Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. С самого начала Теодор стремился к особой выразительности своих картин, которые иногда шли вразрез с установившимися правилами высокой живописи того времени.
Несмотря на неблагоприятные личные обстоятельства именно в это время формируется новый стиль художника, он обращается к новым темам, разрабатывает новые идеи. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Причину гибели усматривали в непрофессионализме капитана, получившего это место по протекции. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В то время он вступил в любовную связь с женой дяди, Александриной-Модест Карюэль и опасался её раскрытия19. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой (Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку, 1812 г., Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом (Раненый кирасир, покидающий поле боя, 1814 г., Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков40. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18.
Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Полностью стиль сформировался, когда Жерико уже не было в живых, в середине 50-х годов 19-го века. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике.
В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений11 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Картина не получила ни первой, ни второй премии. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Но при этом Жерико упорно и много работает. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. А на плоту положение стало ужасным. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Французский художник и скульптор, один из основоположников французского романтизма. Жерико болезненно переживал критику. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Этим определялась направленность его поисков».
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона – привилегированном воинском соединении.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». Её похвалил М. -Б. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Жерико (Gricault) Теодор (26. 9. 1791, Руан, — 26. 1. 1824, Париж), французский художник и график. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Герена.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – Плот Медузы (1818-1819 гг., Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата Медуза, погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени.
Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. В 1816 – 1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка (Бег свободных лошадей в Риме, 1817 г., Лувр). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр.
Капитан дал приказ всем покинуть корабль. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии.
«Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Этим определялась направленность его поисков»12. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса.
Было сделано большое количество эскизов и набросков: штормового моря, людей в различных положениях, сидящих, лежащих, стоящих. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». Из-под белого чепца выбиваются пряди поседевших волос, лицо расчерчено глубокими линиями морщин. Природа на полотне враждебна человеку. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Учился у К. Берне (1808—10) и П. Герена (1810—11) испытал влияние А. Гро. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В Риме художник проводит целый год. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Кожа, с оттенком нездоровой желтизны, обтягивает ее очерченные скулы и высокий лоб. С другой стороны, он испытывал огромное желание совершенствовать свои профессиональные навыки и использовал для этого все возможности. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь.
Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно. Сам плот почти упирается в раму картины. Это интриговало и притягивало взгляд.
Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). На ее губах можно заметить подобие улыбки. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Художественные критики в своих обзорах Салона либо ничего не писали о произведениях Жерико, либо отзывались о них неодобрительно16.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — «Плот Медузы» (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата «Медуза», погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. На этот раз он снова выбрал момент перед стартом, нарушив ради большей выразительности и экспрессии композиции, законы перспективного построения.
Его работы 1813 – 1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Из современников его привлекают исполненные драматизма и экспрессии полотна Гро, посвященные походам Наполеона. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Полотно отметил и сам Давид.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Больничная одежда свидетельствует то том, что героиня находится в закрытом заведении для сумасшедших. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В Портрете двадцатилетнего Делакруа (около 1819 г., Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822 г. ), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Обучался в Париже у К. Верне и П. -Н.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817—19 гг.
Продуктов у них не было. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
1817, Лувр, Париж). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Её похвалил М. -Б.
Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. В результате «Медуза» села на мель и затонула. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Жерико не был связан условиями официальных заказов, как Гро, Жироде и Давид и вот таким образом был свободен в своей трактовке происходящего.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Учился у К. Берне (1808-1810 гг. ) и П. Герена (1810-1811 гг. ) испытал влияние Гро. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка («Бег свободных лошадей в Риме», 1817, Лувр). В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Полотно отметил и сам Давид. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Он рвался в атаку. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории.
Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике».
Всех охватила паника. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза». Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Картины из этой серии не были предназначены для продажи. В чем сущность романтического мировосприятия. Да и видно ли его. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет.
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811 – 1813 годах. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23.
Пусть даже и за свой счет. В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Жерико также выполнил ряд графических листов с переработкой тем с картин Микеланджело, Карраччи, французских последователей Караваджо и декоративных работ художников XVIII века. В «Портрете двадцатилетнего Делакруа» (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях («Большая и малая английские сюиты», 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки («Дерби в Эпсоме», 1821, Лувр). В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет.
Этим определялась направленность его поисков». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Возможно, сейчас нездоровый рассудок играет с ней в злые игры. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Случилось это в 1816 году. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Там картина вызвала большой интерес. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. У юноши две страсти: живопись и лошади.
10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Жерико известен и как прекрасный портретист. Для своей картины он выбрал, пожалуй, самый драматичный момент: измученные люди увидели на горизонте судно и еще не знают, заметят их с него или нет. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Полотно отметил и сам Давид14.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на плоту изучал с разных точек зрения композицию, может быть прибегая к помощи камеры-обскуры31. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Художник родился в Руане в 1791 году. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы.
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота.
Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Внешний вид женщины напоминает зрителю о ее недуге. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Этим определялась направленность его поисков»13. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Первый успех пришел к художнику на Салоне 1814 года, где его картина «Офицер конных егерей идущий в атаку», за динамизм и патетику художественного языка была удостоена самых лестных отзывов. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Романтизм был полностью ориентирован на современность. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Настроение самого Жерико было противоречивым. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико.
В1819 году Жерико создал свою самую известную картину – «Плот Медузы» вызвавшую общественный скандал в связи с отходом от канонов классицизма и зловещим реализмом в изображении страданий и смерти. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Ещё одна вариация темы – несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере – из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Его должны были вести на буксире лодки. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Один из них, художник Шампионе, писал по-новому – «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена – Эжена Делакруа.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время – после Давида во всяком случае, – кто питал действительное расположение к педагогике».
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Её похвалил М. -Б. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821).
Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин – «Лошадь Наполеона» – получила награду императрицы Марии-Луизы. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
В путешествии художник видел возможность для расширения кругозора, вот таким образом не жалел средств. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации.
Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Однако работа не задалась и средства на путешествие художник выручил, выполнив пейзажные панно для дома одного из своих друзей в Вилле-Котре. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Одного из погибших волной смывает в море. У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза».
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико.
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Все, кто был на лодках, спаслись. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816 – 1817) и Англию (1820 – 1821).
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка.
Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Благодаря этому романтическому, т. е.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. В суровом и безлюдном «Пейзаже с печью для обжигания извести» (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира.
Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом («Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Много копирует в Лувре. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне3. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет.
Полотно отметил и сам Давид13. Её похвалил М. -Б. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Работа хранится в Лувре, в Париже. Взгляд больной лишен выражения и жизни, хотя, слегка опухшие глаза лихорадочно блестят. Ж. — один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы.
Его кисти принадлежит знаменитый «Портрет молодого Делакруа», а также несколько портретов умалишенных – эти работы поражают глубиной проникновения во внутренний мир больного человека («Сумасшедший изображающий себя полководцем»). Поступки Жерико в тот период были столь противоречивы, что биографы художника затрудняются объяснить, чем руководствовался он в своих решениях. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Известно лишь то, что он не навязывал ученикам своих взглядов и последние не получали систематического профессионального образования.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.