Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Он был очень дорогостоящим художником, но его работы стоили тех денег, которые ему платили.
О Караваджо-художнике зритель джарменовского «шедевра» узнает очень мало, а потому приведённая оценка фильма выглядит неоправданно завышенной. Обратный путь в Милан и родные места был отрезан. Но однажды, проснувшись утром, он обнаружил, что его кошелёк пуст. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Оставшись без отца в пятилетнем возрасте, он обожал мать и был к ней сильно привязан.
По неутомимости и живучести гения Тициан имеет соперником только Микеланджело, рядом с которым он стоял в продолжение двух третей XVI столетия. Он навсегда расстался с миром своего детства и юности. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад.
Юношу взяла оторопь при виде столь необычной композиции и ослепляющего света. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Не остался в стороне и кинематограф. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г. ). В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное.
По традиции всё начиналось с поросячьей «корриды» — заранее привезённых свиней держали в специальных загонах на внутреннем дворе Дворца дожей и под звон колоколов как по команде всех разом выпускали на волю. Укажем на ещё одно загадочное совпадение. Бросив последний взгляд на удаляющийся вместе с набережной Большого канала и тающий в дымке зеленоватый купол церкви Сан-Симеоне Пикколо, он отвернулся, чтобы не бередить душу понапрасну.
Второй раз Тициан так и не женился. Его успехи в фехтовании вызывали одобрение учителя и восхищение неуклюжего Муцио.
Дерево, масло. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Ему ещё не приходилось лицезреть подобного пиршества красок, особенно поражающего в монументальной «Ассунте» со смелыми ракурсами почти трёхметровых рельефных фигур страждущих апостолов. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана.
Доведённые до отчаяния растущими налогами и поборами многие горожане, несмотря на выставленные на дорогах кордоны, были вынуждены покидать насиженные места и искать счастье на чужбине. За ними прочно закрепилось прозвище guacchiati, означавшее на местном диалекте «вездесущие».
Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Бывая в её доме, он очень любил слушать, как она играет на клавесине. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Он насчитывал более трех тысяч судов.
Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда.
Марка. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные.
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием. В полотне «Венера Урбинская» (1538 г. ) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
Уже в мальчишеских играх проявился его драчливый нрав. Оставалось только одно — направиться на берега Тибра. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни.
Те же чувства разделял и Аурелио. Но куда там.
Вот таким образом ему постоянно приходилось быть настороже. Он просто наслаждался ею. При содействии священника Лодовико Меризи, брата покойного отца, 6 апреля 1584 года в Милане был подписан контракт, согласно которому тринадцатилетний Микеланджело Меризи отдавался на обучение к художнику Симоне Петерцано, чья мастерская находилась в приходе Сан-Джованни аль Поццо Бьянко.
Несомненно, было одно: именно она была в эти годы источником вдохновения Тициана, его счастливой звездой. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Его настольной книгой являлся изданный в 1584 году и сразу получивший широкую известность «Трактат об искусстве живописи», написанный художником, поэтом и историком искусства Джован Паоло Ломаццо (1538—1600). Картина имеет три уровня. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. На причале венецианские друзья устроили им проводы. Галерея Боргезе, Рим.
Говорят, что при задержании он назвался художником Лоренцо Лотто, дабы скрыть собственное имя и запутать начавшееся следствие, пока оно будет наводить справки об уроженце Венеции Лотто. Св. Он уже не искал состоятельных клиентов – они сами осаждали его с просьбами написать для них портреты и аллегории. Холст, масло. Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии.
Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Дрезденская Картинная Галерея. Холст, масло. Такое ему приходилось видеть и раньше. Для своего времени Петерцано был педагогом передовых взглядов. В начале 1592 года из Рима пришла весть об избрании нового понтифика. Поначалу дела начинающего художника, которому было что сказать в искусстве, складывались неплохо.
Апокрифы эти все достаточно поздние (V—VI век) и отличаются друг от друга содержанием3. В этой картине художник оставляет традиционную пирамидальную структуру с тем, чтобы избрать плотную диагональную композицию, пронизанную пересечениями взглядов и жестов и помещенную в тень двух огромных колонн. Художник ничего не стал «исправлять» на огромном полотне размером 5, 5x12, 8 метра, дав ему лишь новое название «Пир в доме Левия», которое всех устроило, а дотошный дознаватель вскоре был отозван в Рим, где его ждали новые дела и назначения.
В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. С годами эти черты всё сильнее давали о себе знать. Размах торговых связей Венеции был огромен. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея).
Такие композиционные схемы найдут дальнейшее развитие в искусстве XVII века, в живописи барокко, в частности в творчестве Рубенса, который вообще очень внимательно изучал наследие великого венецианца. Находясь под железной пятой испанцев, Милан был олицетворением насилия и беззакония. Они ничем не отличаются от людей.
Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг. ) долго приписывалась Джорджоне. Имя этой женщины осталось неизвестной. Со временем эти черты характера талантливого юноши (а характер человека — это, как правило, его судьба) обострялись и проявлялись всё сильнее, особенно под действием алкоголя.
Написана картина маслом на доске. После полученного от Венеции потрясения Верона оставила его равнодушным, навевая тоску провинциальной скукой, не в пример Шекспиру, который из своего туманного Альбиона проникся такой любовью к далёкой солнечной Вероне, что ярко описал её не только в «Ромео и Джульетте», но и в романтической комедии «Два веронца» там великий драматург допустил географический ляпсус, описав, как его влюблённые герои «приплыли» туда из Милана. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. Богатство Республики росло.
«Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Но годы общения с Беллини и Джорджоне научили его разбираться в древней и современной литературе. Кто была эта золотоволосая незнакомка. Рано познав безотцовщину, Микеланджело тяготился женским окружением.
Ему захотелось во что бы то ни стало посетить мастерскую этого «трудолюбивого муравья», как назвал Тинторетто без тени злого умысла историк венецианского искусства всезнающий Боскини. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Но более всего он страдал от своей неустроенности и вынужденного бездействия. Картина дошла до нас в своём первозданном виде. Присутствуют на картине и красные тона. Его кисть рождала шедевр за шедевром. И он был прав.
Платье Марии, покрыто синей накидкой и некоторые одежды апостолов. Оказавшись не у дел в Венеции, задумался об отъезде и Микеланджело Меризи. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Неизвестно, где он шатается допоздна. Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». Постепенно Тициан вырабатывает собственную манеру, которая вобрала все лучшие черты его предшественников: насыщенность колорита, гармонию физического и духовного начал, воплощенную в образах героев. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений.
Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель. Создавший в 1510—1540-е годы обширную портретную галерею, он, видимо, утрачивает интерес к портрету и обращается теперь к этому жанру крайне редко. У него появилась подружка Антонина даль Поццо, у которой он часто оставался на ночь.
Каковы бы ни были рассуждения психоаналитиков об «отцовском комплексе» по Фрейду, похоже, что женский пол почти не интересовал юного Микеланджело, оставляя его равнодушным. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. В 1530-е гг.
их не было. Скудные свидетельства о кончине Божией Матери начинают появляться у отдельных церковных писателей только после IVв. 2 О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио.
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Всё это не могло не беспокоить осторожного в суждениях наставника. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. ), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства.
Возможно, он и не ставил перед собой такой задачи, приступая к съёмкам. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. На первом мы видим апостолов. Вот почему представляется вполне правомерным, что за ним закрепилось не имя, данное при крещении, а прозвище Караваджо, которое оказалось наиболее полно отвечающим бунтарской натуре, независимости суждений и смелым деяниям художника-новатора. Например, весной 2007 года в рамках Международного театрального фестиваля на сцене чеховского МХТ была дана версия «Лебединого озера», в которой все партии лебедей исполняли танцоры мужчины в пачках и кроссовках.
Испанское господство продлилось 170 лет. Холст, масло.
Видевший картину Вазари пишет: «Это самая совершенная композиция из всего того, что когда-либо было создано Тицианом»11. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. О событиях Успения и погребения Богородицы известно из нескольких апокрифов: «Сказании об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Но, как отмечает писатель-моралист, чтобы картина не вызывала нареканий со стороны официальной цензуры и была продана, в ней должно быть соблюдено непременное требование — «никакой откровенной похабщины с наглыми фавнами, восседающими верхом на нимфах или похотливыми сатирами, бесстыдно ублажающими охочих до любви пышнотелых богинь, а тем паче не должно быть на картине святых обоего пола изображённых в непотребных позах»14.
В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Они заставили будущего художника после внимательного их рассмотрения глубоко задуматься. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Например, взять хотя бы «Тайную вечерю» Тинторетто в церкви Сан-Паоло.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Музей Лувра, Париж. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Недаром в Апокалипсисе говорится: «Михаил и его ангелы сражались с драконом. Огромный, семиметровый алтарь «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516-18, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) с его монументальной укрупненностью форм и цветовых пятен, титаничностью образов, экспрессий поз и жестов -- первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения, знаменовавшая переворот в искусстве Венеции. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века.
Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Его работоспособность была чудовищной.
«Портрет молодого человека с перчаткой». Но рассказ о «судьбе и личности» заслонил в фильме самое главное, чем ценен мастер, — его новаторское искусство. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг. ) – классический пример подобных произведений. Любое посягательство на неё каралось смертной казнью.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. В исполняемых им мелодиях передавался сам дух Венеции. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. «Вознесение Богоматери» («Ассунта»).
Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. Он был старым другом Петерцано и написанная им для церкви Сан-Раффаэле в Милане алтарная картина «Святой Матфей с ангелом» стала отправной точкой для одноименной картины, которую Караваджо напишет в Риме. 1520-1522.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. В то время тот работал над мозаиками собора Св.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». В ту пору любые поездки были далеко не безопасны. На волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Понимая тщетность любой попытки как-то устроиться, он никому даже не пытался предлагать свои услуги.
Ц. Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Тициан долго раздумывал над сюжетом. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. творчество Тициана обогащается новыми оттенками.
Маленький Тициано помогал ему и на всю жизнь сохранил страсть к сверканию красок, размаху и масштабности исполнения. Вскоре по настоянию Муцио из Милана был выписан опытный учитель фехтования.
1516-1518. Приходили в упадок когда-то процветавшие торговля и ремёсла.
Он пишет большие алтарные полотна. Влияние Востока, особенно Византии, к тому времени попавшей под власть турок, ощущалось во всем. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Куда более разумно поступил Саймон Шама, автор документальной ленты «Сила искусства», показанной Би-би-си.
Род Меризи был довольно многочисленным. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Но вернёмся к подростку Микеланджело. Ничего путного не лезло в голову, чтобы предпринять что-то и отвести от себя беду. Дерево, масло. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
1519-1526. Своего «Караваджо» преподнёс зрителям в 1986 году английский режиссёр Дерек Джармен. 1520-1522. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. На ней художник поместил и собственное изображение в нарядном зелёном камзоле.
Нет также никаких сведений о том, что в годы ученичества или уже став профессиональным художником, он писал обнажённую женскую натуру. Он был и льстец и тонкий психолог. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Тициан и сам тогда был влюблен.
Особенно следует выделить работавших в Милане кремонских мастеров братьев Кампи. Но осенью 1591 года во время одного скандала произошло убийство. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция. Полученный урок был позднее им блестяще развит и обогащён.
Епифаний Кипрский пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена». По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Остановились в гостевом доме при францисканском монастыре Санта-Мария Глориоза деи Фрари, где в величественном готическом соборе покоится прах Тициана и находятся два его творения — «Вознесение Богородицы» или «Ассунта» и «Алтарь Пезаро». Дома их ждал непочатый край дел. Расставание было сердечным и грустным. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль.
Дело в том, что на картину зарились некоторые коронованные особы и сребролюбивый настоятель собора уже готов был им уступить. Уже сидя в гондоле, увозившей их на terraferma, то есть материк, Микеланджело Меризи впал в прострацию, будучи не в силах отрешиться от всего увиденного и пережитого. С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии.
Появившееся в IX веке апокрифическое послание Псевдо-Иеронима говорило о вознесении души (но не тела) Марии на небо и посмертной нетленности её тела. А венецианские женщины. Так утверждали венецианские знатоки. Он умел угождать своим высокопоставленным клиентам и одновременно выявлять в них свойства характеров, которые они старательно прятали от посторонних.
Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Юный Меризи не единожды заходил в собор ранним утром до начала службы, чтобы постоять перед «Ассунтой». На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени.
Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности. За любую оплошность или непослушание в ход пускалась плётка.
По этому поводу биограф Беллори, не любивший Караваджо и всячески его поносивший, язвительно заметил: «Он забился в погреб и не знает, как из него выбраться». Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, — «Тесей и Минотавр» (1781-1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). В те годы большим успехом пользовалось любопытное сочинение Томмазо Гарцони со странным названием «Универсальная площадь всех мировых профессий», появившееся в 1585 году. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Его сочинение в качестве учебного пособия выдержало не одно издание, дав возможность любому молодому художнику по своему усмотрению выбрать для себя в качестве ориентира тот или иной авторитет, к которому его влекли внутренняя симпатия или родство темперамента. Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке. Воспоминания детства» называет «отцовским комплексом», видя в ней признак гомосексуализма.
Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Моделью или возлюбленной художника. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио.
«Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. 20 апреля 1573 года им была закончена картина «Тайная вечеря» для трапезной при храме Сан-Дзаниполо вместо сгоревшей там при пожаре одноименной картины Тициана, который, сославшись на занятость, отказался повторить утраченное. Новые морские пути еще только-только осваивались. Более мерзопакостное зрелище под чарующие звуки музыки Чайковского трудно даже вообразить.
Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Мальчику избалованному лаской матери и домочадцев, предстояло распрощаться с безмятежной деревенской жизнью и переехать в шумный Милан, лишь недавно оправившийся после смертоносной эпидемии. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
На ночные хождения по злачным местам нужны были средства и тех денег, что присылались из дома, ему не хватало. Молодой Тициан получил блестящее художественное образование.
Пусть он мир приведёт в пристойный вид». Английский режиссёр, к сожалению, не понял совершённой Караваджо революции в искусстве. Им стал Климент VIII.
В Микеланджело Меризи рано пробудился состязательный дух и желание быть во всём первым. Все дети появились на свет в Милане ибо в приходской церкви городка Караваджо, где прошло их детство, о них нет упоминаний, кроме записи в 1588 году о смерти младшего сына Джован Пьетро. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Она дала о себе знать в некоторых работах на религиозные сюжеты, в частности в его «Бичевании Христа», где в полной мере отразились сильные впечатления детства. Душа — навсегда — живописи.
Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. «Любовь земная и небесная».
Не стоило Веронезе в целях самозащиты ссылаться на фреску Микеланджело, тем более что к тому времени все обнажённые фигуры «Страшного суда» по решению Тридентского собора в 1563 году были уже «одеты». Сказка кончилась — впереди тягучая проза жизни. К тому времени уже не было в живых главного «цензора» и непримиримого борца с ересью архиепископа Карло Борромео и для многих художников настала пора относительной свободы, поскольку у испанских наместников руки до искусства не доходили.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Само это празднество получило название «карнавал» от итальянского слова came — мясо, когда наступает мясоед перед Великим постом, пора поголовного обжорства и пьянства.
«Ассунта» Тициана — это страстный порыв матери к сыну наподобие ярко-красного пламени, возносящегося к небу. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Как-то Петерцано привёл ученика в доминиканский монастырь Санта-Мария делле Грацие, где в одном из церковных приделов показал работу своего прославленного учителя «Коронование терновым венцом». Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
1514. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди.
«Вакх и Ариадна». Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Неблаговидным делом травли новичка занимались скуки ради лоботрясы-подмастерья.
Это занимательное чтиво выдержало двадцать пять изданий. Патетическую мощь приобретает цветовая гамма, сочетание рубиново-красных и синих тонов одеяний Богоматери, всплески красного в одеждах апостолов. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Послание Псевдо-Августина также говорило о телесном вознесении (и души и тела). «Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро».
Плата за обучение была установлена в сорок четыре золотых скудо, вносимых по частям матерью ученика. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Вы увидите, как созвучно музыке неудержимо стремится в небесную высь Мария.
«Динарий Кесаря». 1516. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Таковы были нравы в Ломбардии, жившей под пятой испанцев, ярко описанные в историческом романе классика итальянской литературы Алессандро Мандзони «Обручённые». Но биограф Манчини сделал неразборчивую приписку к своей рукописи из которой явствует, что о миланской драке со смертельным исходом ему поведал сам Караваджо.
Работа имела большой успех. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). О его внешности можно судить по добротному автопортрету с кистью в руке — бледное лицо оживляет белоснежное жабо по испанской моде (Галерея Брера, Милан). Однако к тому времени они настолько поблекли и увяли, что были почти неразличимы. Он вечно нуждался и залезал в долги. Вместе с младшим братом он пропадал там часами.
В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла.
Установлено, что первоначально Мандзони назвал свой роман «Фермо и Лючия», то есть именами родителей Караваджо, а в лирических отступлениях его повествования, особенно когда автор живописует картины природы Ломбардии, отдельные страницы живо напоминают некоторые пейзажи и натюрморты кисти Караваджо.
Великий современник Шекспир ещё не написал «Ромео и Джульетту» и, стало быть, не успел поселить в Вероне своих влюблённых героев, которые позже обессмертили её своим присутствием, заставив городские власти изрядно пофантазировать, чтобы поддержать романтический миф. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Прежде чем ослепнуть их видел теоретик маньеризма Ломаццо, который разразился едкими эпиграммами, высмеивая братьев Кампи за их приверженность «сермяжной правде».
В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Он был очень доволен работой художника. Это был символ чувственной плотской любви и счастливого супружества в облике реальной земной женщины.
Ей он принадлежал безраздельно. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Посещение Бергамо, Брешии и Кремоны произвело неизгладимое впечатление на юного ученика. Другим знаковым откровением, сыгравшим немаловажную роль в его становлении как художника, была картина Алессандро Бонвичино по прозвищу Моретто «Обращение Савла» в церкви Сан-Чельсо, которая привлекла юношу смелостью композиционного решения. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица».
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Получив от матери деньги, он тут же тратил их на гульбу. Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг. ). Было забавно смотреть, как, выскочив из воды, молодые парни бегали голышом по лужайке, чтобы обсохнуть или боролись играючи, стараясь уложить друг друга на лопатки. Да и что греха таить, ученик совсем от рук отбился, стал дерзок и неуправляем.
В Венеции был – Тициан. Тогда по известной поговорке все дороги действительно вели в Рим. Мария на картине не летит, Хотя вверх руки крыльями вздымает, Торжественно на облаке стоит, А то её на небо поднимает, Где на престоле видится нам Бог. Два ангела парят с Всевышним рядом. Влечёт Мадонну золотой поток, А на лице её – любовь и радость. И жест её рук одухотворён –Она их в небо радостно возносит. Пейзаж же светом солнца озарёнИ нас в мир гармоничный переносит. Полна Мария красоты земной, Апостолов на тверди оставляя, И переходит Дева в мир иной, Спокойно встречи с Богом ожидая. И ангелов парящих полукругНад бренностью победу воспевает. На лицах у апостолов испуг, На радость поменявшись исчезает. У каждого из них светлеет взор, Проходят и тревога и волненье. И ангельский звучит всё громче хор, Марии восхваляя Вознесенье. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). их не было. Такому желанию мог бы пособить Петерцано, знакомый со многими венецианскими мастерами.
Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая. Там девицы обслуживают всех, невзирая на возраст. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Имя его стало известным. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». В завязавшейся драке он ранил сутенёра ножом и впервые угодил в тюрьму. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг. ) для той же церкви деи Фрари.
Однако он хорошо помнил слова мудрого Леонардо о том, что «жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя» и вот таким образом терпимо относился к странностям юнца и его не поддающимся порой объяснению дерзким поступкам. На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. Никколо собирался жениться на некой Лауре Багаротто, молодой красавице-вдове, в которую был давно и страстно влюблен.
Расходы значения не имели. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо.
Перед нами предстаёт мир титанов, полный бурного движения. По своему значению, по месту в развитии искусства искусствоведы ставят эту картину в один ряд с Сикстинской мадонной» Рафаэля, написанной им почти в те же годы: 1515 – 1519 (Картинная галерея, Дрезден).
Ассунта Тициана полна героического пафоса. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Он любил жить на широкую ногу, предпочитал веселые компании, шумные застолья, общество красивых и беззаботных женщин.
Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Но не следует забывать другое. Он считался учеником Тициана и ставил подпись Titiani alumnus под картинами, написанными, по отзывам современников, «легко и элегантно». Но Тинторетто нездоровилось и он никого не принимал.
Св. Позднее великий прародитель итальянской оперы был погребён в первом левом приделе собора Фрари близ главного алтаря с «Ассунтой». Для будущего художника это было потрясением.
Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).