Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. После тщательного изучения творчества Макеланджело и Рафаэля, Тициану удается выработать свой собственный стиль («Динарий Кесаря», «Флора»). Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности. Среди почитателей его творчества и художественного мастерства были такие, ставшие в последствии именитыми художники, как Сальвадор Дали, Рубенс, Рембрандт, многие русские мастера XIX столетия. Тициан прожил достаточно долгую жизнь, которую можно условно разделить на четыре этапа.
(Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Следовательно, родился где-то в период 1485 – 1490 гг. – 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Падуанские фрески показывают острый интерес Тициана к портретному жанру, который впоследствии стал одним из излюбленных им жанров. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Вообще, надо сказать, что Тициан считался (да и считается) одним из самых ярких портретистов своего времени. До последних дней он не прекращал работать.
Эту – одну из своих лучших картин – онзавещал поместить в часовне, над своим надгробием. Той робив деклька мозак для головного храму Венец — собору Св. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Точная дата его рождения неизвестна.
Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках, исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дельСанто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокуюлюбовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая вовремя кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи. Тому й король тльки у профль, бо не позував майстру. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Такова«Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образомзаимствован из репертуара Классической скульптуры. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах Любовь небесная и Любовь земная, Молодая женщина с зеркалом, Портрет молодой женщины (Прелестная кошечка), Саломея и других.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Тициану покровительствовали влиятельные лица Италии и других европейских стран. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. В ряду его последних шедевров числятся Благовещение (Сан-Сальваторе, Венеция), Тарквиний и Лукреция (Академия изобразительных искусств, Вена), Увенчание тернием (Баварские картинные собрания, Мюнхен), которые обозначают явственный переход Тициана к маньеристическому этапу. В 1545 году Тициан едет в Рим писать портреты папы Павла III, там он встречается с Микеланджело. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция).
Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Две любви: небесную и земную. После рождения второго сына у Чечилии началось сильное кровотечение. Это изображение отнесено очень далеко отпервой сцены, дабы подчеркнуть жестокость насилия.
Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, ксожалению, разрушенного уже к концу XVI века. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. В 1518 году Тициан пишет картину Вознесение Богоматери (Assunta), в 1515 году — Саломею с головой Иоанна Крестителя. В 1525 году Тициан женился.
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Все домочадцы без труда узнали в запечатленном образе черты Лючии. И вспомним, что он прежде всего художник. Это были и короли и герцоги и дожи и кардиналы и инквизиторы. В числепрочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годомзнаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в яркомголубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядомпса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римскихимператоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только погравюрам и многочисленным копиям. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назариое Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне Флора (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. Тициан должен прежде всего закончить грандиозноеполотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия вцеркви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейскойЮдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата– а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии.
Точная дата его рождения неизвестна. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит приимператорском дворе в Аугсбурге. Тициан Вечеллио да Кадоре (ок.
Как оригинально Тициан разрабатывал античные сюжеты, показывают его картины «Диана и Каллисто» и особенно – полные жизни «Вакханалия (Мадрид), «Вакх и Ариадна» (Национальная галерея, Лондон). ПортретПьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с однойстороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, — скорее изображен ввиде «наброска, чем в виде чего-то завершенного». Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. И королей и святых.
Фигуры с мощнойпластикой, порождающие явные ассоциации с античными статуями и жестокимиперсонажами Микеланджело, размещены в искусственных позах искажены мукой. Картина практически лишена глубины фона из-за темноты, в которой едваугадываются очертания стены за спинами изображенных. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Художник отказывается от всяческого описательного натурализма, ставя ныне на первое место выражение чувств и эмоционального участия автора.
Основа деятельности Тициана – алтарные образы. Чувство трагедии, внутренний пессимизм в размышленияхо жребии человека и художника, тонкая критика, которая всегда разъедаетюношескую веру в миф об обновленной классике, превалирует в последний периоджизни мастера, который пережив смерть самых близких друзей, похоже ищетутешения в немногословном внутреннем диалоге, пересматривая однажды ужезатронутые в его творчестве темы, разрабатывая новые, зачастую никем незаказанные и оставляя своей школе честь выполнения заказов на копии егоизвестнейших картин. И наконец, такова же, написанная в теже годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронованиетерновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане.
Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. За 10 лет до своей смерти Тициан написал свой последний автопортрет.
О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Было предпринято мнжество попыток, чтобы расшифровать сюжет картины. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизнойотносительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в одинряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Подробности об учебе неизвестны – они начинаются только с 1508 года. Первым учителем Тициана стал мозаист Себастьяно Дольче.
В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Она была заказанавенецианским аристократом Никколо Аурелио по случаю его женитьбы на ЛауреБагаротто, чей отец, падуанский юрист Бертуччо Багаротто, был приговорен ксмерти заседанием Совета Десяти в 1509 году, когда секретарем Совета был тот жеАурелио. «Даная», работу над которойхудожник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналуАлессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма исочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с«Венерой Урбино» — замечает монсеньор Джованни Делла Каза. В начале 1500-х годов Вечеллио (в компании младшего брата) отправился в Венецию учиться живописи в мастерской именитого на то время художника Джованни Беллини. Зовсм не можна довряти портрету забелли Португальсько.
С 1519 по 1526 год расписывает ряд алтарей, в том числе алтарь семейства Пезаро. Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Тициана больше всего привлекали люди с богатым и сложным внутренним миром. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. Великий художник действительно доводит до логического завершения живопись «всем цветом», создав язык, позволявший экспериментировать с новыми, глубоко выразительными средствами.
Значительное влияние оказал на развитие Тициана Джорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Прославився серед художникв, як майстер Венецанського Вдродження. После этой картины, тридцати лет от роду, он становится официальным художником Венеции.
Это время начала творческой зрелости мастера. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Год рождения художника точно не известен. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. В Риме, где художник дажеполучает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папскойсемьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III сплемянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции.
Семья его родителей, Грегорио и Луччи Вечелио, была не только обеспеченной, но и знатной, а ее родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана. Это предостережение несетв себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическуюподоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силамЛиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлученияВенеции. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Он много работал, а в свободные часы общался с детьми. Когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: Услужить Тициану почётно даже императору. В конце 1529 года Тициан уехал в Болонью, чтобы написать портрет прибывшего в Италию императора Священной римской империи – Карла V. Император был от живописца в восторге и со следующего года Тициан начал писать по его заказам.
По слухам. Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. Император Германии Карл Пятый пожаловал художнику титул «графа Палатинского», а также высший сан «Рыцаря золотой шпоры со знаком Меча и Цепи» и звание государственного советника. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконесоздается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное«Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»).
Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Да, он был творец. Тоновое единство раннихтициановских произведений сменяется здесь подчеркнутой контрастностью, авидимое извне волнение – внутренним напряжением, вызванным жестокостьюпроисходящего. Даже не кистью –легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношескитвердой рукой подписал: «Тициан сделал».
Он прожил ровно век. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной пообету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Марияделла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, какможно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Дружба художников оказалась недолгой – в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. Наперекор семейным традициям Лючия настояла на отправке Тициана вместе со старшим братом на учение в Венеции.
Дружину звали Цециля Сольдано. Умер Тициан Вечелли 27 августа 1576г. Все главные храмы города открывают художнику свои двери.
Карл V приглашает его к своему двору в Болонье и Аугсбурге. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и дворнебесный. В это время была написана самая ранняя картина Тициана-Бегство в Египет. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Взаимная симпатия художника иего сюзерена крепнет. Когда он отправляется к чужеземным дворам писать картины, ему придается княжеская свита. Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник.
В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа – «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Тициана хоронили очень пышно, невзирая на эпидемию чумы. В этот день не было никого из его родных. Среди творений этого периода – от конца первогодесятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенскийконцерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контрастпоэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся комне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановскоготворчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, вгалерее Боргезе. Кроме того, появляется возможность для новых важнейшихзаказов: необыкновенные портреты Карла V верхом и КарлаV в кресле, когда гордость и официальность первогообраза, положившего началу счастливому жанру официальной портретистики, сталкивается в вечном противоречии с меланхоличным, камерным образом второго. Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки илюбви. З 1517 року обйняв посаду офцйного живописця Венец республки.
В1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис»хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семействаФарнезе. В 1520 году он находится в зените славы. Между 1516 и 1524годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет ихсам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Сколько народу прошло перед его взором.
Слава его начинается с 1516 года, когда он написал на двери старого шкафа так называемое «Кристо делла Монета» — картину известную ныне под названием «Динарий кесаря». Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «СвятойСебастьян» — образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» — это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий видпечального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника вспособность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. В основному великий художник писав на теми мфологчн, алегоричн, портрети, пейзажн мотиви. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
вн зробив молодичкою. И действительно, творчество Тициана не может оставить созерцателя его полотен равнодушным. Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост.
А это всегда драма. Чем был Рафаэль для Рима, Микеланджело для Флоренции, Леонардо да Винчи для Милана, тем был Тициан для Венеции. Пзнше науковц умовно роздлять митцв на малювальникв (майже вс флорентйц — вд Леонардо да Внч до болонц) та венецанцв, що працювали в манер кольорових плям. Свою последнюю картину, Оплакивание Христа, Тициан написал для собственного надгробия. Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью.
Одно из самых видных мест в его творчестве занимала и женская обнаженная натура. Не на шутку разгулявшаяся в Италии чума унесла и жизнь Тициана, скончавшегося в 1576 году в родной Венеции. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тицианполучает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформлениеалтарных ниш. – время расцвета портретного искусства Тициана.
В ней Тициан достигает того сочетаниядраматической силы и драматического напряжения, подкрепленного исключительнойнасыщенностью цветовой гаммы, которое станет его визитной карточкой какхудожника. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Таковы же и три «Библейскиесцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолкацеркви Санто Спирито ин Изола в Венеции. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Конец 30-х – 40-е гг.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Художник переживал эту утрату очень тяжело. Он жил как во сне: что-то делал, с кем-то встречался, никого не слышал и ничего не видел. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ).
Могущественнейшие государи Европы осыпают его заказами и почестями. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Среди них его сын Горацио, которому художникдоверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постояннозаказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «КающейсяМагдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года.
Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Вона померла, а митцю замовили портрет. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Все это время сестра Тициана Орса помогала ему по ведению хозяйства и в воспитании детей. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Тем не менее, документально засвидетельствованотолько лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой«Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этомслучае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизниавтора. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Затем Микеланджело. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески.
Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета. С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам.
Согласно биографам именно слово матери оказалось тогда решающим. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр). Прежде всего в «Мученичестве» изображениеархитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производятвпечатление преувеличенного экспрессионизма. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр).
В день смерти он завершил свой последнийтворческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В период позднего расцвета своего искусства Тицианвозвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короляИспании Филиппа II. Также художника интересует пышная женская красота, которая проявлена в картине этого периода «Любовь земная и небесная».
Важным эпизодом в развитии тициановской карьерыявилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшаяв Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные«профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыномКарла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Помер у Венец 27 серпня 1576. Новорожденную назвали Лавинией. Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать. Це й помтив прискпливий Мкеланджело.
Тициан или Тициан Вечеллио, родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Тцан Вчело народився в 1488 роц, за деякими даними в 1490 в Пве д Кадоре. Однако в 1525 состоялось очень скромное венчание, в домашней обстановке и в кругу самых близких и родных людей. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. А ведь ему было уже за сорок. Якщо в раннй творчост це радсна радсть, то пзнше це драматичн колз. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля.
Действующие лица, написанной в 1565 годукартины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно ивозвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург)сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее длясемейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос. А сам вн бльше приховував, нж вдкривав. Тцан викликав з Пве д Кадоре сестру, що виховувала дтей правила в осел. Портрет короля Франц Франциска вн малював по медал, що привезли Тцану.
«Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. к творчеству мастера.
Потом Тициан. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами. Тцан якраз представник венецанського способу. Особенно значительной предстает фреска Чудо с новорождённым. Природа на них не молчалива и статична, а полна жизни, как и люди, населяющие ее, переполнены чувств и движения. Легенда повествует о том, что когда однажды художник уронил кисть, Карл V поднял её и сказал: «Услужить Тициану почётно даже императору».
В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. «Христос и разбойник» из венецианскойСкуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляетсобой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера.
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонениеволхвов» (Эскориал). И она отвечает ему любовью. По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно) его иногда называют да Кадоре известен также как Тициан Божественный. Вскоре Тициан становится известным не только в Италии, но и за ее пределами.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. На первом планеизображено коленопреклоненное семейство заказчика. Но на этомпоследнем пиршестве за столом был он один. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность. Его картины, похоже, дышат жизнью.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Отец Тициана, его брата и двух сестричек работал шахтным инспектором, а по совместительству был начальником народного ополчения, что позволяло семейству Вечеллио вести жизнь людей среднего достатка. Чечилия наполнила его дом уютом и теплом, а его самого окружила бесконечной заботой. Наиболее известными картинами этого периода являются «Цыганская мадонна» (около 1511), а также «Любовь земная и Любовь небесная» (1514) — картина, написанная по заказу Николо Аурелио, члена Совета десяти и «Женщина с зеркалом» (около 1514). Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне.
Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что вВенеции в последнее время не думают о рисунке. Цвет здесь уже не наложен широкими, растянутымимазками, но слоится на свету, распределенный более резкими прикосновениями.
Сначала явился Леонардо. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Псля цього вчився у майстрв Джованн Беллн, Джентлле Беллн, Джорджоне. Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию.
И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники.
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения сурбинским двором. Тициан использует здесь тему Святого собеседования, однако располагает фигуры не фронтально к плоскости изображения (как, например, у Джорджоне в Альтаре Кастельфранко), а по диагонали на разных уровнях: группу Мадонны с младенцем вверху справа, группу с поклоняющимся ей героем внизу слева и коленопреклоненных членов семьи-заказчика (семейство Пезаро) внизу справа на первом плане. К ранним работам Тициана относятся: портрет Джероламо Барбариго (1509), впоследствии вдохновивший Рембрандта на «Автопортрет» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).
Через несколько лет поступил учеником в мастерскую Джованни Беллини. Произведение«Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматическогоповествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем, изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. Действие разворачивается на первом плане картины: кричащая женщина распростертана земле в странной позе, ревнивый муж возвышается над ней, вцепившись ей вволосы и размахивая кинжалом. До какого высокого совершенства было доведено мастерство изображения нагого тела, можно судить по многочисленным поражающим выпуклостью форм и силою колорита «Венерам» (лучшая во Флоренции, в Уффици) и «Данаям». Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту.
Все его святые просто земные люди. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. в Венеции. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Тицианан провел бессонную ночь в ее постели.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). 1477-1576) был однимиз величайших художников итальянского Возрождения. Кто-то заметил, что Тициан был самым везучим из художников – всегда оказывался в нужное время и в нужном месте.
В 1538 году закончена картина Венера. Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремяполотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре вНеаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святогоЛоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви СанСальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов. Тициан был поражен ее непосредственностью, скромностью и благородством. Точная дата его рождения не определена.
Тициан прожил долгую жизнь. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Вн зробив жнку-мрю, жнку деал, жнку фантом, яку нколи сам не бачив. Детей в семье Вечеллио родилось четверо – двое сыновей и две дочери. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом.
Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись. Антония. Писатели-современники, жившие во времена уже пожилого Тициана, дают данные года рождения, варьирующиеся между 1473 и 1482 годами2. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X скардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощаетгрупповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьиФарнезе в обществе его племянников. Учился вместе с Лоренцо Лотто, Джорджо да Кастельфранко (Джорджоне) и рядом других художников, ставших впоследствии знаменитыми.
«Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника – его физической немощью и ослабшим зрением. Несмотря на все старания спасти женщину неудалось, 5 августа 1530 она умерла. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Вечелли Тициан (1488 (1490) – 27. 08. 1576).
У него в запасе несколько официальных заказов. «Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствиисвятого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II впобедоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения«частные». Крупнейший представитель венецианской школы. А Тициан – дает.
Вот таким образом понятые какаллегорический призыв к любовному примирению, скрытым смыслом наполняютсяобстоятельства, послужившие толчком к созданию картины. спустя пять лет она умерла, после чего он прожил до конца жизни в одиночестве. И оказался прав.
Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Художник должен былукрасить фресками боковой фасад Немецкого подворья, расположенного близРиальто. В 1513 году кардинал Пьетро Бембо, прославленный гуманист и друг Рафаэля Санти, стал секретарем римского папы Льва X и пригласил Тициана на службу к своему покровителю, но художник отказался от столь лестного предложения. Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици).
Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника. Художник слыл человеком очень алчным, но в личной жизни слыл человеком высоконравственным.
Глубина психологического проникновения характеризует и новые портреты Тициана: таковы Кларисса Строцци в возрасте пяти лет (1542, Государственные музеи, Берлин), Молодой человек с голубыми глазами известный также под названием Молодой англичанин (Палаццо Питта, Флоренция). Але авантюрний майстер робив сумнвн реч. Соединение этих влияний легко распознается в егопервых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VIпредставляет Якопо Пезаро святому Петру». Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В 1525 году он женился на Цецилии, которая имела от него двоих детей.
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. Точно установить его дату пока не удалось – ученые до сих пор об этом спорят. Тициан мчался к ней изо всех сил, но елва успел. Чечилия изменилась до неузнаваемости. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера.
Марка. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари – венецианской церкви. Письма же за него писали под диктовку. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании.
В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс. Термн навчання у Джованн невдомий, як багато чого з раншнього пероду життя Тцана.
Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок». Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Стиль Тициана в это время очень похож на стиль Джорджоне, он дописывает за него те картины, которые остались незавершёнными. Каждое изэтих полотен представляет собой ночную сцену, пронизанную мощным потоком света, исходящего из глубины картины.
Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы. «Персей и Андромеда» исполненные по заказу Филиппа II. Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio, 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре— 27 августа 1576, Венеция)— итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Точная дата его рождения неизвестна. После рождения третьего ребенка у нее снова началось кровотечение.
Но вскоре появился старший сын художника, обнаруживший, что дом отца на Бири разграблен. На созданном в 1567 году«Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и напредыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Картина написана с той же женщины, что и другоепроизведение урбинского цикла, так называемая «La Bella». Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, ноубедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юнойсупруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в1534 году в возрасте всего десяти лет. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. В декабре 1511 года Тициан завершил работу над тремя фресками в помещении братства св.
В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности – это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Тициан родился в семье Грегорио Вечелли, государственного и военного деятеля.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).