Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет.
Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину. Через три десятилетия Тициан вернулся не только к этой теме, но и к композиции, создав более глубокое и абсолютное произведение, которое повторил в нескольких экземплярах. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Правая рука Магдалины покоится на груди.
С жадностью ловит их служанка. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. В символике череп-эмблема смертности человека.
Колорит работы намеренно сгущен автором. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Лицо Марии, обнаженное плечо, руки, сложенные в молитве, раскрытое писание – единственные светлые пятна композиции, остальное уходит в тень, где палитра холста темнеет и приобретает мрачное звучание: преобладают темно-коричневые, серые, черные цвета. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. ной», от «генитальной» эротики более позднего времени, связанной с сексуальностью. Он мастерски превратил раскаивающуюся блудницу, шедшую за Иисусом Христом по пустынной местности для того, чтобы смирить собственную плоть и смыть с себя клеймо позора, в чудесное чувство благодати и любви.
Заказчик – Филипп II Испанский, см. Б. Ай-кема полагает, что Тициан написал свою Магдалину «настолько чувственной, насколько это возможно» из соображений морали: зрители должны преодолеть искушение плотских желаний, вызываемых произведением и осознать, что перед ними кающаяся грешница, которая решила оставить мир. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Святая видит «Его – Иисуса Христа, ее единственное желание», Кто пришел, чтобы взять ее с Собой на небеса и слышит Его слова: «Приди, Моя возлюбленная и Я посажу тебя на Моем троне, так как Царь возжелал твоей красоты».
Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. и, усиливаясь, могут постичь то, что они находят». Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Некоторые исследователи считают, что картина была написана для того, чтобы порадовать взгляд зрителя-мужчины видом женской обнаженной и «доступной» натуры. Уникальному художнику удалось превратить кающуюся блудницу, которая шла след в след за Христом по пустыне, смиряя и укрощая свою плоть, дабы смыть с себя позор былой грешной жизни, в прекрасное чувство любви и смирения. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени.
Задний план приглушенный темный, без особой проработки. и схватил ее сердце внутри и держал его некоторое время, сжимая его с большой приятностью и это сердце, подпрыгивая и танцуя в этой руке, ликовало от невыразимой радости». Эти тексты формируют образ святой, в значительной степени отличный от того образа Магдалины – «типичной грешницы», что преобладал в ранний период католицизма. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Вот таким образом автор ярко описывает, как Иисус плакал, когда Он увидел горе Марии после смерти ее брата Лазаря и как после Своего Воскресения Христос спешил успокоить Магдалину, так как Он «искал ее даже более страстно, чем она искала Его». Мы с трудом видим всю массу. Пасхальная проповедь на тему Воскресения (Ин.
Жениху. Бога и своего ближнего. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Яркая чувственная образность текста «Песни Песней», снабженная духовным комментарием, служила прекрасным средством для возбуждения и направления способности любви к ее истинной цели -божественному Жениху. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему.
Оно должно вести человека от земли к небу. Более того, наслаждение является ключом к познанию. В соответствии со «зрительной» эротикой любовь имеет свое начало в объекте желания, преимущественно в глазах. Однако в позднем Средневековье и Возрождении развитие мистической и сакраментальной тенденций в Церкви повлекло за собой изменение акцентов в образе святой, выдвинув на передний план эротические мотивы, отождествляющие Марию с Невестой из «Песни Песней».
В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.
1500-х гг. ) (зал 217). Прижав их к своей груди и губам, она нежно обсушила их. Контрасты света и глубоких темных теней усиливают впечатление напряженности и значимости момента. Бернард писал: «Твое отношение к твоему Господину Иисусу должно быть нежным и интимным, чтобы противостоять притягательным соблазнам чувственной жизни: сладость побеждает сладость». Удовлетворение желания ведет к радости и наслаждению.
Материалы работы – холст, масло. Брачная символика «Песни Песней», которая наложила печать на позднесредневековые тексты, посвященные Магдалине, проступает в тех чертах облика святой, которые напоминают зрителям об особой близости Марии к ее небесному Возлюбленному. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Более того, автор «Жития» подчеркивает не только любовь Марии к Христу, но также любовь Иисуса к Марии. Плотское желание представляет собой только вторичный аспект любовного чувства.
Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Например, Руперт Дьюпский в своем комментарии на «Песнь Песней» (5:4) («Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину и внутренность моя взволновалась от него») привлекает внимание читателей к сердцу как сосредоточию любви: «Возлюбленный, видимый ночью в видении, удивительным образом просунул свою руку в ее грудь. Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. Ее прошлые грехи едва упомянуты – это проступки юной особы, которая ошибочно увлеклась плотскими удовольствиями и удалилась «от Бога, ее родной страны». Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Акцент на женском начале в «Песни Песней» соответствовал намерению комментаторов актуализировать атта читателей и привлечь внимание разума к эмоциональной жизни души.
Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета. Однако, каков смысл такого чувственного изображения. Картина, принадлежавшая Бадоэру, по словам биографа венецианских художников Ридольфи, была после смерти владельца отправлена во Фландрию. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью.
Оба типа желаний производят в любящем человеке одинаковое ощущение томления и стремления к союзу с объектом любви. Переход от «зрительной» к «генитальной» эротике характерен для сочинений таких авторов, как Генри Мор и Джонатан Свифт и связан с критикой религиозного воодушевления. Она присутствовала при крестных муках Иисуса, присутствовала при погребении и была первым человеком, увидевшим его после Воскресения. Известный художник Тициан был уникальной личностью. Пространство ограничено стенами грота.
Они согласны с Хоупом, что «религиозное содержание составляет решающе незначительный элемент» в художественном строе полотна. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. «Житие» изображает Магдалину в пустыне не как кающуюся грешницу, но как возлюбленную, тоскующую о своем любимом: «Но кто может описать, как друг Спасителя проводила свою жизнь в воздыханиях и томлении, даже притом, что она часто наслаждалась обществом ангелов. На мой взгляд, образ, написанный А. Г.
Воистину, я говорю, она сгорала от желания, стремясь быть с Христом». Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Тициан воплощает в картине свое представление о прекрасном, утверждая гуманистическую мысль о праве человека на любовь и счастье. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты.
Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см).
Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес. Так, св. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами.
Эта эротика скорее физическая, нежели сексуальная и выделяет сердце как эротический центр. «Кающаяся Мария Магдалина» (1530-1535, Флоренция, Палаццо Питти) кисти великого венецианского живописца Тициана не раз привлекала к себе внимание исследователей в силу чрезвычайно чувственного изображения святой. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Тициан был величай- шим художником Венеции.
К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Почему же она снова наклонилась, снова желая увидеть. Говоря метафорически, спасение души было результатом «действий новой Евы, женщины, живущей внутри каждого человека, Невесты Христа».
Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Национальная галерея Шотландии. Какую нежность она испытывает, когда они, оба раздетые, обнимают друг друга. В данной картине прочитывается много символов. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга.
20) изображена рядом с фигурами возлюбленных из «Песни Песней». Можно сказать, что язык ума и души визуальный: не слова, но образы. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Вот таким образом, например, эротический язык «Песни Песней», повествующий о физической любви влюбленных, снабженный аллегорическим толкованием, может выражать глубокое религиозное чувство.
Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Эти слова могли бы стать эпиграфом ко всему «Житию»: проступки Магдалины прощены не ради ее покаяния, но ради ее любви – это любовь очищает душу, выжигая грех. Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Художник не отказал заказчику. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины.
Еще правее видны листья растения. Эдинбург. По их мнению, это своего рода болезнь, вызванная «направлением спермы от чресл вверх». Картина выполнена в теплом колотите. Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем.
В православии она является равноапостольной святой. Действие происходит в гроте пещеры. Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. Эти образы зависят от опыта, получаемого с помощью физических чувств. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя.
Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Более о нем ничего не известно. Бернард Клервосский восклицает: «Как прекрасен ты, Господь Иисус. ». Связь между святой и возлюбленной из «Песни Песней» прослеживается не только в текстах этого времени, но также в изобразительном искусстве.
Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке.
На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. Изображение мифологической сцены в картине носит возвышенный и вместе с тем конкретно чувственный характер. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. После того как Иисус Христос исцелил её от одержимости, она отдала ему всю свою жизнь без остатка.
На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Решающую роль в формировании позднесредневековой духовности сыграли образы из библейской «Песни Песней».
Магдалина представлена читателям полной очарования – у нее «поразительной красоты тело, великолепные манеры и чрезвычайно приятная речь». Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».
Основание же средневековой «зрительной» эротики лежит в убеждении, характерном еще для Античности, что операции ума или души зависят от воображения, опирающегося на зрительные образы. Италия. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным.
Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки.
Но особенный акцент сделан на образе Марии. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Оба автора считают, что религиозный энтузиазм имеет сексуальные причины. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка. Руперт Дьюпский описывает привлекательность Жениха из «Песни Песней» следующими пылкими словами: «Открой свои глаза, свои духовные очи для того, чтобы увидеть этого Возлюбленного, увидеть Его золотистые волосы, Его сверкающие глаза, Его поразительные щеки, Его сияющие безупречные губы, Его гладкие золотистые руки, Его живот слоновой кости, украшенный сапфирами, Его прямые ноги.
Свет падает сверху слева. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Мистики в своих текстах уделяли внимание преимущественно любви небесной. Формат изображения – вертикальный. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу.
Зритель смотрит на работу как на святой образ. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. Свет касается и пространства картины – стен грота. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету.
Само вознесение описано в «Житии» словами, напоминающими строки из «Песни Песней». Смысл картины при этом совершенно не искажен. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа.
Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Вот таким образом они представляли Невесту как идеальную фигуру и призывали читателей подражать ей. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок.
Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Однако чувственность и красота святой могут обрести иной, положительный смысл, если рассмотреть произведение в свете позднесредневекового мистицизма любви.
Св. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Автор утверждает, что Магдалина отдалась радостям земной любви только на короткое время и затем «поспешила вернуться к благодати». С этим образом связано множество легенд и преданий.
Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Она держала и ласкала их долгое время, затем только отпустила». И дотронься до Его шеи, невыразимо приятной, в соответствии со сказанным: «Вкуси и увидишь, что благ Господь». Согласно Вильяму Тьерскому, «даже после того, как человек стал духовным, он, тем не менее, разделяет наслаждения телесной любви, которые естественны для него».
Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Из холста на нас смотрит женщина, фигура которой слегка прикрыта воздушной тканью. «Житие святой Марии Магдалины и ее сестры Марфы» прославляет Марию, как «зеркало всей святости», как «восхитительную возлюбленную Христа, нежно любимую Им».
Однако мистики постоянно настаивают на контролирующей роли разума и веры в этом процессе раскрытия и развития эмоционального мира человека. В сцене обращения Марии Христос говорит ей: «Твои грехи прощены: жар твоей любви сжег твои прегрешения». От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет.