Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Париж (1812-1816). Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания).
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир».
В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи Неволя и величие солдата.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством.
Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Уроки не интересовали его. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. музей Байон, музей), чтобы с большей убедительностью показать ужасающую реальность трагедии. Гро.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Картина «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств), выставленная в Салоне 1812- первое произведение художника, обратившее на него внимание современников. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Там картина вызвала большой интерес. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821). Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус».
Будущий художник учился живописи у таких талантливых мастеров, как Герен и Верне, которые в своих произведениях были верны старым заветам голландцев и фламандцев. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Осенью 1808 года Жерико стал учеником Карла Верне – довольно посредственного, но модного в то время парижского баталиста и жанриста, большого мастера рисовать лошадей. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. У юноши две страсти: живопись и лошади. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств).
По своей технике эти картины находятся между Давидом, с одной стороны и Мане и Сезанном – с другой. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. С обучения у Герена для Жерико начался процесс формирования индивидуального стиля, а вскоре он, уже не нуждаясь в каком-либо руководстве, перешёл к самостоятельной работе.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Жерико присудили золотую медаль. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Во Флоренции, потом в Риме, Жерико был особенно восхищен произведениями Микеланджело, а также освещением и уравновешенными композициями Рафаэля.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Полотно отметил и сам Давид14.
Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов.
Этим определялась направленность его поисков». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Какое превосходство. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Теодору было тогда тринадцать лет.
Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Прекрасные этюды.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Пресса подняла вокруг нее борьбу. Её похвалил М. -Б.
Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Он рвался в атаку. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. 1817, Лувр, Париж). Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы».
В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. – Колорит картины еще усиливает это настроение.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. Герена. Он рвался в атаку.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. Начались преследования сторонников Наполеона, но прежде всего бывших участников революции, республиканцев, всех противников старого порядка и аристократии.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Давида и А. Ж. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Он исполняет портреты детей и своих друзей. Какая крепость.
«Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Одного из погибших волной смывает в море.
Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. Природа на полотне враждебна человеку. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Он посещает Лувр, где с 1808 размещается коллекция Боргезе, делает многочисленные копии (32, по утверждению Клемена) с работ самых разных художников (Тициана, Рубенса, Караваджо, Жувене, Ван Дейка, Прюдона, С. Розы). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Её похвалил М. -Б. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
чтобы умереть». Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. В особенности этюд головы карабинера. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей.
Какой печальный вечер. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Много копирует в Лувре.
Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график.
К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием. В феврале 1823 года он слег в постель. Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств).
Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау». Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Картина не имела успеха. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Создается впечатление необычайной стремительности, полета. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Это указующая веха. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям).
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Но при этом Жерико упорно и много работает. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. После трех лет интенсивной и уединенной работы и вплоть до 1816 художника занимают этюды лошадей (в Версале) и военные темы, прямо отражающие события тех лет. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения.
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Это интриговало и притягивало взгляд. музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Благодаря этому романтическому, т. е. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Стокгольм, Нац. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Жерико болезненно переживал критику.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша. Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку.
В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца.
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Помнить о нем. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Отсюда и обобщенный стиль Жерико — лаконичный избегающий второстепенных эффектов, сосредотачивающий внимание на целом. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие – клевету на действительность. Так и вышло. «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета.
Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Этим определялась направленность его поисков»13. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. В Риме художник проводит целый год.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. На протяжении пяти лет художник умело копирует работы Рубенса, Тициана и Рембрандта.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Полотно отметил и сам Давид. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». В результате «Медуза» села на мель и затонула. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую. Терновец. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва.
Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Ему не спастись.
Лувр. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848).
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего.
Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Одновременно с многочисленными этюдами для Бега свободных лошадей Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Это интриговало и притягивало взгляд. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Пусть даже и за свой счет. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.