Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII.
Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Но, противоборствуя этому поникающему ритму, упругой дугой вверх изгибается тело кирасира и его правая рука, держащая под уздцы храпящую лошадь. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Лувр. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Он посещал представителей высшего света, бывал на театральных представлениях, ездил верхом и совсем не работал красками, зато постоянно носил с собой альбом, в котором делал карандашные наброски. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Романтизм был полностью ориентирован на современность. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Полотно отметил и сам Давид14. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. У юноши две страсти: живопись и лошади. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Жерико болезненно переживал критику. И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь кар тины, в сизо багровое пекло боя даже зрители чувствуют себя солдатами, которых ведёт за собой Дьедонне. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Сам плот почти упирается в раму картины. Продуктов у них не было.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Но ветер относит плот от корабля спасения. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико).
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Плот был сильно перегружен, самостоятельно передвигаться он не мог, на нем не было продуктов и воды. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история.
Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Потребность согласовать стиль и реальность столь сильна у Жерико, что даже тогда, когда он отходит от античных сцен ради изображения римских улиц, самые скромные зрелища обретают в его рисунках и акварелях ни с чем не сравнимое благородство.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. 1817, Лувр, Париж). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. В Риме художник проводит целый год.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал2. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Это интриговало и притягивало взгляд. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Передний край изображения как бы срезан рамой, что позволяет зрителю почувствовать себя участником страшных событий, представленных в картине с эпическим размахом. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Полотно отметил и сам Давид. Одного из погибших волной смывает в море. Художник родился в Руане в 1791 году.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Этим определялась направленность его поисков».
Там картина вызвала большой интерес. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Пусть даже и за свой счет.
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он погиб в результате несчастного случая — падения с лошади. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. чтобы умереть». В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Этим определялась направленность его поисков»13. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события.
В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Романтики считали, что безобразное также может быть предметом художественного воплощения, безобразное в жизни может стать прекрасным в искусстве.
К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Природа на полотне враждебна человеку. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Ему не спастись.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Все, кто был на лодках, спаслись.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Жизнь на плоту превратилась в ад, сжигаемые солнцем, люди умирали в муках от голода, жажды и ужаса. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Описание современников говорит, что он даже обрил голову, чтобы никуда не выходить и не отрываться от работы.
Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Работа хранится в Лувре, в Париже. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Всех охватила паника.
Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). По меткому замечанию Фосийона, этот художник нес в себе солдатский пыл живописца Битвы при Абукире и собственный ко нно-спортивный гений. Случилось это в 1816 году.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей.
Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Но при этом Жерико упорно и много работает. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Две почтовые лошади 1823Портрет артиста в его гримерной, 1823Портрет сумасшедшей 1822Портрет бродяги 1821Лошадь, терзаемая львом, 1822 Дикие лошади 1817Печь для обжига извести 1822Серая в яблоках лошадь 1820Бег свободных лошадей в Риме, 1817Жертва крушения 1819 Искусство Франции.
По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Сюжет картины основан на реальной трагедии. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.
В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Много копирует в Лувре. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо. Его должны были вести на буксире лодки. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Композиционно это несколько треугольных фигур, которые порождают у зрителя ощущение стремления бороться и побеждать. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Да и видно ли его. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Сенегала, людьми познавшими "сободу".
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу.
Её похвалил М. -Б. А на плоту положение стало ужасным. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
В чем сущность романтического мировосприятия. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». На борту было около 400 человек. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он рвался в атаку.
Во время пребывания в Италии Теодор Жерико увлекался не только древней историей и мифологией он обратился также и к современности. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Её похвалил М. -Б. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.