Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа. «кающаяся Мария Магдалина» потрясает силой и глубиной человеческого чувства, прекрасно понятого и переданного Тицианом.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Вопреки аскетическому смыслу церковной легенды об ушедшей в пустыню раскаявшейся грешнице, художник изобразил прекрасную в своем страстном порыве, цветущую венецианскую женщину. Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему.
Колорит работы намеренно сгущен автором. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. Местонахождение его в настоящее время неизвестно.
Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. Эдинбург. Легкими мазками белил, покрытыми прозрачными лессировочными слоями, мастер добивается ощущения блеска шелковистых локонов, всего несколькими ударами кисти он дает почувствовать стеклянную поверхность сосуда с миррой и блики света на нем. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна.
На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки.
Правая рука Магдалины покоится на груди. Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Тициан был величай- шим художником Венеции.
Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Действие происходит в гроте пещеры. На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план. Формат изображения – вертикальный.
Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Если на мгновение закрыть этот момент, то мы отметим, что в картине уже нет такого движения, устремления вверх. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его.
Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. В православии она является равноапостольной святой.
Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Свет падает сверху слева, мягко мерцает в пышных волосах, освещает правую половину лица, отражается в немного влажных глазах Марии. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка.
Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук. Еще правее видны листья растения. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи.
Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Именно ей была оказана великая честь – донести эту радостную весть до скорбящих апостолов и учеников Господа. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении.
Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы. Возрождение.
От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет. Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем. Зритель смотрит на работу как на святой образ. Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу.
Свет падает сверху слева. Но особенный акцент сделан на образе Марии. В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Материалы работы – холст, масло. Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
Лицо Марии, обнаженное плечо, руки, сложенные в молитве, раскрытое писание – единственные светлые пятна композиции, остальное уходит в тень, где палитра холста темнеет и приобретает мрачное звучание: преобладают темно-коричневые, серые, черные цвета. С этим образом связано множество легенд и преданий. Ее золотистые волосы разметались блестящими струями по груди, частично прикрывая полуобнаженное тело.
Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Мы с трудом видим всю массу. Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Национальная галерея Шотландии.
Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве.
Тициан. Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок.
Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро.
Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. Пространство ограничено стенами грота. 190, 3 x 207 см. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. «Кающаяся Мария Магдалина».
После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины.
Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. Задний план приглушенный темный, без особой проработки. Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.
Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. Свет касается и пространства картины – стен грота.
Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. В данной картине прочитывается много символов. Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды.
В символике череп-эмблема смертности человека. Первый план, в особенности фигура Марии, отличается, по сравнению с задним планом, высокой степенью детализации, наличием световых и цветовых контрастов, большого количества предметов. Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление.
парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Прославление земной красоты человека, сильного духом и глубоко чувствующего, лежит и в основе образа Марии Магдалины, хотя в данном случае Тициан писал картину уже не на мифологическую тему, а на евангельскую.
Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. Более о нем ничего не известно.
Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. Картина выполнена в теплом колотите. Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник.
Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение. Холст, масло.
На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Италия. Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см).
Заказчик – Филипп II Испанский, см. Художник не отказал заказчику. 1500-х гг. ) (зал 217).
Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. В 1530 или 1531 году по заказу мантуанского герцога художник написал картину, ныне находящуюся в галерее Питти во Флоренции. Кающаяся Мария Магдалина.
Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета.
Контрасты света и глубоких темных теней усиливают впечатление напряженности и значимости момента. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль.
В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя.
Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». С жадностью ловит их служанка. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес.
Смысл картины при этом совершенно не искажен. Колорит произведения затемнен, мрачен, только фигура Марии и страницы писания написаны светло. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению.