Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В этом путешествии он видит прекрасную возможность расширить свой кругозор художника и получить массу новых впечатлений. Герена.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. У юноши две страсти: живопись и лошади.
Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Учился у Клода Верне (1808–1810) и Пьера Герена (1810–1813) испытал влияние Антуана Гро. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор.
Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В техническом плане произведение выполнено превосходно. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Жерико посетил Италию (1816–1817), Великобританию (1820–1822), Бельгию (1820), работал в Париже. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Акварель, рисунок пером, размывка бистра, 39 Х 31 см Работа не подписана. Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Неповторимый облик этой страны запечатлён в тонких по цвету картинах, акварелях и литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21). Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
«Опасным бунтарем» величали они молодого живописца. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. «Мужественная серьезность, — замечает Ж. Опрескю, —и опыт солдат Империи, добытый в стольких трагических приключениях, никогда еще не находили более верной и более возвышенной интерпретации».
Учился у К. Верне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние художника-баталиста А. Гро. Его отец, Жорж-Никола Жерико, был состоятельным человеком: владельцем табачных плантаций и крупным торговцем табаком, а мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, происходила из семьи, принадлежавшей к аристократии Нормандии. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Полотно отметил и сам Давид.
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Природа на полотне враждебна человеку.
Краткий анализ наиболее выдающихся работ великого художника. Он рвался в атаку. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Работал в Париже. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Давида и А. Ж. В результате «Медуза» села на мель и затонула.
Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Там картина вызвала большой интерес. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
1817, Лувр, Париж). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Этим определялась направленность его поисков»13.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Одного из погибших волной смывает в море.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. 1819). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820). Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился. Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Молодой человек отлично ездил верхом, обожал длительные конные прогулки, для которых выбирал самых норовистых лошадей. Теодор Жерико учился у Карла Верне (1808—1810), а потом у Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Её похвалил М. -Б. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Выполнил ряд скульптурных работ. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Будучи прекрасным наездником, художник любил также писать гордых благородных лошадей («Скачки в Эпсоме», 1821).
Нельзя не восхищаться здесь мастерством акварелиста—автора «Плота «Медузы», который сумел передать впечатление силы посредством столь прозрачной и тонкой техники. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Жерико Теодор (Gericault Theodore) (1791–1824), французский художник и график. Бонапарта, —он всегда подчеркивал мужество, самоотверженность «старых наполеоновских ворчунов»—кирасиров, гусаров, трубачей, конных егерей, чью судьбу понимал лучше кого бы то ни было. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Судьба потерпевшей поражение Франции запечатлена в серии литографий «Возвращение из России».
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Её похвалил М. -Б. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан).
Рассмотрим некоторые акварели Жерико. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Гро.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В портретной живописи выразилось представление о художнике как о свободной, независимой, открытой миру, отзывчивой к чужим радостям и горестям личности («Портрет двадцатилетнего Делакруа», ок. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Самое знаменитое полотно «Плот Медузы» (1818—19) стало откликом на реальное событие – кораблекрушение фрегата «Медуза» по пути из Франции в Сенегал. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом.
Победоносный порыв, готовность к подвигу, запечатлённые в картине «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (1812), сменяются ощущением трагической опустошённости, утраты героических иллюзий в «Раненом кирасире, покидающем поле боя» (1814). Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры. После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем «страстным» вниманием, о котором столько писал Стендаль. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Удар пришелся на висок. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр, Париж).
Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию. В Риме художник проводит целый год. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Для представителей романтизма характерен интерес к сильным страстям, к пограничным состояниям человеческой психики в последние годы жизни Жерико создал серию портретов душевнобольных («Портрет сумасшедшего, воображающего себя полководцем», 1822). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Жерико известен и как прекрасный портретист. В римских соборах он восхищается работами Караваджо, а фрески Микеланджело в Сикстинской капелле вызывают у него состояние, близкое к экстазу. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Это интриговало и притягивало взгляд. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Этим определялась направленность его поисков». Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Жерико работал в Англии.
Создается впечатление необычайной стремительности, полета. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Лувр. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году.
Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Он запечатлел также силуэты прогуливающихся красавиц и среди прочих «Молодую женщину в красном», которую мы воспроизводим. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Полотно отметил и сам Давид14. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Одновременно с многочисленными этюдами для «Бега свободных лошадей» Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Много копирует в Лувре. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Жерико побывал в Италии, где изучал классическое наследие («Бег свободных лошадей в Риме», 1817). Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. В воспроизводимом нами «Офицере карабинеров» из Лувра Жерико прежде всего несколькими точными и сильными перовыми линиями определил силуэт своего героя затем легкими тонами расцветил парадную форму, кирасу и каску солдата. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Современники увидели в картине образ французского общества искавшего путь к спасению после утраты всех надежд и идеалов в период Реставрации.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Свои наблюдения Чарлз сравнивал с тем, что прочитал в книгах. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж).
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. В 1816—17 гг.
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Чтобы максимально правдоподобно изобразить это трагическое событие, художник изучил все доступные ему документальные свидетельства, а также лично встречался с очевидцами. И, наконец, несколькими нервными тенями передал пристальность взгляда и выражение покорности судьбе этого пребывающего в расцвете сил кирасира, который великолепно иллюстрирует роман Альфреда де Виньи «Неволя и величие солдата».
Опасным бунтарем величали они молодого живописца. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. В дальнейшем оно оказало немалое значение в становлении этого направления в европейской живописи XIX века. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жак-Луи Давид «Коронация Наполеона».
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812).
чтобы умереть». Герена. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
Духовное Религия и вера. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»).
Работа хранится в Лувре, в Париже. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. В 1820—21 гг.
Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Жерико болезненно переживал критику. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Ему не спастись.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. Молодая женщина в красном Акварель и белая гуашь, 22 Х 14, 5 см Надпись внизу справа: Эпической «поэмой о море» представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. Теодор Жерико (1791, Руан – 1824, Париж), французский художник и график родоначальник романтизма. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись.
В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Одна из центральных в творчестве Жерико работ – картина Плот «Медузы» (1818–1819, Лувр, Париж) – написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза».
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Жерико брал кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает огромный плот, его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма.