Этот титул унаследовал и Пьеро. Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица. На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе. Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески и в первую очередь – Христу. Надоела. ».
Она в тяжелом платье. Тип композиционного центра – конструктивный. Возрождение, маньеризм. Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Его дочь, Мариетта Робусти (1560 – 1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью.
Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Здесь Леонардо провел почти двадцать лет. Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости.
Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Так сбылось предсказание оракула. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель.
На картине есть несколько источников света. В 1506 году Леонардо – опять в Милане. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св.
Неужели история и искусство нас ничему не учит. Все это изобличает в нем предателя. Иисус повернут к зрителю лицом. Но кто же из них Иуда Искариот. Он не понимает всей глубины своего преступления. Петр гневно указывает на Иуду Искариота изобличая предателя. берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которому стекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей.
Но в 1934 г. створку с изображением «праведных судей» из собора украли разыскать её так и не удалось. У него новое решение изображения, его можно назвать романтическим. При этом он получил довольно поверхностное образование – впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена основой обучения. Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, – то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы. Фигуры этих мотивов закономерно связаны при помощи «родственного» преобразования имеющего двойную прямую h. Следовательно, в роли композиционной конструкции выступает здесь аффинное «родственное» преобразование.
Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом».
Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству (прижатые к груди ладони). Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно свою картину «Св. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Ведь этот сюжет достаточно распространен и многие художники прибегают к данной теме.
Ангельская душа Рафаэля создала тип мадонны – это высочайшая концепция материнской любви, женской нежности и целомудрия. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. На ней есть четыре темных проема. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью «в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Перейдем к иконе неизвестного автора.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. В 1548 по заказу Скуола ди СанМарко он написал картина «Чудо св.
Повторяющиеся по форме мотивы есть на двух боковых стенах (темные пятна проемов) и на потолке (квадратные ниши). Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами. В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви СантаМария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для СанМаркуоло (1547), СанСимионе (около 1560), СанТровазо (около 1565), СанПоло (1578). «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин. Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу.
Жизнь Тинторетто полна тайн. С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Рох во славе». Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела.
Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии).
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Венеция.
«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. А вот положение композиционного центра здесь проблематично. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Под его ногами лежит собака.
Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. К нему с тревогой, негодованием, гневом обращены взоры апостолов.
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Большинство из этих бытовых деталей несёт в себе скрытый смысл, впрочем не составлявший тайны для современников Кампена. Св.
Слева (по правую руку Христа) вторым среди апостолов изображен Мартин Лютер (указывает на Христа рукой, хотя взгляд его устремлен куда-то вдаль). Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Композиция имеет нетрадиционную конструкцию. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями. Внешний облик Петра довольно рано определился в западном искусстве. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Сумрачное помещение освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Его одежды бедные и рванные. Тем более, что на ней сконцентрирована вся сила тональных контрастов. Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Два повторяющихся мотива (F и F1 на рис. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Главная роль принадлежит свету.
Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). В «Спасении св. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне.
Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Нарушая академическую композиционную схему, Ге смещает фигуру Иуды к самому краю картины. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно.
Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Иисус помещен выше всех персонажей, яркое свечение его нимба освещает всех возлежащих за столом – кроме Иуды, развернувшегося против божественного света. Одна из лучших разработок сюжета Тайной вечери (1909 г. ) принадлежит немецкому художнику Эмилю Нольде. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. Ниже приведена работа Симона Ушакова, а также – древнерусская икона XVвека из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (автор неизвестен). Очевидно, что композиция Ушакова основана на ритме с осевой симметрией.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Те из них, кто отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по иронии судьбы носившего имя Губерт) и Яна ван Эйка — единственного автора живописи алтаря.
Перспектива, видимость трехмерности в картине лишь намечены – это объясняется незаконченностью произведения автором. Леонардо смело ломает эту традицию. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет).
В 1918 г., по окончании Первой мировой войны, в соответствии со специальными пунктами Версальского мирного договора все составные части алтаря вернулись в Гент. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга». Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря открытой композиции. Далее расположены еще четыре евангелиста.
Брат художницы, Доменико Робусти (1562 – 1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой. Это полотно изобилует вспышками светлых пятен на темном фоне. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица.
Но это множество, хоть и не без труда, упорядочивается парой пятен (мотивов) F и F1 (рис. 2). Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Не будь этого освещения, картина могла бы показаться довольно обычной. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение.
Он изображен за столом. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой.
В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона. К X—XI вв. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся.
Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом. Многие поколения нидерландцев — неутомимых тружеников имён которых не осталось в хрониках, — были поглощены кропотливой и упорной работой, благодаря которой их бедный край превратился в один из самых цветущих уголков Европы. Его концепция «Тайной вечери» возвращает нас к простоте и искренности средних веков.
Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. По другую сторону от Марии – коленопреклоненные волхвы, пришедшие к только что родившемуся Спасителю с дарами. Знаменитый художник родился в Венеции.
Архангел Гавриил в сопровождении множества херумимов в неистовом полете врывается в комнату испуганной Марии. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю.
В его мерцающем холодном зеленовато – золотистом свете плавают причудливые, мистические тени. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Нам почти ничего не известно о мо- лодости Тинторетто, однако считается, что он учился у Тици- ана.
Композиционный центр – конструктивный и, к тому же, дополнен свойствами деструктивного центра. Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Но Иуда остается невозмутимым. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Э. Нольде, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей.
От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией.
И опять излюбленный прием деления полотна на зоны: стремительное копье, разящее сатанинское отродье, разделяет картину по диагонали: в одной части – Мадонна с младенцем Иисусом на руках взирает с небес на битву, опираясь ногою на перевернутый серп луны, а другою утопая в белоснежном облаке. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Апостолы внимательны и сосредоточенны их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя.
Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. В отличие от других картин того времени с изображением сцены Благовещения, дом Марии и Иосифа показан в запус- тении, а сама Мадонна одета в простые одежды. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма. И мудрецы и императрица были казнены за это.
Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа». В конце творческого пути Тинторетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг. ). Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя.
«Живопись Тинторетто изумительна. Мотив F ограничен абрисом стола, мотив F1 – границей падающей тени от того же стола и парой женских фигур на первом плане (мотив F1 выходит за границы картины). Леонардо. Книга наводит на мысль о Библии.
Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Здесь абсолютно иная конструкция. Большинство апостолов – в профиль. Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола.
Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Он обособлен не только композицией и освещением: над головами Иисуса и апостолов выписаны нимбы, а над головой Иуды Искариота его нет. Вопрос об авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор.
В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий. Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота.
Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной.
Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой и расставлены). Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость. – Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь.
Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Всё это множество людей (отныне единый парод Божий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в воду Вечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит над жертвенником. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, ни в чем не уступал своему предшественнику. Вся группа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которой открывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины и цветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейских времён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двое горожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся на её берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор.
Небольшие нимбы озаряют лица всех апостолов – всех, кроме Иуды Искариота, лишенного нимба, сидящего против света и погруженного в тень. При помощи поз людей из толпы внимание зрителя притягивается к центру холста, а затем постепенно перемещается к световым пятнам, которые формируют пустоты в оттекающей постепенно толпе. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. 1435-1488). Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа.
Первые ряды самых верных и преданных замерли в недоумении. И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. Но линия такой толщины уже не линия. Современники мастера восприняли «Тайную вечерю» Леонардо как новое слово в искусстве.
Все персонажи находятся в зоне освещенности. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Тинторетто – уроженец Венеции.
Это одна из причин случившегося профессионального. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Апостолы, слуги, ангелы, зрители – все как будто втянуты в бурю.
Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета). Отношения персонажей на картине удивительны. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Именно эти произведения смогли выступить поворотным этапом в творчестве итальянского художника, став моментом начала работы с разнообразными религиозными братствами, спустя время ставшими его постоянными клиентами. Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом».
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. За спинами Иисуса и апостолов расположены канделябры со гроздьями огней – канделябры и свет от них явно образуют треугольники. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты.
Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое».
Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный. Отказываясь от нее, надо предложить взамен иную конструктивную основу.
Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Но слова пастора, к сожалению, оказались пророческими. Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. Та же участь постигает и новое его произведение, .
Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). Источник божественного света, заливающего тело Христа контрастной светотенью, находится сзади. Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. Я сидела на заднем ряду зала и видела реакцию многих людей на слова пастора. «Мы венецианцы, а потом уже христиане». В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо.
Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто. По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу – Иуда.
Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой. Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Этот треугольник словно выступает из мрачного темного прямоугольника фона, клубящегося из разных оттенков коричневого, серого и черного. Скуола Сан Рокко.
Традиционно давая кусок хлеба Иуде, он указывает на предателя. Далее представлен «евангелист, справа от Христа». Так, гравюра (ок. Скорее всего, оно является этюдом к центральной части композиции на эту же тему, хранящейся сейчас в Дрезденской галерее. Такой же прием использует и Сальвадор Дали в своей «Тайной вечере». Эта же тема разрабатывалась и в иконописи.
Это два града — земной и небесный. «Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом. Это одно из ранних произведений Тинторетто.
В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Хотя с формальной точки зрения эта картина сконструирована безукоризненно.
Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль. «Многие из вас, сидящих в этом зале, предадут меня», – сказал пастор. На изображении запечатлен момент первой евхаристии.
Рох в госпитале». В 1 794 г. четыре картины из центральной части алтаря вывезли французские войска. Здесь композиционная конструкция базируется на ритме с осевой симметрией (как и в предыдущих работах). В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Символика светотеневой композиции ясно прочитывается. Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
Эта Тайная вечеря Тинторетто более развернута в вертикаль, а персонажи как бы отодвинуты от зрителя. В цветовой композиции картины доминируют разные оттенки красного и золотого, белый и черно-зеленый. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко. «Тайная вечеря» — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. Эти мотивы свидетельствуют о наличии композиционного развития. Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. «Неужели они могут предать своего учителя, они так любят и так восхищаются им», – возникла мысль и вспомнился библейский сюжет предательства Иуды. Не менее интересен алтарь замковой церкви в Дессау. Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе.
Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Важнейшую роль в композиции играет свет. Об этом пишет в третьей главе своей книги Божественная пропорция Пачоли. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38). Если отделить в этом перечне сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа – предсказание предательства и установление Евхаристии – образуют два основных типа изображений Тайной вечери, которые принято именовать соответственно историческим и литургическим (или символическим). P. S. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Ему характерен яркий большой нимб. В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине.
В центр стола перед Иисусом помещена чаша с вином – кровью Христовой, в руках Иисуса круглый хлеб, благодаря символике круга напоминающий о божественности плоти Христовой. В центре он помещает фигуру Христа, по обеим сторонам за столом — апостолы. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель».
От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. 3) говорят о наличии композиционного развития. Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви.
Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему.
За спиной Иисуса – темный прямоугольник окна. Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства:. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии.
Марка. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый.
Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир. Светотеневая композиция картины очень интересна.
Его ранняя «Тайная вечеря», находящаяся в церкви Санта-Маркуола (1547 г. ), написана в классической манере: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. Круг – символ божественности и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета.
Еще один художник, выбравший для работы тему Тайной вечери – Тинторетто. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Именно в этой многоликой реальности и сформировались художники, внесшие наибольший вклад в формирование венецианского стиля, — Тициан, Веронезе, Тинторетто. Он поочередно причащает учеников своих.
Самая динамичная фигура в этой, еще не лишенной традиционности средств художественной выразительности Возрождения картине – святой Марк, покровитель Венеции. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Взгляд приковывает красное одеяние Иисуса – символ жертвенной крови и грядущего воскрешения.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Фигура Христа образует треугольник. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. Но в работе Леонардо композиционный центр дополнительно акцентирован. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. Лев — напоминает о легенде.
Личности апостолов неоднократно были предметом споров, однако, судя по надписям на копии картины, хранящейся в Лугано, это (слева направо): Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично. В центре большого горизонтального полотна (167х288) изображен Христос в трех ипостасях – как сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду – то есть крестится водой или духом святым, тем самым воплощая вторую ипостась троицы, а над ним призрачно высится мужской торс, словно часть композиции Вознесение – возвращение к Богу Отцу.
Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Вначале мастер оставался целиком во власти традиций. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт.
Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию. Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям.
Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Геракл, уже тогда отличавшийся невероятной силой, стал сосать молоко так энергично, что его капли пролились на небо и превратились в звёзды из которых сложился Млечный Путь. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Это символично указывает на божественный свет его учения.
Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира. Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса.
Холст, масло. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Он ведет беседу со своими учениками. Его проникновенные образы старых венецианских дожей, седых как лунь, но с огнем в старческих глазах, слабых плотью, но сильных и гордых духом, до сих пор потрясают зрителей.
Распространенный сюжет из Библии. Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Наиболее определенно решается вопрос с идентификацией Иуды. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу.
Вдали виднеется фронтон здания с колоннами.
В композиции можно выделить несколько источников света. Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения.
В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Композиция и все изображенное носят блестящее очарование театральной сцены, созданной самым умелым бутафором. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. В 1579--80 гг.
Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты. Любимов). Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом.
Но, осевая симметрия худо-бедно, но все-таки организовывала картину. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии).
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Марке («Похищение тела св. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. В августе 1 566 г., когда фанатики-иконоборцы повсюду уничтожали священные изображения, алтарь спрятали в здании городской ратуши и он вновь был возвращён на своё место в капелле лишь в 1587 г. В 1781 г. продали картины изображающие Адама и Еву. Этот вопрос остается открытым. Сине-голубой – символ Божественной вертикали.
Основную часть пространственной композиции занимает большой прямоугольный стол, вокруг которого расположены Иисус Христос и апостолы. Однако почти в то же самое время были проданы боковые створки, попавшие в Берлин. В начале 1864 Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты ( и др. ), начинает новую большую картину. Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды.
Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. Этим подчеркивались художественный вкус и богатство заказчика. Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
Это было на одном из служений в начале 2008 года. Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. Вскоре шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте). Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком.
Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало — оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодых людей — символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Сейчас её заменили превосходно сделанной копией.
1540-1550) Кранаха изображает вместе Яна Гуса, жившего в 1369-1415 гг. В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Следует добавить, что Иуда изображался в отличие от остальных учеников либо без нимба (Серра, Андреа дель Кастаньо), либо с черным нимбом (Россели). Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто4. Его лицо выражает смирение и страдание. В 1550 – 1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы.
Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения. Иоанн мученически уронил голову на стол. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная. Италия.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Апостолы изображены низко склонившими головы на стол – они словно поклоняются Христу (или спят) – в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: Чашу мимо пронеси. Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. Это четыре мотива одной фразы.
Он отошёл здесь от принятой схемы. Прошло несколько лет и Тинторетто написал «Тайную вечерю» для церкви Сан-Тровазо. логом — символ супружества. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Господь с Тобою благосветная Ты между женами. В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа иссиня-черная рубаха Иуды.
Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1).
Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути. Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему. И этот факт является недостатком композиции. Все эти преобразования имеют одну общую неподвижную точку R, которая сопряжена с фигурой Христа и тем самым будет акцентировать на нем внимание зрителя. Таким образом, композиционная конструкция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи очень лаконична, расположение композиционного центра строго детерминировано.
Важную роль здесь играет и выбор места. С похожей проблемой сталкиваемся мы и в «Тайной вечере» Николая Ге. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. Связывает их во фразу параболическая гомология. Чаши и хлеб на столе едва намечены.
Зрелый период. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ». Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания. Даная посвятила себя Зевсу. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого.
Здесь нет предателя. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа.
Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло).
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе.
Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения.
В том же году художник становится членом братства. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Он также является цветом божественной тайны. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист».
«Распятие» – это действительно целый мир. с центром R (точка схода) и осью r. (На рис. Затем явлен сидящий персонаж в непосредственной близости к Христу, который протягивает ему кусок хлеба. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы.
На картине нет конфликта с отступником и предателем. Порой художники иллюстрируют слова Иоанна: И после сего куска вошел в него сатана – фигурка сатаны сидит сзади на плечах Иуды (так изобразил Иуду Козимо Росселли в Сикстинской капелле Ватикана). Луч света, проникающий в это пространство с небес, выделяет из массы людей и животных фигуру молодой Богоматери с Младенцем на коленях. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Иероним вытащил из ноги льва занозу. Эта картина — вдохновенный гимн великому согласию, примиряющему небеса с землёй, связывающему Адама и Еву с их многочисленными потомками. Ни один художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто.
Мужчина в тяжелых бархатных одеждах. Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница». Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая.
Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения. На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. Изображённый Кампеном интерьер восхищает прозрачностью окон, чистотой плиток пола и белёных стен, надёжностью дверей, ставен и стропил потолка, той заботливой предусмотрительностью, с какой скамья придвинута спинкой к объёмистому, щедрому на тепло камину, а рукомойник размещён в углу комнаты. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну.
Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3». Апостолы внимают ему. Немного схоже с дантовскими кругами. Лишь открытый взгляд Петра и его раскинутые руки выражают решимость рядом с ним виден нож – Петр готов покарать предателя.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). В 1550-1552 года влияние современной венецианской культуры проявляется в стиле достаточно схожим с тицианским стилем, а также в новом ощущении пейзажа.
Христос в центре стола. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Венецианская школа. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве. На рисунке 4 они намечены соответственно углами A и A1.
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. и Лютера (1483-1546), а также причащающихся членов семьи курфюрста Саксонского. Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». Все – кроме предателя Иуды Искариота.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Семья только покинула Назарет, спасаясь от гнева Ирода и художник старается, чтобы она успела в своем бегстве. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Рассмотрим один из этих фрагментов – изображение правой стены. Марка».
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. Иногда он изображается с ножом в руке. Такова окончательная композиция Леонардо.
Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву и меди. Художник выразил надежду людей на спасение в символической чаше в руках Христа. Падают с ними и поверженные ангелы.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Марка»). У персонажа изображен нимб. 542 x 440 см. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами. Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг.
Поначалу отец старался увлечь сына ювелирным делом, но обнаружил у сына талант художника. Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Марка» (1562 – 1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит.
Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть и раньше). Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Наследие мастера огромно. Старинная надпись на его раме гласит, что работу над алтарём «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил её Ян, «в искусстве второй».
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Сыну при рождении дал имя Якопо. Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Следующий персонаж тоже с нимбом.
События эти сопровождались определенными действиями участников вечери – действиями, реконструировать ход которых можно, сопоставив рассказы всех четырех евангелистов. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Стол оказывается за его спиной.
Сумрачное помещение освещено сияющим нимбом Христа и колеблющимся пламенем светильника. Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок «Тайной вечери» принадлежит Тинторетто (Якопо Робусти): 1560 г., церковь Сан-Тровазо в Венеции. «Тайная вечеря» — последняя встреча Христа с учениками.
Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Поражает другое – невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемета).
В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени. Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций. Апостолы вместе с Христом образуют круг. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. «Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений.
Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти руки протянутые открытыми ладонями к Христу задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Но с работой у Леонардо не заладилось.
Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику. происходящих внутри. В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета.
Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. Два тысячелетия человечество изучает сюжет «Тайной вечери», а история предательства одного из учеников Иисуса периодически повторяется с невероятной точностью. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием.
Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. Сколько еще «иуд» продадут свою душу только не за 30 серебрянников, а за евро, доллары, условные единицы, выгоду, покой или другие блага современности. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола. Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи.
После этого лев стал его постоянным спутником. Шедевры заняли почётное место в экспозиции Лувра, но в 1816 г. их пришлось вернуть. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его. Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом». Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. На картине Иисус Христос – центральный персонаж.
Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака.