Картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина», созданная в период Позднего возрождения, – один из шедевров Эрмитажа.
Смысл картины при этом совершенно не искажен. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Фигура Марии Магдалины – композиционный центр – находится практически посередине полотна. Кающаяся Мария Магдалина.
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Вертикальный формат, при его огромных размерах (206, 8Ч142 см) как бы нависает над зрителем. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Свет падает сверху слева.
Для Филиппа II Тициан сделал другой экземпляр, который упомянут в инвентаре дворца Эскориал в 1666 году, но к концу века заменен копией работы Луки Джордано. Самое знаменитое полотно было создано художником Тицианом Вечеллио в 16-м веке. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
Среди них cамое раннее произведение – монументальное полотно "Бегство в Египет" (нач. Мария Магдалина, одна из наиболее почитаемых в христианстве женщин. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Так в левом нижнем углу на темном фоне выделяется более светлый силуэт стопы героини.
Причем, чем ближе подходишь к картине, тем сильнее это впечатление. Свет касается и пространства картины – стен грота. Череп и раскрытое писание на переднем плане являются христианскими символами. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562.
Однако Зевс, под видом золотого дождя, проникает в башню Данаи. Но особенный акцент сделан на образе Марии. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). В данной картине прочитывается много символов. В целом дальний план изображен без деталей, которые бы привлекли взгляд зрителя. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон).
Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Внизу справа, в тени лежит череп золотисто – зеленоватого цвета.
К позднему периоду относятся знаменитые полотна эрмитажной коллекции «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» (зал 221). Нельзя не заметить череп, лежащий внизу, справа в тени. Голубой, синий – цвет накидки Магдалины -- цвет Богородицы, означает чистоту и праведность, символизирует глубину откровения.
Сопоставляя теплые тона переднего плана с холодным синим «пятном» неба, художник создает впечатление глубины композиции. Открытая книга означает книгу жизни, учение и дух мудрости и откровение. Ведущее значение в картине Тициана имеет цвет. Второе своё имя будущая святая получила от селения Магдала в Галилее, где она родилась.
Рядом изображены стеклянный кувшин и череп — символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Ее старческий облик контрастно оттеняет молодость и совершенство форм Данаи. С темными коричневыми цветами контрастируют светлые розоватые цвета кожи и желтоватые цвета станиц писания, а с теплыми охристыми и золотистыми волосами в контраст вступают холодные синие и голубые оттенки накидки. Культура античности с ее страстным утверждением земной красоты была близка ему по духу. Контрасты света и тени – основной прием, которым пользуется художник.
Здесь чувствуется большое напряжение, волнение, раскаяние, но в то же время надежда. Полотно картины внушительных размеров – 206, 8Ч142 (см). Картина представляет собой пространственную композицию, с одним действующим лицом. Череп -- атрибут отшельников, в знак их отречения от мира на пути к спасению. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Ее волосы цвета золота рассыпались по груди густыми локонами. На мой взгляд, образ, написанный А. Г. 190, 3 x 207 см. После этого Тициан написал еще несколько полотен с изображением Магдалины.
Джордже Вазари в жизнеописаниях итальянских художников сообщает, что Тициан написал «Марию Магдалину» для испанского короля Филиппа II, но Сильвио Бадоэр упросил художника продать картину ему. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Задний план приглушенный темный, без особой проработки.
На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре Vanitas (от латинского Vanitas vanitatum et omnia vanitas – Суета сует – всё суета), где рядом с Магдалиной – череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной. Эдинбург.
Она странствовала вместе Иисусом и апостолами, делила с ними все тяготы и невзгоды, проповедовала Евангелие после вознесения Иисуса, за что христианские богословы присвоили ей почётное звание -- «равноапостольная». Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Собравшаяся в этом углублении тень, обрамляет пространство и фигуру Марии и напоминает по форме икону.
«Кающаяся Мария Магдалина». Крест представляет собой две связанные веревкой толстые кривые ветки. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Действие происходит в гроте пещеры.
Холст, масло. То, что находится дальше от зрителя, мягко уходит и растворяется в тени. Местонахождение его в настоящее время неизвестно. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Им первым ангел поведал о том, что Христос воскрес.
Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Слева внизу пальцы правой полусогнутой и отставленной назад ноги, касаются земли. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Художник назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина».
Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Дополняют экспозицию произведения прикладного искусства: венецианское стекло, бронзовые дверные молотки, ткани и кружева (зал 223). Италия. Самый яркий интенсивный свет касается верхней части тела Магдалины: половины лица обнаженного плеча, рук, кистей он также проходит по страницам святого писания, по распятию.
Горавским, вышел очень чутким и взволнованным, полным надежды. В православии она является равноапостольной святой. Под воздействием света все становится более ярким, живым, впечатляющим, контрастным. Когда смотришь на картину, возникает впечатление, что смотришь на святой образ. Возрождение. Марии также выпала честь стать одной из жен-мироносиц, коих было семеро. Зритель смотрит на работу как на святой образ. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
1500-х гг. ) (зал 217). Также автор ставит несколько ярких бликов на веревке, которая лежит в тени внизу. Национальная галерея Шотландии.
С этим образом связано множество легенд и преданий. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Она пробыла в этом собрании до приобретения ее Эрмитажем в 1850 году.
Художник не отказал заказчику. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. Картина выполнена в теплом колотите. Но уже контрастно художник пишет лицо женщины. Картины Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто представляют завершающий этап Ренессанса (зал 222). Женщина, запрокинув голову, умоляюще, со слезами на глазах просит прощения.
Правда, некоторые католические авторитеты, среди которых и великий Фома Аквинский, не уверены в правомерности подобного отождествления. Формат изображения – вертикальный. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней». Согласно мифу, оракул предупредил царя Акрисия о том, что причиной его гибели будет внук.
Тревожная атмосфера, царящая в пейзаже, помогает полнее воспринять состояние героини. Объемные складки ткани, уложенные в горизонтальном направлении, «пересекают» основное движение фигуры Марии вверх. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Колорит работы намеренно сгущен автором. От руки сына Данаи и Зевса в дальнейшем, как гласит легенда, царь действительно умрет.
Тициан. Правая рука Магдалины покоится на груди. Над головой, сверху справа, распятие, туда и устремлен взгляд и движение Марии. Материалы работы – холст, масло.
Большого Эрмитажа экспонируются произведения мастеров Венецианской школы живописи XV – XVI вв. : Чимы да Канельяно, Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, портреты кисти Пальмы Старшего, Доменико Каприоло, Лоренцо Лотто (залы 217-218). Вертикальная ветвь гораздо длиннее горизонтальной. Тема Марии Магдалины интересовала Тициана и в более раннюю пору. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Еще правее видны листья растения.
Контрасты света и глубоких темных теней усиливают впечатление напряженности и значимости момента. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. В стене небольшое отверстие, через которую виднеется синее ясное, синее небо.
Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Долгие годы она тяжело страдала, будучи одержима семью бесами. С жадностью ловит их служанка. Взгляд этого гения чистой красоты устремлен к небу. Художником использован ряд символов, которые помогают прочтению картины. Эту женщину делали героиней своих произведений крупные художники и скульпторы.
Картины Тициана иллюстрируют разные этапы его творчества. Начиная с 1969 года Католическая церковь отказалась от формулировки раскаявшаяся блудница по отношению к Марии Магдалине. Образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. Такой эффект достигнут во многом благодаря формату холста и цвету. Более о нем ничего не известно. В символике череп-эмблема смертности человека.
На заднем же плане одного цвета коричневая стена, с несколько разной степенью освещенности, в которой небольшое отверстие – единственное контрастное пятно. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). На картинах женщина была изображена в разных позах, также менялся задний план. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу.
Преобладают теплые оттенки коричневых, золотистых охристых красок. Туловище наклонено немного вперед, локти стоят на самой верхней ступени, пальцы рук соединены в молитве, голова отклонена назад – девушка смотрит вверх, на распятие. Некоторые предполагают, что это именно то полотно, которое было у Рубенса. Этот жест как бы говорит: «Я отдам все за твое воскрешение.
В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. В тенях художник все пишет размыто, без деталей, но он делает определенные акценты. Тициан был величай- шим художником Венеции. На тему греческого мифа о Данае художник создал пять картин, включая эрмитажный вариант.
Пространство ограничено стенами грота. Мы с трудом видим всю массу. Возле ног Магдалины, свешиваясь с последней ступеньки, лежит веревка. Первый план отличается высокой степенью деталировки, световыми и цветовыми контрастами. В 1668 году Ридольфи писал, что после смерти Тициана в его мастерской оставался ряд картин, среди которых он назвал «Марию Магдалину», купленную семейством Барбариго в 1581 году. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
По-гречески Магдалина означает уроженку города Мигдал-Эль. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении.
.