестями. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю.
В 1520 году он находится в зените славы. Там он пишет портреты самого императора, а также представителей немецкой аристократии. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»).
-- время расцвета творчества Тициана-портретиста. В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана.
Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
«Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера. Цвет здесь уже не наложен широкими, растянутымимазками, но слоится на свету, распределенный более резкими прикосновениями. Поскольку он был очень известным человеком, эта новость быстро разлетелась по всей Венеции. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера.
Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека — характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. 1538, Уффици) -- он переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 в. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества -- от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте.
Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры. В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Последние картины Тициана до сих пор вызывают споры.
Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) – знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) – в Национальной галерее в Лондоне. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Знаменитыйпортрет был начат в Риме, где Тициан провел несколько месяцев с октября 1545 помарт 1546 года. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди.
Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. Тцан викликав з Пве д Кадоре сестру, що виховувала дтей правила в осел.
Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. Зовсм не можна довряти портрету забелли Португальсько. Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.
В одном из шедевров этих лет – «Венере Урбинской» – он переносит богиню в уютный покой венецианского дома 16 века. Но это далеко не жанровая картина. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. К этому же периоду относится серия «Вакханалий», написанных для герцога Феррари Альфонсо дЭсте («Праздник Венеры», ок.
Семья Вечеллио была одной из самых старинных и известных у себя в городе. И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане. За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору». Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. В 1507 поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти (1510) закончил некоторые его картины. (плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана.
Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. Так, в картине «Се человек» на известный евангельский сюжет художник переносит действие в современную ему обстановку. Написана картина маслом на доске. А ведь ему было уже за сорок. Созданные однажды, произведения искусства не остаются одинаковыми раз навсегда.
Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса.
Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Художник много путешествовал в компании сына императора Филиппа II, с которым он был дружен, правда, скупость живописца часто пошатывала теплые отношения между ними. Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Якщо в раннй творчост це радсна радсть, то пзнше це драматичн колз. Он добился международной известности и был очень обеспеченным человеком.
Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет. Важнейшим эпизодом, относящимся к первым опытамтициановского творчества, становится его первый контракт. Фигуры героев полны величия. Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» -- в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо дАвалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо). По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. В 1538 году закончена картина Венера. На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. При этом существовало множество реальных рабов.
Все его святые просто земные люди. Эту — одну из лучших своих картин — он завещал поместить в часовне, над своим надгробием. На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием.
И королей и святых. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой.
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. 1519-22, церковь Санти Надзаро э Чельсо, Брешия) с его великолепным эффектом ночного освещения и «Мадонна Пезаро» (1519-26, Санта Мария Глариоза деи Фрари, Венеция), проникнутая триумфальным пафосом. Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру». Це й помтив прискпливий Мкеланджело. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
к творчеству мастера. Сначала явился Леонардо. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами. По слухам. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции.
Именно эти чувства испытывает зритель при взгляде полотно «Любовь земная и Любовь небесная» (1515-1516). Тцан якраз представник венецанського способу. Термн навчання у Джованн невдомий, як багато чого з раншнього пероду життя Тцана.
1520-40-е гг. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейской Юдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата – а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника.
Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Новые реалистические принципы Тициана этих лет раскрываются, прежде всего, в его живописной системе.
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Потом Тициан. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. 1545, Галерея Питти, Флоренция).
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Героев картин Тициана невозможно назвать «небесными существами» — они приземлены, полновесны, чувственны, в них ощущается «языческое» начало. В 30-е годы Тициана все больше притягивает современность. И оказался прав. А Тициан – дает.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Увидев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в свое лоно Зевса (в виде Золотого Дождя. Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Новые заказы не заставили себя ждать. Вона померла, а митцю замовили портрет.
Все главные храмы города открывают художнику свои двери. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии. Тициан или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. После окончания цикла Вакханалий Тициан более 10 лет не обращается к античной теме.
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Псля цього вчився у майстрв Джованн Беллн, Джентлле Беллн, Джорджоне. Так, грандиозным пафосом борьбы пронизаны панно Жертвоприношение Авраама, Каин и Авель, Давид и Голиаф (ок. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.
Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. В его творчестве поражает ровное и глубокое дыхание – Тициан практически не знал провалов.
Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие. Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет.
В монументальном полотне «Введение во храм» евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества. Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст.
В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья. Перешагнувший сорокалетний рубеж Тициан выглядел большим «удачником». Його клнтами були Карл V, спанський король Флп II, папа Павло III, правител Манту, Феррар, Урбно нш не менш вдом особистост. – время расцвета портретного искусства Тициана. 1565, Национальная галерея, Лондон).
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели. Позже Тициану все же пришлось преодолеть страх путешествий.
Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Но младший сын настолько пристрастился к рисованию, что готов был часами заниматься любимым делом. В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века. Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь.
А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Тцан Вчело народився в 1488 роц, за деякими даними в 1490 в Пве д Кадоре.
Мифологические композиции-только одна сторона позднего тициановского творчества. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». великолепная фигура св. До последних дней он не прекращал трудиться. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел — картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Но и в собственно сюжетной картине этого цикла в Венере и Адонисе (1554, Прадо) элементы драматизма, таящиеся в представленной ситуации, в значительной мере отступают перед собственно пластической выразительностью оригинально задуманной мизансцены и та же идея великолепия жизни и торжества ее зримой красоты, благодаря связи персонажей с пейзажной средой, оказывается воплощенной в широком природно-космическом охвате.
Тициан обладал завидным уменьем передать пышную прелесть колорита, придать необыкновенную жизнь колориту нагого тела. Тцан був одруженим, мав родину. 1518-19, Прадо «Праздник на Андросе», ок. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом. Она излучает спокойствие и особую внутреннюю силу. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно выделены фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Тициан видит в античности не хрупкую.
Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина». Джорджоне вскоре начинает поручать Тициану работу по завершению своих заказов и вместе с ним расписывает своды дворца немецкого подворья в Венеции. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные».
В творчестве Тициана конца 20-х – 30-х годов героическая суровость постепенно сменяется более эпически-спокойным, хотя и столь же монументальным видением мира. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини.
Основа деятельности Тициана – алтарные образы. Память о Джорджоне, гении красоты, завещавшем ему дописать все его неоконченные картины о жизни и смерти, о неразрывной связи Неба и Земли, будет питать кисть Тициана, не давая ему того земного блаженства, в которое погружены его картины. Сюжет картин переносится им в реальную среду Италии XVI века, монументальные полотна приобретают исторический характер. 1522-23, Национальная галерея, Лондон). Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. простотой скрывается целый мир глубоких и сложных мыслей и чувств.
Крупнейший представитель венецианской школы. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
Нюансируя цвет и тон, меняя фактуру мазка, то пористого и плотного, то прозрачного и деликатного, обыгрывая краску на просвет, Тициан передает теперь все чувственное и материальное многообразие мира-холодный блеск металлических лат, шелковистость тонких волос, мягкость и теплоту бархата, никогда не впадая в несколько поверхностную виртуозность мастеров более позднего времени, оставаясь сдержанным, полным благородства (не случайно общий тон картин становится теперь более темным и глубоким). В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. В частности, для него Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин (1550-62). Он прожил ровно век. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые.
Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции. Их герои и ситуации крупнее и драматичнее, нежели это диктуется поэтикой пасторали их общее чувство насыщеннее и богаче.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения.
Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. Ее можно сопоставить с «Венерой» Джорджоне: у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прославився серед художникв, як майстер Венецанського Вдродження.
В 1525 году Тициан женился. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). На это тратились огромные силы и средства. Как и Введение во храм, картина полна монументального размаха и великолепия. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек».
1570, Вена). А сам вн бльше приховував, нж вдкривав. Дружину звали Цециля Сольдано. Фигура Христа величаво господствует в картине, заполняя ее почти целиком. Название картины условно – ибо в 17 веке её называли «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг.
В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
Столь же очевидны широкий образный диапазон его искусства, типологическое многообразие его работ, выделявшее его уже среди современников, многоэтапность его длительного творческого пути, позволившего ему пройти через весь 16 век, через два из главнейших этапов ренессансной эпохи – Высокое и Позднее Возрождение. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). В одном из шедевров этих лет -- «Венере Урбинской» (ок. Живопись его включает религиозные, мифологические, аллегорические композиции, портреты, традиционные для Венеции «истории» -- многофигурные сцены с элементами исторической композиции. Эта картина была заказана ему в 1516 годуфранцисканцами церкви Санта Мария Глориоза дей Фрари и торжественнопредставлена миру в 1518 году. Затем Микеланджело.
Точная дата его рождения неизвестна. В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. В 1545 году Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III, там он встречается с Микеланджело. Наиболее значащим из немногих сохранившихся фрагментов представляется мощная фигура сидящей женщины, попирающей ногой чью-то голову и держащей в руке меч.
Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Все в этих картинах пронизано отголоском каких-то могучих сил. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Серия Вакханалий Тициана-это абсолютно новая интерпретация в европейской живописи античной темы и образа античного мира. В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). В основному великий художник писав на теми мфологчн, алегоричн, портрети, пейзажн мотиви.
1555, галерея Уоллес Похищение Европы, ок. Подробности об учебе неизвестны – они начинаются только с 1508 года. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям — ощущение «движения» образов.
Карл V пожаловал ему титул графа Палатинского. В 1525 году он женился, жена родила ему троих детей (после появления на свет третьего ребенка она умерла). Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. В картинах 1530-х гг. Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором.
В 1540-е гг.
Больше людей стало пользоваться часами, даже наручными и привыкать строить распорядок дня не только по солнцу и поре года. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля. Когда он отправляется к чужеземным дворам писать картины, ему придается княжеская свита.
Мало того, в образе Пилата он запечатлел черты итальянского гуманиста Пьетро Аретино, а в облике одного из фарисеев — венецианского дожа. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро». Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок.