Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж). Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Но при этом Жерико упорно и много работает. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Из 149 человек, перебравшихся с разбитого корабля на плот, спаслось только 15, все остальные погибли от голода и жажды. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Благодаря этому романтическому, т. е. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Ему не спастись. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Полотно отметил и сам Давид. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Как и других романтиков, Жерико интересует тема борьбы человека с природной стихией и он обращается к мотиву моря. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Её похвалил М. -Б. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Он рвался в атаку. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Он рвался в атаку.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Её похвалил М. -Б. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В центре полотна, где сталкиваются оба эти движения, самая светлая и самая интенсивная по цвету часть картины: здесь пылает красное пятно плаща, сумрачно поблескивает холодная сталь кирасы.
Пусть даже и за свой счет. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. 1817, Лувр, Париж). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, которые хотели выразить в искусстве прежде всего свои чувства, переживания и настроения, дать волю своему воображению. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Там картина вызвала большой интерес. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Герена.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В Риме художник проводит целый год. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Лувр.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Это интриговало и притягивало взгляд. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Этим определялась направленность его поисков». Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико болезненно переживал критику.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Много копирует в Лувре. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Работа хранится в Лувре, в Париже. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Гро.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Так и вышло. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Это интриговало и притягивало взгляд. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе7. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Полотно отметил и сам Давид14. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. чтобы умереть». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Одного из погибших волной смывает в море. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. В итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, на котором изображает немногих оставшихся на плоту людей в тот момент, когда они увидели на горизонте корабль. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Этим определялась направленность его поисков»13. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Природа на полотне враждебна человеку.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
«Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. В воспроизводимом нами Офицере карабинеров из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Давида и А. Ж. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).