Картина Джованни Баттисты Тьеполо Пир Клеопатры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Им на смену шел строгий и рассудочный классицизм, апологеты которого склонны были снисходительно-скептически относиться к представителям легкомысленного барочного искусства. Никулин. Отступившие к краям картины колонны и широкая лестница с выщербленными ступенями, переходящими в плиты пола, направляют действие из глубины к зрителю. Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно».
Одна из этих картин – знаменитый «Триумф Амфитриты». В начале 1720-х Тьеполо увлечен искусством «большого стиля» Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659–1734)— и это увлечение в его фресках претворяется в эпический размах композиции, расширенное пространство, светлые фоны, максимальное количество деталей и фигур. По возвращении своем в Венецию в 1755—58 гг. Как отмечает Н. А. Особенно способствовал такому отношению И. Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717–1768, немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве и науке археологии)— возможно, самый авторитетный человек в мире искусства XVIII века. В этом театральном действе с обилием разнообразных персонажей история, миф и современность снова соединяются в созданном его воображением волшебном спектакле, поражающем обилием света и красочностью.
Ср. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской». Однако только религиозной тематикой художник не ограничивался. Как правило, работы мастеров такого уровня редко продаются на открытых торгах.
Для большого тронного зала он написал в 1762–1764 крупное панно, посвященное «силе, величию и церковности» испанской монархии плафон аванзала украсил «Апофеозом Испании» (1765–1766), а в зале лейб-гвардии появилась знаменитая «Кузница Вулкана (Венера и Вулкан)». Тут же аллегории наук искусств и многое другое.
Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740). Никулин. Под его влиянием исполнена роспись венецианской церкви Оспедалетто на сюжет «Жертвоприношение Исаака» (1715-1716) и алтарный образ «Казнь святого Варфоломея» (церковь Сан Стае, Венеция). Динамичность композиции и смелость перспективных решений, неизбывная живописная фантазия Тьеполо как нельзя более соответствовали не только барочной архитектуре венецианских церквей (например, церковь дельи Скальцы), но и тому пышному церковному спектаклю, который представляло собою венецианское богослужение XVIII в. Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведуты – городского архитектурного пейзажа: Антонио Каналетто (1697-1768) с его торжественными картинами жизни Венеции на фоне ее сказочной театральной архитектуры ("Прием французского посольства в Венеции") и более поэтического, более романтического мастера, передающего тончайшими оттенками цвета сам воздух Венеции и ее лагун, Франческо Гварди (1712-1793). – Тьеполо словно уничтожает плоскость потолка и уводит взгляд зрителя в безграничное голубое, пронизанное солнечными лучами небо. Новизна подхода к приемам живописной декорации и попытка использовать в связи с этим элементы «неоверонезовского» стиля Риччи проявилась во фресках трех плафонов галереи, потолка Красного зала, плафона лестницы, фресок стен галереи.
Типичнейшим мастером Венеции, выразившим ее дух, крупнейшим итальянским живописцем XVIII в. был Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770), последний представитель барокко в европейском искусстве. Известно, что это был галантный, приятный в обращении человек, обладавший ироничным умом. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из Плутарха Тьеполо создает подчиненное единому идейному декоративному замыслу убранство салона. С очаровательными изысканными пастельными портретами венецианки Розальбы Карьерра (1675—1757) в живопись Италии вошёл стиль рококо.
Работая над этим заказом, Тьеполо обращается к миру античных и христианских мифов (образов), а также изображает масштабные исторические сцены триумфов, сражений и римских побед во всех частях света. Судя по всему интерес к искусству он начал проявлять уже в раннем возрасте: архивная запись о его первом учителе, художнике Грегорио Ладзарини (Gregorio Lazzarini 1657–1730), относится к 1710 году, когда Джованни как раз исполнилось 14 лет. Вероятно, близкая к академизму и позднему барокко (с темными фонами и выхваченными из темноты фигурами в героических позах) живопись Ладзарини не вполне соответствовала представлениям юного художника о собственном искусстве и вскоре он оставил мастерскую своего учителя, увлекшись творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (Giovanni Battista Piazzetta, 1683 (1682)–1754) и Федерико Бенковича (Federiko Benkovi 1667–1753), по прозвищу Далматинец, которые были известны своей куда более легкой и динамичной манерой.
Лонги-художник, конечно, не так изыскан, как Гварди, но он и не простой бытописатель, а истинный поэт Венеции XVIII в. на последнем этапе ее праздничной жизни ("Урок танца"). В росписях венецианского палаццо Лабиа (1746) на сюжет из античной истории Тьеполо создает подчиненное единому декоративному замыслу убранство салона. Так или иначе, но победа досталось Клеопатре. С театральной травестией и «земной веселостью», которую Карло Гольдони считал главной чертой характера итальянцев, представил Тьеполо приключения богов и героев.
В Имп. Одна из знаменитейших его картин – "Триумф Амфитриты" – изображает колесницу Амфитриты в морских волнах в окружении наяд и тритонов, в настроении всеобщего ликования. Легкие фигуры святых и ангелов, несомые прозрачными белыми облаками в залитом светом небесном голубом пространстве, в котором трепещет синий плащ Марии, словно плывут под плавную венецианскую мелодию, вызывая в памяти росписи «виртуозов». Для церкви СантАльвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста».
Предельная легкость и светоносность, его композиций, выполненных в характерных для рококо тонах, смешивается, однако, с вполне реалистичным и академически точным рисунком фигур и даже неба (фона) и это смешение привносит в изначально декоративную плафонную живопись черты осязаемого предметного начала— в световых эффектах, перспективе и композиции, что выводит общее впечатление от его работ на абсолютно новый уровень восприятия. С 1750 года Тьеполо работает в основном вне Италии. Лишь много десятилетий спустя были поняты и оценены место и роль художника, замечательного не только для XVIII столетия, но предвещающего искания мастеров реалистического пейзажа XIX в. Картина художественной жизни Венеции XVIII в. была бы неполной без мастера жанровой живописи Пьетро Лонги (1702-1785), воспевшего быт Венеции: маскарады, концерты, уроки танцев, сцены в игорном доме, народные развлечения.
Тут же аллегории наук искусств и многое другое. Образ свободной и сильной Республики по-прежнему ассоциировался для современников Тьеполо с государством с идеальным общественным устройством, процветающим благодаря успехам на суше и на море. Именно в монументальных фресковых циклах растет его мастерство. Критик Роберт Хаджес описывает его работы как «полные парящего и движущегося пространства прозрачных, переливающихся оттенков— места, посвященного воображению и наполненного идеализированными персонажами истории, мифов и легенд». Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта.
Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной фресковой живописи – росписи палаццо Лабия в Венеции (1745-1750). Вместе с тем историк искусства Пол Хобертон отмечает, что Тьеполо смог совместить «изящество и театральность, характерные для стиля рококо с олимпийским величием». Тьеполо – не исторический художник. Некоторые из своих картин, а также свои фантастические композиции и художественные шалости (Scherzi di fantasia и Capricci) Т. прекрасно гравировал крепкой водкой.
Например, на фреске «Пир Антония и Клеопатры» художник изобразил карлика, стоящего спиной к зрителям на ступенях лестницы. Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (Триумф Амфитриты, около 1740, Картинная галерея, Дрезден Поклонение волхвов, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).
Как отмечает Н. А. Графические серии «Vari capricci» (1743) и «Scherzi di fantasia» (ок. Превосходно композиционное решение полотна. Прекрасным примером декоративного стиля Тьеполо являются его росписи палаццо Клеричи в Милане (1740).
Среди последних большое полотно "Похищение сабинянок" (около 1720). Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург и др. На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». в Кастелло-ди-Сан-Пьетро близ Венеции, в 1696 г., учился у Грег. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Фрески— очень сложный вид изобразительного искусства.
Клеопатра, желая доказать Антонию свое презрение к богатству, бросает бесценную жемчужину в бокал с уксусом, где она должна без следа раствориться. Учился в Венеции у Ладзарини испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в 17-1758 президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. В образе литератора XVI века Антонио Риккобоно (ок. Шенборном в Вюрцбург, в течение трех лет написал там несколько колоссальных фресок во дворце этого прелата (Олимп и Четыре части света на лестнице и Бракосочетание Фридриха Барбароссы в Императорском зале).
Однако к искусству Тьеполо это не относится: за последние 27 лет его работы появлялись на аукционах около 800 раз (имеются в виду, разумеется и перепродажи). Рассказывая историю Антония и Клеопатры, художник с замечательным мастерством группирует персонажи на больших поверхностях. В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, 1737-1739 и Скальци, 1743-1744, в Венеции). Среди последних большое полотно «Похищение сабинянок» (около 1720).
Интересно, что античность (и историческая и мифологическая) и библейская тематика в мире образов Тьеполо существуют вместе, сливаясь в общее легендарное и даже где-то сказочное прошлое, сцены из которого полны эпического парения и волшебства. Тьеполо обладал огромным декоративным даром и высокой колористической культурой, как правило, вообще присущей венецианским художникам.
Маньяско узнаешь сразу – по смелому письму, быстрым динамичным мазкам, какому-то мерцающему колориту с преобладанием оливково-коричневых тонов, в которые почти всегда вкраплено яркое, чаще всего красное пятно, по экспрессивному рисунку и композиции, в которой маленькие фигурки обычно размещены среди грандиозных, почти пугающих руин, наконец, по трагическому мироощущению, характерному для этого мастера при всей его театральности ("Привал бандитов", Эрмитаж). Наследник Веронезе, ученик Пьяцетты, он превращает каждый сюжет в праздничное зрелище: триумф ли Амфитриты, пир Клеопатры, суд ли Соломона или смерть Дидоны. На рубеже XVII-XVIII вв. Венеция XVIII в. была центром музыкальной (творчество Алессандро Скарлатти и Антонио Вивальди, оперные театры, музыкальные академии и консерватории) и театральной жизни Европы (достаточно вспомнить пьесы Гольдони и Гоцци для commedia dellarte – комедии масок), книгопечатания, знаменитого на весь мир стеклоделия.
Его слава распространилась по всей Испании. В росписях виллы Вальмарана около Виченцы (1757) Тьеполо украсил атриум (Жертвоприношение Ифигении) и четыре зала виллы фресками на сюжеты Илиады Гомера, Энеиды Вергилия, Освобожденного Иерусалима Тассо, Неистового Роланда Ариосто. Таким образом, художниками была создана многоуровневая система фиктивных пространств интерьера и экстерьера, в которую были органично вписаны сцены «Встреча Антония и Клеопатры» и «Пир Клеопатры», создающие впечатление красочного, зрелищного, театрализованного действа. Декоративная программа тронного зала включает центральную фреску потолка, на которой изображена аллегорическая фигура «Гения империи», к которому Аполлон подводит бургундскую невесту и две исторические сцены по обеим сторонам комнаты, прославляющие императора Фридриха Барбароссу, одна из которых — «Свадьба императора Фридриха Барбароссы и Беатрисы Бургундской».
Тьеполо – не исторический художник в прямом смысле этого слова. Ладзарини, но окончательно образовался под влиинием Дж. -Б. Основная масса продаж (почти 90 процентов)— это, конечно, сделки с графикой. Все сливается в яркое, ликующее зрелище».
В панно «Венеция принимает дары Нептуна» (1745—1750) для Дворца дожей аллегорическая фигура Венеции в виде светловолосой венецианки принимает дары бога морей. Не идеализируя модель, художница делала выразительным и красивым любое лицо независимо от возраста и внешних данных. Одна из этих картин – знаменитый «Триумф Амфитриты». В 1762 году Тьеполо в сопровождении сыновей-художников отправился к королевскому двору Испании и вскоре приступил к росписи королевского дворца.
Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете. Крупные фигуры размещены на фоне величественной архитектуры. Итальянский художник, род. О раннем периоде жизни Тьеполо известно совсем не многое. Ольшанская.
XVIII столетие в венецианской живописи открывается творчеством Джованни Баттисты Пьяцетты (1683-1754), усвоившего от своего учителя Джузеппе Креспи широкую манеру письма с применением глубокой светотени, а от Караваджо – реалистическую трактовку образов ("Святой Иаков, ведомый на казнь" для венецианской церкви Сан Джованни с Паоло, 1725-1727). Для церкви Сант-Альвизе в Венеции художник пишет три гигантские алтарные картины: «Бичевание Христа», «Коронование терновым венцом» и «Несение креста».
Он успешен, популярен, обладает устойчивым положением в обществе. С 1750 Тьеполо работал в основном вне Италии. Они представлены в живом общении, что подчеркнуто выразительными жестами, мимикой лиц героев. Эта неудача ускорила смерть Тьеполо, скончавшегося в Мадриде в 1770.
Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях). В середине 1720-х годов Тьеполо создает цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять работ находятся в Эрмитаже две — в Художественно-историческом музее Вены и две — в музее Метрополитен). 1745, Венеция, Галерея Кверини-Стампалья). Они исполнены яркими светлыми красками.
Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорнодекоративной фресковой живописи – росписи палаццо Лабия в Венеции (1745–1750). превратилась в одну из ведущих европейских держав. Таким образом, Тьеполо выходит в своем творчестве за рамки чистого стиля. Эпизоды из жизни античных героев, рыцарей, волшебниц разворачиваются в пейзажах, словно раздвигающих пространство залов. Она потеряла многие богатства и прежде всего свои восточные владения.
Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом Виченцо да Каналом: «Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его характер – вдохновение и огонь». Тьеполо известен также как портретист (Собрание в Арене, 1748-1750, Пинакотека, Удине) и автор блестящих по технике исполнения изысканных и гротескных офортов. Приемы двух крупнейших мастеров Венеции первой половины XVIII века — «декоратора-виртуоза» С. Риччи и Дж. Б. В галерее или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»). Брачное соглашение 1734Встреча Антония и Клеопатры, 1747Агарь в пустыне 1726-1729Меркурий и Эней 1757Ангел, спасающий Агарь 1732 В середине 1720-х годов Джованни Баттиста Тьеполо был создан и цикл из десяти панно на темы из античной истории для венецианского дворца Дионисио Дольфин (пять панно находятся в Эрмитаже два — в Художественно-историческом музее Вены два — в Метрополитен-музее).
Его роднит с ренессансными мастерами то, что он работает во всех жанрах и в разных техниках. Олимпийские боги находятся в центре, в мягкой синеве небесной сферы они словно парят в бесконечном пространстве («Аполлон и континенты»). Доброклонский и Н. Н. Чувство творческой свободы, большая художественная эрудиция всегда ощутимы в его работах. Алтарный образ «Поклонение волхвов» Тьеполо создает во время своего пребывания в Вюрцбурге. Значительной работой Джованни Баттиста Тьеполо в 1726-1730 годах стали росписи Архиепископского дворца в Удине, заказанные патриархом Аквилеи Дионисио Дольфин, деятельность которого была связана с этим городом.
Первой значительной работой художника стали ансамбли росписей Архиепископского дворца в Удине (1726—1730) и капеллы Святого Причастия собора в этом же городе (1726). Тьеполо работал над фресками до самой своей смерти 27 марта 1770 года. В росписях апартаментов Архиепископской резиденции в Вюрцбурге (1750—1753) — плафоне Императорского зала Беатриса Бургундская, невеста Фридриха Барбароссы, в колеснице Аполлона, фресках этого же зала — Провозглашение епископа Гарольда герцогом Франконии и Бракосочетание Барбароссы с Беатрисой Бургундской, фреске плафона свода вестибюля над парадной лестницей Олимп — сцены из истории правления Фридриха Барбароссы, мифологические и аллегорические персонажи призваны прославить королевство Франконии, мудрое правление князя-епископа К. Ф. Другая версия гласит, что она проглотила серьгу целиком. Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре (Пир Клеопатры) и в его Венерах и в Данаях. В следующем, 1744 году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии.
Пейзажи Гварди: площади Венеции, ее каналы, улицы, дворы и переулки – проникнутые лирическим, глубоко личным чувством, созданы легкими ударами кисти, голубыми, желтыми, коричневыми, серо-серебристыми тонами, насыщены светом и воздухом ("Венецианский дворик"). В характерах людей её интересовало прежде всего эмоциональное начало. Но, как известно, короли отказов не принимают.
Цветовая гамма его зрелых работ строится на игре пространства, света и полутонов. До середины 1720-х Тьеполо, наряду с фресками, пишет станковые произведения, в основном алтарные образы, работает маслом на холсте (доске). фон Грейфенклау. Появление собаки и карлика справа также вызвано примером Веронезе.
Искусство Франции. Тьеполо был крупнейшим живописцем 18 века. Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно». Это вершины монументально-декоративного искусства 18 века. Вводимые им в сцены триумфов, украшавших плафоны вилл и палаццо знатных семейств Венето, фигуры Доблести, Чести, Благородства, Мудрости, Наук, Искусств выражали высшие гуманистические помыслы века Просвещения.
Именно на сюжеты из истории Антония и Клеопатры был создан им непревзойденный шедевр иллюзорно-декоративной фресковой живописи – росписи палаццо Лабия в Венеции (1745–1750). Он начинает работать за пределами Венеции— сначала в других городах Италии (Милане, Бергамо, Виченце), а позже, начиная с 1750-х годов и в соседних странах— от Испании до Германии, хотя от заказа расписать замок в Стокгольме он отказался. Доменико и Лоренцо (преимущественно портретист и акварелист) украсил фресками Королевский дворец в Мадриде исполнил семь алтарных образов для церкви св. (фрески "Пир Антония и Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры"), во фресках епископской резиденции в Вюрцбурге (1751-1753).
В галерее или так называемой «Розовой комнате» на потолке изображена большая композия «Суд Соломона», окруженная четырьмя пророками («Пророк Исайя»). Они не устроили заказчиков и были переданы другим живописцам. Многолюдный земной мир противопоставлен чистому голубому пространству мира небесного. Тьеполо не оставил мемуаров, но известно, что это был галантный, приятный в общении человек, обладавший насмешливым умом, тонкой иронией в 1756 году он стал президентом венецианской Академии художеств и на этом посту возглавлял крупные художественные начинания (создание галереи портретов дожей во Дворце дожей, организации конкурсов, выставок и пр. ). Он не сумел усвоить чуждый ему язык модной живописи классицизма второй половины 18 века.
рождается полное барочной патетики темпераментное искусство Себастьяна Риччи (1659-1734), работавшего не только в Венеции, но и в Англии ("Мадонна с младенцем и святыми" для церкви Сан Джорджио Маджоре, Венеция, 1708). В следующем, 1744 году для того же графа Брюля была закончена и направлена в Дрезден картина «Пир Антония и Клеопатры», к сюжету которой Тьеполо не раз возвращался впоследствии. История зарубежного искусства.
Первой картиной была Принесение Исаака в жертву. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете.
Терезы» (1720–1725), где он впервые вводит свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы. Среди последних большое полотно «Похищение сабинянок» (около 1720). Наброски эти быстро стали предметом коллекционирования. Все сливается в яркое, ликующее зрелище». И, как это нередко бывает, восхищавший современников Тьеполо (чьи плафоны со временем стали доступны для обозрения совсем немногим), оказался практически забыт лет через шестьдесят— семьдесят после смерти, а практика масштабных многофигурных фресковых росписей практически сошла на нет. Терезы» (1720–1725), где он впервые вводит свои новые пространственнодекоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы.
Соотношение человеческих фигур с перспективным построением сцены передано безупречно". Вертикальный формат произведения обуславливает стремительное развитие действия вверх. В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау. Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом Виченцо да Каналом: "Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его характер – вдохновение и огонь". Терезы" (1720-1725), где он впервые вводит свои новые пространственно-декоративные композиции, а также ряд станковых картин на мифологические темы. Это ощущение усиливается нежной серо-голубой гаммой красок с включением золотого, розового, лилового. Изысканно тонок в цветовых сочетаниях эскиз к фреске «Перенесение святого домика Марии в Лорето» (1740—1743, Венеция, Галерея Академии) для венецианской церкви Санта Мария дельи Скальци (роспись погибла в 1915 году).
На стенах зала в иллюзорных архитектурных обрамлениях в духе Веронезе изображены сцены «Встреча Антония и Клеопатры в Тирсе» и «Пир Антония и Клеопатры». Лицо богини будет потом повторяться и в Клеопатре ("Пир Клеопатры", 1743-1744) и в его Венерах и Данаях. Ольшанская.
Подобно другим «виртуозам», как называли венецианских мастеров XVIII столетия, работавших не только в своем родном городе, но и в других местах Италии, за рубежом, Тьеполо был декоратором высокого уровня. В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. Картина написана темпераментно и свободно, к ней вполне подходят слова, сказанные о молодом художнике еще в 1731 году его первым биографом Виченцо да Каналом: «Манера живописи Тьеполо решительна и быстра, а его характер – вдохновение и огонь».
Кисти Пьяцетты принадлежит немало жанровых картин, ему свойственно трактовать многие библейские сюжеты в жанровом ключе, с лирическим или романтическим оттенком ("Ревекка у колодца"). Картины входили в аукционные каталоги 101 раз. Molmenti, Il Carpaccio ed il Tiepolo (Турин, 1885) и Leitschuh, Giovanni Battista Tiepolo (Вюрцбург, 1896). Фантазия, свойственный его живописи декоративный размах проявились в росписях Архиепископской резиденции дворца в Вюрцбурге (1750-53).
Из монументальных произведений этого мастера, сверх вышеупомянутых вюрцбургских фресок, особенно замечательны: плафон в церкви дельи Скальци в Венеции (Перенесение Святого Дома в Лоретто) Эпизоды из истории Клеопатры и Антония в палаццо Лаббиа в Венеции Сцены из ветхозаветной истории в епископском дворце в Удине и фрески в мадридском королевском дворце (Провинции Испании и Индии). Композиция «Слава Испании», предварительный набросок которой был сделан художником еще в Венеции, по замыслу должна была прославить испанскую нацию, которая в XVI—XVII вв. На основе традиций итальянского барокко и венецианского (веронезевского) колоризма Тьеполо и создал собственный язык— легкий, величественный и непринужденный, декоративно-пышный и вместе с тем утонченно-элегантный. К середине XVIII века барокко, да и рококо уже утрачивали свое значение больших стилей искусства.
Тут же аллегории наук искусств и многое другое. Доброклонский и Н. Н. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, 1750-1753 палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757 плафоны Королевского дворца в Мадриде, 1762-1766).
Например, Америка представлена красавицей-индианкой, восседающей на огромном крокодиле («Аполлон и континенты»). Группы из человеческих фигур и архитектурные формы Тьеполо отделяет обычно большими пространственными паузами, чем создает ощущение воздушности и легкости. 1740–1742) и Scherzi di Fantasia (ок.
Муратов). Аполлон и Диана (фреска) 1757, Вилла ВальмаранаРиналдо и Армида в саду 1752, Лувр, Париж Непорочное зачатие 1767-1769, Прадо, МадридАполлон и Дафна 1744-1745, Лувр, Париж Пир Клеопатры, 1743-1744, Национальная галерея Виктории, Мельбурн, АвстралияCвятая, спасающая город От чумы, (фрагмент) 1759, Дуомо, Уесте, Италия В процессе поиска собственной манеры интерес Джованни Баттиста Тьеполо вызвала живопись Джованни Баттиста Пьяццетты.
В работе над циклом сформировалась его индивидуальная манера. Тьеполо показал момент, когда Клеопатра, решив продемонстрировать свое равнодушие к богатству, бросает дорогую и редкую жемчужину в бокал с уксусом, где она растворяется. собрания). Его сыновья, Джованни-Доменико (1726—95) и Лоренцо (род. Но уже в 1726-м, когда он начал работать над фресками в Удине, он обращается к другому источнику творческого вдохновения— искусству Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528–1588), с его более структурированной композицией и богатством фактур, оттенков и полутонов.
собрания, «Ангел, взывающий к Агари»). Для ранних работ Тьеполо (1716—34) характерны беспокойные формы, тёмные краски, контрастная светотень, но уже в них сказываются присущие ему богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Эрмитаже, Санкт-Петербург и др. Множество фигур порхает среди облаков в легком головокружительном полете. Пьяцетты — Тьеполо преобразует в свой стиль и в дальнейшем всегда сохраняя независимость по отношению к традиции — не случайно один из современников назвал его «великим знатоком многих манер». «Эта смесь реализма с невероятным и сказочным, повторяем, является основной чертой Тиеполо, его отличительным признаком» (А. Бенуа).
К типу парадного барочного портрета относится «Портрет прокуратора и капитана моря из семьи Дольфин» (ок. Когда украшение растворилось, она с удовольствием выпила получившийся напиток. В композиции подчеркнуто порывистое диагональное движение главных персонажей в сочетании с большими, «фресковыми» пятнами цвета это придает экспрессию композиционному и живописному решению панно. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Картины Т., писанные масляными красками, встречаются почти во всех главных музеях Европы. 1745, Ровиго, Академия деи Конкорди) передан дух века Просвещения с его уважением к образованию и творчеству.
В рисунках и сериях офортов он открыл принципы живописности, развитые художниками 19 века. В 1725 году Тьеполо создал десять декоративных панно на исторические сюжеты, предназначенных для украшения дворца венецианского патриция Дольфино: «Триумф императора», «Муций Сцевола в лагере Порсенны», «Кориолан под стенами Рима» (все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург) и др. Портретными изображениями являются образы старцев в разнообразных одеяниях и головных уборах, полуфигурные изображения святых для венецианской Скуолы Гранде ди Сан Рокко. Свой живописный иллюзионизм барочного мастера, свой дар монументалиста Тьеполо продемонстрировал в росписях палаццо Лабиа исполненных в середине 40-х годов (фрески Пир Антония и Клеопатры и Встреча Антония и Клеопатры), во фресках епискоопской резиденции в Вюрцбуге (1751-1753). Крупные «фресковые» пятна цветов напоминают живописную манеру Пьяццетты. Работа в то время уже 70-летнего художника в очередной раз ошеломила публику.
В этом списке одним из первых стояло имя Тьеполо. Тьеполо Джованни Картины и биография Джованни Тьеполо Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770) (Tiepolo Giovanni Battista) итальянский художник, рисовальщик, гравер. – Мерно колышутся зеленоватые волны, в светлоголубом небе проносятся белые облака, развеваются легкие драпировки и гривы морских коней, серебристый солнечный свет щедро льется на обнаженное тело богини, на ее жемчужную раковину.
1743–1757). Они повлияли на живопись французского рококо. В творчестве Алессандро Маньяско (1667-1749), уже упоминавшегося в связи с итальянским искусством XVII в., в его романтической живописи, посвященной жизни цыган, монахов, солдат, бандитов, можно проследить несомненное влияние Сальватора Розы. В 1750 г. Тьеполо получил приглашение украсить фресками тронный зал резиденции правителя Франконии (территория современной Баварии) архиепископа Грейфенклау.
Как отмечает Н. А. Композиция решена в духе сцен пиршеств у Веронезе.
Доброклонский и Н. Н. Работа была принята хорошо и карьера начинающего живописца быстро пошла в гору. Палладианский тип загородной виллы способствовал воплощению здесь художником эстетических представлений века Просвещения о гармонии архитектуры и природы.
Здесь, на площади около 650 квадратных метров, художник поместил композицию «Олимп и четыре части света».