Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В Риме художник проводит целый год. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Этим определялась направленность его поисков». Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены.
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования.
Природа на полотне враждебна человеку. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Это интриговало и притягивало взгляд. Гибель «Медузы» овладела и воображением Жерико, стала тем толчком, который возбудил колоссальную энергию живописца Он отлично представлял, как будет восприниматься его картина и какую общественную роль она может сыграть. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Жерико болезненно переживал критику. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Её похвалил М. -Б. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Её похвалил М. -Б. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Её похвалил М. -Б.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Этим определялась направленность его поисков»13. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины.
Благодаря этому романтическому, т. е. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров.
В самом деле, еще не закончив занятий в мастерской Герена, Жерико уже был увлечен зрелищем военных событий современности и, подобно Гро, обрел сюжеты в наполеоновской эпопее, в победах и поражениях Великой армии. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Её похвалил М. -Б. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина Теодора Жерико «Гибель «Медузы» сразу же стала сенсацией. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Полотно отметил и сам Давид. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Книга «Гибель фрегата «Медуза» взбудоражила все французское общество, которое было просто потрясено столь ужасающей драмой. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Пусть даже и за свой счет. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Полотно отметил и сам Давид14.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота – тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Лувр. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Ему не спастись. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико не только знакомится с авторами, он разыскивает и других уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей.
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне2. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
Жерико, обладая пылким воображением, живо представлял себе муки людей, у которых почти не осталось надежды на спасение. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года16.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. чтобы умереть».
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821). Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. В техническом плане произведение выполнено превосходно. Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
Он рвался в атаку. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Но что бы ни изображал Жерико— триумфы ли, невзгоды ли солдат Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность старых наполеоновских ворчунов—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Много копирует в Лувре. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Одного из погибших волной смывает в море. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы». Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции9. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Эти две тенденции— с одной стороны, любовь к реальности и природе, а с другой—изощрённая забота о том, чтобы следовать по пути, проложенному старыми мастерами, — отныне всегда будут сталкиваться в душе художника. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Вот почему выполненные между 1812 и 1815 годами акварели изображают и гарцующих на нервных лошадях офицеров и лежащих в телегах раненых—жертв русской кампании.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Этим определялась направленность его поисков». История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Этим определялась направленность его поисков»12. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Там картина вызвала большой интерес.
И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. 1817, Лувр, Париж).
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Но при этом Жерико упорно и много работает. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Полотно отметил и сам Давид. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Полотно отметил и сам Давид13.