Дерби 1821 года в Эпсоме или Гонки ("Course de chevaux, дит traditionnellement дерби Le de Epsom 1821 года за Лувр"), живопись 1821 года Теодором Жерико в Лувре, показывая Дерби Эпсома того года.
Гумилевым, но он наверняка мог слышать от Ахматовой то, о чем пока еще не писали в книгах, – как в год итальянской публикации лучистского манифеста под заглавием «Radiantismo» состоялось парижское общение Гумилева с Гийомом Аполлинером при посредничестве Ларионова. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Действие поэмы, напомним, разворачивается в стенах ленинградской психиатрической больницы. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. 1914 – 1918.
Ему не спастись. Николай Гумилев. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. То, что Жерико делает визуальными средствами, Бродский добивается в поэзии звуковой дорожкой. Четыре наездника скачут по беговому полю.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно«Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), — этот шедевр Жерико создавал целый год. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. По его мнению, учитывая, что М. Ларионов и Н. Гончарова неоднократно иллюстрировали сборники Алексея Кручёных, гумилевская надпись в углу рисунка «может рассматриваться как экспромтное упражнение в жанре зауми, подшучивающее над соратниками Ларионова» (Степанов Е. Поэт на войне. На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. по-английски выходила, дотошный редактор спросил у Иосифа: Откуда ты взял, что Голсуорси любил пасьянс «Паук». Ироническое уточнение, зафиксировавшее место дарения в подписи – «Н.
Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В конце 1808 года Жерико поступил в обучение к Карлу Верне, мастеру батальных и жанровых сцен, в творчестве которого отразилась вся жизнь императорского Парижа. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Вспышка в финале стихотворения, написанного по случаю юбилея бывшей любимой, подкрашивает праздничную трапезу за столом с графинами, но отсылает не столько к узурпированному советской символикой архитектурному ансамблю, как полагает в примечании Л. Лосев («Сравнение праздничного стола с бутылками, над которым открывается шампанское, с Красной площадью в момент праздничного салюта с фейерверком»), а, по-видимому, продолжает игру с читателем, приглашая его отгадать визуальные источники из теневой истории искусства русского авангарда.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. М., 2000. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. По предположению комментатора, Бродский имеет в виду знаменитую картину Боччони «Прощания» из триптиха «Состояния сознания» (1911), выставленную в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Природа на полотне враждебна человеку. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Один из эскизов Жерико впоследствии лег в основу композиции, вошедшей в литографическую «Большую английскую серию». // Поэзия и живопись: Сб.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Цель пасьянса «Паук» – удалить все карты, находящиеся в десяти столбцах, за наименьшее число ходов – достигается путем перемещения карт из одних столбцов в другие, пока не образуется стопка карт одной масти от короля до туза собранные стопки автоматически удаляются. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
В амстердамском музее Стедлик экспонируется картина Малевича «Англичанин в Москве» (1913 – 1914), вдохновившая Маяковского на стихотворение «Уличное». Однако другое изменение, внесенное Бродским, может вызвать недоумение у знающего читателя: автор четко проговаривает в стихотворении возраст коня — полуторагодовалый, в то время как всем хотя бы немного интересующимся конным спортом известно, что запись лошадей на участие в эпсомском дерби производится за два года вперед и к состязанию допускаются только трехлетки (об этом условии сообщает и русская дореволюционная словарная заметка). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Вряд ли Бродский выпускает из названия стихотворения год скачек и экзотическое по звучанию слово «дерби» из повышенной чувствительности к читательской эрудиции соотечественников: в СССР большой Всесоюзный приз конноспортивных состязаний по старой традиции также называли дерби – в честь 12-го графа Дерби, Эдварда Смита Стэнли (1752 – 1834). Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). P. 286.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Романтик Жерико досконально изучил наследие классиков (в течение пяти лет он копировал работы Рубенса, Тициана, Веласкеса и Рембрандта), но в картине попытался разрешить чисто формальную задачу по передаче эффекта скорости в живописи. коммент.
Работы художников Бродскому, скорее всего, довелось видеть в оригиналах, выставленных в Государственной Третьяковской галерее — на родине «графинообразной» натуры. По его мнению, учитывая, что М. Ларионов и Н. Гончарова неоднократно иллюстрировали сборники Алексея Кручёных, гумилевская надпись в углу рисунка «может рассматриваться как экспромтное упражнение в жанре зауми, подшучивающее над соратниками Ларионова» (Степанов Е. Поэт на войне. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Благодаря этому романтическому, т. е. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. лучей» (Тименчик Р. Гумилев — футурист. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. На ней выписана церквушка с тремя смотрящими вверх куполами-сосцами. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год.
С. 509). Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. С искренним сочувствием и жалостью Жерико изобразил искалеченных, больных, смертельно уставших солдат, бредущих по полю, занесенному снегом.
В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). Если данное предположение верно, то графины на ткани в метонимии «натюрморта» подводят к изображению густыми кричащими красками с переплетением острых углов и окружностей кремлевских башенок художниками-авангардистами. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
По предположению комментатора, Бродский имеет в виду знаменитую картину Боччони «Прощания» из триптиха «Состояния сознания» (1911), выставленную в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Вспышка в финале стихотворения, написанного по случаю юбилея бывшей любимой, подкрашивает праздничную трапезу за столом с графинами, но отсылает не столько к узурпированному советской символикой архитектурному ансамблю, как полагает в примечании Л. Лосев («Сравнение праздничного стола с бутылками, над которым открывается шампанское, с Красной площадью в момент праздничного салюта с фейерверком»), а, по-видимому, продолжает игру с читателем, приглашая его отгадать визуальные источники из теневой истории искусства русского авангарда. Работа хранится в Лувре, в Париже. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график.
О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Небольшие фигурки всадников и лошадей представлены на фоне пейзажа. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Но память Бродского могла отсылать и к более ранней работе Боччони под названием «Проходящий поезд» (1908). London: Allen Lane, 1979. Работая над картиной, художник использовал английские гравюры на темы спортивной жизни, в их числе серии Генри Элкема Scraps from the Sketch-Book, Генри Денниса The Beauties and Defects in the Figure of the Hourse и эстампы Томаса Кука и Джеймса Полларда. в: СиП.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Описание поезда в поле фуксий и далий напоминает изображение спиральных пучков на кубистическом полотне в подтексте – слово «даль» как фон, а танцовщицы привносят с собой не только фокстрот, но и ноту распущенности (как в цветочном пастернаковском парадизе: «Чтоб губы астр и далий»).
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Л. Лосев заметил, что струнный инструмент, напоминающий фигуру дамы, является частым мотивом в кубистических композициях Брака, а «основ-ной колорит этих полотен — коричневый» он же связал творчест-во француза с начальными строками стихотворения 1978 года, написан-ного в Америке к сорокалетию Басмановой: «Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной / струн, продолжающая коричневеть. » Присутствие музыкального инструмента на холсте не обязательно должно указывать на непременный след Брака в стихотворении — достаточно сравнить картину Брака с картиной П. Пикассо «Натюрморт: гитара, газеты, бокал и туз треф» (1914, Музей Пикас-со в Париже), а поскольку имя художника в тек-сте не называется, то и вопрос провенанса «гитарообразной вещи» можно считать открытым. Мокрый порох, что «гасит звезды салюта», шлет привет «салюту мимозы, гаснущей в пыли» из стихотворения «Шум ливня. » полутора десятилетиями ранее. Гитара, взрыв букета, летающие в пространстве ножницы и часовой циферблат напоминают у Бродского «Рабочую шкатулку» (1915) Ольги Розановой. Однако другое изменение, внесенное Бродским, может вызвать недоумение у знающего читателя: автор четко проговаривает в стихотворении возраст коня – полуторагодовалый, в то время как всем хотя бы немного интересующимся конным спортом известно, что запись лошадей на участие в эпсомском дерби производится за два года вперед и к состязанию допускаются только трехлетки (об этом условии сообщает и русская дореволюционная словарная заметка).
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Изначально написанная по заказу английского торговца лошадьми, Адама Элмора, в 1866 году картина была выкуплена из частного владения для коллекции Лувра. Очевидно, что разбирать образы из стихотворения по конкретным полотнам было бы непродуктивно: перед нами сводный «портрет» феномена авангардной живописи, причем — и это важно — в русском его изводе. Фуга» (обе – 1914) Надежды Удальцовой до «Натюрморта с гитарой» (1915) Любови Поповой и «Натюрморта. трудов памяти Н. И.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Он решил оставить как было, все-таки» (Из интервью, взятого Л. Лосевым у Дианы Майерс (Лондон, 1997) в процессе подготовки им комментированного издания стихов Бродского см. Исходя из комментария к недавно свершившимся в России событиям, Е. Е. Ироническое уточнение, зафиксировавшее место дарения в подписи — «Н. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Оказалось, что это были Теодор Рузвельт и Сомерсет Моэм. Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции4. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции.
Романтик Жерико досконально изучил наследие классиков (в течение пяти лет он копировал работы Рубенса, Тициана, Веласкеса и Рембрандта), но в картине попытался разрешить чисто формальную задачу по передаче эффекта скорости в живописи. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Какая именно картина украшала закуток, точно не установлено, но сам факт свидетельствует об интересе Бродского к творчеству художника начиная с середины 1960-х годов. Особенно прославился рисованием кривых башенок и луковичных куполов комплекса Кремля с близлежащими церквами Аристарх Лентулов, входивший вместе с Кончаловским в объединение «Бубновый валет». Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
The Complete Book of Solitaire and Patience Games. чтобы умереть». Из этого контраста и взаимоисключающих перспектив и рождается ощущение скорости.
М. : Прогресс-Плеяда, 2014. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Художник изображен «на фоне титульного объекта его эстетической программы, т. е. Шарантон близь Парижа», – напоминает о находившейся в столичных окрестностях знаменитой психиатрической лечебнице (одним из пациентов которой был Маркиз де Сад), тем самым намекая на связь между авангардом и институциями для умалишенных. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Место состязания не имело ограждения, дистанция равнялась 1 миле 4 фурлонгам и 29 ярдам (2400 метров), расстояние на ней отмечалось столбами. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Гитара, взрыв букета, летающие в пространстве ножницы и часовой циферблат напоминают у Бродского «Рабочую шкатулку» (1915) Ольги Розановой. Набросок Бродского синими чернилами похож на типичную абстрактную композицию и все же в нем можно прочесть оммаж прежде всего самому основателю и теоретику течения, М. Ларионову, а именно картине «Голубой Лучизм» (1912). С. 357).
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Из этого контраста и взаимоисключающих перспектив и рождается ощущение скорости. С. 395).
Поскольку очевидно, что «ветер» относится к сфере переживания изображенного на картине субъекта скачек и невозможен в объективной реальности зрителя, то прием этот — откровенный разрыв диегезиса, подобный нарушению правила «четвертой стены» в кинематографе. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Возвращение старого порядка на штыках реакционных монархов половины Европы было историческим возмездием за авантюристическую политику бонапартизма. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Мокрый порох, что «гасит звезды салюта», шлет привет «салюту мимозы, гаснущей в пыли» из стихотворения «Шум ливня. » полутора десятилетиями ранее. Цель пасьянса «Паук» — удалить все карты, находящиеся в десяти столбцах, за наименьшее число ходов — достигается путем перемещения карт из одних столбцов в другие, пока не образуется стопка карт одной масти от короля до туза собранные стопки автоматически удаляются. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
1914—1918. «Небо бледней щеки» и «вино из ключицы», подслащенное образами из Малевича, восходят к риторике «Флейты-позвоночника» раннего Маяковского — на анатомическую аналогию с позвоночником наталкивают, между прочим и «ребра мира» (ср. : «В вино / выполоскать горло сердцу изоханному» «и тучи, ободранные беженцы точно, / вызарю в мою последнюю любовь, / яркую, как румянец у чахоточного»), чье творчество сам Малевич окрестил «кубизмом в стихах». Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Справедливости ради отметим, что, во-первых, Жерико был не первым художником, кто неправильно изображал коней на скаку, а, во-вторых, если бы он и нарисовал их анатомически корректным образом, то значительно «притормозил» бы визуальную передачу скорости, поскольку две из четырех лошадиных ног должны были либо касаться земли, либо быть сложены к брюху, а не разбросаны в противоположные стороны.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Выбор Бродским этого произведения в качестве визуального подтекста мог быть обусловлен вторым названием картины Ларионова, данным художником как разъяснительный подзаголовок в скобках: «Портрет Дурака». Там картина вызвала большой интерес.
Четыре наездника скачут по беговому полю. Узор обоев морфирует в полотно Теодора Жерико (Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault, 1791—1824) «Дерби 1821 года в Эпсоме». Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Соответствующая статья «Дерби, скачки» о проводимых в Эпсоме с 1780 года соревнованиях попала в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (СПб., 1890 – 1907). Описание поезда в поле фуксий и далий напоминает изображение спиральных пучков на кубистическом полотне в подтексте — слово «даль» как фон, а танцовщицы привносят с собой не только фокстрот, но и ноту распущенности (как в цветочном пастернаковском парадизе: «Чтоб губы астр и далий»). Особенно прославился рисованием кривых башенок и луковичных куполов комплекса Кремля с близлежащими церквами Аристарх Лентулов, входивший вместе с Кончаловским в объединение «Бубновый валет». Очевидно, что разбирать образы из стихотворения по конкретным полотнам было бы непродуктивно: перед нами сводный «портрет» феномена авангардной живописи, причем – и это важно – в русском его изводе.
К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). На ней выписана церквушка с тремя смотрящими вверх куполами-сосцами. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Художник избрал вариант с движением, развивающимся не в ракурсе, а параллельно нижнему краю полотна. Стремительная картинка скачек у Бродского набросана четырьмя глаголами, маркирующими движение или изменение состояния («превращаться», «рваться», «сливаться» и «завывать») и обезоруживает читателя зрительно-слуховой анемией, подавляя способность адекватно видеть и слышать: мало того, что все детали слились в «сплошное пятно», Бродский еще и оглушает шумовым спецэффектом – ветром, задувающим в уши. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма. по-английски выходила, дотошный редактор спросил у Иосифа: Откуда ты взял, что Голсуорси любил пасьянс «Паук».
Белый столб, ярко освещённый солнцем, у правого края картины— отправная точка этого движения, всадники уносятся от него налево, в сторону открытого пространства, поле слегка понижается в том же направлении. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Её похвалил М. -Б. Этим определялась направленность его поисков». Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Справедливости ради отметим, что, во-первых, Жерико был не первым художником, кто неправильно изображал коней на скаку, а, во-вторых, если бы он и нарисовал их анатомически корректным образом, то значительно «притормозил» бы визуальную передачу скорости, поскольку две из четырех лошадиных ног должны были либо касаться земли, либо быть сложены к брюху, а не разбросаны в противоположные стороны. Второй дистанционный столб виднеется в глубине, подчёркивая активное начало композиции. Фуга» (обе — 1914) Надежды Удальцовой до «Натюрморта с гитарой» (1915) Любови Поповой и «Натюрморта. Гитары» (1917) Петра Кончаловского.
Стремительная картинка скачек у Бродского набросана четырьмя глаголами, маркирующими движение или изменение состояния («превращаться», «рваться», «сливаться» и «завывать») и обезоруживает читателя зрительно-слуховой анемией, подавляя способность адекватно видеть и слышать: мало того, что все детали слились в «сплошное пятно», Бродский еще и оглушает шумовым спецэффектом — ветром, задувающим в уши. Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Иосиф мне позвонил: Проверь. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Харджиева. Л. Лосев упоминает про ипподром в городе, но не комментирует очевидную ошибку Бродского, вызванную, как представляется, отчасти пренебрежением к тонкостям скаковых правил, отчасти (а возможно, даже в первую очередь) подходящей рифмой к прилагательному, описывающему цвет картуза наездника. Побывав в Англии в 1820 – 1821 годах, Жерико познакомился с пейзажами Джона Констебла. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Иосиф мне позвонил: Проверь. Действие поэмы, напомним, разворачивается в стенах ленинградской психиатрической больницы.
Харджиева. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Но при этом Жерико упорно и много работает.
лучей» (Тименчик Р. Гумилев – футурист. Об увлечении этой игрой Т. Рузвельта см. : Parlett David. В «Паука» — разновидность популярной игры «Solitaire» («Терпение») — играют в романе С. Моэма «The Gentleman in the Parlour» (как, впрочем и у Диккенса в «Больших ожиданиях»), см. : Morehead Albert, Mott-Smith Geoffrey. Работа хранится в Лувре, в Париже. Картина «Скачки в Эпсоме» не похожа на его анималистику, это возврат художника к любимой теме, к которой он обращался, работая в Италии над серией подготовительных этюдов к задуманной, но неосуществлённой картине «Бег свободных лошадей» (1819).
События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. Из скрипок и гитар русского авангарда можно было бы составить целую струнную секцию большого оркестра — от «Музыкантов» (1911) Марка Шагала (с человеком в пальто и виолончелью под мышкой) и картин «Скрипка» и «Гитара. Подобно тому, как лучи на полотне организованы в виде хаотического (на первый взгляд) скрещения линий, все действие «Горбунова и Горчакова» целиком представляет собой коллаж из обломков прямой речи персонажей.
Побывав в Англии в 1820—1821 годах, Жерико познакомился с пейзажами Джона Констебла. Полотно отметил и сам Давид. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Замена «дерби» синонимичными «скачками», таким образом, не существенна, поскольку указывает на род состязания и сохраняет английский локус. Л. Лосев упоминает про ипподром в городе, но не комментирует очевидную ошибку Бродского, вызванную, как представляется, отчасти пренебрежением к тонкостям скаковых правил, отчасти (а возможно, даже в первую очередь) подходящей рифмой к прилагательному, описывающему цвет картуза наездника. С. 509). Оказалось, что это были Теодор Рузвельт и Сомерсет Моэм.
Подобно тому, как лучи на полотне организованы в виде хаотического (на первый взгляд) скрещения линий, все действие «Горбунова и Горчакова» целиком представляет собой коллаж из обломков прямой речи персонажей. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. трудов памяти Н. И.
Поскольку очевидно, что «ветер» относится к сфере переживания изображенного на картине субъекта скачек и невозможен в объективной реальности зрителя, то прием этот – откровенный разрыв диегезиса, подобный нарушению правила «четвертой стены» в кинематографе. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Николай Гумилев. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Степанов относит автограф к концу осени 1917 года. Картину приняли сдержанно, страсти вокруг нее были чисто политические: одни видели в ней проявление художником гражданского мужества, другие – клевету на действительность. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. На нескольких небольших эскизах представлены четыре жокея на лошадях, скачущих галопом (Байонна, Париж, Лувр более сложные вариации представлены в собраниях К. Бергер (США) и Вильденштейн (Париж). Вряд ли Бродский выпускает из названия стихотворения год скачек и экзотическое по звучанию слово «дерби» из повышенной чувствительности к читательской эрудиции соотечественников: в СССР большой Всесоюзный приз конноспортивных состязаний по старой традиции также называли дерби — в честь 12-го графа Дерби, Эдварда Смита Стэнли (1752—1834).
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Набросок Бродского синими чернилами похож на типичную абстрактную композицию и все же в нем можно прочесть оммаж прежде всего самому основателю и теоретику течения, М. Ларионову, а именно картине «Голубой Лучизм» (1912). Т. 2.
Обстоятельство подмены трехлетки полуторагодовалым жеребцом (умышленной или нет) рифмуется у Бродского с заблуждением самого Жерико, обнаруженным через полвека после смерти художника. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года». Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Гитары» (1917) Петра Кончаловского.
Обстоятельство подмены трехлетки полуторагодовалым жеребцом (умышленной или нет) рифмуется у Бродского с заблуждением самого Жерико, обнаруженным через полвека после смерти художника. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. В «Паука» – разновидность популярной игры «Solitaire» («Терпение») – играют в романе С. Моэма «The Gentleman in the Parlour» (как, впрочем и у Диккенса в «Больших ожиданиях»), см. : Morehead Albert, Mott-Smith Geoffrey. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. The Penguin Book of Patience. Ощущение трагедии подчеркивает пейзаж, на фоне которого разворачиваются события: низкое небо, покрытое серыми тучами, мрачная, лишенная растительности холмистая равнина.
коммент. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). 1817, Лувр, Париж). Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Истинный гуманизм французского художника воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (Сумасшедшая, около 1821–1823, музей изящных искусств, Лион Бродяга, художественный музей, Гент и другие собрания).
Степанов относит автограф к концу осени 1917 года. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
// Поэзия и живопись: Сб. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. в: СиП. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Много копирует в Лувре. Но память Бродского могла отсылать и к более ранней работе Боччони под названием «Проходящий поезд» (1908). Соответствующая статья «Дерби, скачки» о проводимых в Эпсоме с 1780 года соревнованиях попала в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (СПб., 1890—1907). В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Л. Лосев заметил, что струнный инструмент, напоминающий фигуру дамы, является частым мотивом в кубистических композициях Брака, а «основной колорит этих полотен – коричневый» он же связал творчество француза с начальными строками стихотворения 1978 года, написанного в Америке к сорокалетию Басмановой: «Ты, гитарообразная вещь со спутанной паутиной / струн, продолжающая коричневеть. » Присутствие музыкального инструмента на холсте не обязательно должно указывать на непременный след Брака в стихотворении – достаточно сравнить картину Брака с картиной П. Пикассо «Натюрморт: гитара, газеты, бокал и туз треф» (1914, Музей Пикассо в Париже), а поскольку имя художника в тексте не называется, то и вопрос провенанса «гитарообразной вещи» можно считать открытым. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
На полотне лейтенант не позирует, а дерется: стремительная диагональ композиции ведет зрителя вглубь картины, туда, где идет битва. Если данное предположение верно, то графины на ткани в метонимии «натюрморта» подво-дят к изображению густыми кричащими красками с переплетением острых углов и окружностей кремлевских башенок художниками-авангардистами. В амстердамском музее Стедлик экспонируется картина Малевича «Англичанин в Москве» (1913—1914), вдохновившая Маяковского на стихотворение «Уличное». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину.
Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Резкой диагональю рассечена композиция полотна. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Открытка с натюрмортом Жоржа Брака (Georges Braque, 1882 – 1963) была приколота к вертикальной стенке секретера в ленинградской квартире Бродского среди фотографий культовых поэтов и близких приятелей, рядом с книгами и подсвечником. По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта. Bantam Books, 1956). В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
Работы художников Бродскому, скорее всего, довелось видеть в оригиналах, выставленных в Государственной Третьяковской галерее – на родине «графинообразной» натуры. Художник изображен «на фоне титульного объекта его эстетической программы, т. е. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Жерико выступил также как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
М., 2000. Т. 2. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). Из скрипок и гитар русского авангарда можно было бы составить целую струнную секцию большого оркестра – от «Музыкантов» (1911) Марка Шагала (с человеком в пальто и виолончелью под мышкой) и картин «Скрипка» и «Гитара. С. 357).
Bantam Books, 1956). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Одного из погибших волной смывает в море.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Жерико болезненно переживал критику.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Художника особенно поразил момент перед стартом: кони без узды и седла рвутся из рук молодых сильных парней, чтобы ринуться вперед. Замена «дерби» синонимичными «скачками», таким образом, не существенна, поскольку указывает на род состязания и сохраняет английский локус. Он решил оставить как было, все-таки» (Из интервью, взятого Л. Лосевым у Дианы Майерс (Лондон, 1997) в процессе подготовки им комментированного издания стихов Бродского см. The Complete Book of Solitaire and Patience Games. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Гумилев. The Penguin Book of Patience.
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Шарантон близь Парижа», — напоминает о находившейся в столичных окрестностях знаменитой психиатрической лечебнице (одним из пациентов которой был Маркиз де Сад), тем самым намекая на связь между авангардом и институциями для умалишенных. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Гумилевым, но он наверняка мог слышать от Ахматовой то, о чем пока еще не писали в книгах, — как в год итальянской публикации лучистского манифеста под заглавием «Radiantismo» состоялось парижское общение Гумилева с Гийомом Аполлинером при посредничестве Ларионова. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился.
«Небо бледней щеки» и «вино из ключицы», подслащенное образами из Малевича, восходят к риторике «Флейты-позвоночника» раннего Маяковского – на анатомическую аналогию с позвоночником наталкивают, между прочим и «ребра мира» (ср. : «В вино / выполоскать горло сердцу изоханному» «и тучи, ободранные беженцы точно, / вызарю в мою последнюю любовь, / яркую, как румянец у чахоточного»), чье творчество сам Малевич окрестил «кубизмом в стихах». Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
М. : Прогресс-Плеяда, 2014. Узор обоев морфирует в полотно Теодора Жерико (Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault, 1791 – 1824) «Дерби 1821 года в Эпсоме». Выбор Бродским этого произведения в качестве визуального подтекста мог быть обусловлен вторым названием картины Ларионова, данным художником как разъяснительный подзаголовок в скобках: «Портрет Дурака». London: Allen Lane, 1979. P. 286. Гумилев.
Лувр. Открытка с натюрмортом Жоржа Брака (Georges Braque, 1882—1963) была приколота к вертикальной стенке секретера в ленинградской квартире Бродского среди фотографий культовых поэтов и близких приятелей, рядом с книгами и подсвечником. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Исходя из комментария к недавно свершившимся в России событиям, Е. Е. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»).
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). С. 395). Об увлечении этой игрой Т. Рузвельта см. : Parlett David.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок.