О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Полотно отметил и сам Давид. Его должны были вести на буксире лодки. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Продуктов у них не было.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Огромное впечатление произвели на французского живописца фрески Сикстинской капеллы исполненные Микеланджело.
Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
У юноши две страсти: живопись и лошади. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Работа хранится в Лувре, в Париже. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Работа хранится в Лувре, в Париже. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа.
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж).
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Благодаря этому романтическому, т. е. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Случилось это в 1816 году.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России.
м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Её похвалил М. -Б. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Пусть даже и за свой счет. Это интриговало и притягивало взгляд. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы.
Все, кто был на лодках, спаслись. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
«Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Художник родился в Руане в 1791 году. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Да и видно ли его. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Несчастья, будто сговорившись, обрушились на художника. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Она написана в начале похода французской армии в Россию и отличается остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой и чрезвычайно эмоциональной насыщенностью колорита. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Серию портретов, в таком случае, уместно рассматривать как плату за лечение или же как своеобразную форму психотерапии. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Одного из погибших волной смывает в море. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Он рвался в атаку.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Но ветер относит плот от корабля спасения. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Настроение самого Жерико было противоречивым. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. Сюжетная картина с невероятным драматизмом и поражающим реализмом прославила его и сделала одним из родоначальников французского романтизма.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. 1817, Лувр, Париж). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Всех охватила паника.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Её похвалил М. -Б. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Их не предполагалось показывать широкой публике и этим объясняется их искренность и безыскусная простота.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Жерико болезненно переживал критику.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
В чем сущность романтического мировосприятия. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Природа на полотне враждебна человеку.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера.
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Сохранились прекрасно проработанные анатомические рисунки, этюды, наброски животных, особенно лошадей. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Кто-то подает сигнал, кто-то лежит полумертвый в прострации, кто-то отупел от безысходности и ни на что не реагирует, кто-то пытается привести в чувство умирающего и удерживает его от падения с плота.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии. Романтизм был полностью ориентирован на современность.
Там картина вызвала большой интерес. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. На борту было около 400 человек. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. В Риме художник проводит целый год.
Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза».
По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Полотно отметил и сам Давид14. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Этим определялась направленность его поисков». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Сюжет картины основан на реальной трагедии. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Но Жерико не сдавался. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Этим определялась направленность его поисков»13.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Сам плот почти упирается в раму картины. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Дюма был потрясен. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Много копирует в Лувре. Но при этом Жерико упорно и много работает.
А на плоту положение стало ужасным. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Он твёрдо решает стать художником, для чего поступает в мастерскую Карла Верне, модного в то время живописца, прославившегося тем, что он прекрасно изображал лошадей.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».