В Данае Тициана использована так называемая полярная симметрия: в правой и левой частях картины красочные пятна распределены более или менее симметрично, но контрастно в смысле тональном – темную фигуру справа уравновешивает светлая слева. Эрмитажое полотно (годы создания: между 1546 и 1553)- один из вариантов, созданных на сюжет античной легенды о Данае, к которому Тициан обращался неоднократно, начиная с 30-х годов XVI века. Тициан считает, что человеческой красоте и искреннему чувству Данаи всегда будет противостоять циничное и чрезмерное корыстолюбие. В Данае Тициана использована так называемаяполярная симметрия: в правой и левой частях картины красочные пятна распределены более или менее симметрично, но контрастно в смысле тональном – темную фигуру справа уравновешивает светлая слева.
Данную картину создал художник Тициано Вечеллио. Строго говоря, у Тициана несколько «Данай». Так, Тициан написал для Филиппа II с 1554 по 1562 семь полотен по «Метаморфозам» Овидия: «Даная», «Венера и Адонис», «Диана и Актеон», «Смерть Актеона» «Диана и Каллисто», «Персей и Андромеда» и «Похищение Европы». Прежде чем обратиться непосредственно к жизни и творчеству Тициана и Рембрандта, к интерпретации и художественному воплощению образа Данаи, попробуем задать контексты, в которых созидались эти полотна – опишем время и место создания этих шедевров. «даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи. «Даная» превратила Тициана из талантливого живописца в гения своей эпохи.
И это вдох, в отличие от Данаи Тициана. Тициан писал Данаю под заказ. После создания этого полотна художник по приглашению кардинала Алессандро Фарнезе, пообещавшего папский бенефиций для сына Тициана, художник решился отправиться в Рим, что позволило ему увидеть произведения Рафаэля и Микеланджело. Темой курсовой работы является анализ двух картин, созданные в разное время двумя великими мастерами: Тицианом Веччелио и Рембрандтом ван Рейнем.
Картина Тициана Даная: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Тициан также изображает кульминационный момент истории Данаи – Зевс проникает в ее темницу в виде золотого дождя. Для Тициана как художника Ренессанса среда есть то, что как бы обрамляет, оттеняет безусловное главенство великолепного образа Данаи. Даная Тициана – выдох – отстранение и покорность.
«даная» Тициана создана в Италии, во времена, которые в истории искусства принято обозначать как Высокое Возрождение. На этот мифологический сюжет Тициан написал 4 картины из которых неаполитанская «Даная» — самая ранняя. Вторая картина «Даная» от первой отличается тем, что в последней Тициан использует совершенно новую живописную технику – технику, которой Тициан будет пользоваться до самой смерти.
Эрмитажое полотно (годы создания: между 1546 и 1553)- один из вариантов созданных на сюжет античной легенды о Данае к которому Тициан обращался неоднократно начиная с 30-х годов XVI века. Картина «Даная» превратила Тициана из талантливого художника в гения. Темой моей курсовой работы являются два полотна, объединенные одним сюжетом и созданные в разное время двумя великими мастерами Тицианом и Рембрандтом и обозначенные одинаковым названием – «Даная». В Данае Тициана использована так называемая полярная симметрия: в правой и левой частях картины красочные пятна распределены более или менее симметрично но контрастно в смысле тональном – темную фигуру справа уравновешивает светлая слева.
При написании Данаи Тициан использовал густую магму из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом (белила, камедь, ярко -желтый, карминно – красный цвет) образует поверхность картины, создавая эффект освещения исходящего изнутри. Тема трагическая, но это не страшит Тициана: он желает победить человеческое страдание, обреченность, великое беспокойство, охватившее под старость собственную душу, показав их нам полностью. За счет более динамичного и напряженного ритма Даная Рембрандта ощущается более живой, то ли движущейся, то ли способной на движение, а Даная Тициана более статична за счет более вязкого ритма.
Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. Тициан неоднократно обращался к этому образу, написал несколько вариантов «Данаи», один по заказу короля Испании. Благодаря его новой технике картина будто сама излучает свет. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана.
Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично. Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Они оказались на острове Серифос, где Персея вырастил Диктис. Фигура кормилицы у Тициана показана в холодных темных тонах. Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Это полотно можно увидеть сейчас в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Более экспрессивно и резко Тициан показывает Зевса – громовержца, который сыплет на девушку золотыми монетами из-за туч. С левой стороны каждой версии изображён интерьер.
Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо а тело. Исторический Музей, Вена. Возможно, это было благодаря тому, что Даная была матерью одного из самых известных и почитаемых героев Древней Греции – отважного Персея, срубившего голову смертоносной Медузе или тому, что Зевс тайно проник в девичьи покои затворницы чудесным и необычным образом, превратившись в золотой дождь или благодаря переосмыслению антропоцентричной античной культуры в эпоху Возрождения. А «Даная – вся с головы до ног купается в этом свете.
Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Цвета мягко переходят друг в друга. Что же касается «Данаи» Рембрандта, нельзя не обратить внимание, что он свободнее оперирует перспективой: в композицию введены высокие и низкие точки зрения.
Художник использует различные оттенки темно-синего цвета, накладывая их в разные участки. Конечно, речь идет, прежде всего, о Рембрандте. В этом посте попытаюсь сравнить два женских образа – "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта. Их разделяет почти 100 лет. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество. в каждой картине он находил неповторимо индивидуальное цветовое решение.
Он был ярчайшим представителем направления, принятого называть «внестилевой линией» и являющейся одной из трех основополагающих художественных концепций 17 века (вместе с барокко и классицизмом). Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Учился в мастерской Джованни Беллини но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне). Глядя на рембрандтовскую «Данаю» мы погружаемся в световоздушную среду, как бы обволакивакивающую Данаю и другие материальные тела.
О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег). Христос обессилен. В эпоху Возрождения миф оДанаевыступал в искусстве как форма художественного обобщения. С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. Мы видим её в простой одежде голландской женщины со связкой ключей на поясе. Линия острого возмущения царящим злом, горького неверия в торжество сил добра с начала 1540-х годов получает развитие в творчестве Тициана: Луврское Венчание Христа терниями – бурное, жестокое, трагическое и Се человек (1543 г. ).
Это поистине его духовное завещание. Третий вариант «Данаи» еще отчетливей передает контраст, рождающий динамику и драматизм. Каждый из них написал свою версию этой сцены. В XVI вв.
Национальный музей Каподи-монте, Неаполь, Италия Представитель венецианской школы, величайший итальянский художник эпохи Возрождения, Тициан (1476/1477-1576) стоит в одном ряду с такими художниками, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Что же особенного в этой новой тициановской технике. Даная 1544-45 г. г. Перед реставраторами стоит соблазнь расчистить нижнюю «Данаю», но пока это только мечты. Кто изображен на картине – загадка. И в этом смысле она олицетворяет другую жизнь и другое искусство.
Даная, Мастерская Тициана, 1564. Даная создана пластично и трепетно. С холста исчезла собачка, а в облаках из которых сыплются золотые монеты, проглядывает лицо вдохновленного любовью Зевса. По просьбе Зевса, Посейдон успокоил море и они выжили. Картина поражает своей цельностью, грандиозностью. А когда он захотел показать внутреннее прозрение старого отца и духовную блуждания впотьмах его сына, он направил луч света прямо на сократовский лоб и лицо старика, а голову юноши погрузил в тень. Художник, давший миру самое радостное, торжественно-праздничное искусство, художник, которого не могли омрачить ни закат гуманизма, ни дума о смерти даже в самые старческие годы.
Картина украшает экспозицию Австрийского Художественно-исторического музея в Вене. Про Рембранта, необходимо сказать, что он переделывал свою картину. Но сама Даная как мифическая героиня воплощает собой человеческий тип и характер и содержит в себе отклик на «вечные проблемы» бытия. Все исполнено величия, повышенного настроения. Все вместе создает бесподобную гармонию в колорите.
Человеческое тело и в первом и во втором варианте «Данаи» Тициана является как бы основным украшением всей картины. При этом цветовая гамма неба весьма интересна. Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. А после его преждевременной смерти стал общепризнанным главой венецианской школы. Собака, лежащая у ног девушки на ложе, означало супружескую верность.
Тициан являлся одним из ярчайших представителей венецианской школы позднего Ренессанса, в то время как творчество Рембрандта относится к тому времени, когда Голландия, родина художника, успешно завершив первую в истории буржуазную революцию, выдвинулась на одно из ведущих мест в экономическом и культурном отношениях. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту. Фигура обнаженной женщины несомненно вдохновлена скульптурами Микеланджело – человека, похвалившего первую «Данаю» и вдохновившего художника на вторую – Авророй и Ночью из капеллы Медичи. Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело. Однако она тяжеловесна. украшениях и платьях Саскии – она стала полновластной хозяйкой дома.
В целом колорит очень мягкий, теплый. Здесь мастер использует смелые, энергичные мазки, как будто рассекая своей рукой полотно. А именно – непременное желание сделать из каждой картины абсолютный шедевр. Зевс, прельщенный красотой Данаи, явился к ней в виде золотого дождя и у Данаи родился сын Персей.
Но избежать своей участи он все же не смог. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари). И картина рассказывает об изначально вдохновившей Рембрандта любви к первой жене Саскии, затем об «уходе» к другой женщине (женщинам. ).
У Рембранта, в отличие от Тициана, формат очень близок к квадрату (разница между длиной и шириной равна 18 см). Даная с Эросом, Тициан, 1544. Персей в итоге исполнил пророчество, убив Акрисия несколько лет спустя, хотя и случайно. Конечно, на обеих картинах мы видим женщин, земных, реальных. Но чувства рождаются разные. И выдох, а затем дыхание задерживается.
В противовес издавна сложившемуся представлению о законченности картины, которое подразумевало тщательную выписанность ее во всех подробностях, он считает, что «картина закончена, как только художник осуществил в ней свое намерение». 9 Тем самым он утверждал ту меру свободы исполнения, когда живописный строй картины сохраняет в себе отпечаток сложнейшей динамики творческого процесса, а сама пластическая сторона полотна становится более активным слагаемым художественного образа. (2) Еще один шедевр Тициана Мадонна Пзаро (). По другой версии, вторую «Данаю» Рембрандт пишет с другой своей служанки – Хендрикье, в которой Гертье видела соперницу. Показав Полидекту голову Медузы, Персей превратил правителя в камень. А вспоминая понятие «световоздушная среда», мы вспоминаем о валёрной живописи.
Пилат же самодовольно усмехается: видите, – это всего лишь человек. Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). В последней картине нет сцены истязаний, но потрясает она не меньше, а социальное звучание глубже. Сотканная из света фигура во времена Тициана была подлинным новшеством в живописи. Но Даная спокойна.
Наверно это были слёзы Рембрандта. Итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Толпа на площади шумит, любопытствует, глумится.
Тускло-красные, ржавые, сиреневатые, песочные тона в изображении пейзажа и занавеса, многообразные оттенки зеленовато-коричневого в одежде служанки рождают ту неповторимую колористическую гармонию, которую поэт и художник М. Волошин называл "осенней и медной". В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. в Италии процветала культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс).
Рембрант рисовал картину для себя. Миф повествует о том, что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Царь был очарован Данаей, но она не проявляла к нему интереса.
Тициан создает второе Венчание терниями. Когда Акрисий узнал о сыне Данаи Персее, он отказывался верить о роли Зевса и бросил мать и ребёнка в море в сундуке. Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Но ближе к Данае эта сила как бы рассеивается в воздухе, капли (золотые монеты) зависают в воздухе и неспешно и мягко проливаются на Данаю. Светлых цветовых пятен в картине чуть больше, чем темных.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. Белье на постели, портьера над кроватью выполнены из дорогих материалов. Эта картина хранится сейчас в Национальном музее Каподимонте в Италии. В портрете «Титуса с книгой» Рембрандт озаряет лицо мальчику светом, отраженным от страниц книги.
Веччелио показал её темнокожей старухой, в грязной, бедной одежде. Около умершего – только три одинокие фигуры. Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Основой для работ послужила мифологическая принцесса Даная. Итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс).
В «Данае» Рембранта над головой девушки мы видим плачущего амура, со связанными руками, как показал рентгеновский анализ, художник переписал и его, после безвременной кончины Саскии, его обожаемой жены и модели для многих его картин, в том числе и для этой. Таким образом, Тициан в период создания своей второй «Данаи» пришел к разделению рисунка и пластики при изображении фигур: точность в передачи деталей и локальность цвета, характерные для произведений Тициана, теперь сменились живописью, сотворенной только красками, нанесенными широкими мазками, которые он в завершение смешивал, растирая их пальцами, точно так, как делает скульптор, когда лепит из глины. На девушке нет покрывала, которое было небрежно накинуто на ее бедра на раннем холсте. В чем же суть мифа о Данае.
Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Благодаря этому создается, статичность, закрытость пространства. Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор.
В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы (Вознесении Марии, около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари). По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. Она висела в его доме.
Род его был старинным и влиятельным в этой местности. Но Даная спокойна.
Да потому, что она знает, хоть и не умеет выразить это словами, что готовится принести в мир душу живую». Национальный музей Каподимонте (Capodimonte), НеапольУпомянутые работы оказали большое влияние на творчество многих художников, в число которых входят Рембрандт, Антонис ван Дейк и Густав Климт. И все это происходит в густом мраке, которого на рассеивает, но лишь еще более подчеркивает зловещий, лихорадочный свет чадящих светильников (кажется слышно, как потрескивает огонь). Глава венецианской школы. Ритм Рембрандта включается в эмоциональное воздействие полотна.
Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Я как бы обмякла.
В «Данае» (1554 г. ). И здесь тоже движение вниз. Художник выразил в этой картине торжество человеческого скотства и бессилие добра.
Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». В книге Гледиса Шмитта4 мы находим слова проповедника, сравнивавшего наброски с изображением Саскии до и во время беременности, которые наводят нас на размышления о том, какой была Саския, позировавшая художнику для «Данаи»: «А знаете ли вы, друг мой, почему ваша жена не может больше позировать в роли языческой богини или хананеянки. Когда Беллини умер (1516г. ) стал официальным художником Венецианской республики где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Величав, покоен и строг он на последнем автопортрете. За ними – просторное небо с белыми кучевыми облаками.
На этой картине сюжет более соответствует легенде. Густая красочная магма из сгустков красочного пигмента, как бы пронизанного светом (белила, камедь, ярко-желтый, карминно-красный) образует поверхность картины, создавая эффект освещения исходящего изнутри. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты например "Оплакивание Христа" (около 1573-1577 гг. ). Я становлюсь вялой, немного безучастной, но при этом тревожность ожидания явно присутствует. Что-то становится яснее, когда видишь этот золотой дождь.
Прозрачными "вплавленными" друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость тепло золотистой кожи розовеющие колени и ступни. В теле рождается странное состояние. Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция.
Об охватившем ее сладком томлении говорит не лицо, а тело. Женитьба на богатой невесте Саскии (к которой мы вернемся позже в разговоре о «Данае»), многочисленные заказы превращают его в одного из состоятельных людей Амстердама.
Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве. Всё это Рембрант изобразил в интерьере комнаты заточенной девушки. Он сломлен. В Венеции создал великолепные монументальные алтарные образы ("Вознесении Марии", около 1516-1518 гг., церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари).
Этого он добивается путем контраста холодного, белого света с более темными участками. И это трогает до слез: все так по-женски. Что интересно, у голландского живописца фигуры Зевса нет. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски.
Абсолютно другие по настроению цвета находятся в части неба, над фигурой Данаи. 1632—1642 годы—счастливое десятилетие в его жизни. Но Рембрандт пробыл там недолго.
Ибо воспроизведение того, что попадает в поле зрения художника, – это еще не конечный результат, а всего лишь, как говорит Рембрандт, «начальная школа», чтобы потом, в высшей, быть способным к восприятию более высоких воззрений»5. Именно Саския была под верхним красочным слоем. Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука. Забегая вперед, скажу, что Гертье кончила свою жизнь в тюрьме за мошенничество.
Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. В мадридской версии Эроса заменили старой женщиной, чьё уродство привлекает внимание по сравнению с красотой Данаи. Между 1572 и 1575 гг.
Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень. Торжество жизни и гармонии провозглашает в этой ранней работе Тициан. Благодаря перспективе и Тициан добился иллюзии пространства на плоскости своего полотна.
Художник весьма точно дает понять, что эта женщина долго ходит в этой простой одежде. Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично. И едва ли не самой загадочной. Никогда он не писал фигуры alla prima (т. е.
Сравним манеры Тициана и Рембрандта трактовать человеческое тело. А стиль и манера Рембранта не были до конца поняты и поддержаны людьми его времени. Прежде чем Саския родила Титуса (запечатленного своим гениальным отцом на полотне «Титус с книгой» и послуживший основой образа сына в «Блудном сыне»), она рожала дважды и ее дети умирали в младенчестве.
Глава венецианской школы. Акрисий запер свою дочь Данаю в подземной темнице и охранял её. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Обнаженное тело Данаи написано живо и пластично.
Очень интересно изображен окружающий интерьер у Рембранта. с одного раза). Оптимистическому настроению художника в этот период не могли не способствовать его личные удачи. Уже несут и секиру.
Традиционная тема оплакивания трактована оригинально и весьма вольно. Итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения (Ренессанс). Здесь целиком торжествует та неповторимая манера, которой отличается зрелый Тициан.
На первом полотне художник изобразил счастливую, ждущую своей любви женщину. Тициан. humanus – человеческий). Кормилица же изображена совсем иначе. Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Сблизился с Джорджоне и испытал во многом его влияние. У второй Данаи амурчик изображенный со связанными руками и плачет.
Зевс (в римском варианте – Юпитер), увидав ее, проник к ней под видом золотого дождя, следствием чего является рождение будущего героя Персея, которому суждено будет убить чудовищную Медузу Горгону. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. И это лицо наполнено внутренним светом мысли и радости от чтения.
Вот таким образом он заключил дочь в медную башню, куда никто из смертных не мог проникнуть. «Даная» на этот раз была написана по заказу испанского короля для наследного принца Филиппа Второго, между 1553 и 1554 годами. Тогда царь заключил свою единственную дочь Данаю в башню и обрек ее на одиночество.
Кстати будет привести слова самого Рембрандта, определяющего позицию представителя внестилевой линии о том огромном значении, которое имеет для живописца изучение реальной действитеьлности во всей ее совокупности, взаимосвязях и внутренней гармонии: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдешь в ней. Характер ритма тоже значительно сложнее. Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. Тициановское полотно обрело такую популярность, что заказы сыпались один за другим. Ракурсы в картине трудны и замысловаты, но Рембрандту удалось добиться их правдоподобного изображения. Брат Диктиса Полидект, правитель острова, влюбился в Данаю и пытался силой ею овладеть.
Термин Возрождение указывал на связь новой культуры с античностью. С 1530-х гг. Впечатление такое, что он только что умер или даже – вот сейчас умирает у нее на руках. Две могучие колонны возносятся ввысь. Сейчас владение законами перспективы никого не удивишь, но тогда это было открытием: перспективное построение картины определяло и характер ее восприятия зрителем с одной, фиксированной точки зрения.
В мадридской версии, написанной по заказу Филиппа II, служанку заменяет Амур. Это особенно ясно в таком шедевре, как Положение во гроб. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например Оплакивание Христа (около 1573-1577 гг. ). Тициан написал свою "Данаю" в 1544-1545 годах, Рембрандт – в 1636.
О его личной жизни известно мало говорят что он был скуп и специально увеличивал свой возраст чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег). О его личной жизни известно мало, говорят, что он был скуп и специально увеличивал свой возраст, чтобы добиться у покровителей сочувствия (а следовательно и денег). Иллюзорно-пространственное построение картины Тициана предопределяет многоплановое размещение фигур и предметов самых разных положениях (их ракурсы довольно сложны).
Эту картину уже можно было видеть в Москве шесть лет назад, она стала настоящей сенсацией выставки Россия-Европа-Россия. Для достижения необходимого ему эффекта в некоторых местах Тициан наносил краску не кистью, а пальцем. В пестрой, разномастной толпе на площади главная фигура на переднем плане – толстый, богатый патриций в ярко-красной мантии поверх роскошного парчевого одеяния (не намек ли на высших иерархов католической церкви. ). Нельзя не заметить некоторые существенные детали в картинах обоих великих художников. Рембрандтовское полотно создает ощущение мелко и напряженно вибрирующей воздушной среды.
На поясе у кормилицы висят ключи от темницы, на них присутствуют небольшие белые блики. И моделью для неё – стала Саския, его жена, которую он безмерно любил. У ног тициановской Данаи лежит маленькая собачка с богато украшенным ошейником. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей. Существует несколько версий смерти Акрисия. А править стал Диктис.
Даная изображена в мечтательном ожидании. Современная ей Флора выражает тотже высокий идеал, ту же чистую радость. Этот интерьер диктован временем и местом, в которых жил и творил живописей. Влияние Ренессанса отчетливо видно во всех его работах, в том числе и в Данае.
Любопытно, что эти «постоянные колебания» сопровождали обоих художников при обращении к образу Данаи – и тот и другой обратились к старому полотну через десять лет после того, как оно было создано и сочли нужным что-то изменить. Тициан в равной степени известен своими портретами и картинами на религиозные сюжеты, например "Оплакивание Христа" (около 1573-1577 гг. ). В версии Псевдо-Аполлодора, когда Персей узнает об оракуле, он уходит в добровольное изгнание в Пеласги (Фессалия), где Тевтамидес, король Лариссы, проводит ритуальные игры для своего отца. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность.
Чуть поодаль скромная женщина в белом платье (явная контрпараллель к передней фигуре), склонив печально голову и прижимая к себе сынишку, неодобрительно косится на вельможу. Выбрав надлежащий момент, он покрывал затем этот костяк, представлявший своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живой плотью, доводя ее посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что ей, казалось, недоставало только дыхания. Глава венецианской школы. Зеленоватый оттенок её кожи противопоставляется бледному оттенку молодой женщины. Она пытается поймать в фартук монеты. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита.
Миф повествует о том что аргосскому царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Рембрандту принадлежит одна важная формулировка, которую будет кстати здесь привести. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). Акрисий велел заколотить дочь и ее младенца в ящик и бросить его в море.
Выражение лица таково, словно он еще пытается бороться за жизнь, словно хочет что-то сказать (еще и рот полуоткрыт), но больше не может: глаза закрываются и левая рука упала бессильно. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин.
Художник воплощает здесь свое представление о красоте. Тициан добивается большого успеха в изображении световоздушного пространства. Так, самый темный цвет ложится прямо над головой Кормилицы.
Ее история мудра и благородна и тем интересна и для того и для другого художника. Тонкий и плавный переход от светописи женского тела к тени, отказ от разделяющих линий есть начало чего-то нового и доселе неизведанного, куда погружался Тициан в 50-е годы XVI века «Даная» явилась той вешкой, которая как бы помечает собой превращение Тициана из талантливого и искусного живописца – в великого и неповторимого гения своей эпохи, вставшего в один ряд с Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. И к тому же один из самых больших его портретов. Принцип же Рембрандта можно было бы назвать принципом взаимной производности этих величин. Диск попал именно в него и убил насмерть.
На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. Учился в мастерской Джованни Беллини, но более глубокое влияние на него оказал Джорджоне (Тициан работал вместе с ним и завершил некоторые картины, оставшиеся незаконченными после преждевременной смерти Джорджоне).
Ему было предсказано, что внук лишит его престола. Живопись Тициана, конечно, во многом определяется эпохой и местом, где он творил. Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. Но Даная спокойна. Из них разливается сильный дождь, который падает параллельно монетам Зевса. Здесь Тициан придает больше динамики, показывая зрителю, что Бог устремляется к Данае.
Это впечатление усиливает поза и движение Никодима, который только что опустился на колени (плащ резко сполз с его плеча), чтобы помочь: он трогает повисшую руку Христа и, подняв голову, заглядывает в его лицо или хочет услышать его последние слова. «Даная» (описание позднего полотна невозможно оставить без упоминания о композиции) изображена здесь во всей прелести многоплановой и глубокой перспективы, новой для живописи тех времен. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. И одновременно напряжение, живот слегка напряжен. Среди них был и Акрисий. Серия «Даная» (иногда встречается под названием «Даная и Золотой дождь») состоит, как минимум из пяти картин маслом на холсте написанных венецианским мастером Тицианом, которые он завершил в 1553-1556 годах.
Тонко продуманные цветовые соотношения позволяют непревзойденному мастеру колорита передать атмосферу интимной теплоты, чувственности, радости земного бытия. Но избежать своей участи он все же не смог. У Акрисия, царя аргосского, была дочь, красавица Даная. Версия 1544-1546 годов предполагает её грехопадение в нескольких аспектах, включая присутствие грозовых туч, её полную наготу и собаку (иногда используется как символ разврата) свернувшуюся клубком с левой стороны от неё.
Но никого нет, никто не спешит на зов. Все уравновешено. Слава Тициана быстро распространилась по всей Италии, а затем и по всей Западной Европе.
Он стремительный, бурлящий, энергичный. Есть обязательный для венецианской живописи голубой – цвет неба и моря. По словам итальянского историка 16 века Джорджо Вазари, Микеланджело видел оригинал и похвалил Тициана за использование цвета в мадридской живописи, хотя позже, в узком кругу, критиковал его рисовку. Легенда о Даная Мадридская версия написана по заказу Филиппа II в рамках серии мифологических картин, описанных Тицианом как «poesie» («поемы»). Фигура Данаи, являющаяся центром композиции, освещена и источником света исходящим со стороны зрителя и божественным светом из неба. Вакханалия и Праздник Венеры – чудесные звенья той же цепи.
Мастер писал картины на библейские и мифологические сюжеты, был выдающимся портретистом. И его «Даная» – одна из самых ярких тому подтверждений. Он поднял до новых высот традиционное для венецианских живописцев искусство колорита. Однако будучи осведомленным о последствиях, Зевс (в римской мифологии Юпитер) воспламенев желанием спустился с Олимпа, чтобы соблазнить её в виде золотого дождя, после чего Даная забеременела. Во всем чувствуются веяния популярного в то время барокко, которое набрало популярность во время экономического подъема Голландии.
Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Его Даная идеализирована. И такое отображение не должно быть пассивным – оно должно идти рука об руку с осмыслением увиденного: «Надо стараться понять все, что берешь в руки».
Акрисий впоследствии действительно погибает из-за своего внука. Следует помнить, что в том числе и благодаря «Данае» Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Именно так доводил он до полного совершенства свои фигуры». Скорее, это относится к психологическому свойству художника, так как «Даная» Тициана тем не менее не производит впечатление перегруженности.
На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году). Взгляд переходит на живот. 120 см 172 см. Когда Беллини умер (1516г. ), стал официальным художником Венецианской республики, где и оставался общепризнанным первым живописцем до самой смерти. И первую и вторую Данаю можно было бы назвать «мифологической поэзией» с очевидным эротическим смыслом. Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное творение.
«И на самых ничтожных вещах можно научиться осуществлять основные правила, которые окажутся пригодными для самого возвышенного».