Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма.
Это было абсурдно, но я был неисправим и учитель только посмеивался. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Одного из погибших волной смывает в море.
Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов.
Я не знаю такой кисти. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. Вступив в отряд мушкетеров, он сопровождал бежавшего от Наполеона Людовика XVIII. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Этим определялась направленность его поисков»13. Он рвался в атаку. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Лувр. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Но при этом Жерико упорно и много работает. Глубокий гуманизм художника выразился в серии портретов душевнобольных (1822-23, разные музеи). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему.
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Её похвалил М. -Б.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. чтобы умереть». На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.
С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Пусть даже и за свой счет. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Герена. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Он рвался в атаку. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Её похвалил М. -Б. Картина не получила ни первой, ни второй премии.
Абсолютно новые (по крайней мере в таком подчеркнутом выражении) идеи сострадания, сочувствия, солидарности находят отклик в его картине и я не могу видеть ее без того, чтобы с моих губ не сорвалось слово: человечность. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Жерико Теодор (Gйricault) (1791-1824), французский художник и график. Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Выполнил ряд скульптурных работ. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей.
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Особенно трудно рассчитывать здесь на понимание и рукоплескание толпы. Так и вышло. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Настроение самого Жерико было противоречивым. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Вот почему выполненные между 1812 и 1815 годами акварели изображают и гарцующих на нервных лошадях офицеров и лежащих в телегах раненых—жертв русской кампании. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу.
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В начале XIX века французская публика и критики видели в Герене художника, который отошёл от искусства Давида и его последователей. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Теодор продолжал бывать у Герена и после окончания учёбы, поддерживая с ним и его учениками связь. Полотно отметил и сам Давид.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус».
Работа хранится в Лувре, в Париже. Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Этим определялась направленность его поисков». Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Естественно, картина, в которой критика находила параллели с бездеятельностью правительства Франции, не получила должного одобрения. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Чувство французов, познавшие горечь поражения, выразил на картине Раненый кирасир, что оставляет поле битвы (1814 г. ).
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико создал также ряд картин и акварелей изображающих сцены народной жизни выступил одним из пионеров литографии, вскрыв в серии Большая и малая английская сюиты (1820-21 и др. ) острые социальные контрасты английского общества. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Гро. С помощью своеобразной, чуть приглушенной гармонии, созданной серыми, рыжеватыми, темно-голубыми и красными оттенками, переходящими в оттенки бистра, Жерико выявил силуэт офицера на фоне мягко намеченной листвы и каменистых холмов. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал эпитафию солдату 1814. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н.
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821).
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
Одна из главных работ Жерико Плот Медузы (1818-19, Лувр) написана на острозлободневный сюжет: трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Герой композиции — уже не сильный, полный надежд воин, а разочарованный и усталый раненый солдат, опирающийся на саблю. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
Его высоко поднятой голове противопоставлено слабеющее тело кирасира, как бы скользящего вниз и бессильно опирающегося на ножны палаша. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной.
Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Ранние произведения Жерико, отразившие эпоху наполеоновских войн (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812, Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814, – оба в Лувре), отличаются эмоциональностью образов, динамичностью композиционного построения и колорита, в котором преобладают тёмные тона, оживлённые цветовыми акцентами. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Благодаря этому романтическому, т. е. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо).
Жерико известен и как прекрасный портретист. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Посетил Италию (1816-17), Великобританию (1820-22), Бельгию (1820).
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Процитированный пассаж принадлежит виднейшему французскому историку романтического поколения Жюлю Мишле. Художник отличался взрывным темпераментом, что проявлялось не только в живописи, но и в жизни: он любил лихую верховую езду и трагически погиб в возрасте 32 лет в результате падения с лошади.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия.
Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Но отношение его к античности не было школьным или антикварным.
Быть судьей истории — нелегкое дело для живописца. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр).
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В Риме художник проводит целый год. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Там картина вызвала большой интерес. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Её похвалил М. -Б. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия, раскрывающая силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтической живописи. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Л С Жоржета Жерико и Л С Жеманница Вита «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812г. «Раненый кирасир», 1814г. «Плот Медузы», 1816г. «Дерби в Эпсоме», 1821г. Луи Арагон сделал Жерико главным героем своего романа «Страстная неделя» («La semaine Sainte»). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Большую роль в формировании художественной манеры молодого живописца сыграло искусство А. Ж. Гро и Ж. Л. Давида. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Ему не спастись. В историю на глазах превращалась современность, в центре которой становился не император или король, а известный всему миру страшный всадник, блестящий капитан, поджарый, обветренный, опаленный солнцем, — безымянная, но символическая фигура завоевателя Европы, собирательный образ всех тех, кто был главным орудием исторических потрясений той эпохи, чьи души сформировала война. Она определяет устремленное вниз общее движение масс. В офицере Жерико воплотил свое поколение, которое выросло под грохот триумфальных побед французской армии.
1817, Лувр, Париж). Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной.
Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Учился у К. Верне (1808-10) и П. Герена (1810-11) испытал влияние А. Гро. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Герена. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В своем творчестве художник, с присущим ему максимализмом, выносит на суд истории потрясения своей эпохи. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Резкой диагональю рассечена композиция полотна.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Картина появилась в Салоне 1819 года и также не снискала одобрения критики. Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821).
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа.
Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Тяготясь строгой дисциплиной классического рисунка, Жерико увлекся свободной живописью фламандцев (кухней Рубенса, как пренебрежительно выразился один из художественных авторитетов того времени).
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
После поездки в Италию в произведениях Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция становится упорядоченной, колорит почти монохромным (Бег свободных лошадей в Риме, 1817, Лувр). Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. О Теодора Жерико впервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник решился выставить в Салоне картину Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку (Портрет лейтенанта Р. Дьедонне). Это интриговало и притягивало взгляд. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота – тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Это интриговало и притягивало взгляд. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Полотно отметил и сам Давид14. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Сопровождал суда военный корабль «Медуза».
Он погружается в изучение античности, ее великих идеальных образов. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Этим определялась направленность его поисков».
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Но не только работой кисти выделялось полотно никому не известного молодого живописца. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр).
Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Ученик в течение недолгого времени Карл Верне (1808—1810), а потом Пьера Герена (1810—1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико. Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Много копирует в Лувре.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Природа на полотне враждебна человеку. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Плот Медузы стал последним из завершенных произведений Жерико.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Полотно отметил и сам Давид.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане.
В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Жерико болезненно переживал критику. Давида и А. Ж.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой.
Работал в Париже. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»). Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).