Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Полотно построено в богатой черно-коричневой гамме с небольшими вкрапления белого вокруг лица.
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Эта работа новатора. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Был ли Джорджоне действительно на год моложе Тициана, в настоящее время подвергается сомнению (в связи с теми сомнениями, которые возникли относительно достижения Тицианом 99 лет).
Глаза, подернутые слезами, устремлены к небу, губы слегка приоткрыты, будто она шепчет молитву. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Он чувствует себя независимым. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела и оставил его в подарок другу. Точная дата его рождения неизвестна. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Портреты Тициана поражали высоким уровнем духовности, вместе с тем с полотна смотрел живой человек, как правило, с грустью в глазах.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Хотя современники критиковали эту Благовещение за грязные цвета, сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. До известной степени, картину художника можно рассматривать как исторический документ, отражающий жизнь папского двора.
Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества.
Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Тициан поистине мыслил краской.
Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Веришь, всей душой веришь этому горю — но горе это не духовное самобичевание аскезы, а боль о безвозвратной утрате.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Он и не относится к ней легкомысленно.
Но если скульптор XVII века любуется переходом человеческого туловища в ствол дерева, то Тициан намного жестче, экспрессивной, энергичней. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Над темным морем он несет её на Крит.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре —27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Вечеллио удавалось привнести в сюжеты на библейскую тему что-то неуловимо земное, но вместе с тем непогрешимое.
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана значило обрести бессмертие. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Здесь чувствуется старческая мудрость, какое-то безразличие к суете вещей.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. В этом отношении сравнение Тициана с солнцем не верно. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Созданные им образы обладают мощными силами. Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы». В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Естественнее предположить, что Тициан был моложе своего товарища из Кастельфранко и это объяснило бы его поступление (в 1506) к Джорджоне в качестве помощника при росписи фресками (впоследствии погибшими) Фондако деи Тедески в Венеции. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность.
Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Это лишь ранний этап тициановских поэзий. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. «Андреане» (около 1523—1524) написаны под влиянием Микеланджело.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции).
Известны также и алтарные произведения, которые Тициан выполнял по заказам венецианских церквей. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами».
Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516—1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. Рядом с ней находится в рубище св. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Себастьане, не много красок также на картинах Се человек и Несение креста. к творчеству мастера.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне.
Тициан остается лишь наиболее ярким среди них. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Пожалуй, опасно смотреть на такие картины молодым художникам. И к тому же один из самых больших его портретов.
Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами.
Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение.
Символический мотив глубокой древности, полюбившийся, вероятно, старцу Тициану за свое выражение хрупкости всего земного существования. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Колорит – контрастный.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. Много и охотно художник писал женские портреты.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год).
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана».
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 — 1516 годов.
Один цвет — черный — создает весь красочный эффект на Св. Петра. «Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево.
В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом».
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Франциска. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Несколько слов о «Вакханалии».
В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Действительно, здесь живопись в том смысле, как она понималась во всей остальной истории искусства (за исключением именно Рембрандта, отчасти еще Гойи и французов 1860-х, 1870-х годов) исчезла и заменена чем-то другим. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Юпитер не позволил свершиться злодеянию: он превратил Каллисто и Аркада в созвездия Большой Медведицы и Волопаса.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Читатель узнает подробности его нелегкой, но прекрасной жизни, заполненной творчеством. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков).
Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Что только не перевидал, не перечувствовал и не передумал во всю свою вековую жизнь Тициан — некогда видавший лучшие дни Венеции и чуявший ее медленную непредотвратимую гибель. Так называли современники Тициана. Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем.
Портрет молодой красавицы в зеленой шубке (какой-либо куртизанки, возможно, что той самой особы, которая позировала для La Bella в Питти и для уффициевской Венеры) слишком вял по тону и робок по живописи, чтобы приписывать его самому мастеру. Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом».
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Отличительный признак поздних работ Тициана – это впечатление воздушности, манера письма исключительно свободна, композиция, форма, свет – все соединяется в одно целое. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня.
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Вернее, здесь живопись только и стала живописью, чем-то самодовлеющим. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Необычно исполнение картины.
Предполагают, что это могла быть Виоланте, дочь художника Якопо Пальмы Старшего, но никаких документальных свидетельств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть сей факт, нет. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Тициан является символическим художником Венеции, ее лучшим и наиболее полным олицетворением. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
Характерно для Тициана — его простая правдивость, его полная искренность. Кто изображен на картине – загадка. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. От Джорджоне Тициан воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Каждый из вторых художников Венеции велик, гениален и вполне независим. Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Теперь она выставлена в Вашингтоне. Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто».
У Тициана все не так. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Спаситель мира — очень пострадавшая картина. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
У них родился сын Персей. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Это солнце всей системы венецианской живописи. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Точная дата его рождения не определена. Это отразится в его автопортретах.
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Он не ломается, когда создает свою интерпретацию евангельской героини. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки.
«Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное». Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
к творчеству мастера. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Художник одет в простую и дорогую одежду. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана.
По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.