После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Уроки не интересовали его. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Какой печальный вечер. В связи с намечающимся возрождением техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (к примеру, Портрет Ирмы Бруннер, около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Этим определялась направленность его поисков»12. Давида и А. Ж. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Одни приветствовали мастера, другие яростно ополчились на него, обвиняя в нарушении всех эстетических норм.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Какое превосходство.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Весной 1822 года Жерико возвращается во Францию с пошатнувшимся здоровьем.
Жерико болезненно переживал критику. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Природа на полотне враждебна человеку. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Её похвалил М. -Б.
Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. Новый этап творчества мастера, начавшийся по возвращении его в Париж, был отмечен созданием картины «Плот Медузы» (1818–1819). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Кажется, что лошади несутся вперед, а земля стремительно убегает под их ногами. А в Мортене он без страха скакал на необъезженных лошадях. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Портрет Лоран (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Первого июля 1808 года Теодор покинул лицей.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Полотно отметил и сам Давид14.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). «Я внушал страх, – рассказывает Лебрен, – дети убегали от меня, принимая за мертвого, но я был прекрасен для живописца искавшего всюду цвет, свойственный умирающему».
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа14. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Французский художник и график. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Какая крепость. К несчастью, серьезная болезнь не позволила художнику реализовать все таланты.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Герена.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. В картине Балкон (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816.
Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Это великолепный эскиз «Выезд артиллерии», «Повозка с ранеными», «Атака кирасиров». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Этим определялась направленность его поисков»13. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Но при этом Жерико упорно и много работает.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В Нана (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная новеллистичность ощутима и в картине У папаши Латюйль (Музей изящных искусств, Турне). История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Тяготение Жерико к героическим образам приобретает вполне отчетливый характер.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28.
Фигуры коня и человека, резко выдвинутые на передний план, так тесно вставлены в поле полотна, что кажется, будто они бьются в этой сжимающей их раме. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Встретив случайно своего друга Лебрена, больного желтухой, он приходит в восторг. Лувр.
«Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Теодор ничем не походил на своего осторожного, расчетливого и скептического отца. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Этим определялась направленность его поисков». В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. чтобы умереть». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
В Осени мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции В лодке (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Эта картина написана в лучших традициях романтизма, который был обращен к чувствам и эмоциям. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Там картина вызвала большой интерес. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Настроение самого Жерико было противоречивым.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В особенности этюд головы карабинера.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Тема выключенности человека из среды и тут остается главной.
Красочная гамма сведена к коричневым, тепло зеленым, серо желтым тонам. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Картина не имела успеха.
В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. В начале 1816 года Жерико уезжает в Италию. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Полотно отметил и сам Давид13.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Портрет Демарси (Метрополитен-музей) и Осень.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Там он познакомился с Джоном Констеблем, который своим энтузиазмом пробудил в Жерико новые силы, склонив его приняться, вопреки владевшей им депрессии, за второе большое произведение «Скачки в Эпсоме» (1821).
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Терновец.
Осенью 1812 года Жерико создает свое первое большое полотно – «Офицер конных императорских егерей во время атаки», он представляет его и в Салоне того же года. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Её похвалил М. -Б.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Прекрасные этюды. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Строгой размеренности и уравновешенной ясности классицистических полотен школы Давида здесь противопоставлено смелое нагнетание всех выразительных средств.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Несмотря на это, за несколько месяцев он успевает создать ряд интересных произведений. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. – Колорит картины еще усиливает это настроение.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Кроме того, Жерико создает замечательную серию портретов душевнобольных, среди них «Безумный», «Одержимый манией воровства». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. При этом Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина Аржантей (1874, Музей изящных искусств, Турне).
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Пресса подняла вокруг нее борьбу. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей. Жерико присудили золотую медаль. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Если в «Офицере» художник рисует образ бесстрашного молодого героя, увлекающего полки к победе, то в «Раненом кирасире» мы видим трагический образ раненого воина испытавшего поражение, вынужденного оставить поле сражения. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих Молодую женщину в красном, которую мы воспроизводим. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Гро. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр).
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Замысел Жерико – поэтизация военных неудач – остался непонятым. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. «Офицер императорских егерей» принадлежит к числу произведений, необычайно эффектных по замыслу, поражающих с первого взгляда, надолго врезывающихся в память.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
«Его мастерская, – передает его биограф, – превратилась в своего рода морг, где он сохранял трупы до полного их разложения, работая в обстановке, которую лишь на короткий срок могли переносить заходившие друзья и натурщики». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В 1813 году Жерико, живший до того вместе с отцом, переезжает в собственную мастерскую.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Но, к большому разочарованию художника, картину правительство не купило. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Он создает в 1813–1814 годы ряд картин и этюдов на военные темы: «Три конных трубача», «Кирасир», «Сидящий трубач». Ему не спастись. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
В Риме художник проводит целый год. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости.
Возвратился домой полный энтузиазма перед его живописью. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). Много копирует в Лувре. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Французский художник и график.
В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Такова прежде всего его «Известковая печь», которую следует рассматривать как важный этап в развитии реалистического пейзажа. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Это указующая веха.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Пусть даже и за свой счет. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
Жерико так и не получил предложение правительства о ее покупке. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Одного из погибших волной смывает в море. Жерико избрал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Помнить о нем.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Жерико, однако, относился к своему учителю скептически: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей. » Через два года молодой художник избирает для продолжения учебы мастерскую убежденного последователя классицизма Пьера Герена. Здесь он изучал и копировал антики, творения Рафаэля и Микеланджело. Полотно отметил и сам Давид. Я не знаю этой кисти.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). 1817, Лувр, Париж). В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Теодору было тогда тринадцать лет.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Благодаря этому романтическому, т. е. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Здесь Теодор начал упорно и внимательно изучать натуру, законы композиции и методы классицистического обобщения.
В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Её похвалил М. -Б. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В феврале 1823 года он слег в постель.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро.
Здесь он мог гулять по полям, сидеть в конюшне или в кузнице. Жерико умножает этюды с натуры, работает в госпитале, неутомимо пишет больных и умерших. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
В парных композициях начала 1880-х годов Весна. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Около 1804 года Жерико поступил в Императорский лицей, где преподавал все тот же Кастель. Ближайшие работы, созданные Жерико, вращаются по прежнему вокруг военной тематики.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина Бар Фоли-Бержер (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Приз – поездку в Рим – получил другой мастер, а настойчивый и разгневанный Жерико решил, что тоже отправится в Италию. В Салоне 1814 года Жерико выступил с картиной «Раненый кирасир». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31.
Картина полна пафоса, она дышит романтикой битвы. Похожий на античную статую, он равнодушно смотрит перед собой, придерживая одной рукой умершего юношу, чтобы того не смыло в море. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны.