Аллегория) «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, галерея Боргезе, Рим). Тициан жил и работал в XVI веке, в период блестящего расцвета культуры и искусства Италии. Тициан Вечеллио (1477. Выставка «Европа—Россия—Европа» откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Другое полотно – конный портрет Габсбурга в битве под Мюльбергом (оба 1548 г. ). Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Обладавший тонким чутьем художника, Тициан словно предугадывает события: действительно, вскоре Оттавио Фарнезе встанет во главе заговора против Павла III. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. передачи освещения. и флорентийской школ живописи, представленные в творчестве Микеланджело и Рафаэля, – объёмность и динамизм фигур и композиции в целом, драматизация образов также изучает возможности северного иск-ва (благодаря гравюрам А. Дюрера и др. ) с принципиально иными, чем в Италии, ролью линии и характером пейзажа.
Женскую красоту воспевает Тициан и в картинах «Даная» и «Венера перед зеркалом», которые создавались в те же годы, что и трагические по своему звучанию полотна мастера. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. 1565-70, Эрмитаж «Пастух и нимфа», ок.
(плафоны венецианской церкви Санта Мария делла Салюте «Коронованные терпением», 1545, Лувр), завершает период творческой зрелости Тициана. Обращаясь к традиционным для средневекового искусства сюжетам, он дает им новую трактовку. Главный из них – это не очень хорошая сохранность произведения.
Это один из последних шедевров Тициана. Старая Пинакотека, Мюнхен. 1512, Прадо, Мадрид).
Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал. Исследователи творчества Тициана разделяют его жизнь в искусстве на два этапа. Беллини Лотто смело использовал насыщенные краски, динамичные линии. Тот, кто хорошо помнит знаменитую «Спящую Венеру» Джорджоне, выставлявшуюся у нас в числе других шедевров Дрезденской галереи, усмотрит в «Венере Урбинской» Тициана черты сходства с ней, а вместе с тем и различия.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515—1520 Лувр). Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. мастеру («Сельский концерт», ок. В чем причина. Показательно, что в этих портретах отсутствует деловое активное начало.
1534, Национальная галерея, Лондон). «Св. илл. Тициан Вечеллио (1477. мест в творчестве Т. Уже вранних произведениях Т., основываясь на новаторской формуле Джорджоне (поясной срез модель представлена на нейтральном фоне вполоборота со взглядом, устремлённым на зрителя), стремится к разнообразию композиц.
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Тициан. Два самых больших его цикла исполнены для Скуоло ди сан Рокко и Скуоло ди сан Марко. Интересным приемом пользовался в некоторых своих этюдах А. Иванов.
1506–1508 «Портрет юноши», ок. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Разнообразные вариации на тему парадного портрета созданы для имп. В то время Венеция переживает серьезные политические неудачи. Творчество Тициана прошло сложную эволюцию.
Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Вторая особенность позволяла Тициану тонко льстить высокопоставленным людям под видом правды. мотивы, а также к более глубокой передаче внутр. Она станет заключительной в череде празднований 150-летнего юбилея в рамках программы «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею».
В 1540-е гг. В отличие от знаменитого Дж. 1508, оба – в Музее истории искусства, Вена).
Слава сопутствует ему всю жизнь. Открытия, сделанные в теории, он применяет в своих картинах. живописи. течениями того времени: «Аллегория трёх возрастов» (ок.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Сотрудничал с Джорджоне (в частности, в росписях Фондакко деи-Тедески, 1508–09, фрагменты в галерее Дж. Франкетти в Ка-дОро, Венеция), под влиянием которого отошёл от кватрочентистских принципов, отказываясь от осевой симметрии и фронтального расположения фигур в пользу более динамичных поз и асимметричной организации поверхности, смягчая контуры с помощью сфумато и изображая фигуры в пасторальном пейзаже («Цыганская Мадонна», ок. Но как художник он поражает глубиной и многосторонностью своего гения.
К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Такое же соединение мифа и современности присуще и большому полотну «Се человек» (1543, Музей истории искусств, Вена), которое, как и другие работы 1540-х гг. 1523, галерея академии Каррара, Бергамо «Семейный портрет», ок. венецианского алтарного образа. илл.
1510-11, Национальная галерея, Лондон). 1506, галерея Уффици, Флоренция «Юноша со светильником», ок. В 1530—1540 гг. Магдалина», «Св. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу.
Картины свои писал гризалью очень пастозно, так как любил живописную фактуру. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Говорят, что общий план Эскориала с воздуха напоминает ее очертания. Себастьян», ок. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
– 1576) – величайший художник венецианского Возрождения. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. галерея, Лондон см. рисунок, Т. свободно импровизирует сразу на доске (холсте), композиции его картин находятся в постоянном становлении и могут быть изменены на разных стадиях (рентгеновские и др.
Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). сцены, «поэзии» («Смерть Актеона», 1559–75, Нац. В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа. Святого мученика, не пожелавшего отречься от Христа, сожгли живьем на железной жаровне. В этот период Лотто писал главным образом поколенные портретные изображения.
Так что на экспозиции будут работы, созданные не только в эпоху Возрождения, но и в эпохи экспрессионизма первой трети XX века и неоэкспрессионизма XXI века. «Св.
1512–1514, Нац. С самого начала портрет занимает одно из центр. КарлаV, по заказам которого Т. работал с 1530 (в 1533 получил звание герцога Палатинского): «Портрет КарлаV с собакой» (1533), «КарлV в сражении при Мюльберге» (1548 оба– Прадо), «Портрет КарлаV в кресле» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен см. Уже в ранних портретах необыкновенный талант художника проявился в полную силу («Юноша», ок.
Всё это обогащает манеру Т., предлагающего радикально новые решения для традиц. Его картины поражают своей эмоциональной выразительностью и демократичностью образов. состояния модели. С 1516 Т. – офиц. с 1513 работает над сценой «Битва при Сполето», 1513–38, не сохр., эскиз в Лувре).
Близка «поэзиям» «Венера Урбинская» (1538, галерея Уффици, Флоренция). Завершалась картина прозрачными лессировками, придающими глубину цветам и теням. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Его искусство — самое яркое явление венецианской школы итальянского Возрождения. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). 1530, галерея Боргезе, Рим «Лукреция», ок. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559, Национальная галерея, Эдинбург), «Похищение Европы» (1562, Музей И. Гарднер, Бостон), «Охота Дианы» (ок. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры» (около 1508—1510). Характеры переданы с шекспировской силой.
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. До сих пор в каталогах музея ни одно полотно великого итальянца не значилось. Уже в первом известном произведении «Мадонна Кастельфранко» (около 1505) Джорджоне предстает вполне сложившимся художником образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки.
к ст. Сблизившись с венецианскими гуманистами, создаёт работы, отмеченные филос. С ее помощью он намечал подготовительный рисунок, определял форму, выбирал и сопоставлял тона. КарлV) пишет также портреты короля ФилиппаII (1550–51, Прадо).
В образе Ипполито Риминальди (ок. Полон жизненной народной сочности образ старухи — торговки яйцами, своей жанровостью характерный для ряда работ художника 1530-х гг., так же как и образ служанки, роющейся в сундуке, в картине «Венера Урбинская» (Уффици). 1555) — это торжество жизни и красоты. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. В Веронезе есть здоровое чувство радости жизни.
Ансания сиенского собора. Но поскольку портреты Тициан писал очень удачно и они производили самое благоприятное впечатление на заказчиков, то на протяжении своей жизни он написал их великое множество и, по существу, стал одним из величайших портретистов не только своего времени, но и всей мировой живописи. Традиции итальянской живописи были заимствованы и русскими художниками XVIII-XIX веков.
Тициан говорил: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше, чем три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием». Особенно это ярко видно на примере портрета сидящего в кресле Карла V (1548, Мюнхен). Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).
Не менее важным оказался и его опыт в развитии мифологического жанра, пейзажа, портрета. Сместив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой, олицетворяемый фигурой мадонны и пространственный, определяемый точкой схода, вынесенной далеко влево, даже за пределы обрамления, что создало эмоциональную напряженность произведения. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Дионис), ставшие первыми работами в новом для Т. жанре «поэзий» (poesie)– мифологич.
В результате сквозь них начинает проступать темный цвет грунта, картина начинает «чернеть» иногда на ней пропадают полутона. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. В росписях Скуолы-ди-Сант-Антонио в Падуе (1511) Т. продолжает ренессансную традицию повествоват. Это может быть ящерка, спрятавшаяся в складках скатерти стола, мертвая белка или маленький человеческий череп, окруженный упавшими с цветка лепестками («Мессер Марсилио и его невеста», 1523, Прадо, Мадрид «Лючина Брембате», ок.
Затем наносил прозрачный слой жженой умбры. На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). В поздний период Т. разрабатывает особую манеру письма, основанную на выразит. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением.
Далее живопись велась по просохшему подмалевку. исследования выявляют элементы и фигуры исчезнувшие из окончат. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. 1545, Галерея Питти, Флоренция). работами во Дворце дожей, пишет портреты дожей и др.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». В 1920-х незначительное полотно сослали из Эрмитажа в ГМИИ. Портрет Ипполито Риминальди. Теперь автором полотна снова признали Тициана.
В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В Ферраре для студиоло А. дЭсте пишет 3 картины– «Поклонение Венере» (1518–19), «Вакханалия на острове Андрос» (1523–26, обе– Прадо, Мадрид), «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Нац. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы, бывшей особенно частой гостьей в Венеции) художник создал свои лучшие произведения исполненные в масляной технике, основной в венецианской школе в тот период, когда мозаика отошла в прошлое вместе со всей средневековой художественной системой, а фреска оказалась нестойкой во влажном венецианском климате. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. В «Венере Урбинской» больше пространства, простора, воздуха, дыхания, несмотря на то, что джорджопевская «Спящая Венера» изображена под открытом небом, на фоне прекрасного сельского пейзажа, а тициановская Венера лежит в глубине спальни, отстраненная от окна бархатной портьерой. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. Во многих «поэзиях», созданных для ФилиппаII и др. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой» по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера — «Сельском концерте» (1508—1510).
версий). —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. Тициан создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историей» — в больших полотнах изображающих заказчиков в полный рост, торжественное великолепие парадных портретов сочетается с драматической сложностью характеров, сюжетной завязкой, сближающей эти полотна с жанром исторической картины («Обращение Альфонсо д"Авалос к солдатам», 1540-41, Прадо «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе», 1546, Национальные музеи и галереи Каподимонте, Неаполь «Семья Вендрамин», до 1547, Национальная галерея, Лондон «Карл V», 1548, Старая пинакотека, Мюнхен «Карл V под Мюльбергом», 1548, Прадо).
Он был живописцем и писал те картины, которые ему заказывали. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Тициан смело сочетает интенсивные красные и синие краски, уверенно лепит кистью объемы. Так достигал великий мастер неповторимого звучания своего прославленного красочного хроматизма.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином (серебристо-жемчужном с голубым) колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность. Новизной композиционных приемов, нередко с использованием перспективных ракурсов, возвышенной трактовкой образов отмечены такие разные по своему духу и настроению произведения, как «Ассунта», «Мадонна семьи Пезаро», «Вакх и Ариадна».
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. илл. Портрет Карла V. 1548. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. музей, Вена).
1510, Худож. -историч. В этом главном христианском центре страны он занимался реставрацией картин, росписью статуй. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени.
Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Наряду с Микеланджело Тициан, пожалуй, самая грандиозная фигура Высокого Возрождения. С 1516 Т. много работает за пределами Венеции. кст. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
1503–1505, галерея академии Каррара, Бергамо «Епископ де Росси», 1505, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Юноша», ок. Почему приходится постоянно ссылаться на Джорджо Вазари. заказчиков, Т. возрождает образы античного мифа, наделяя их чувственной живописной трактовкой.
В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. В картинах Тициана сочетаются интимность и торжественность, тонкая поэзия и обыденная реальность, трагизм и идеальность в характеристике изображаемых персонажей. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом.
галерея Шотландии, Эдинбург, см. Вплоть до начала XX века «Портрет» считали картиной Тициана, но затем немецкий ученый Отто Мюндлер, а позже итальянец Лионелло Вентури подвергли авторство сомнению. Многое мешало художникам продолжать пользоваться фламандским методом, вот таким образом он недолго просуществовал в чистом виде в Италии.
Большое количество прекрасных портретов было создано художником в 1520–1540-е годы. к ст.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. В данной работе великолепен колорит, который обладает светоносностью и ощущением пространственности обобщенным фигурам придана почти геометрическая правильность, что роднит их с совершенными античными статуями. 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Слава к Тициану приходит рано. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана Вечеллио, одного из крупнейших мастеров мировой живописи.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Грусть и тревога прочитываются во взгляде его больших темных глаз. Тициан — величайший художник Венеции Высокого и позднего Возрождения. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Конец 1540-х гг.
Слава к Тициану приходит рано. Недостающие золотисто-охристые тона он наносил лессировками. Риминальди так же остро чувствует свой разлад с эпохой. Джордже Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне (1477—1510), —прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения.
Таков портрет юноши с разорванной перчаткой (1515-1520 Лувр). Во всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия. В 1549 году художник навсегда оставил Венецию и переехал в Анкон. Помещенная между ними граненая ваза с белыми лилиями (символ девственности и чистоты) служит композиционным центром картины, где в верхней части в окружении херувимов парит голубь – Святой Дух. Он обратился к портрету еще в ранние годы (так называемые «Ариосто» и «Скьявона», ок. С именем Джотто ди Бондоне связан переворот в развитии итальянской живописи.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Но что бы ни писал Веронезе: «Брак в Кане Галилейской» для трапезной монастыря Сан Джордже Маджоре (1562—1563 размер 6, 6х9, 9 м, с изображением 138 фигур) картины ли на аллегорический, мифологический, светский сюжеты портреты ли, жанровые картины, пейзажи «Пир у Симона Фарисея» (1570) или «Пир в доме Левия» (1573), переписанный потом по настоянию инквизиции, —все это огромные декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в 1545 г. в Рим, где дух античности был постигнут им, кажется, с наибольшей полнотой.
Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской. Рисунок он выполнял на белом грунте энергичными твердыми линиями. Какая-то едва ощутимая болезненность заметна в его выразительном лице.
Центр Ж. Помпиду, Дрезденская галерея, лондонская Тейт-галерея. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. По мнению всеведущего Вазари, было бы лучше, если бы Тициан более тщательно заботился о сохранении той репутации, которую он приобрел в свои ранние годы, «когда талант его еще не был на склоне». Он полон жажды и воли творить, тем самым давая понять всем своим врагам и недоброжелателям, что и в старости Тициан не намерен уступать никому лавры первого живописца. Василия Сурикова и Эрика Булатова.
Галерея Питти, Флоренция. 1534–36, Худож. -историч. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени. Так, в картине «Венера Урбинская» (1538, Галерея Уффици, Флоренция) античная богиня представлена в обстановке богатого патрицианского дома. В его обязанности входила также нумерация табличек для больничных кроватей.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Тициан поистине мыслил краской. Заканчивалась работа лессировками. В «Портрете Ипполито Риминальди» (ок.
Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Основоположником итальянского метода живописи можно считать Тициана. 1523, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Андреа Оддони», 1527, Королевский дворец, Хемптон-Корт «Человек с звериной лапкой», ок. Тициан Вечеллио (1477. Жизнь талантливого художника, столь не похожего на других мастеров итальянского Возрождения, сложилась на редкость неудачно.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Уже в первой принесшей ему известность картине «Чудо святого Марка» (1548) он представляет фигуру святого в таком сложном ракурсе, а всех людей в состоянии такой патетики и такого бурного движения, которое было бы невозможно в искусстве Высокого Ренессанса в его классический период. С помощью локального светящегося колорита и тончайших световых переходов он создает эмоциональные и динамичные картины «Мадонна со святыми» (1516, церковь Сан-Бартоломео, Бергамо), «Сусанна и старцы» (1517, галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Сан-Бернардино, Бергамо), «Прощание Христа с матерью» (1521, Государственные музеи, Берлин), «Мадонна со святыми» (1521, церковь Санта-Спирито, Бергамо), «Рождество» (1523, Национальная галерея, Вашингтон). Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Как и Веронезе, Тинторетто много пишет для Дворца дожей, венецианских церквей, но более всего —для филантропических братств.
Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера. ТИЦИАН, Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio) (между 1477 и 1490, Пьеве-ди-Кадоре– 27. 8. 1576, Венеция) итал. Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). художник. Джорджоне владеет тончайшей и необычайно богатой палитрой. Османское государство постепенно закрепляет свое господство в Средиземноморье, а на Апеннинском полуострове постепенно усиливается влияние фанатично религиозной династии Габсбургов. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии). С огромной силой художественного обобщения написан «Портрет папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545-1546 гг. ). Недаром стало традиционным сопоставление этого образа с шекспировским Гамлетом.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Трагическое мироощущение проявилось в творчестве другого художника — Якопо Робусти известного в искусстве как Тинторетто (1518—1594) («тинторетто»—красильщик: отец художника был красильщиком шелка). Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. В 1540-е гг. И тут же среди шумной толпы горожан, собравшихся перед храмом, выделяется фигура старухи торговки, усевшейся на ступенях рядом со своим товаром — корзиной с яйцами. В этот период Т. осваивает ценности рим.
Отныне жизнь Веронезе навсегда связана с Венецией. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. сюжеты, разворачивающиеся в пасторальном пейзаже и проникнутые духом античности. много внимания Тициан уделяет портрету. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). 1509, Лувр, Париж). А Европа ответит не менее достойно: например, римская Галерея Боргезе, которую называют «Елисейскими Полями» Рима, покажет картину Тициана «Венера, завязываюшая глаза Амуру». Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции.
Кристины», 1505–1507, приходская церковь, Тивароне «Вознесение Марии», 1506, собор, Азоло «Мадонна со святыми», 1508, галерея Боргезе, Рим полиптих «Мадонна со святыми», 1508, пинакотека, Реканати). Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х гг. Ее тело написано легко, свободно изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне оно не лишено и чувственной прелести. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. музей, Вена «Noli me tangere», 1511–12, Нац.
Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Другой современник Тициана не без тайного злорадства отмечает, «что он уже не видит, что делает и что его рука настолько дрожит, что он ничего не заканчивает, оставляя все помощникам». — время расцвета творчества Тициана-портретиста. В картине «Любовь земная и небесная» (ок. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон.
Холст, масло. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Холст, масло.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. приобрела Екатерина II при активной поддержке философа Дидро. Почти не используя подготовит. Расцвет творчества Лотто приходится на время его пребывания в Бергамо. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Тициан написал также портрет его сына, Филиппа II, безжалостно подметив в его внешности приметы вырождения. Тинторетто очень недолго пробыл в мастерской Тициана, однако, по словам современников, на дверях его мастерской висел девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. 1527, Музей истории искусства, Вена «Юноша с ящерицей», ок.
Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Характерным для него является небольшое число используемых красок. В теоретических трудах он определяет перспективу как «видимые издали предметы, представленные в определенных и данных пределах, пропорционально, в зависимости от их размеров и расстояния». Паоло Кальяри, по прозвищу Веронезе (он родом из Вероны, 1528—1588), суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Он начал с исполнения картин для веронских палаццо и образов для веронских церквей, но слава пришла к нему, когда в 1553 г. он стал работать над росписями для венецианского Дворца дожей.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Предметы, окружающие людей, несут в себе скрытый, символический смысл. С беспощадной правдивостью Тициан трактует свои модели в портретах Пьетро Аретино, папы Павла III с племянниками императора Карла V. Зато портрет его дочери Лавинии («Портрет Лавинии», ок.
В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Последние годы жизни Лотто провел в Лорето, в святилище Санта-Каза. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). 1513, музей Гарднер, Бостон).
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Он одерживает победу в конкурсе на проект декорировки библиотеки св.
Этим он напоминает лучшие портреты Веласкеса. Света прописывались широко и пастозно, несколько светлее, чем в законченной картине. И наконец, композиция завершается величавыми фигурами первосвященника и его спутников. Особенно остро эта близость к Шекспиру ощущается в групповом портрете изображающем Павла вместе с его внучатыми племянниками Оттавио и Алессандро Фарнезе (1545—1546 Неаполь, музей Каподимонте).
Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Тициан изобразил сгорбленного старика, в неловкой позе сидящего в кресле. Слава к Тициану приходит рано. Вся картина пронизана духом праздничности и чувством значительности происходящего события.
Мягкая светотеневая моделировка лица и рук несколько напоминает леонардовское «сфумато». В 1520-40 он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой» (Лувр), гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Мантуи Федериго Гонзага, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере, друг Тициана Пьетро Аретино. Обучался в Венеции у мозаичиста С. Дзуккато, затем у Джентиле и Джованни Беллини. Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. Оригинальность художественного стиля Лотто проявилась уже в его ранних работах («Алтарь Cв.
1570, Музей истории искусств, Вена «Наказание Марсия», 1570-е гг., Картинная галерея, Кромержиж «Оплакивание Христа», 1576, Галереи Академии, Венеция и др. ). В то же время Т. отказывается от ясных пространственных построений, натуралистич. Теплота тела, легкость волос, переливчатость шелка и бархата, мерцание драгоценностей, сочность листвы, прозрачность стеклянного сосуда передавались Тицианом так, как будто его цвет проникал в самую суть вещей.
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. В поздний период, нанося краску, по свидетельству современников, «огромными, как помело ведьм» кистями ипальцами, Т. создаёт открытую и динамичную живописную поверхность. В Мантуе (с 1523) Т. исполняет портреты (Ф. Гонзага, 1529, Прадо и Изабеллы дЭсте, ок.
Марка. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. От России покажут Феофана Грека, Андрея Рублева. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом (которого можно принять за воина с алебардой) не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием.
Характер живописи Тициана меняется в 1540 годы. Это стремление к необычному особенно ярко проявляется в «Тройном автопортрете» (ок. У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. возможностях мазка и живописной фактуры.
Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. художник Венецианской республики (осуществляет надзор над худож. Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Одно из ранних произведений молодого Тициана Любовь земная и любовь небесная было создано около 1515 — 1516 годов. Его творчество оказалось невостребованным современниками.
Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь. Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, внимательный взгляд широко открытых глаз модели, собачка в ногах — детали, которые передают ощущение реальной жизни на земле, а не на Олимпе. Начало нового подхода к живописи относится ко времени появления цветных грунтов. В монументальном полотне «Введение во храм» (1534-38, Галереи Академии, Венеция) евангельское событие разыгрывается на фоне итальянских дворцов в присутствии многочисленных зрителей, представляющих все слои венецианского общества — от сенаторов в пурпурных тогах до девочки-крестьянки и нищенки. 1520-40-е гг. Это собрание, где были также работы Джорджоне, Рубенса, Пуссена, Ватто, Шардена.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. 1565, Национальная галерея, Лондон). Своеобразную технику применял Эль Греко.
и смысловых решений, вводя жанровые и аллегорич. музей, Вена), в которых обогащает формулы репрезентации модели. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
В картине «Венера Урбинская» (ок. галерея, Лондон). Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена. Тициановские образы этих лет противоречивы и драматичны по самой своей природе. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.
В картине 1506 г. «Гроза» Джорджоне изображает человека как часть природы. Картина написана желтой и красной охрой, в едином золотистом колорите. Пожалуй, ни у кого из мастеров его времени мы не найдем такого ликующего, страстного утверждения красоты мира, радости жизни.