В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, Любовь земная и небесная, Флора – они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции.
Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. В десять лет живого и способного мальчика отправили к его влиятельному дяде в Венецию.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ).
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. То, что набросок позволяет предварительно составить композицию, оценить сочетание разных составляющих будущей картины, посмотреть, как из частей будет складываться целое, Тициан не учитывал. Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Обе картины пришлись по душе хозяину. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини.
– время расцвета портретного искусства Тициана. Он становится для Тициана и Сансовино одним из ближайших друзей. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Крупнейший представитель венецианской школы. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте).
В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) Тициан создает шедевр – «Успение Богородицы» (Assumption of the Virgin). В 1532 г. художник возводится в дворянство, ему присваивается титул графа-палантина и он награждается орденом рыцаря Золотой шпоры. В 1545 г. Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III и там встречается с Микеланджело. В 1548 г. по приглашению императора Священной Римской империи Карла V Тициан посещает Германию. В период с 1550 г. по 1576 г. Тициан работает в качестве художника-портретиста короля Испании Филиппа II и по его заказу пишет серию мифологических картин известных как «Poesie» и считающихся величайшими произведениями художника. В 1575 г. во время эпидемии чумы в Венеции Тициан заболевает и умирает 27 августа 1576 г. Работы Тициана экспонируются во многих, самых знаменитых музеях мира: Лувре, Национальном музее Прадо, Музее Тиссена-Борнемиссы, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Метрополитен-музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Венском музее истории искусств, Государственном Эрмитаже. На аукционах Sothebys в 2008-2011 г. г. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена.
Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Тициан, хорошо зная труды Везалия, мог бы проиллюстрировать это высказывание сатирическим рисунком. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники.
Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру. Святой Петр изображен в роще, среди громадных деревьев. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Все его святые просто земные люди. Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год).
К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение.
Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Эта работа новатора. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Кто изображен на картине – загадка.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies». «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. Хотя современники критиковали эту Благовещение за грязные цвета, сейчас она воспринимается как одна из наиболее смелых его работ. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи.
На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Петра Мученика, который был написан в церкви Сан Джованни Паоло. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Сложно, если не сказать мучительно, каждый раз, когда художник пишет картину, держать перед собой модель (неважно одетую или обнаженную).
Несколько слов о «Вакханалии». Он был исключительно здоров и удачлив, от судьбы видел только счастье и благополучие. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
«Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Неудивительно, что монахи, заказчики картины, с большой осторожностью согласились принять работу. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Именно с Джорджоне Тицианом выполнены первые работы – фрески в венецианском дворце Фондако деи Тедески (Fondaco dei Tedeschi). К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году.
к творчеству мастера. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». А Тициан – дает.
Следует отметить образ св. И она отвечает ему любовью. Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Над темным морем он несет её на Крит.
Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Франциска. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
Потом Тициан. Картины Тициана этого периода характеризуются монументальностью, которая наполнена пафосом и динамикой. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
«Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником. Он послал за Тицианом, которого считал отличным художником. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. По обе стороны от нее – невероятно тщательно исполнены Грация и Красота. Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его.
Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Едва завершив работу над Ассунтой, Тициан получил новый большой заказ: семья Пезаро поручила ему написать большой алтарный образ для одной из боковых капелл той же церкви. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Это правда, творения из ряда вон выходящие. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Другой монах, бегущий по направлению к зрителю испуган близящейся смертью.
Да, он был творец. Необычно исполнение картины. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Исполнение портрета было настолько мастерским, что не подпишись Тициан на фоне, картину приняли бы за творение Джорджоне. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту.
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Точная дата его рождения неизвестна. Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима». Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
В поздний период Тициан достиг вершин живописного мастерства и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Тот же, стремящийся к славе и успеху, блестяще написал еще две сцены в этой зале. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. Он не только завершил в целом ряде крупных произведений совокупные усилия прежних поколений венецианской школы, но и с блеском открывает новую эру. Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия.
Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже. Необычайно выразителен пристальный и одновременно рассеянный взгляд больших серо-голубых глаз. В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. И, как в прежние времена, остроумного, способного поддержать блестящую беседу. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Мало кто был равен Тициану по дарам, которыми щедро наградил его Господь.
Много и охотно художник писал женские портреты. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан. В 1511 г. художник оправляется в Падую, где в течение нескольких месяцев работает над фресками в соборе Святого Антония Падуанскаго (Basilica Pontificia di SantAntonio di Padova). В 1512 г. Тициан возвращается в Венецию и в 1513 г. назначается смотрителем правительственных работ. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. И к тому же один из самых больших его портретов. Обучаясь, Тициан перенимает те же приемы. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция).
Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. К ней в стремительном движении устремляется Вакх, прекрасное тело которого укрыто единственной одеждой в виде развевающегося яркого розового плаща. Ему подражают им восхищаются.
Излюбленными густыми и уверенными мазками Тициан умело строит форму тела и пространственную среду картины, дополненную романтическим пейзажем. Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. Герои были изображены в натуральный рост. Это лишь ранний этап тициановских поэзий. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
Он прожил ровно век. Вернемся к произведениям Тициана.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило.
Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Петра. Он всегда зарабатывал много, ему охотно и щедро платили за его вещи. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51).
Позднее, с появлением Джорджоне из Кастельфранко, примерно в 1507 году, в полотнах Тициана появляется больше естественной мягкости и прекрасно переданного объема. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы». Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого психологического проникновения в образы своих героев.
49 произведений, созданных с 1508 г. по 1551 г. Раздел 2. Художник одет в простую и дорогую одежду. Патетическую мощь приобретает цветовая гамма, сочетание рубиново-красных и синих тонов одеяний Богоматери, всплески красного в одеждах апостолов. Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. На Тициана повлиял не только богатство цветовой гаммы пролизведений Джованни Беллини, но и лирически неуловимые пасторальные и мифологические сцены картин ученика Джованни Беллини Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко).
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть.
В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. На другой – множество прекрасных амуров и детей в различных позах. А ведь ему было уже за сорок.
В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. И, в конце концов, оказывается, что и в них пейзаж, хотя и отодвинутый на задний план, составляет все же существенную их прелесть – именно он и дает жизненность, ту атмосферу, в которой все фигуры начинают жить, дышать. За Вакхом – шествие его спутников: это и танцующие нимфы с тамбуринами и девушки, несущие сосуды для вина и сатиры. Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. На ней на фоне прекрасных видов и роскошной рощи изображение Богоматери на пути в Египет.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры.
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Этой картине Тициан посвятил не один месяц работы. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе.
ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Однако Беллини не закончил картину, так как был уже в достаточно преклонном возрасте. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана.
А это всегда драма. Многие знатные жители Венеции, не зная, что Джорджоне прекратил работу над фасадом и что роспись выполнял Тициан, а он уже снял часть лесов с работы, поздравляли Джорджоне, по-дружески хвалили работу, говорили, что часть работы над лавками (которую выполнил Тициан), значительно лучше фасада над Большим каналом (который расписывал Джорджоне). Он чувствует себя независимым. Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага. Серебряную вышивку на камзоле можно было рассмотреть до каждой петельки серебряной нитки.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. После он пишет картины на античные мотивы, которые предназначались для Королевы Марии.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте).
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Для росписи другой стены, был приглашен Джан Беллини. Ассунта Тициана полна героического пафоса.
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Для Венеции фигура Тициана исключительно важна: до этого периода достижения живописцев были незначительны.
Живопись Тициана постепенно приобретала признаки зрелости, сюжеты становились все более осмысленными, а тончайшие полутона на его полотнах приводили в восторг ценителей живописи. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Рядом с ней находится в рубище св. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями».
Увидев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в свое лоно Зевса (в виде Золотого Дождя. С небес на коленопреклоненную фигуру исходит чудный свет. На нем изображены нарядно одетые золотоволосая венецианка и античная богиня Венера, сидящие на краю мраморного саркофага, в воде которого Амур вылавливает лепестки роз, символизирует красоту мироздания. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Тициан Вечеллио (1488/1490—1576) родился в городке Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore), расположенном в итальянских Альпах. В возрасте 11-12 лет Тициана отправили в Венецию для обучения живописи и устроили учеником в мастерскую Джованни Беллини, ведущего художника своего поколения. На картине три персонажа – сам Христос, облаченный в белое и стоящий по колено в реке Иордан, Иоанн Креститель, а по диагонали от него – мужчина в черном, наблюдающий за таинством крещения. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет.
Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Конец 30-х – 40-е гг.
Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа.
Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Гербы изображенные на саркофаге и серебряном блюде, принадлежат венецианской семье Аурелио и падуанской семье Багаротто, вот таким образом, видимо, картина была написана в честь состоявшейся в 1514 году свадьбы Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Это три большие картины и закончить их необходимо было в масле. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне.
Маркуолы, в зале мессира Андрее Лоредано. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы.
Эта композиция считается самой завершенной из тех, что были созданы Тицианом. было продано три картины художника:- «Мадонна и младенец со Св. У Тициана все не так. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. На картинах изображение Авраама, приносящего сына в жертву, Давид, повергающий Голиафа и Авель, погибающий от руки брата Каина. Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения. Созданные им образы обладают мощными силами. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения.
Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. Точная дата его рождения неизвестна. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное». На картине Мария изображена напуганной, а не смиренно принимающей известие, как ее изображали ранее, а визуальный акцент смещен на архангела Гавриила и Святой дух в центре композиции. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой.
Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В 1566 году Вазари, прибыв в Венецию, посетил Тициана, как своего лучшего друга. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Портрет Тициан писал в Мантуе, у живописцев были совместные дела и оставил его в подарок другу. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. И вспомним, что он прежде всего художник. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». Картина, которую в 1538 году создал Тициан, Венера Урбинская, стала примером символизма в живописи. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками.
к творчеству мастера. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет).
В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Эти своего рода упражнения помогают отточить художнику свою манеру живописи, вырабатывают вкус, дают возможность освободиться от «вымученности» изображения. В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Все главные храмы города открывают художнику свои двери.
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом». Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
И оказался прав. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Две любви: небесную и земную. Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. У них родился сын Персей. Так называли современники Тициана.
Сначала явился Леонардо. Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом.
Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий).
Лукой и Екатериной Александрийской» (The Madonna and Child with Saints Luke and Catherine of Alexandria) – 16 882 500 долларов США (27. 01. 2011)- «Портрет адмирала Франческо Дуодо» (Portrait of An Admiral Francesco Duodo) – 1 762 500 долларов США (27. 01. 2009)- «Кающаяся Магдалина» (The penitent Magdalene) – 4 521 000 долларов США (24. 01. 2008)В двух разделах коллекции показана 91 картина ТицианаРаздел 1. Если рассматривать эту работу в контексте творчества Тициана, то исследователи сходятся во мнении, что это одна из лучших работ зрелого периода художника. В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя. Тициан поистине мыслил краской. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика.
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Окрашенная Тицианом в двадцать пять лет, картина является самой известной работой раннего периода творца. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Благодаря приказу Карла Пятого был написан алтарный образ Троицы. На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
К середине 1510-х гг., после изучения Рафаэля и Микеланджело, Тициан вырабатывает самостоятельный стиль. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. И королей и святых.
Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Это отразится в его автопортретах. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин – сколько белила».
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Художнику поручают завершение неоконченных Джованни Беллини картин в зале Большого совета Дворца дожей (Palazzo Ducale). В 1516-1518 г. г. в венецианском соборе «Успения Девы Марии». Колорит – контрастный.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Затем Микеланджело. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).