Балет Метаморфозы: Тициан 2012 проходит в рамках фестиваля Лондон 2012, призванного на время Олимпиады превратить город в эпицентр культурной жизни. На сцене Ковент-Гардена вышла премьера Метаморфозы: Тициан 2012, соединяющая в себе новейшую хореографию, музыку, поэзию и изобразительное искусство. Так, Тициан написал для Филиппа II с 1554 по 1562 семь полотен по «Метаморфозам» Овидия: «Даная», «Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Смерть Актеона» «Диана и Каллисто», «Персей и Андромеда» и «Похищение Европы». Выставка Метаморфозы: Тициан 2012 (Metamorphosis: Titian 2012) – первый подобный эксперимент галереи, обладающей одной из богатейших в мире коллекций классической живописи.
В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В Национальной галерее в Лондоне, в крыле Sainsbury, проходит выставка «Метаморфозы: Тициан 2012». Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», «Похищение Европы», «Охота Дианы». Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Однако что за потеря времени все это перечислять. Микеланджело вместе с Вазари посещают Тициана в его мастерской. Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью иногда втертых пальцами мазков. Вот почему рядом с обнаженной Дианой дана в качестве ее двойника фигура чернокожей девушки в облачении. Ранним произведениям Тициана («Цыганская мадонна», «Три возраста») присущи жизнерадостность колорита и лирическая мягкость интонаций. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем.
В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. Она была куплена российским коллекционером и привезена в Россию. Чтобы сохранить память о возлюбленном Венера из крови юноши вырастила цветок анемон (см. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Тициан Картины и биография Тициано Вечеллио Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) (около 1488/1490 – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Тинторетто дотошно следует букве Библии. Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти.
Предположительно картина предназначалась для алтаря церкви Сан-Пьетро Мартире в Болонье. Колпинский. – Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Но в «Актеоне» имеется существенное различие — там Диана дана в двух своих ипостасях: дневной и ночной.
И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Смирнова. И здесь и там журчащий ручей, лук и колчан со стрелами, собака и нимфы в услужении обнаженной Дианы.
Вознесение Марии, (Ассунта), 1518Тарквиний и Лукреция 18-1571Положение во гроб 1524-1526Святой Себастьян 1570Оплакивание Христа 1576 Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-10-х годов. Через два года Тициан посещает Рим, где его принимают кардинал Алессандро Фарнезе. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Лаврентия», «Положение во гроб»). Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Поэтические же произведения можно будет прочитать в каталоге выставки. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Он повернул полотно вертикально и написал Венеру.
Смирнова. – Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (1559), «Похищение Европы» (1562), «Охота Дианы» (около 1565). «Существенный перелом происходит на рубеже 1550–60х годов, – пишет И. А. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное». Это лишь ранний этап тициановских поэзий.
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Новаторство «поздней манеры» не было понято современниками и оценено лишь в более позднее время.
Сидя на ложе, она держит левую руку на груди, а правой закрывает покрывалом колени. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. 1520-40-е годы — время расцвета творчества Тициана-портретиста. – Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита – результат времени) создают впечатление спокойной радости. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях. «Цель Тициана – передать определенное душевное состояние, – пишет Ю. Д.
Неясным и по сей день остается лишь одно – кого воплощают две женские фигуры. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Велика роль Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа, он был крупнейшим портретистом, оказаться запечатленным кистью которого являлось высшей наградой.
Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов — первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. Любовная история, разворачивающаяся между Венерой и Марсом изъезжена мастерами Возрождения до дыр.
Знаменитый эксперт по итальянской живописи старых мастеров, Виктория Маркова (сотрудник Пушкинского музея), атрибутировала картину как работу Тициана. «Существенный перелом происходит на рубеже 1550–60-х годов, – пишет И. А. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Винченцо Мости, кардинал Ипполито Медичи, правитель Урбино, выдающийся военный инженер Франческо Мария делла Ровере. Себастьян», «Пастух и нимфа», «Оплакивание Христа») отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном, поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью иногда втертых пальцами мазков.
А между тем солнечное утро, холмистый пейзаж, пышные кроны дубов и синеющие вдали горы — все говорит о мире и спокойствии, не предвещая беды. Долгий, почти семидесятилетний творческий путь Тициана запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от чувства ликующей радости бытия до осознания потрясающих этот мир драматических коллизий. Себастьян", 1565–1570 "Пастух и нимфа", около 1570 "Наказание Марсия", 1570-е годы "Оплакивание Христа", 1576). «Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево.
Перед нами «хедлайнер» выставки – ранняя работа Тициана. Лучи от появившейся в небе колесницы Авроры направлены к месту будущей охоты, где, возможно, в дубраве уже притаился кабан-убийца, которого учуяли собаки Адониса.
Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. изображение), отождествляющийсяс солнцем.
Уже отмечалось, что Тициан при написании этой картины исходил из работы Тинторетто «Чудо с рабом», не оставившей его равнодушным. В центре сюжета другого полотна Тициана – классический сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия. Сюжеты разворачиваются вокруг источника, в котором купаются Диана и ее нимфы, богиня становится воплощением строгости и целомудрия и обрушивает свой гнев на непрошеного гостя Актеона и изменившую обету безбрачия Каллисто.
Здесь любой желающий может увидеть, как современные художники, музыканты, поэты, хореографы видят сегодня живопись Тициана, художника эпохи Ренессанса, чьи открытия в области живописи еще при жизни заработали ему звание «Короля живописцев». Виоланта (Красавица Гатта) 1514, Музей истории искусства, ВенаКающаяся Мария Магдалина 10-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург Вакханалия, 1524 Музей Прадо, МадридДиана и Актеон, 15 Галерея Шотландии, Эдинбург Мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Слева в «Актеоне» — пунцовый занавес, а справа — лес в «Каллисто» слева — лес, а золотистый занавес-навес — справа. Примечание. Над темным морем он несет её на Крит.
Наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело Тициан Вечеллио (1477-1576) является одним из четырёх титанов итальянского Возрождения. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира.
– Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты "Метаморфоз" Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: "Диана и Актеон" и "Диана и Каллисто" (1559), "Похищение Европы" (1562), "Охота Дианы" (около 1565). В 1931 году по распоряжению Советского правительства и вопреки мнению дирекции Эрмитажа «Венера с зеркалом» была продана частному американскому лицу, а позднее оказалась в вашингтонской Национальной галерее. Пожалуй, самый странный сюжет на выставке в ГМИИ мы встретим на полотне Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью».
Венера и Адонис – одна из самых знаменитых композиций в творчестве Тициана. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана. В работах второй половины 1510-х годов — «Мадонна с четырьмя святыми», «Динарий кесаря» — нарастают монументальное начало, энергия светотеневой лепки и цветового звучания.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (12, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 15, Национальная галерея, Лондон). Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Любопытно одно – зачем Веронезе понадобилась лошадь. Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы».
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, Похищение Европы. Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». Занятый после женитьбы украшением своих дворцов, Филипп II через венецианского посла поторапливал художника с отправкой столь вожделенных им poesie. Тициан успел закончить новую картину «Венера и Адонис», придав возлюбленному богини черты своего коронованного заказчика. Прекрасно написанная фигура напоминает классический образ Venere pudica, олицетворяющей целомудренную красоту и так непохожую на всех прежних чувственных Венер, возлежащих в любовном томлении на лоне природы или в интерьере. Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. В сопровождении художника Себастьяно дель Пьомбо он осматривает художественные памятники Рима. Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом».
Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время». С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Всех трех художников на новые работы вдохновил эротический аспект работ Тициана.
В одном из шедевров этих лет — «Венере Урбинской» — он переносит богиню в уютный покой венецианского дома XVI века. Ее по приказу Дианы нимфы раздели донага у источника После их отправки я целиком займусь картиной Моление о чаше и еще двумя начатыми полотнами: на одном Европа на быке, на другом растерзанный своими псами Актеон». «Цель Тициана – передать определенное душевное состояние, – пишет Ю. Д. Он пишет портрет Павла III по его заказу. Тема картины взята из Метаморфоз Овидия (сочинение I века н. э. ), где Венера, раненная стрелой Купидона, влюбилась в юношу Адониса. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
Последние полотна мастера («Св. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его искусство, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников XVII века — от Рубенса и Веласкеса до Пуссена. Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Тот неохотно отрывается от своего занятия: хоть он и повернул голову в сторону, однако пальцы его продолжают трепетать над клавишами. На этот раз – маленькая собачка. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными».
«Изображение обнаженной натуры было столь откровенным для испанского двора того времени, что обнаженные женские тела на его полотнах закрывали тканью, стоило только даме войти в комнату», – говорят кураторы выставки. Способности к рисованию мальчик проявил в возрасте десяти лет и был отправлен родителями в Венецию на обучение. В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя.
Несколько слов о «Вакханалии». Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Вот таким образом на голове тициановской Дианы красуется изображение нарождающейся луны. Зачем художнику понадобилось изображать самого себя в таком неприглядном виде, неясно.
Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Тициан изобразил промежуточную стадию «отношений» героев. В «Метаморфозах» Овидий подробно описывает два эпизода. Пораженная стрелой Амура богиня Венера влюбляется в смертного юношу Адониса. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Обычно Юдифь изображают с саблей, а голову покойника героиня несет в мешке.
Но уже в аллегорической композиции «Любовь земная и небесная эти интонации уступают место чувственной радости бытия, праздничному полнозвучию красок. Позднее в письме от 22 августа Тициан сообщил заказчику, что на написание последних мифологических картин им затрачено более трех лет труда и выразил сожаление по поводу потери при пересылке холста «Положение во гроб». Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. Не было такого именитого человека, властителя или знатной дамы, которые не были бы изображены Тицианом, живописцем по этой части действительно отличнейшим». Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и Венера Урбинская, 1538 Галерея Уффици, ФлоренцияВенера и Адонис, 1550-е Музей Гетти, Лос Анджелес.
Одна сдвинута к левому краю полотна, другая выглядывает из-за фигуры Елизаветы. И затем, дав краскам просохнуть, он снова повторял ту же работу. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Выбирая для работы время суток, он отдавал предпочтение часам перед закатом, когда небо озарено густым цветом, а любимым временем года для него была осень с буйством и многоцветием красок. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе.
1. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время. Или продолжительному влиянию Овидия Назона на художников в течении всей истории искусства. Вся эта история вызвала неприятный осадок и Тициан решил оставить у себя почти законченную «Венеру у зеркала» (Вашингтон, Национальная галерея). Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
Однажды тот отправляется на охоту и его убивает разъяренный вепрь. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Колпинский. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Здесь Тициан отходит от литературного источника и дает собственную интерпретацию известного мифа, показывая сцену расставания. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге).
Его творчество приходится на период наивысшего расцвета Венеции, её могущества и славы. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Млекопитающее появляется и на другом полотне Веронезе – «Сусанна и старцы». Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
Фоном для обеих картин служит дальний пейзаж. Сюжет картины Тинторетто был вполне понятен религиозно подкованной общественности XVI века: Богоматерь приходит навестить свою родственницу, святую Елизавету, чудесным образом зачавшую ребенка уже в преклонных летах вскоре после Благовещения (вести о скором рождении Христа).
В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Однако что за потеря времени все это перечислять. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина. И не только ими.
Художник создает новый портретный жанр, названный его другом Аретино «историями» — многофигурные сцены с элементами исторической композиции («Обращение Альфонсо д039Авалос к солдатам», «Папа Павел III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе»). В 2014 году мадридскую картину отреставрировали иподвергли современным исследованиям. У Тициана все не так. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана («Св. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. С другой стороны лошадь (символ Марса) вводится в картину, где Марс же главное действующее лицо и возможно это намек на счастливый конец любовной истории Марса и Венеры.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Из этой корреспонденции явствует прежде всего, что Тициан устанавливает прямое родство между картинами «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто» (обе Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), которые связаны с волновавшей его метафорой охоты. Три классические работы Тициана, хранящиеся в Великобритании, – «Диана и Актеон», «Смерть Актеона» и «Диана и Каллисто» – сцены из поэмы Овидия «Метаморфозы», вдохновили трех современных художников Криса Офили, Конрада Шаукросса и Марка Уоллинджера на серию картин, выставленных в Национальной галерее. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
В работе над этой картиной Веронезе выбирает второй. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Последний раз это можно было сделать в конце XVIII века. А под ним из морских глубин выплыл на поверхность чудовищный дракон с клыкастой пастью.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана. Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Именно данный вывод был сделан сотрудниками испанского музея Прадо в 2014 году.
Существенный перелом происходит на рубеже 1550-60-х годов. О методе работы в этот период рассказал венецианский писатель Марко Боскини со слов ученика Тициана Пальмы Младшего. Их любви мешала страсть последнего к охоте.
С одной стороны, конь – один из символов Марса, бога войны. Однако в этой удивительно поэтичной атмосфере есть место прозе жизни, от которой невозможно укрыться: на заднем плане справа, под густыми кронами деревьев, бредет пастух со своим стадом овец. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. Полотно впервые было выставлено на европейском аукционе в 2005 году как работа венецианской школы кисти последователя Тициана (датирована около 1600 года). Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы». Тициан получил много подарков от своих заказчиков и, как сообщает Вазари, «церковную бенефицию с хорошим доходом для сына своего Помпонио». Для начала разберемся с сюжетом. Обе эти фигуры олицетворяют день и ночь, жизнь и смерть, свет и тьму. Возможно что обоих, Национальная Галерея встречает два новых приобретения, Диана и Актеон, а также Диана и Каллисто, в коллекцию музея, празднованием «Метаморфоз» Овидия, продолжающими оказывать влияние на художников даже через 2000 лет после написания и 500-летие влияния их на Тициана.
Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Портреты Карла V и короля Филиппа Тициан послал герцогу Козимо, который хранит их в своей гардеробной. И в то же время как много различного в картинах, выполненных с промежутком всего в четыре года.
В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 15-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Умолчав о последнем замечании мастера, Агатоне тут же оповестил герцога о конфликте, заявив, что «природа не знавала столь жадного до денег человека», как Тициан. В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. В знаменитой Венере и Адонисе из испанского музея Прадо правок нет (только в ноге Венеры).
Себастьян», 1565–1570 «Пастух и нимфа», около 1570 «Наказание Марсия», 1570е годы «Оплакивание Христа», 1576). Однажды он отправился на охоту и был убит разъяренным вепрем. Скорее всего, — это Муза. В сороковые годы Тициан много путешествует. Ну а собачка, лающая на обидчиков, символизирует беспомощные попытки помочь. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне. В 1850 году картина была приобретена императором Николаем I для коллекции Эрмитажа вместе с «Кающейся Марией Магдалиной», «Святым Себастьяном» и другими работами Тициана. В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты («Даная», «Венера и Адонис».
На заднем плане сидит старец с черепами в руках.