Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Работа имела большой успех. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Интересны и люди, окружающие Христа. Среди именитых портретов отсутствовал лишь Папа Римский.
В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. На него смотрит старик, во всей позе и взгляде которого читается скорбь и мука. Но в действительности дела обстояли иначе.
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Когда однажды художник уронил кисть, король поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почетно даже императору». Тициан изобразил Карла жестоким властителем и покорителем мира, очень точно отразив черты императора – с надменным достоинством тот взирает на зрителей, но при этом от него веет простотой и спокойной уверенностью. Жизнь его как официального живописца Венецианской республики была у всех на виду, но он ни разу не был замешан ни в одном альковном скандале.
Он был и льстец и тонкий психолог. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Тициан застыл, как перед мощным явлением природы, ему чудилось, что он чувствует ее аромат, напоминающий о сказочных женщинах из гарема султана. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте».
Тело Спасителя, которое держит Мария, окружают скорбящие люди. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Остается лишь задаваться вопросом в чем же был секрет выдающегося сына Венеции. Такого титула не удостаивался ни один художник. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо.
Например, в его «Портрете дворянина», который прославился необычайной естественностью, окружающие увидели руку Джорджоне и только подпись Тициана поставила все на свои места. Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. С 2001 года до последних дней Мстислав Ростропович был почетным президентом оркестра I Solisti di Pavia. Что же касается картины «Оплакивание Христа», принято считать, что ее закончил ученик мастера, Пальма Младший, который лишь дорисовал летящего ангела со свечой и подправил каменную кладку сверху на картине, куда почти столетнему мастеру трудно было добраться. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Исследователи говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. 20 ноября в Большом зале Московской консерватории в рамках IХ Международного фестиваля Vivacello выступил Камерный оркестр «Солисты Павии» во главе с виолончелистом-виртуозом Энрико Диндо.
Как самого способного. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем. Ей исполнилось уже пятьдесят лет. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу.
Моделью или возлюбленной художника. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Он просто наслаждался ею.
Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения. В свободное время Тициан увлеченно рисовал.
Расходы значения не имели. Он уже не искал состоятельных клиентов – они сами осаждали его с просьбами написать для них портреты и аллегории. Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 годы. Точно установить дату его рождения так и не удалось, ученые до сих пор об этом спорят. Великих художников часто сопровождает нелегкая и полная драм жизнь. В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении.
Чудо случилось. Но не успел. –Чего ты грустишь. Его кисть рождала шедевр за шедевром.
А когда друг погиб в молодости от чумы, дописал одну из лучших его картин – «Венеру». Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу. Вот таким образом его картины до сих пор вызывают такой сильный отклик у зрителей.
Он был очень доволен работой художника. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Тициан изобразил Христа как воина, павшего в бою.
О ранних годах Тициана мало что известно. А венецианские женщины.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Такого титула не удостаивался ни один художник. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино.
Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. В качестве фона изображена ниша, сложенная из грубо отесанных камней. Современники свидетельствовали, что в семейной жизни художник был счастлив, любил жену и детей.
Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Тициан и сам тогда был влюблен. В центр зала вышел Джорджоне.
Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. Любовь и нежная забота, которыми окружил Аурелио молодую женщину, возымели свое действие: она ответила ему взаимностью. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. И даже сделал бы каждому за тысячу баксов генетический анализ. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века.
Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. С большим трудом венецианцам удалось вернуть свои земли, но победа далась ценою больших потерь. Это одна из самых лучших картин мастера. Лоренцо и Тициан невольно отступили. Ученик добавил к картине надпись: «Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу».
Богатство Республики росло. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Пытаюсь взрастить в себе материалиста. А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка.
О патриотизме венецианцев составлялись легенды. Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Благодаря таланту и энтузиазму Энрико Диндо ансамбль добился огромных успехов и завоевал признание на родине в Италии и за ее пределами.
Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 годы. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а палитра более сложной и тонкой. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества.
«Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить. По дороге он думал об одной из самых известных и необычных дам в Венеции, о Катерине Венете. Брюнетка держалась близко от Катерины, было похоже, что это родственница или компаньонка королевы, за ними семенил мальчик-грум, которого Тициан уже видел. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской. Среди его преданных поклонников были такие гении как Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Веласкес и своенравный Сальвадор Дали. Он продолжал учиться всю жизнь.
Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Тело Спасителя, которое держит Мария, окружают скорбящие люди. Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. Перед парадным крыльцом палаццо Тициан задержался, поправил плащ и волосы под беретом, на всякий случай достал письмо-приглашение и стал подниматься по лестнице мимо античных статуй, которые, как ему казалось, улыбались благосклонно. Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Четверть — молодежь. Тициан изобразил Христа как воина, павшего в бою.
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать. Остается лишь задаваться вопросом в чем же был секрет выдающегося сына Венеции.
Душа — навсегда — живописи. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80, но никак не больше 90 лет.
А также о том, что нужно, чтобы возродить российскую среднюю школу. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио. Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории.
Например, его близким другом был Пьетро Аретино – поэт, сатирик, публицист и драматург, ведущий итальянский автор своего времени, благодаря своим сатирам и памфлетам заработавший прозвание «бич государей, божественный Пьетро Аретино» и считающийся некоторыми исследователями предтечей и основателем европейской журналистики, «праотцом журналистики». И его по-прежнему вдохновляют евангельские сюжеты, которые он пишет до конца своих дней. Последнюю картину «Оплакивание Христа» художник пишет для своего надгробья. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза.
Последнюю картину «Оплакивание Христа» художник пишет для своего надгробья. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Он насчитывал более трех тысяч судов. Но на этом последнем пиршестве за столом он был один.
Кто была эта золотоволосая незнакомка. Наряду с Рафаэлем, Леонардо да Винчи и Микеланджело его называли титаном итальянского Возрождения. И его по-прежнему вдохновляют евангельские сюжеты, которые он пишет до конца своих дней. Еще одно яркое пятно – красное одеяние старика, символизирующее пролитую Спасителем кровь.
Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Ученик добавил к картине надпись: «Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу». Поразительно какое впечатление, спустя века, продолжают оказывать картины великого живописца. Это одна из самых лучших картин мастера. Как истинный венецианец, он любил деньги и все блага, которые они давали: комфорт, модную одежду изысканную еду, дорогие безделушки.
Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Высоких было больше, чем низких. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым.
Художнику удалось запечатлеть удивительное слияние любви земной и любви небесной. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Перед концертом нам удалось немного поговорить. Мы словно ощущаем всю тяжесть конструкции. Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто. За свою долгую и счастливую жизнь Тициан смог отразить эпоху и людей, своих современников.
Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. Выгнал с позором. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80, но никак не больше 90 лет.
Размах торговых связей Венеции был огромен. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Однако Тициану стало скучно. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. За свою долгую и счастливую жизнь Тициан смог отразить эпоху и людей, своих современников. В 1514 году он женился на вдове из Падуи, некоей Лауре Багаротто и, как полагали некоторые исследователи, женщина в нарядном белом платье — это не кто иная, как сама невеста, показанная вместе с покровительствующей ей богиней у священного фонтана Венеры. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника.
С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Это был символ чувственной плотской любви и счастливого супружества в облике реальной земной женщины. Тициан.
По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции».
Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Еще одно яркое пятно – красное одеяние старика, символизирующее пролитую Спасителем кровь. Поэт Торквато Тассо (1544-1595) назвал этот город "украшением и блеском Италии".
Но слова Христа останавливают ее – Он уже принадлежит другому миру. Исследователи говорят, что нет картины более реалистичной в изображении смерти. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Поздняя живопись Тициана – это новый взлет творчества мастера.
Но слова Христа останавливают ее – Он уже принадлежит другому миру. Фасады дворцов с арочными окнами, с вкраплениями античных колонн и розетками складывались в орнамент, похожий на пестрое покрывало. Новые морские пути еще только-только осваивались. Но на этом последнем пиршестве за столом он был один.
Жест этот похож на неистовый крик, который пронзает тишину. Его мазок становится объемней, цвет насыщенней, а палитра более сложной и тонкой. В то время тот работал над мозаиками собора Св. Половина — после пятидесяти, по восьмой части стариков и детей.
Происходил процесс инициации. Картина «Не прикасайся ко мне» запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. Среди именитых портретов отсутствовал лишь Папа Римский. Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Распростертая у ног Спасителя Мария Магдалина тянет к нему руку.
Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Однако это не помешало дружбе со многими литераторами. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V. Когда однажды художник уронил кисть, король поднял ее и сказал: «Услужить Тициану почетно даже императору». Еще при жизни он завоевал титул «короля живописцев и живописца королей».
Иногда ее рассматривали в связи с литературными источниками Ренессанса, однако значительно чаще в ее содержании находят отзвуки популярных в эпоху Возрождения идей неоплатонической философии. «О чем я думаю. Он оставил после себя более девяноста портретов: титулованных особ, венецианских дожей, кардиналов, военачальников, писателей, купцов, светских красавиц. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского.
Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно. В соответствии с неоплатоничной теорией обе Венеры были добродетельными. В Сан-Марко они с Франческо трудились от зари до зари и получали по двадцать сольдо в месяц, не было времени на то, чтобы заниматься рисунком или учиться чему-то. И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции.
Рука Магдалины в отчаянии поднята вверх. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Чем он им так особенно полюбился, Тициан не мог понять: картин Джорджоне было известно немного, мало кто их видел, младшему Вечеллио пока не удалось полюбоваться ни одной. Тициан встал у стены, не зная, как себя вести. Два года он живет в Ватикане и пишет портреты Папы и его придворных. Гений его уже в юности выражался отточенным мастерством «подражания» другим художникам.
Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства. Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Было похоже, что все присутствующие любовались им.
Микеланджело весьма высоко отозвался о полотне. А ведь Карл был уродлив, у него была выдающаяся нижняя губа и так называемая «волчья пасть», врожденное уродство. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Влияние Востока, особенно Византии, к тому времени попавшей под власть турок, ощущалось во всем.
Жест этот похож на неистовый крик, который пронзает тишину. Спасибо за них. Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона, "истинная любовь не нуждается в украшениях") и держит в руке сосуд, в котором "пылает священное пламя божественной любви". Тициан создал целый ряд гениальных картин на евангельские сюжеты.
Сильные мира сего почитали за счастье выделить весьма круглую сумму, чтобы только стать моделью мастера. Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств.
И все же биограф Вазари считает, что Тициан по жизни нес некий «комплекс Джорджоне». Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина.
С титулом пришло богатство и слава. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика.
В 1997 году он стал победителем конкурса Ростроповича в Париже, маэстро сказал тогда о нем: «Диндо – виолончелист исключительных качеств, настоящий артист и сформировавшийся музыкант с экстраординарным звуком, льющимся, как великолепный итальянский голос». Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Даже не кистью – легким прикосновением пальцев художник нанес несколько завершающих мазков и твердой рукой подписал: «Тициан сделал». В дальнейшие годы художник создал целую галерею правителей, своих современников. Спасибо за них. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали».
Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана. В качестве фона изображена ниша, сложенная из грубо отесанных камней. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио.
В Риме. Точно установить дату его рождения так и не удалось, ученые до сих пор об этом спорят. Считалось, что быть написанным кистью этого живописца – значило обрести бессмертие. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. В Венеции был – Тициан. В общем, рисунок у Тициана не получился. Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно.
Еще при жизни он завоевал титул «короля живописцев и живописца королей». Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Тициан чуть было не остался без работы. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Если выступление принцессы поражало и немного пугало, то слушая пение Джорджоне, люди улыбались, – просто так, будто без причины.
Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня.
Марка. Незнакомка была явно нездешней.
В это время Тициан создавал свою знаменитую «Данаю». На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Те же чувства разделял и Аурелио.
Тициан простился с тенями ушедших из жизни дорогих ему людей, а сам так и не притронулся к трапезе, которую завершил уже со Спасителем. Что же касается картины «Оплакивание Христа», принято считать, что ее закончил ученик мастера, Пальма Младший, который лишь дорисовал летящего ангела со свечой и подправил каменную кладку сверху на картине, куда почти столетнему мастеру трудно было добраться. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». К году рождения Тициана Венеция уже была на вершине своего благополучия и роскоши. Маленький Тициано помогал ему и на всю жизнь сохранил страсть к сверканию красок, размаху и масштабности исполнения.
Его работоспособность была чудовищной.
Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц. В семье Вечеллио было четверо детей – два мальчика и две девочки. Привратники переглянулись, но пропустили его. Второй раз Тициан так и не женился. Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров.
Поздняя живопись Тициана – это новый взлет творчества мастера. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. Никто не славился такой изысканностью в выборе благовоний и косметики, ни у кого не было столько шелков, парчи и бархата. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся.
Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Ей он принадлежал безраздельно. Это было время расцвета для Венеции, покончившей с войнами и разрухой.
Но его предложение было отклонено. Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество. Даже не кистью – легким прикосновением пальцев художник нанес несколько завершающих мазков и твердой рукой подписал: «Тициан сделал». Мария словно бы застыла от горя, художник написал ее как статую. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. По матери Катерина была связана с родом византийских императоров, однако тонкостей и фамилий Тициан не помнил.
Отец, Грегорио Вечеллио, был инспектором шахт и начальником народного ополчения и семья не знала нужды. Имя его стало известным. Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким». Сильные мира сего почитали за счастье выделить весьма круглую сумму, чтобы только стать моделью мастера. Только так она смогла сохранить собственную жизнь.
Блондинок мало. На него смотрит старик, во всей позе и взгляде которого читается скорбь и мука. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. Два года он живет в Ватикане и пишет портреты Папы и его придворных.
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Имя этой женщины осталось неизвестной. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи.
Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир. Вот только новый плащ – это еще не весь костюм.
Рука Магдалины в отчаянии поднята вверх. Таинственный момент затишья, передышки. Некоторые считают, что именно тяготы и испытания ограняют драгоценный дар и творят из него гениальность. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры.
И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца.
5 декабря 2013 года в Йоханнесбурге в возрасте 95 лет скончался Нельсон Мандела. Аурелио прямо сказал Тициану, что его судьба во многом зависела от того, какое решение примет Лаура. Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. Тициан создал целый ряд гениальных картин на евангельские сюжеты.
Что это – неведение или нечто умышленное. И семидесятилетний художник отправляется в Ватикан.
Худых — больше, чем толстых. Картина «Не прикасайся ко мне» запечатлела момент встречи только что воскресшего Христа с обессилевшей от горя и отчаяния Марией Магдалиной. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей.
Мы видим людей, раздираемых страстями и покоряющих нас силой характера и волей. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям». Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру. Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Ее волосы развеваются, они похожи на огненную вспышку, а одежда выделяется на мрачном фоне картины. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио.
Тициан успел воплотить все то, что не успел выразить в своих полотнах ушедший Джорджоне. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Тициан долго раздумывал над сюжетом. Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам.
Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. С Джорджоне он когда-то вместе расписывал фресками стены храмов в Венеции. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
Мы словно ощущаем всю тяжесть конструкции. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью.
Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Джентиле Беллини, нервный старик, похожий на засушенного кузнечика, – Тициану казалось, что ему лет сто, – прославился тем, что в свое время работал в Турции у свирепого султана Махмеда Второго по поручению Совета Республики.
А ведь Карл был уродлив, у него была выдающаяся нижняя губа и так называемая «волчья пасть», врожденное уродство. Так утверждали венецианские знатоки. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений.
Мы воспользовались этим для того, чтобы побеседовать о судьбе российского образования с научным редактором журнала «Эксперт» Александром Николаевичем Приваловым. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Но не получается» Сегодня на пляж высыпало много людей. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Мы видим людей, раздираемых страстями и покоряющих нас силой характера и волей. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу. Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий.
«Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Уважаемые читатели искренне надеемся, что книга Тициан.