Борьбу Теодора Жерико с рутиной продолжил юный друг художника – Эжен Делакруа. Теодор Жерико (Жан Луи Андре Теодор Жерико) – великий французский художник, живописец, один из самых ярких представителей французского романтизма XIX века. Жерико Теодор (1791-1824).
С раннего возраста Теодора Жерико интересовала только живопись и лошади. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Французский живописец, график и скульптор Теодор Жерико родился в Руане.
Одним из первых французских художников-романтиков был Теодор Жерико. В Лувре сохранился и печально знаменитый «Портрет сумасшедшей» (1824 г. ), – один из серии изображений сумасшедших, написанных Теодором Жерико в последний год его жизни. Биография Жерико Теодор (1791- 1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма. Творчество Теодора Жерико шокировало власть имущих и они обрушили на мастера лавину невзгод.
Теодор Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане. Жерико Теодор (1791-1824) – французский живописец, график и скульптор, основоположник революционного романтизма во французской живописи.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Я не знаю этой кисти. В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах.
Мальчик рано стал проявлять интерес к живописи, этому способствовало общение с его дядей— Жаном-Батистом Каруэлем, который коллекционировал произведения фламандских и нидерландских художников. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты.
Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»37. Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством Жерико экспонировал её в Лондоне. Так, в частности, он сделал несколько акварельных зарисовок итальянских дам, следивших за скачками с тем страстным вниманием, о котором столько писал Стендаль. Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. чтобы умереть».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В Риме художник проводит целый год. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Жерико болезненно переживал критику. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Обладая собственной творческой индивидуальностью, Жерико не стал продолжателем традиций своих учителей. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. В 1816-1817 годах Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится 7 батальных картин и 6 рисунков этого художника.
В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Природа на полотне враждебна человеку. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Сын адвоката, Теодор Жерико имел две страсти лошадей и живопись. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России.
Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Динамичный контраст их сдержанности составляют люди, пытающиеся подняться и группа подающих сигналы. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». Пусть даже и за свой счет.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу.
То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его. В отличие от множества незначительных художников эпохи, которые трактовали новые темы, ничуть не заботясь о том, чтобы преобразить самую систему видения, Жерико был современен не только по замыслу.
Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника.
Гро. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Её похвалил М. -Б.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота29. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Герена. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5.
В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»4 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма4. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. История гибели «Медузы» получила широкую огласку.
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек.
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Полотно отметил и сам Давид13. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-1808), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-1811 годах у П. Н. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-1816 годов, Музей изящных искусств, Руан). Композиция работы построена по принципу сдвоенной пирамиды и сама по себе может считаться шедевром. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами.
Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства. Родился 26 сентября 1791 года в Руане, умер 26 января 1824 года в Париже.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Этим определялась направленность его поисков»12. События, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, дали художнику сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности.
Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Давида и А. Ж.
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
В самом деле, еще не закончив занятий в мастерской Герена, Жерико уже был увлечен зрелищем военных событий современности и, подобно Гро, обрел сюжеты в наполеоновской эпопее, в победах и поражениях Великой армии. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически.
По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали (с 1814 работал в основном как скульптор), (в то время занимавшийся жанровой живописью) и.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот "Медузы"» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816 году. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов25. Настроение самого Жерико было противоречивым.
Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Этюды с натуры, мастерские литографии и многочисленные жанры исполненные Жерико в последние годы жизни и изображающие лошадей в различных отношениях к человеку, отличаются необыкновенной энергией и верностью натуре. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Жерико пошел по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-1822 обе – Лувр). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. Этим определялась направленность его поисков». Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Одного из погибших волной смывает в море. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822), поражающая психологической глубиной. Занимался также скульптурой («Сатир и нимфа», около 1815-16, Музей изящных искусств, Руан). Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
В этой тенденции немалую роль сыграла антидавидовская реакция, по сути же дела реформы Герена продолжались в направлении, указанном давидовской школой. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В результате «Медуза» села на мель и затонула. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ). Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров.
Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет. Скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной добиваясь драматизации образа, художник смело использует цветовые и световые эффекты, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Обновлению сюжетов соответствовало у него и обновление средств выражения.
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж). «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»18. Еще одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Очевидцы события инженер-географ Александр Корреар и врач Анри Савиньи, описали в ней один из наиболее трагических эпизодов в истории французского флота— тринадцатидневное скитание плота с пассажирами фрегата, которые покинули корабль, севший на мель у Канарских островов. И чтобы лучше передать энергию, свойственную его моделям, Жерико выковал свою ярко индивидуальную технику. Её похвалил М. -Б.
Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба31.
Ему не спастись. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить весь спектр чувств — от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, до активной борьбы со стихией и недоверчивой и робкой надежды на спасение Романтическое звучание полотна достигается благодаря цвету, а также игре светотени. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров).
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. 1817, Лувр, Париж). Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус».
Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю28. Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли.
Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Жерико придал сцене более жизненный и современный характер используя интенсивный цвет добился большей экспрессии за счет некоторого сокращения пространства и кадрировки трибун со зрителями и фигур конюхов, удерживающих животных24. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Лувр. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер22. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история23. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»5. В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). У юноши две страсти: живопись и лошади. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи.
Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Её похвалил М. -Б. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Научившись у Карла Верне изображать лошадей, сделав в мастерской Герена много академических рисунков и копии с произведении старых мастеров, Жерико решительно обратился к современности Подобно Гро, он был захвачен военными подвигами императора—как победами, так и превратностями судьбы, которыми была отмечена наполеоновская эпопея (Офицер конных егерей, 1812 г, Раненый кирасир, 1814 г) В 1816 году двадцатипятилетний Жерико уехал в Италию От современности он перешел к увлечению древней историей и мифологией Даже самые обычные римские улицы приобретали в его картинах и акварелях героический облик Так, например, различным вариантам Бега свободных лошадей свойственны благородство и пластичность античных барельефов Вернувшись в Париж, художник почерпнул в событиях современности идею своей самой знаменитой картины — Плот Медузы. Одновременно с многочисленными этюдами для Бега свободных лошадей Жерико фиксировал живописные картины обыденной жизни. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Правительственные круги Франции, официальная пресса иначе оценили эту картину. Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В 1816 году караван судов, на борту которых находились поселенцы и солдаты, плыл к одной из французских колоний на территории Африканского континента. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Работа хранится в Лувре, в Париже.
Главной картиной Жерико стало гигантское (около 37 м2) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Среди последних картин Жерико – «Скачки в Эпсоме» (1821), предвосхищающие искусство Э. Дега и «Печь для обжига извести» (1821-22 обе – Лувр). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Среди тех, чьи оригиналы либо с гравюрные повторения произведений10 привлекли Теодора: П. П. Рубенс, Тициан, Д. Веласкес, Рембрандт, Джорджоне, Пармиджанино и многие другие. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Картина не получила ни первой, ни второй премии. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция.
Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Этим определялась направленность его поисков»13. Там картина вызвала большой интерес. Жерико внимательно изучает классицизм, однако настойчиво ищет героические образы в современности. Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года. Для (1817, Балтимор, ) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Много копирует в Лувре. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П.
Работа имела успех и была отмечена золотой медалью. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Но главную роль играет цвет — он становится основным средством художественной выразительности. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Опасным бунтарем величали они молодого живописца. Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске.
Мастер смело использует цветовые контрасты: то тут, то там вспыхивают темпераментные удары алой киновари, жарко полыхающие на дымно-багровом фоне. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812».
Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр).
Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы. В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов.
Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года.
Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Благодаря этому романтическому, т. е. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Она определяет устремленное вниз общее движение масс.
Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
ЖЕРИКО (Gricault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»17, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались. Среди портретов Жерико – изображение молодого Э. Делакруа (1819, Музей изящных искусств, Руан), а также серия портретов сумасшедших (около 1822 года), поражающая психологической глубиной. Начатое Гро освобождение от влияния Давида должен был продолжить Жерико.
Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. После долгих мучений умер в возрасте тридцати трех лет. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Как и большинство его соотечественников в начале 1810-х годов, художник находился под впечатлением блестящих побед наполеоновской армии в Европе. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»3. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В Англии он работал над серией литографий («У ворот Адельфинской верфи в Лондоне», «Нищий, умирающий у дверей булочной» и др., все 1821).
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Эта картина, написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день. Во время пребывания в Италии Теодор Жерико увлекался не только древней историей и мифологией он обратился также и к современности. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Полотно отметил и сам Давид14. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Полотно отметил и сам Давид.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («»). Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы.