В картине "Тайная вечеря", написанной Тинторетто в 1594 году, заложено многое, что потом, разлившись по разным руслам, развивалось в последующие века. "тайная вечеря" была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре, где картина и пребывает по сей день. Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. Картина Тинторетто «Тайная вечеря» некоторыми исследователями относится к итоговой вещи, показывающей высочайший уровень его художественного мастерства, в то же время носящей наибольшие признаки маньеризма в творчестве мастера.
Среди них – известное полотно Тинторетто Тайная вечеря.
Сине-голубой – символ Божественной вертикали. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения.
Фигура Христа образует треугольник. На картине Иисус Христос – центральный персонаж. Но к ней следует относиться осторожно. Тинторетто в основу произведения положил миф о дочери царя Аргоса, сын которой, по предсказанию оракула, должен был убить своего деда.
Золотой цвет нимбов в христианской символике – эманация божественной сути. Вся группа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которой открывается завораживающая панорама: закрытый дворик, где гуляют павлины и цветут красные розы и белые лилии («запретный сад», считавшийся ещё с библейских времён символом девственности, в христианскую эпоху осмысливался как символ Девы Марии) крепостная стена, на которой стоят, разглядывая окрестности, двое горожан широкая река, неторопливо текущая к горизонту город, раскинувшийся на её берегах сады предместий, лесистые холмы, хребты далёких гор. Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Зрелый период. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Венеция. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной.
Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Однако почти в то же самое время были проданы боковые створки, попавшие в Берлин. Иуда Искариот один сидит против Христа, спиной к зрителю, резко развернувшись к Петру, так что его лицо видно в профиль. Лишь Иуда Искариот чужд происходящему святому таинству. Действительно, пара нимбов Иоанна и Христа нарушает порядок в расположении остальных нимбов и тем самым дополнительно акцентирует на себе внимание зрителя. В цветовой композиции акцентированы белый, красный и синий.
В художественном пространстве изображен персонаж, условно назовем его «распорядитель». Все они расположены на одной стороне стола, чтобы зритель мог видеть их лица.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Его явный страх перед Петром даже сильнее бросается в глаза, чем конфликт с Иисусом. Здесь композиционная конструкция базируется на ритме с осевой симметрией (как и в предыдущих работах).
Композиционная структура формирует смысловую составляющую произведения. Прошло несколько лет и Тинторетто написал «Тайную вечерю» для церкви Сан-Тровазо. Символика круга, сплотившего апостолов, указывает на их богоизбранность, святость.
Этот символ усиливает струя крови, бьющая из запястья Иисуса. Отношения Иисус – апостолы – Иуда Искариот ясно обозначены. В композиции особое значение приобретает символ квадрата и прямоугольника. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». Он сжимает в руке мешок с тридцатью сребренниками. Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. Апостолы внимательны и сосредоточенны их позы сдержанны, взгляды обращены на Учителя.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Неужели история и искусство нас ничему не учит.
Те из них, кто отрицает само существование Губерта ван Эйка, считают, что в своём первоначальном виде эта надпись содержала имена резчика, сделавшего раму (по иронии судьбы носившего имя Губерт) и Яна ван Эйка — единственного автора живописи алтаря. Главный световой акцент – луч божественного света, нисходящий с верхней центральной части композиции и ярко освещающий Иисуса, благословляемый им хлеб – плоть Христову – и обращенные к нему лица апостолов. Наследие мастера огромно.
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Двунаправленная фигура предполагает выбор движения. Ведь этот сюжет достаточно распространен и многие художники прибегают к данной теме. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная.
берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди них выделяется громада собора, к которому стекаются по окрестным улицам пёстрые фигурки людей. Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Значит, художник (видимо, близкий друг семьи Арнольфини) присутствовал при совершении брачной церемонии и, может быть, написал эту картину именно для того, чтобы она служила своеобразным документом, подтверждающим законность брака. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Отказываясь от нее, надо предложить взамен иную конструктивную основу.
Условно назовем персонажа «отвернувшийся от зрителя евангелист». И этот факт является недостатком композиции. Апостолы, слуги, ангелы, зрители – все как будто втянуты в бурю. Линию продолжает персонаж, условно назовем его «Нищий с посохом».
Он отошёл здесь от принятой схемы. Озаренный потоками света Христос исполнен доброты, кротости, мудрости. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Лишь два апостола развернуты вполоборота к Иисусу.
Светом канделябров освещены лица и руки апостолов – они причастны к священному таинству евхаристии, на них снизошел свет божественного учения Иисуса. Женщина протягивает «распорядителю» полное яства блюдо. Они останавливают виртуальную кривую и направляют ее в нужную сторону иначе, если зритель не поднимется в верхнюю часть произведения, – то вернется к пище физической (плотскому началу), эту же функцию направления выполняют ангелы. Она написана с небывалым чувством и таким мастерством, какое доступно лишь зрелому художнику.
Условно назовем его «Сидящий евангелист с останавливающим жестом». Вначале мастер оставался целиком во власти традиций. Золотой в христианской символике – эманация божественной сути.
Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. О предках художника почти ничего не известно. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. На рисунке 4 они намечены соответственно углами A и A1. Школы существовали на добровольные пожертвования.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Его ранняя «Тайная вечеря», находящаяся в церкви Санта-Маркуола (1547 г. ), написана в классической манере: действие разворачивается параллельно плоскости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симметрична. Иоанн держит обеими руками руку Христа, словно ища у него поддержки в столь тяжелый миг. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. 542 x 440 см.
Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне. Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко. В центре композиции – Иисус, возлежащий возле стола. Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. А вот положение композиционного центра здесь проблематично. В цветом решении картины доминируют белый, золотой и голубой.
Здесь нет предателя. Одна из лучших разработок сюжета Тайной вечери (1909 г. ) принадлежит немецкому художнику Эмилю Нольде. Ниже приведена работа Симона Ушакова, а также – древнерусская икона XVвека из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (автор неизвестен). Очевидно, что композиция Ушакова основана на ритме с осевой симметрией. В 1 794 г. четыре картины из центральной части алтаря вывезли французские войска. 3) говорят о наличии композиционного развития.
На него накладывается треугольник подвесного светильника с двумя горящими свечами. Все – кроме предателя Иуды Искариота. В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны. Это заостряет внимание на божественности, святости Иисуса и низменности предателя Искариота. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Отношения персонажей на картины выстраиваются следующим образом.
К X—XI вв. Тяжелое покрывало в верхней части картины выглядит контрастным черно-зеленым пятном. с центром R (точка схода) и осью r. (На рис. Но в работе Леонардо композиционный центр дополнительно акцентирован. Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Комнату наполняет сверхъестественный свет, головы Христа и апостолов окружают сияющие ореолы.
Ни один художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Неслучайно апостолы вместе с Иисусом образуют круг. В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). Но это множество, хоть и не без труда, упорядочивается парой пятен (мотивов) F и F1 (рис. 2). Темные прямоугольники дверей и окна, а также контрастные алые и черно-зеленые квадраты плиток пола символизируют модель мира земного, дольнего. На картине изображен момент, когда Иисус сообщает ученикам о предателе.
На переднем плане помимо людей представлены животные – собака и кошка. Но кто же из них Иуда Искариот. Тип композиционного центра – конструктивный.
Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. В центре он помещает фигуру Христа, по обеим сторонам за столом — апостолы. Фома воздевает указательный палец, не веря и отрицая. Его одежды бедные и рванные.
Стол оказывается за его спиной. Все осенены божественным светом – кроме предателя Искариота. логом — символ супружества. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Круг – символ божественности и предатель Искариот неслучайно его разрывает. Красный цвет, присутствующий в одеждах Иисуса и нескольких учеников, символизирует жертвенную кровь Христа и грядущее воскресение.
Она в тяжелом платье. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. На переднем плане в левой части изображен сидящий на краю персонаж с вытянутыми в сторону зрителя ногами.
Шедевры заняли почётное место в экспозиции Лувра, но в 1816 г. их пришлось вернуть. Иуда разрывает божественный круг, отворачиваясь от Христа. Это символично указывает на божественный свет его учения. Справа и слева от стола расположены приоткрытые прямоугольные двери, в одной из них виднеется второстепенный персонаж (скорее всего, слуга). Это четыре мотива одной фразы.
Следующий персонаж тоже с нимбом. Христос и его двенадцать учеников сидят за столом. Главная роль принадлежит свету. Рядом расположена сидящая женщина, которую условно назовем «распорядительница». И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими.
Самые яркие – канделябры за спинами апостолов. «Многие из вас, сидящих в этом зале, предадут меня», – сказал пастор.
Стоит отметить, что Якопо Тинторетто выбирает духовность, произведение указывает на это. Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов. Черный цвет одежд Иуды Искариота отмечает его причастность к скорой смерти Христа. Красное покрывало Иисуса – символ его жертвенной крови и грядущего воскресения.
Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». «Тайная вечеря» — самое зрелое и законченное произведение Леонардо.
Тем самым Иуда искусственно противопоставлялся всему собранию как изгой и злодей. Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. По другую сторону стола – еще один персонаж в головном уборе, присевший к столу – Иуда. Его концепция «Тайной вечери» возвращает нас к простоте и искренности средних веков. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто4. Хотя с формальной точки зрения эта картина сконструирована безукоризненно. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. Под его ногами лежит собака. Композиция имеет нетрадиционную конструкцию.
Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Он ведет беседу со своими учениками. – Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь. Леонардо смело ломает эту традицию. Стол на картине повернут так, что зрителю виден обращенный к нему вершиной треугольник. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Голубой цвет одежд Христа и нескольких его учеников, голубые выси неба и глубины моря – голубой символизрует Божественную, Мировую вертикаль и божественную тайну. Надпись над зеркалом гласит: «Ян ван Эйк был здесь». Этот вопрос остается открытым.
Апостолы вместе с Христом образуют круг. Надоела. ». Апостолы благоговейно внемлют, почтительно и смиренно склонив головы и сложив руки. У персонажа изображен нимб. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет.
Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Это два града — земной и небесный. В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Иисус располагается в центре, по обе стороны от него сидят ученики группами по трое – символика сакрального числа «3».
С похожей проблемой сталкиваемся мы и в «Тайной вечере» Николая Ге. Отношения персонажей фрески выписаны следующим образом. В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы. Иисус повернут к зрителю лицом.
Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Он также является цветом божественной тайны. Именно это мы видим в мозаике из Софийского собора (XI век) и Михайловского Златоверхого монастыря (XII век) в Киеве. Два тысячелетия человечество изучает сюжет «Тайной вечери», а история предательства одного из учеников Иисуса периодически повторяется с невероятной точностью. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв.
Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью «в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах». Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Произведение формирует диалектику выбора, где виртуальная кривая является чашей весов. Композиционная структура готова оказать воздействие на зрителя. Пространственное композиционное решение очень энергично и экспрессивно. Известны произведения «Тайная вечеря» у Джотто, Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Рафаэль Санти, Якопо Бассано, Дирка Баутса, Николаы Пуссена, Сальвадора Дали и других. Тинторетто мог тысячи раз наблюдать точно такие же световые эффекты в каком-нибудь погребке, освещённом, допустим, двумя свечками и одним факелом – но художник сотворил из этих наблюдений волшебную фантасмагорию.
При этом атрибуты почти исключает – в качестве средства художественной выразительности они ему не нужны. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). В нижнем ряду картин повседневного цикла изображены донаторы Йодок Вейдт с супругой, молящиеся перед статуями святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, покровителей церкви и капеллы. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Белый цвет в одеждах апостолов символизируе чистоту, очищение от грехов, святость. Изображённый Кампеном интерьер восхищает прозрачностью окон, чистотой плиток пола и белёных стен, надёжностью дверей, ставен и стропил потолка, той заботливой предусмотрительностью, с какой скамья придвинута спинкой к объёмистому, щедрому на тепло камину, а рукомойник размещён в углу комнаты.
На изображении запечатлен момент первой евхаристии. В цветовом композиции среди многочисленных оттенков коричневого (пол, стены, колонны, одеяния апостолов) ярко выделяются три пятна: белая скатерть, красная накидка Христа иссиня-черная рубаха Иуды.
Тинторетто был ведущим представителем итальянского маньеризма. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Все это изобличает в нем предателя. За счет них направляются сюжетные потоки и внимание зрителей, разделение поля картины на зоны и выделение светом важных по смысловым акцентам моментов, персонажей, объектов. Он отвернулся, все его внимание обращено на мешочек с деньгами у него в руках. Далее представлен «евангелист, справа от Христа». Вопрос об авторах алтаря вызывает споры исследователей до сих пор. Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок.
Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Он в левом углу стоит с наклоном к евангелисту, опираясь на посох. С 1580 года из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась острая потребность в целой команде помощников. Образ Христа резко смещен к левому краю иконы. Связывает их во фразу параболическая гомология. происходящих внутри.
В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. Светотеневая композиция картины очень интересна. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году. Плитки пола ярко контрастных алого и черно-зеленого цветов, что воспринимается как сопоставление символики жертвенной крови и воскресения и божественной тайны и смерти. Он сидит за столом и почти отвернулся от зрителя в сторону стоящего рядом персонажа. Сколько еще «иуд» продадут свою душу только не за 30 серебрянников, а за евро, доллары, условные единицы, выгоду, покой или другие блага современности.
Прямоугольный белый стол символизирует жертвенный алтарь для жертвы Иисуса. Большинство апостолов – в профиль. Вдали виднеется фронтон здания с колоннами. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях).
Свет падает словно со стороны зрителя, ярко освещая собравшихся за столом. Из этого заключения можно сделать вывод, что произведение воздействует на человека. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику.
1550 — 1635 гг. ). Художник выделил его особую, чуждую и даже враждебную собравшимся роль пространственно (сидит с краю на углу), с помощью цвета и светотени (черные одежды, тень, против света), а также невзмутимостью на фоне общего волнения и смятения. Тинторетто, в противоположность Леонардо, передаёт не психологию каждого человека по отдельности, а ищет коллективное сознание, общее настроение, которое обволакивает произведение. Сейчас её заменили превосходно сделанной копией. Его лицо выражает смирение и страдание. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя.
Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Иисус – центральная фигура, приковывающая внимание зрителя. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. В цветовой композиции сразу же обращают на себя внимание белый и красный цвета. На ней есть четыре темных проема. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Но слова пастора, к сожалению, оказались пророческими.
Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Но Иуда остается невозмутимым.
Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Рассмотрим один из этих фрагментов – изображение правой стены. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»). Важную роль здесь играет и выбор места. Нужно приложить определенные усилия, чтобы отыскать главного героя этого сюжета. Многие из предметов, окружающих молодых имеют скрытый смысл: собачка у их ног напоминает о верности (изображения таких же собачек на супружеских надгробиях означали верность, побеждающую смерть) комнатные туфли — о домашнем уюте и в то же время о неразлучности семейной пары апельсины на окне — о радостях супружества метёлка — о чистоте (как о чистоте тела, так и чистоте духа) статуэтка Святой Маргариты, покровительницы рожениц, о будущем потомстве чётки — о благочестии наконец, круглое выпуклое зеркало — оно висит в глубине картины как раз над соединёнными руками молодых людей — символизирует всевидящее око Бога, перед лицом которого они клянутся беречь и поддерживать друг друга.
Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов: рука, положенная на плечо соседа, руки, протянутые для рукопожатия. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. И в композициях Тинторетто, Николая Ге и Натальи Царьковой конструкция держится на иных ритмах. «Неужели они могут предать своего учителя, они так любят и так восхищаются им», – возникла мысль и вспомнился библейский сюжет предательства Иуды. Так сбылось предсказание оракула. Произведение несет в себе образовательную функцию.
На картине есть несколько источников света. Далее расположены еще четыре евангелиста. Мужчина в тяжелых бархатных одеждах.
Сыну при рождении дал имя Якопо. От голубя в разные стороны расходятся золотые лучи, делая каждое лицо светлее. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Я сидела на заднем ряду зала и видела реакцию многих людей на слова пастора.
Книга наводит на мысль о Библии. Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине. Символика светотеневой композиции ясно прочитывается.
Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Апостолы внимают ему. Сине-голубой цвет символизирует божественную тайну.
Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Не будь этого освещения, картина могла бы показаться довольно обычной. В одеждах апостолов преобладают оранжевые, желтые, золотые и синие тона.
Апостолы в смятении вскочили со своих мест и устремились к Христу. Запечатлен момент, когда Христос говорить ученикам о предателе. Они удивительно гармоничны, едины в своем искреннем порыве.
Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Художник выразил надежду людей на спасение в символической чаше в руках Христа. Он расположен с краю, в тени, в позе отстранения. Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Фигуры этих мотивов закономерно связаны при помощи «родственного» преобразования имеющего двойную прямую h. Следовательно, в роли композиционной конструкции выступает здесь аффинное «родственное» преобразование. Иоанн мученически уронил голову на стол.
Особое впечатление на зрителя производит диагональ стола— она зримо отделяет мир божественный от мира человеческого2. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Мотив F ограничен абрисом стола, мотив F1 – границей падающей тени от того же стола и парой женских фигур на первом плане (мотив F1 выходит за границы картины). Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну. Вскоре шедевр Яна ван Эйка вновь вернули той церкви, для которой он и предназначался с самого начала (ныне — собор Святого Бавона в Генте).
Белый символизирует божественность, чистоту, святость, очищение от грехов. За спиной Иисуса – темный прямоугольник окна. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Иуда Искариот противопоставлен всем персонажам фрески и в первую очередь – Христу.
Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Один, взволнованный и растроганный происходящим обращается к своим соседям. Сам Ридольфи не мог быть знаком с Тинторетто, т. к в момент смерти художника ему едва исполнилось два месяца. Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере», была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
Возрождение, маньеризм. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко. Полотно было заказано Братством св. На картине нет конфликта с отступником и предателем.
P. S. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Эти мотивы свидетельствуют о наличии композиционного развития.
Первые ряды самых верных и преданных замерли в недоумении. Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия — о чистоте (это прямо относится к добродетелям Девы Марии). Золотой в христианстве– эманация божественной сущности. Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света и где расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Иоанн сцепил пальцы, уронил голову на плечо и опустил глаза, выражая душевную муку на грани с отчаянием. В дальнейшем, его проект здания школы переработал другой местный архитектор, Антонио Скарпаньино. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз.
Далее изображено еще несколько евангелистов: «евангелист с поднятыми руками», «евангелист, смотрящий по диагонали», «евангелист с указующим жестом». Связь между F и F1 осуществляется при помощи параболической гомологии имеющей неподвижную прямую h c неподвижной точкой S. Гомология определяет ритм композиции. Второй акцент – нимб над головой Иисуса, символизирующий свет его божественного учения.
Ему характерен яркий большой нимб. Но даже такие позы у Тинторетто говорят. Синие цвета в его одежде свидетельствуют о божественной тайне. Но, осевая симметрия худо-бедно, но все-таки организовывала картину.
Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Чаши и хлеб на столе едва намечены. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами.
Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела. Зеленый цвет здесь несет символику божественных тайн, а черный связан с символикой смерти и подземным миром, куда предстоит спуститься Иисусу после распятия. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов).
Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Т. е, это уже опосредованная информация. И таким местом при такой конструкции здесь может служить только вертикальная ось симметрии. А в «Тайной вечере» знаменитого Тинторетто (Якопо Робусти) наоборот – лик Христа просто механически впаян в центр картины и сопряжен с ее вертикальной осевой линией. В конце творческого пути Тинторетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг. ).
Он смотрит по диагонали в сторону правого верхнего угла. Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок «Тайной вечери» принадлежит Тинторетто (Якопо Робусти): 1560 г., церковь Сан-Тровазо в Венеции. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Роха во славе. А фигура Юдифи, склоненная в сторону, является косой осью, делящей плоскость полотна на две части.
Стол и ложа с возлежащими Христом и апостолами размещены в нижней трети картины. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
В ходе анализа произведения была выявлена фигура серпантинаты, которая имеет два направления: вверх и вниз. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго. Венецианская школа. Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Сидящие фигуры так устремились к Христу в едином порыве, что образуют круг. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Иаков Алфеев и Андрей, подняв ладони на уровень груди, словно вопрошают, кто предатель. Италия. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
Это полотно изобилует вспышками светлых пятен на темном фоне. Их сдержанные жесты рук выражают либо мольбу (протянутые открытые ладони), либо оправдание и заверение в непричастности к предательству (прижатые к груди ладони). Золотистое пламя свечей усиливает их символику божественного огня. Условно назовем персонажа «евангелист слева от Христа».
Немного схоже с дантовскими кругами. Он готов совершить страшное предательство и уверен в своей правоте. В цветовой композиции преобладают белый, золотой и сине-голубой. Каждый созерцающий это событие становится как бы его участником благодаря открытой композиции. Таким образом, четко прослеживается параллель «свет – святость»: Иисус и его апостолы озарены божественным светом, а предатель Иуда Искариот лишен его.
Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ.
Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. Это одно из ранних произведений Тинторетто. На него в едином порыве устремили взгляды все апостолы. Каждый из апостолов по-своему реагирует на Его слова. Данные культурные заимствования были сведены художником к различным стилистическим элементам: немного удлиненные фигуры, достаточно динамичные формы, явная страсть к изгибам линий, а также подчеркнутая пластичность – все эти черты итальянский художник передает в индивидуальной манере, а также оживляет их оригинальными эффектами света и новым пониманием пространства. Он поочередно причащает учеников своих.
«Тайная вечеря» — последняя встреча Христа с учениками. Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Синий является символом неземного, божественного, отрыва духа от тела.
Но все апостолы едины в своем порыве, все вовлечены в таинство первого причастия Христом. Присутствующие в цветовой композиции «Тайной вечери» черный, красный, желтый, белый, синий связаны с вертикалью священного огня и демонстрируют идею восхождения, предстоящего вознесения Христа. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Всё это множество людей (отныне единый парод Божий) поклоняется Агнцу и одновременно принимает Его жертву: кровь Агнца претворяется для них в воду Вечной Жизни и в благодать Святого Духа, который в виде голубя парит над жертвенником. Падают с ними и поверженные ангелы. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Скуола Сан Рокко.
У кого Якопо учился дальше не известно.
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Петр гневно указывает на Иуду Искариота изобличая предателя.
Апостолы в единодушном порыве устремили взоры на Иисуса ладони большинства из них молитвенно сложены, Иоанн держит руки крестообразно (символ креста как грядущего распятия Иисуса), двое склонили головы в благоговейном поклоне. Отношения персонажей на картине удивительны. В ней использованы плавные струящиеся линии, почти отсутствует свойственная художнику динамика, но вот особое владение светом насыщает пастельный монотонный пейзаж мягким и теплым свечением, как будто бы разливающимся на все благодатью Божьей. Наиболее значительными среди них стали герцогство Брабант, графства Фландрия и Голландия, Утрехтское епископство.
На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года.
Даная посвятила себя Зевсу. Красный символизирует жертвенную кровь Христову и грядущее воскресение. Современники мастера восприняли «Тайную вечерю» Леонардо как новое слово в искусстве. К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений).
Фигура Христа является вехой и продолжает собой линию. Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие.
Перед ними установлены два высоких зажженных светильника. В композиции можно выделить несколько источников света. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Для усиления царящей за столом таинственной и напряженно-взволнованной атмосферы происходящего чуда художник прибегает к контрасту— на переднем плане справа он изображает несколько предметов и фигур, абсолютно не связанных с сюжетом: на полу стоят кувшины и корзина с провизией, в которую заглядывает кошка хозяин таверны разговаривает о чём-то со служанкой, ещё одна женщина снимает со стола чашу с фруктами. Иосиф плот- ничает снаружи, не подозревая о драматических событиях. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Холст, масло. Здесь абсолютно иная конструкция.
Но в 1934 г. створку с изображением «праведных судей» из собора украли разыскать её так и не удалось. Стол, вопреки традициям, не белый, а золотистый. Он также освещает лица апостолов – лишь Иуда остается в тени, что символично.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Повторяющиеся по форме мотивы есть на двух боковых стенах (темные пятна проемов) и на потолке (квадратные ниши). Каждый художник освещает определенный аспект сюжета «тайная вечеря», который несет в себе определенную проблему.
Что же касается Скуола ди Сан-Рокко, то ее основали в 1478 году, а спустя сто лет она превратилась в самое богатое венецианское благотворительное общество. Картину «Чудо Св. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Детям была предложена спонтанная работа с картиной, в ходе которой дети не выразили ясно, но показали структуру: смогли обнаружить в произведении «что-то тяжелое в нижней части и светлую легкость в верхней части». Такой же прием использует и Сальвадор Дали в своей «Тайной вечере». Эта же тема разрабатывалась и в иконописи. Старинная надпись на его раме гласит, что работу над алтарём «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил её Ян, «в искусстве второй».
Тинторетто – уроженец Венеции. Проблему диалектики душевного и плотского раскрывает произведение «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто, мастера эпохи Возрождения. Он написал для Братства св. Он не понимает всей глубины своего преступления.
Его исполненный мрачной решимости взгляд устремлен вниз и словно обращен в себя. Большую часть сведений для своей книги Ридольфи почерпнул из бесед с сыном Тинторетто, тоже художником, Доменико (ок. Апостолы расположены вокруг стола, образуя круг, разорванный Иудой Искариотом. Или наоборот, любой из апостолов может оказаться предателем. Белый прямоугольник стола – символ жертвенного алтаря, на котором стоит хлеб и вино – плоть и кровь Христова и за которым располагается сам Иисус как жертва во искупление грехов человечества.
Два повторяющихся мотива (F и F1 на рис. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Иисус и его ученики сидят за столом так, чтобы зритель мог видеть их лица. В одеждах Иисуса и апостолов преобладают алый, оранжевый, золотой, розовато-красный (лишь у одного из апостолов одежды черно-зеленого цвета).
Свеча напоминает о миссии Христа — просветить мир. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. Центральную часть картины занимает стол, вокруг которого расположились Иисус (в центре) и апостолы. Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом.
Талантливый художник упорной трудился до самой смерти. Перейдем к иконе неизвестного автора. Ключевые цвета цветовой композиции картины – белый, красный, синий и золотой. После наводящих вопросов определили художественную идею. Но почему стоит обратиться именно к Якопо Тинторетто. Ярче всех освещен Иисус – его голова находится между двумя канделябрами.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Он в правом углу переднего плана представлен вполоборота. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело).
Он изображен за столом. Линию серпантинаты перехватывает прижавшаяся к полу собака, выглядывающая из-под стола. Сумрачное помещение освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Это было на одном из служений в начале 2008 года. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой.
Из-за резкого поворота влево он кажется сидящим ниже всех, на него падает тень. Жесты остальных апостолов можно отнести к трем группам: молитвенно сложенные кисти руки протянутые открытыми ладонями к Христу задумчиво-оценивающий жест «рука у подбородка». Все эти преобразования имеют одну общую неподвижную точку R, которая сопряжена с фигурой Христа и тем самым будет акцентировать на нем внимание зрителя. Таким образом, композиционная конструкция «Тайной вечери» Леонардо да Винчи очень лаконична, расположение композиционного центра строго детерминировано. Тем более, что на ней сконцентрирована вся сила тональных контрастов. Его руки образуют останавливающий жест (руки расположены перед собой и расставлены).