Аллегорическая картина "Любовь земная и любовь небесная" Тициана исполнена светлой, упоительной жизнерадостностью.
Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру. Высказывается предположение, что в «Саломее» Тициан изобразил самого себя в образе Иоанна Крестителя, чью отрезанную голову держит на блюде красавица Саломея. Те же чувства разделял и Аурелио.
Можно было увидеть самые удивительные одежды, меха и шляпы, нигде в Средиземноморье не собиралось такой разноязыкой и цветастой, невероятно нарядной публики. –Чего ты грустишь. Ей он принадлежал безраздельно.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Доэтого искусствоведы наоснове различных вариантов толкования сюжета исимволики именовали полотно «Красота приукрашенная инеприукрашенная». Столь же статным и привлекательным Тициана можно увидеть в ярком парчовом камзоле с виолоне (разновидностью контрабаса) в руках на картине Веронезе «Брак в Кане Галилейской» (Париж, Лувр). И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции.
Роман пользовался шумным успехом. Второй раз Тициан так и не женился. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью. Вомногом благодаря ему колористика стала такой, какой мыеезнаем сегодня. Пожалуй, ни о какой другой картине Тициана не было написано так много, как о «Любви небесной и Любви земной». Тициан понимал, что и ему надо поблагодарить за приглашение и назвать себя, но не представлял, как он будет это делать.
Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. – доказывать, что он не только превосходный гравер, но и равный среди лучших живописцев. На том и расстались. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Франческо восхищенно присвистнул, а Тициан почувствовал странную дрожь: ему казалось, что красавица смотрит ему прямо в переносицу – пристально, не мигая.
Чечилия умерла после родов дочери Лавинии, прожив с ним в браке всего пять лет и оставив ему троих детей. Тициан и сам тогда был влюблен.
Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров. Пока Тициан в мастерской растирал яичные желтки и просеивал пигменты для темперы, все шло хорошо, он любил работать тщательно. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Джентиле Беллини так же не приукрасил и знаменитую Катерину, написал ее отяжелевшей матроной, проницательной и уставшей.
Джамбеллино всегда предупреждает: «Обязательно закрывайте ставни, если кто уходит последним». Но, может, все-таки тогда была ссора с мастером. Однажды, когда он сидел над картиной для Аурелио, к нему зашел на огонек Бастьяно Лучани. Не суждено мне общаться с нобилями – пусть. Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства. Позднее свои впечатления Вазари изложит в книге, дав описание высоко оцененной им картины. –Гре-чес-кий.
Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. Размах торговых связей Венеции был огромен. Только так она смогла сохранить собственную жизнь. Аурелио пояснил также, почему не стал обращаться к избалованному капризному Беллини.
Спасибо за них. Затем епископ перешел на церемониальную барку дожа – позолоченный буцентавр, задрапированный пурпурным шелком. Со временем асимметрия станет излюбленным приемом Тициана. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. Но нигде все же столько различных элементов, в которых мы можем видеть проявление вкуса Тициана, венецианского вкуса, не соединены в одно целое, как именно в этой картине.
Никто не славился такой изысканностью в выборе благовоний и косметики, ни у кого не было столько шелков, парчи и бархата. Его женитьба наЛауре Багаротто, молодой вдове изПадуи, была предметом пересудов. – сказал требовательно Альдо Мануцио и постучал ножом по серебряному блюду. – Он осторожно заглянул в окно. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху».
Тициан любил этого жизнерадостного бесшабашного парня, неплохого художника, хоть и излишне падкого на заимствование чужих идей. Он преподнес ему очищенные каштаны, освященное красное вино, букет роз в серебряной вазе и благословил приготовленный перстень. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари.
Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории. Еще его беспокоило, что на приеме у королевы наверняка соберутся врачи, философы издатели, они станут рассуждать о заумных предметах, – а среди ученых людей он не чувствовал себя уверенно. Рассматривая созданные в Венеции удивительные по радостному звучанию «Любовь земную» или «Флору», пожалуй невозможно согласиться с утверждением П. П. Муратова в его книге «Образы Италии», что «в тициановской Венеции нет вообще никакой печали и никакой улыбки и оттого так трудно чувствовать сердцем ее восхищающую глаз пышность».
Таинственный момент затишья, передышки. Он не предупредил Лотто. Для полноты картины порхают две бабочки как символ чего-то возвышенного, неземного. Они были знакомы еще с ученичества в мастерской Беллини. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.
Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Пусть рафинированные флорентийцы рассуждают о ней, у них, венецианцев, слава Богу, в жилах течет живая кровь, а не водица, разбавленная тосканскими винами.
Любовь небесная – земная Селестин Елена окажется не похожей ни на одну из уже прочитанных Вами в данном жанре. Это был прямой намек на то, что в случае отказа, Никколо Аурелио могла бы ожидать столь же печальная учесть. Однако старший Вечеллио вскоре нагнал брата и они пошли по ярмарке вместе, пока не оказались около прилавка с нарядной одеждой. Достаточно упомянуть хотя бы известный труд искусствоведа Эрвина Панофского. То есть, конечно, не зная ремесла, ты вряд ли чего-то добьешься. Тициан воспевал жизнь ичувственную красоту. У него и раньше было немало женщин, в основном натурщиц.
Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. В свободное время Тициан увлеченно рисовал. Мой друг Маньяни был профессором Римского университета, автором замечательной книги «Разговорные тетради Бетховена». Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.
Картина получила свое нынешнее название в1693 году. Прислушивается царственная девушка ко всем шорохам в траве, к плеску воды, к шелесту сгустившейся в меркнувшем свете листвы, к далеким возгласам и пением и кажется ей, что ее зовут куда-то, мерещатся ей боги любовных утех, внемлет она обетам будущих объятий и зачатий. Любовь земная и любовь небесная есть картина-тип не только Тициана, но всей Венеции1. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня.
Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Слава и заказы, вместе с деньгами, пришли ко мне поздно. Это правильно, без жажды успеха ничего не сотворишь. Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев.
От Джорджоне здесь почти ничего не осталось. Мраморный бассейн своими очертаниями напоминал саркофаг Адониса, мифического возлюбленного Венеры, убитого на охоте разъяренным вепрем. Но сами по себе твои умения успеха не принесут.
Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Да-да, – шумно вздохнул Джамбеллино, – бывают такие злыдни. Но роль придворного художника, пусть даже щедро оплачиваемого, его не очень привлекала.
«Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Богатство Республики росло. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся. Низкие облака и хрупкие весенние цветы, холодные ручьи, которые надо переходить по скользким камням, ветер теплый из долины, ветер холодный со снежных вершин и песня отца, неожиданная, бодрая песня знакомая и всегда новая.
Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе.
Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. Видимо, не случайно Вазари в первый приезд в Венецию, познакомившись с Тицианом через своего приятеля Аретино, тотчас отметил в алтарном образе признаки «портретности» в лицах святых.
Тициан долго раздумывал над сюжетом. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Сюжет произведения захватывающий, стилистически яркий интригующий с первых же страниц.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. В то время тот работал над мозаиками собора Св.
«Никто не заметит, что я исчез. Что это – неведение или нечто умышленное. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской. После ухода словоохотливого Аурелио он сделал несколько набросков, а затем по привычке повернул картон к стене, чтобы позднее, когда замысел созреет, к нему вернуться.
«Значит, в этом ученом обществе, – сообразил Тициан, – я буду немым». Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Что-то, однако, помешало дальнейшему развитию бурно начавшейся любовной истории. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини).
То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром. Исходя в работе над картиной из этой дилеммы, Тициан вступает также в негласную полемику с автором «Азоланских нимф» Бембо и с близкими ему поэтами-петраркистами, а также с музыкантами. Это и значит: расти и меняться, ведь пока меняешься – ты живой художник. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Картина была им приобретена в 1952 году у наследников генуэзского рода Бальби. Происходил процесс инициации. Превосходно изданная книга являла собой подлинный шедевр искусства книгопечатания.
Кто была эта золотоволосая незнакомка. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. В первую очередь себе. Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел.
Это впечатление усилилось, когда ему принесли лютню и попросили спеть. Уважаемые читатели искренне надеемся, что книга Тициан. Новые морские пути еще только-только осваивались. Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким».
А может быть и влюбленный Тициан сам осознал, что «желание не всегда есть любовь». В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Девушка одета вбелое платье наголове унее— миртовый венок (растение Венеры, символизирующее любовь иверность) рукой она прикрывает чашу (втаких сосудах женихи вручали венецианским невестам свадебные дары) наней— пояс иперчатки (первое— символ супружеской верности, второе— атрибут свадебного наряда, который женихи дарили наобручение взнак серьезности намерений). Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Ноникто немог остаться равнодушным перед силой таланта Тициана.
За измену Венецианской республики Совет десяти приговорил Бертуччо к смертной казни с конфискацией имущества, в том числе и приданого дочери. Однако все же перед нами не иллюстрация к античной сказке Тициан воспользовался сюжетом как предлогом и создал нечто абсолютно самостоятельное и даже отдаленно не напоминающее темы.
Не следует забывать, что он был хорош собой и любвеобилен. Наконец, после витиеватого вступления он перешел к сути дела, по которому явился. Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей.
Два дня после празднования Ла Сенсы в Венеции никто не работал, люди ходили по церквям и бродили по ярмарке. Случится это в юности или после твоей смерти – неизвестно. «Дюреру, – вспомнил Лоренцо, – на автопортретах удается бесподобно писать волосы, в этом он лучший, мне надо поучиться, постараться разгадать и запомнить его приемы». Амифологические сюжеты полны неги ичувства покоя игармонии вслиянии сприродой.
Это прежде всего «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Нурnеrоtоmасhiа Poliphili» (Любовные битвы в снах Полифила), о котором в то время велось много разговоров и споров в венецианских салонах. Однако сама тема будущей картины его заинтересовала. Тициан опомнился на улице. Добывай впечатления каждый день, смотри на мир ночью, на рассвете, вообще учись смотреть.
Тициан. Кажется, никто за столом, да и сама Маддалена не сомневаются, что Дзордзи влюблен», – отметил Лотто. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении. Вот таким образом в руке Любви небесной пунцовая накидка, а у Любви земной алые рукава платья.
За что бы Тициан ни брался, мысли о Виоланте не давали ему покоя. Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир. Спасибо за них. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Было похоже, что все присутствующие любовались им.
В общем, рисунок у Тициана не получился. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности. Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема.
Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Это есть тайна. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать.
Он был очень доволен работой художника. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Визави Любви земной является Любовь небесная, которая изображена обнаженной. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. В городе вскоре заговорили об этой истории и даже о намерении Тициана жениться. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Но если присмотреться, то нетрудно обнаружить, что Ульф как две капли воды похож на Роха, которого раньше можно было увидеть на картине «Святой Марк на троне».
На барельефе фонтана изображен ретивый конь, который должен выражать безудержную страсть – voluptas, способную сгубить любого человека, даже наделенного добродетелью – virtus. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. Он расположен на площадке, вознесенной высоко над уровнем идиллического аркадского пейзажа, населенного крошечными фигурками пастухов, влюбленных и охотников.
Увлечение было настолько велико, что стало бросаться в глаза окружающим. Ей исполнилось уже пятьдесят лет. Маленький Тициано помогал ему и на всю жизнь сохранил страсть к сверканию красок, размаху и масштабности исполнения. Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
Взгляд Джорджоне был добрым и светящимся, будто сама любовь присутствовала в зале. Он насчитывал более трех тысяч судов. Ее черты узнаваемы в образах богинь и вакханок в целой серии картин, написанных им на мифологические сюжеты для феррарского герцога Альфонсо дЭсте.
В Венеции был – Тициан. Обе они рельефно выступают на затемненном фоне задника. Заячья плодовитость никак не вяжется с понятием о любви возвышенной. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Хотелось работать. Незнакомка была явно нездешней.
Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Долгое время имя автора оставалось неизвестным. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики.
Хотя Аурелио наведывался чуть ли не каждый день интересуясь ходом работы над заказанной картиной, Тициан не мог отказать обратившемуся к нему Доменико Бальби, венецианскому потомку старинного генуэзского рода и довольно быстро, что необычно для него, написал «Мадонну с младенцем и святыми Екатериной, Домиником и донатором» (Реджо-Эмилия, частное собрание). С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
Даигерб венецианской семьи наколодце незамечали. Другая девушка оказалась напротив, ею Лоренцо было удобнее любоваться. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Моделью или возлюбленной художника.
Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Чудо случилось. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио.
Хотя, что греха таить, весьма лестно, когда тебя так ценят. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Его картины полны жизни, силы, динамики.
Остерегайся тех, кто тянет вниз, с кем ты теряешь время. За последние годы он научился умело их обходить. «Интересно, он сам замечает это.
Дюрер в Венеции проводил время с теми, кого он называл «мои синьоры», – с аристократами. Наблюдай. Но не успел. Не такими уж правильными были черты ее лица: нос немного приплюснут и, если приглядеться, лицо больше походило на детское. –Мне никто не нужен. Раньше я желал этого, даже страстно желал, как ты сейчас. Иначе говоря, слух является основополагающим, а зрение вторично.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто. Ситуация деликатная для него, видного государственного чиновника и потому в качестве свадебного подарка он хотел бы заказать не портрет своей возлюбленной падуанки, а какую-нибудь аллегорическую картину на одну из тем своего близкого друга поэта Бембо, например, какую-нибудь сцену из его знаменитой книги «Азоланские нимфы» или из поэмы «Аркадия» Саннадзаро. Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Он просто наслаждался ею. И тогда Махмед Второй встал и в одно мгновение снес голову рядом стоящего слуги, а затем взял ее в руки и показал художнику, в чем была его ошибка. И знаешь, что еще важно.
То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Одна из женщин, по виду венецианка, в пышном свадебном платье, с распущенными по плечам золотистыми волосами, прижимала к себе ларец с украшениями. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо. Имя его стало известным. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу.
Еслибы неего гений, тоработы художника назвалибы дерзостью ибогохульством. Джорджоне тоже раньше работал в мастерской Джамбеллино.
Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы. Накартине свадебной символики визбытке. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Как самого способного.
Безусловно, он не мог тогда не уловить сходство между святым Рохом и возмужавшим автором. Хотя у нее не было таких бесподобных форм, как у Виоланты, сияющие глаза и улыбка радостно сообщали: «Я здесь самая красивая. » Лоренцо хихикнул от удовольствия. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли.
Портреты изображают сложные психологические типажи. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». В звучании мира – это музыка, шум волн и пение птиц. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров.
Дом был трехэтажным, внизу располагались общая мастерская, большая кухня и кладовые. Тициан чуть было не остался без работы. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду.
На третьем этаже были личные покои мастера и его жены Марии. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро. Есть ли за этим тайна.
В фигуре же святой Екатерины угадывается то, что было с блеском осуществлено Тицианом в картине «Флора». Итак, начнем сземного. Вот таким образом Катерина его и приглашает». Полотна нарелигиозные сюжеты буквально сияют ипрославляют бога.
Тициан в этом сомневался. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Незаконченные картины, расставленные на мольбертах, снаружи казались покинутыми и печальными. Что-то стряслось и он уедет из города.
«Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры.
Хотя, надо отдать должное, руки Джентиле распускал редко, у него на это просто не хватало сил. Она влюблена в Джорджоне, это точно. Привратники переглянулись, но пропустили его. Возможно, тут сыграло роль недовольство отца девушки, считавшего, что его юная Виоланта годится в дочери потерявшему голову ухажеру.
Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души.
Работа имела большой успех. На полпути он остановился, чтобы перевести дух, потрогать свиток на груди под курткой и кошелек со сбережениями у пояса сокровища были на месте. Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. Но вернемся к самой картине. Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств.
Внутри было тихо. Картина должна была стать подарком молодой жене. Расходы значения не имели. При первом же взгляде на картину «Любовь небесная и Любовь земная» поражают ее удивительно праздничный просветленный колорит и поистине полнокровное мировосприятие. Но в действительности дела обстояли иначе. Вдали расстилается просторный пейзаж с золотистым небом и кристально чистым воздухом.
Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Лоренцо заметил, что выражение глаз немца стало растерянным. К говору венецианцев им с братом пришлось привыкать несколько месяцев.
Символ тайных мистерий остается на территории Италии. В Риме. Ему не важно было знать, кто она: герцогиня, натурщица, любимая дочь Лавиния, экономка в доме или цветочница с площади Св. Марка. Душа — навсегда — живописи. А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка. Как считают некоторые исследователи, таким он изобразил себя на картине «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадрид, Прадо).
Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Он был и льстец и тонкий психолог. Мыло сюда попало с Ближнего Востока еще в XII веке, а в следующем столетии венецианцы наладили и у себя его успешное производство. Но и ты мне нравишься».
Его работоспособность была чудовищной. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям». Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам.
Строгую композиционную схему классического стиля Тициан несколько смягчает асимметрией. Господь проявлен во всем: вприроде – в небе и в море. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Тициан встал у стены, не зная, как себя вести.
Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой. С жалобами он дошел до секретаря Совета Десяти – куда же выше. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана.
Вот только новый плащ – это еще не весь костюм. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества.
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. А заказов ему и здесь хватает. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Имя этой женщины осталось неизвестной.
В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Зато я умею работать, буду изучать ремесло еще упорнее. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза.
Ко мне слава пришла, денег теперь хватает, посему эта загадка меня больше не интересует. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
Причина тому —непростое прошлое невесты. ДоXX века никто особенно необращал внимания насвадебную символику. –Но есть и другое. Но его предложение было отклонено. Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно. Выгнал с позором.
«Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали». Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. В центр зала вышел Джорджоне. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза.
Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Не только Катерине и мне, всем интересно, а от этого мастеру еще тяжелее», – усмехнулся Лоренцо, деликатно опустив глаза. Он превыше всего ценил свободу выбора и свое независимое положение.
Влюбленный Аурелио был настолько доволен работой молодого мастера, что попросил его дополнительно запечатлеть на картине свой герб, не раз повторяя, как знатен его род, ведущий происхождение чуть ли не от самого Марка Аврелия. Получил огромный заказ. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Удивительно, что автор не делает никаких выводов, он радуется и огорчается, веселится и грустит, загорается и остывает вместе со своими героями. Вряд ли юная Виоланта была знакома с поэзией Сапфо, но ее образ еще долго будет будоражить воображение Тициана, а черты этой девушки узнаваемы в «Любви небесной и Любви земной» (Рим, галерея Боргезе), в «Портрете молодой женщины», которую в литературе принято называть «прелестная кошечка» (Вена, Музей истории искусств), в «Саломее» (Рим, галерея Дориа Памфили) и в великолепной «Даме с зеркалом» (Париж, Лувр). Сложность, даже некоторая пикантность, ситуации, с которой столкнулся Тициан, получив заказ от Аурелио, состояла вот в чем. Другая, абсолютно обнаженная, чью роскошную наготу подчеркивал алый шелковый плащ, держала в руке чашу с курившимися благовониями. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции.
Однако Тициану стало скучно. Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». «Фондако дей тедески»– немецкое Подворье в Венеции – заказало Дюреру большую работу, алтарный образ для церкви Сан-Бартоломео, где молились немцы. Мягкий голос звучал, глаза певца были обращены к девушке.
Так утверждали венецианские знатоки. Да и само произведение можно рассматривать как гимн женской красоте. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу. А венецианские женщины.
–Есть кто-нибудь. Венецианский титан Возрождения, получивший прозвище Божественный. Самым нужным, да. Слава придет к картинам, когда Господь назначит. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
А ведь вряд ли это так. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Так и случилось, так как Лоренцо Лотто внезапно покинул мастерскую Джамбеллино. Он заболел. Новот особенно внимательные исследователи разглядели, что владелец герба— Николо Аурелио.
А я не Джорджоне, а неотесанный Тициан Вечеллио, который так мало знает. Видимо, Тициан не стал развивать далее мотивы книги о снах Полифила и увлекся темой «фонтана любви», чья влага обладает чудодейственной очистительной силой, помогая Любви земной возвыситься до Любви небесной. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
В красоте или безобразности людей. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
Марка. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Правда, самого Джорджоне никак уж не назовешь аскетом, подавившим в себе все чувства, кроме любви к искусству.
Лоренцо и Тициан невольно отступили. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Наконец, забеспокоились заказчики, в том числе и бедняга Аурелио, назначенный день свадьбы которого приближался, а заказанная картина была еще далека от завершения. Лоренцо Лотто радовался тому, что неподалеку от него посадили двух красавиц.