Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Этим определялась направленность его поисков». «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Настроение самого Жерико было противоречивым. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Там картина вызвала большой интерес. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Её похвалил М. -Б. Полотно отметил и сам Давид14. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Её похвалил М. -Б. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Ему не спастись. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Полотно отметил и сам Давид.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. И, конечно, красной строкой в картине проходит осуждение автором человеческого эгоизма, безответственности и, в то же время, сострадание и сочувствие к страдающим людям. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан).
Пусть даже и за свой счет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Неудовлетворенный найденным решением, Жерико приписывает справа внизу картины, уже находящейся на выставке, еще одну фигуру — это выделяет первый план и усиливает трагическое звучание. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). мечтательному, поэтическому складу чувств в живописи II четверти 19-го века сложилось направление романтизм.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Этим определялась направленность его поисков»12.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Жерико болезненно переживал критику. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Разнообразие манеры письма, проявившееся в работе над штудиями натурщиков и лошадей, будет характерно для него и в дальнейшем. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Полотно отметил и сам Давид13. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
чтобы умереть». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Знакомые дяди, начинающие художницы и ученицы Герена, Аделаида де Монгольфьер и Луиза Сватон, брали Теодора с собой в музей, где копировали произведения старых мастеров. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Лувр. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Этим определялась направленность его поисков»13. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. На двенадцатый день, когда плот был замечен, на борт брига Аргус подняли только 15 полумертвецов, остальные погибли от жажды, голода, болезней. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Но при этом Жерико упорно и много работает.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Гро. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Работа хранится в Лувре, в Париже. Давида и А. Ж.
Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Благодаря этому романтическому, т. е.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII.
Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа15. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Много копирует в Лувре. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Сохранившиеся эскизы дают понять, что художник хотел показать борьбу людей на плоту друг с другом, но позднее отказался от этого замысла. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Герена. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Её похвалил М. -Б.
В Риме художник проводит целый год. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
В римских соборах он восхищается работами Караваджо, а фрески Микеланджело в Сикстинской капелле вызывают у него состояние, близкое к экстазу. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
У юноши две страсти: живопись и лошади. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.