Перед вами в лаконичной раме одно из самых замечательных произведений Тициана — алтарная картина «Ассунта». В 1516 году, после смерти старого Беллини, Тициан занял его место первого живописца Венецианской республики, а через два года написал «Ассунту», картину, которая произвела на современников огромное впечатление и открыла новый период в творчестве великого мастера (1518–1530). В 1516–1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта) для церкви Санта Мария деи Фрари. Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари в Венеции и знаменитые полотна Тициана — «Ассунта» и «Мадонна Пезаро».
Во втором периоде творчества (1519—1530 гг. ) Тициан создал для церкви Санта-Мария дельи Фрари огромную алтарную картину «Вознесение Марии» (1516— 1518 гг. ), более известную как «Ассунта». Композиция Ассунта, по ее словам, была произведением абсолютно нового качества, такого масштаба и значимости, что это позволило всем увидеть в Тициане великого мастера. Полотно «Ассунта» принадлежит коллекции ранних работ итальянского художника Вечеллио Тициана, однако именно она значительно прославила своего создателя.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Картина «Введение во храм» (1534— 1538 гг. ) решена Тицианом как великолепное красочное зрелище: девочка Мария торжественно шествует в храм по широкой лестнице.
Прекрасная женщина представлена величавой исполненной чувства собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. На примере этого шедевра Тициана можно судить о том, насколько естественно и безупречно точно монументальные полотна великих венецианцев были связаны с архитектурным интерьером, являясь его драгоценным украшением.
Написанная в 1538 г. для герцога Урбинского «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская» по сравнению с богиней Джорджоне более тесно связана с реальной жизнью. Его работоспособность была чудовищной. Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии).
Конфликт их характеров является ее смысловым центром. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. В то время личным представителем римского папы в Венецию был назначен кардинал Пьетро Бембо.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли.
И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. В этом прекрасном образе как бы предвосхищается та неуловимая тонкость душевных движений, которую излучают лица в некоторых портретах Тициана. Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Больше людей стало пользоваться часами, даже наручными и привыкать строить распорядок дня не только по солнцу и поре года. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Он просто наслаждался ею. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Тициан и сам тогда был влюблен.
Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви.
Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Чем многолюднее церемония, тем шире ее политическое воздействие.
Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Пренебрегая сложившимися традициями, он изобразил Богоматерь, стремительно поднимавшуюся в небесах к Божьему престолу в окружении целого сомна ангелов. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома.
Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всём венецианском искусстве. Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. Художник и император становятся друзьями. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио.
Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Тициана по праву можно назвать величайшим портретистом итальянского Возрождения. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек.
Стареющий мастер придает всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. В третьем периоде творчества (начиная с 1530 г. ) возрос интерес художника к народным типам, деталям быта. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли.
В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
В то время тот работал над мозаиками собора Св. В ней поражает земное, чувственное, активное начало. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. к творчеству мастера.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Второй раз Тициан так и не женился.
В целом мастер сохраняет традиционную венецианскую схему решения этой сцены, но вносит в нее новые, очень важные акценты. 2. Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици). Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Кто была эта золотоволосая незнакомка. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Две прекрасные молодые женщины сидели по углам небольшого мраморного бассейна из которого вылавливал плававшие розы маленький Амур.
В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах.
Он насчитывал более трех тысяч судов. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения. Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год.
Жизнь его как официального живописца Венецианской республики была у всех на виду, но он ни разу не был замешан ни в одном альковном скандале. Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. 40-е гг. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др.
Вы увидите, как созвучно музыке неудержимо стремится в небесную высь Мария. Это произведение вызывает в памяти городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти).
Например, мало кому известно, что он выполнил серию гравюр в сложной технике ксилографии, когда художник вырезает своё произведение прямо по деревянной доске. А венецианские женщины.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари. отмечены расцветом портретного искусства Тициана.
Неудивительно, что монахи, заказчики картины, с большой осторожностью согласились принять работу. Работа имела большой успех. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне.
Но Веронезе умер, а Тинторетто продолжал работать, — рассказывает Маркова. Сложность, даже некоторая пикантность, ситуации, с которой столкнулся Тициан, получив заказ от Аурелио, состояла вот в чем. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. С тончайшим мастерством художник передал нежность и теплоту её обнажённого тела. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. Всё это, однако, не выходило за пределы общей направленности его искусства.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта».
На это тратились огромные силы и средства. Его кисть рождала шедевр за шедевром. Ее крохотная фигурка уже принадлежит храму с его колоссальной лестницей и величественными колоннами, в то время как толпа зрителей представлена на фоне открывающейся в просвете между зданиями пейзажной панорамы. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. Тинторетто и Веронезе работали для разных слоев венецианского общества.
Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Расходы значения не имели.
Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Реалистическое изображение человека стало главной целью художников Раннего Возрождения. Он был и льстец и тонкий психолог. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело».
К концу XV столетия, когда поездки португальцев в глубь Африканского континента привели к появлению черных рабов, а люди различных рас (татары, греки и др. ) покупались у турков итальянские рынки рабов сделали привычным мелькание экзотических лиц среди домашних слуг. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Произведения раннего Тициана впечатляют красочным великолепием, реалистической силой, которая, в то же время, содержат идеально-возвышенные представления о жизни.
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Он был очень доволен работой художника.
Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Достаточно сравнить портреты юноши с перчаткой (Лувр), дочери Лавинии (Берлин), Федериго Гонзаго (Прадо, Мадрид), Ипполито Риминальди и Пьетро Аретино (оба – Галерея Питти, Флоренция), чтобы оценить тициановскую способность проникать в сущность человеческой личности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Культурные изменения их абсолютно не затронули. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.
Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. В то же время Тициан смотрит на своих высокопоставленных заказчиков достаточно беспристрастно: от него не ускользает ни подобострастная гибкость позы Оттавио, ни настороженность взгляда Папы и резкость поворота его головы, ни невозмутимое спокойствие Алессандро. В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана.
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его.
так отзывался о венецианках португальский поэт Антонио Феррейра, побывавший в Венеции в начале XVI века и покоренный их очарованием. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Последние годы жизни Тициан провел в Венеции исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Изобретение книгопечатания стало переломным моментом для этого процесса. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок.
В эти годы он создал немало изображений золотоволосых красавиц — мифологических героинь. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Иллюзия достоверности и торжественности происходящего была полнейшей за счет точно выверенной композиции и оригинального цветового решения. Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Те же чувства разделял и Аурелио.
ТАСС). Тициан поистине мыслил краской. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века.
Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве. Однако за многообразием эмоциональных реакций стоит тонкий художественный расчет, вся «оркестровка» различныхмотивов проведена безукоризненно точно, так что в итоге разрозненные поначалу мотивы сливаются в единую мощную по звучанию драматическую тему, кульминацией которой служит вознесение Богородицы к вечной жизни и ее соединение с Творцом.
Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Богатство Республики росло. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. Живопись Венеции основана на чувственном восприятии мира.
Достаточно сказать, что, глядя на них, многие опытные люди уже тогда предсказывали, что из Тициана выйдет прекрасный художник, как это действительно и случилось. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Непосредственность играет в ней большую роль, чем классическая традиция. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме.
Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. «Ассунта» (1518) и по сей день находится там, где ее поместил Тициан – в главном алтаре церкви Санта Мариа деи Фрари. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок.
Картина уникальна и тем, что не была сделана на заказ и, следовательно, её художественное решение отражало духовные переживания Тициана, а не личные вкусы заказчиков. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. В самых ранних произведениях Тициан явно придерживается стиля Беллини, который у него выдержан с особенной силой и от которого он абсолютно освобождается в своих зрелых произведениях. Одна из женщин, по виду венецианка, в пышном свадебном платье, с распущенными по плечам золотистыми волосами, прижимала к себе ларец с украшениями. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). Имя его стало известным.
Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. Тициан долго раздумывал над сюжетом. В этом образе нет ничего порочного, как нет ничего порочного в полноте счастья.
Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Жизнь Тициана текла спокойно и счастливо. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония. Написанный очень обобщенно, мелким сплавленным мазком, то плотным, то таким прозрачным, что просвечивает холст, он, благодаря как бы вибрирующей поверхности холста, поражает своей одухотворенностью. Чтобы попасть в мастерскую Джованни Беллини, самому прославленному художнику в городе и основоположнику венецианского ренессанса, Тициан сначала занимался в мастерской мозаичиста Дзуккато, пока не стал учеником великого мастера. В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). В «Мадонне семейства Пезаро» Тициан обновляет старый тип алтарной композиции, внося элемент непринужденности, естественности в построение всей группы.
Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний.
Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). При этом существовало множество реальных рабов. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника.
Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Ей он принадлежал безраздельно. В Венеции был – Тициан.
Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского.
Необычно исполнение картины. Перед нами подлинно царственная женственность во всей ее первозданной славе. Несмотря на существование старых понятий, гипотез и архаичных методов, эпоха Ренессанса была богата на изобретения. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Душа — навсегда — живописи.
Мыло сюда попало с Ближнего Востока еще в XII веке, а в следующем столетии венецианцы наладили и у себя его успешное производство. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Имя этой женщины осталось неизвестной.
Во 20-х годах творчество Тициана больше обращается к портрету и мифологическим сценкам кабинетного размера, выполняя заказы высоких чиновников республики, покровителей искусств герцога Альфонсо Феррарского, Фредерико Гонзага. Если в молодые годы с возрожденческих позиций понимания человека он прославлял красоту, силу, молодость, цельность натуры своих моделей, то позднее мудрый взор художника видел и то, что зачастую оставалось скрытым для глаз других. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато.
На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией.
Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Фигура мадонны (обычно помещаемая в центре) сдвинута вправо, вокруг нее без традиционной симметрии размещены святые, среди них выделяется колоритная фигура старца с книгою – св. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
«Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Он оставил потомкам галерею глубоко индивидуальных портретов своих современников. Все это прекрасно написанные портреты. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
В конном портрете, находящемся в мадридском музее Прадо, где Карл V изображен в утро битвы при Мюльберге, целеустремленное движение всадника, закованного в латы, обнаруживает его решимость, волю и отвагу. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Так утверждали венецианские знатоки.
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Национальный музей, Неаполь). Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель.
К античности художник обращается и позднее, особенно после поездки в Рим. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре.
Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Марка. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Богиня любви в обличии златовласой красавицы являет нам совершеннейший образ любви и неги. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Книгопечатание в различных формах пропитывало и увековечивало Ренессанс.
Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье.
По приглашению папы Тициан прибыл в Бельведер (часть Ватиканского дворца), где ему были отведены роскошные апартаменты и принялся за портрет папы Павла III с племянниками Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546. Размах торговых связей Венеции был огромен. Вазари, лично знавший великого венецианца и служивший ему гидом во время его пребывания в 1546 году в Риме, назвал его «избранником небес». Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
Моделью или возлюбленной художника. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Тициан был одним из величайших портретистов прошлого. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.