Греческая версия этого сюжета, — история Иосифа и жены фараона Потифара, — вероятно, восходит к древнеегипетской «Сказке о двух братьев», которая в свою очередь производна от мифа о богах Анубисе и Бата9. По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений. 8 В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5млн евро. 22. Неудивительно, что и вторая поэма имела большой успех, при жизни Шекспира она переиздавалась, по меньшей мере, шесть раз («Венера и Адонис» выдержала до пятнадцати изданий). Согласно Ливию (I.
В Риме и в Афинах в одно и то же время произошли революции, приведшие к смене конституционного строя. В дом мужа Лукреции прибывают сам Коллатин и ее отец с самыми верными друзьями. Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», Академия сан Фернандо, Мадрид 1609—1610 года «Венера и Адонис»). 3. Перечитывая «Лукрецию», довольно слабую поэму Шекспира, я подумал: что если б Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию.
Это позволяло связывать урбанизацию Рима при этрусках и реформы Тарквиния Древнего (сына Демарата Бакхиада) и Сервия Туллия с греческим влиянием, тогда как «плохая» политика «тирана» Тарквиния Гордого целиком соотносилась с его этрусским происхождением (сын Танаквиль). Однако, взяв за основу композицию произведения Тициана, великий фламандец привнёс в интерпретацию популярного сюжета из древнеримской истории глубоко индивидуальное прочтение изменив до неузнаваемости живописно-пластическое содержание образов. Но плохая примета– заяц перебежал дорогу перед экипажем– заставила Пушкина переменить планы (покрайней мере, так он сам рассказывал) и вернуться домой.
Лидин (русский либерал, а может быть и поэт) тайно и прочно связан с Натальей Павловной. до н. э. восприятие насилия над женщиной греками и римлянами было различным. долл.
Телмесцы умеют истолковывать божественные знамения и дар прорицания наследуют у них в роду мужчины, женщины и дети. Варрон (LL. Сходный ритуал проявляет себя и в традиционной истории убийства Рема неким Целером (Celer).
Историк Тит Ливий рассказывает одну из самых драматических легенд о жизни Древнего Рима. Геродот (III. У Павсания (VIII. Унего уже были планы на будущее, некоторые из которых– поэма «Анджело», «Маленькие трагедии»– так или иначе были связаны с Шекспиром. Этим автором, писавшим в 270—260-х годах, мог быть Тимей из Тавромения.
Пушкин явно наследник Шекспира: в нем та же широта кругозора, универсальность, артистичность. Это соперничество триад напоминает сообщение Дионисия Галикарнасского (II. II.
В рамках статьи я могу позволить себе лишь высказать некоторые предположения по этому поводу. В ритуальной сфере, связанной с латинской календарной традицией, высшими полномочиями обладал «священный царь». Предводители трех победивших в состязании центурий становились предводителями латинской части Рима — преторами. По-иному дело представлено у Ливия.
Смерть Кандавла открыла Гигесу путь к браку с его женой и к получению царского трона. По другой версии, Рема убил сам Ромул. В статье Дайаны Мосес также рассматривается проблема: как относилось право конца республики и начала принципата к бесчестию (stuprum), которому подверглась женщина44. 13. VI. Ритуальные истоки этого мотива известного уже Эннию, видимо, были глубже, чем полагает Фельдхер. В царскую эпоху ритуал обновления царской власти предположительно означал, что «священный царь» ежегодно защищал обладание титулом в конном состязании.
Вскочив на коней, молодые люди поскакали к Риму и обнаружили, что царские невестки проводят время в пирах и забавах и только целомудренная Лукреция пряла шерсть у окна, поджидая мужа, как и положено было делать настоящей римской матроне31. Основой общественной организации были ритуальные объединения мужчин (курии), выдвигавшие своих представителей в сенат.
Чтобы успокоить себя, Лукреция хватается за шнур занавеса – символического изображения конца ее жизни. В момент, захваченный в картине, героиня уже пронзила себя и вытащила кинжал, кровь начинает просачиваться через ее платье. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Свидетельством этому будет моя смерть. » Тщетно ее утешали и уговаривали. Тициановское исполнение (предполагают именно эта картина вдохновила Рубенса) не менее динамично, чем рубенсовское, однако не так красочно.
Только с начала I в. до н. э. претор стал различать абсолютное по доброй воле (voluntate) и из-за угрозы применения насилия (metus causa) и давать помощь против невыгодных действий, вызванных насилием или принуждением41. Отсутствие Юниев в консульских списках V — большей части IV вв. 7. Интуиция подсказывает ему, что нужно завершить начатое. Однако вероятнее иное объяснение. Тит Ливий так написал об этом. Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этою чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме».
(5) Те связали себя клятвой изгнать царей и их изгнанием отомстить за смерть Лукреции. 1580) Паоло Веронезе"Трагедия Лукреции», ок. По версии Дионисия (AR. Ту же историю повторяет и Овидий (Ovid. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести. » Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце.
Там идет любовная игра, здесь– грубое насилие. до н. э. заставляет считать первого консула фиктивной фигурой. Немецкая сторона опровергает информацию о «доме любовницы Геббельса» и считает ее выдуманной с целью обеления провенанса картины. Но в римском обществе еще господствовали иные нравы. Через пять лет после «преступления», в 1830году, Пушкин записывает в своей «Заметке о Графе Нулине»: «Вконце 1825года находился я в деревне. 2 12.
Мудрая и мужественная Лукреция, к тому же тогда абсолютно беззащитная в отдаленном родовом поместье, решила пожертвовать жизнью, но избежать позора: она приняла Секста, потом послала в Рим за отцом и в военный лагерь за мужем, рассказала им обо всем и со словами, что «тело одно подверглось позору — душа невинна, да будет свидетелем смерть», вонзила себе нож в сердце, смыв со своего рода бесчестье кровью. Лукреция и Тарквиний. Симон Вуэ (1590 – 1649). В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Исследователи обратили внимание на сходство между римской триадой (Коллатин, его жена Лукреция и Секст Тарквиний) с. 182 и лидийской триадой (Кандавл, его жена и Гигес), описанной Геродотом28. Мидаса поставили царем. 5) описывает его сражавшимся в битве у Регильского озера (499 или 496 г. до н. э. ). Поздний источник называет Брута дядей Лукреции по матери (avunculus)81.
58. II. 3626 3627), которые в период формирования исторической традиции о раннем Риме (Тимей, Фабий, Цинций) послужили прообразом римских Тарквиниев. Убежденность Лукреции в необходимости ее смерти отражает архаическое представление о прелюбодеянии как о грязном пятне, которое ложится на последующее потомство Лукреции и ее мужа, да и всю семью46.
У последнего Акций заимствовал мотив мести тирану, к которой Лукреция призывает родных своей смертью. Проигравшие царские сыновья в соответствии с обычаем удалились из Рима. долл. Третью трибу возглавлял этрусский предводитель, которого также титуловали претором. Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти.
(3) С целью соблазнить ее, Секст Тарквиний вернулся ночью в Коллаций и проник в ее дом по праву родства он ворвался в опочивальню Лукреции и одержал победу над ее стыдливостью. Оба случая «тестирования», которому подверглись жены, закончились трагически для их участников. 26. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории). Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого — тирана на троне.
Ритуальный царь (rex sacrorum), который ежегодно покидал Форум, постоянно воспроизводил изгнание Тарквиниев, по крайней мере для тех, кто знал эту историю90. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс. Но греческий автор, создававший историю Тарквиниев (их происхождение от коринфского Демарата представляется свидетельством того, что это был греческий автор), смотрел на вещи проще. Если проверка верности в отсутствии мужа, скромность в поведении и одежде, прядение и намеки на смерть и «отсутствие вины» обыгрывались Теренцием в середине II в. до н. э., то история Лукреции явно была знакома ему и причем в качестве принятого в обществе образца добродетели. 12)80.
Вот таким образом вряд ли следует переносить их на историческую действительность. Выслушав ее рассказ, они начинают убеждать ее в невиновности: «Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль, а не тело, у кого не было умысла, на том нет и вины» (I. Греческий прототип встречается также и в истории смещения Тарквиниев.
Секст унаследовал от отца «испорченность во всем» и склонность к жестоким обманам. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. И когда в молодости писал картины сам и когда его мастерская превратилась в конвейерное производство, где мастер часто только делал эскизы и наносил завершающие мазки (и то не всегда). Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum). 2)84.
Если Ливий писал первую книгу «Истории» между 27 и 25 гг. Таким образом, при Тарквиниях у римлян было шесть центурионов конницы, которые были разделены на две группы по три человека в каждой63. А по поводу насильника, дело сложное. virt. Поэма «Граф Нулин» (1825), судя по словам самого Пушкина, – травестийная пародия шекспировской «Лукреции»: начав с той же исходной точки, Пушкин движется в прямо противоположном направлении.
Три произведения Пушкина, написанные по мотивам Шекспира в истинно «лисьем» духе– «Борис Годунов», «Анджело» и «Граф Нулин», показывают, сколь разными могут быть подходы к первоисточнику. После войны полотно считалось пропавшим.
Лукреция рассматривалась как моральный образец для женщин такого рода. Ситуация выглядит заимствованной из какой-либо греческой трагедии о жертвоприношении невинной девушки ради политических целей, подобно жертвоприношению Ифигении Агамемноном. Эти слова напоминают клятву, сопровождающую ритуал106. Когда Пушкин осознал это, он сменил ориентиры и выбрал Шекспира своим учителем «истинного романтизма».
Не Байрон, а Шекспир стал подлинным вождем романтического движения– Бардом с большой буквы, непогрешимым образцом. Ульпиан ссылался на lex Julia de adulteriis coercendis от 18 г. до н. э., согласно которому муж имел право покарать жену, оказавшуюся в руках врагов, за прелюбодеяние только тогда, когда она не подвергалась насилию, в противном же случае ее не могли обвинить в прелюбодеянии (adulterium) или бесчестии (stuprum)45. Ночью он является к Лукреции и угрозами принуждает ее удовлетворить его страсть. Против Тарквиния Гордого было поднято восстание, его со всеми родственниками изгнал из Рима собственный племянник Луций Юний Брут, по прозвищу Брут-Тупица, «юноша, скрывавший природный ум под приятною личиной», чтобы отомстить за своего брата, убитого дядей. 67. Вероятно, с началом нового года он становился новым «царем священнодействий».
Этот феномен интересен тем, что колесницы являются скорее символом высокого положения (возможно, царского) в большей степени, чем приспособлением для войны78. 5.
По сведениям газеты «Коммерсантъ», со времени реституционного скандала Логвиненко не оставлял попыток продать «Тарквиния и Лукрецию», однако ввиду рискованности вывоза полотна за границу, где его могут конфисковать, подготовка данной сделки потребовала крупных денежных вложений. Вследствие этого заговора Гиппарх был убит, но тирания просуществовала еще четыре года. 746—748) «господине» (dominus) можно видеть обоих «господ» (domini) Лукреции, мужа и царя, которые носили одно и то же имя — Луций Тарквиний (Коллатин и Гордый) и, таким образом, могли быть одним и тем же лицом, то есть царем. Своей смертью она сделала Секста Тарквиния виновным в ее бесчестии и призвала свою семью к отмщению за абсолютное им насилие35. Из окончательного варианта это название ушло, а без него вряд ли бы кто догадался, что «Граф Нулин»– пародия на Шекспира.
Быть может, Энний использовал этот пример для создания легенды основания Рима, а Акций последовал его модели для легенды об основании Республики109. Его положение в качестве мужа Лукреции, центральная роль в сюжете «состязания жен», соперничество с насильником Секстом — все это указывает на Коллатина как на победителя конного состязания. Теренций в комедии «Самоистязатель» (269—299) разыгрывает сцену, которая может рассматриваться как пародия на историю Лукреции, выигравшей «состязание жен». 8) и Дионисий Галиканасский (AR. Ее тоскующий взгляд останавливается на картине изображающей гибель Трои. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Эту же должность занимает и Брут в момент гибели Лукреции.
Обессиленная горем, она не может заснуть. У Тарквиния обнаружат черты Самсона с картины «Самсон и Далила». Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Согласно Помпонию, он был вторым лицом в архаическом Риме.
VI. до н. э., в частности в «Гробнице принцессы» в Кастель ди Дечима77.
Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. Вот таким образом в контексте истории перехода от монархии к республике изменение прежнего сюжета, в котором женщина выбирала себе партнера — любовника, царя и героя (как, например, в истории Гигеса и Кандавла у Геродота), было осуществлено достаточно естественно. Царских невесток они застают на пышных пиршествах. 3. После изгнания царской семьи Тарквиниев Лукреций становился интеррексом (interrex), который по обычаю вручал царский титул своему преемнику82.
В то же время правление этрусков в Риме стимулировало городское строительство, полностью изменило облик города, его социальную структуру, военную организацию. быть может, это охладило б его предприимчивость и он со стыдом принужден был отступить. Итам и здесь виною бедствий– преступное осквернение брака.
Автор использовавший образ Лукреции в качестве «приза» для участников весенней новогодней конной скачки, мог ориентироваться как на этрусскую традицию с. 196 участия жрицы богини в обрядах смены годового цикла, так и на традицию, распространенную в Восточном Средиземноморье87. II. Греческие авторы были заинтересованы представить Рим как «греческий полис», а не «этрусский город»100.
2. В его отсутствие обряды проводились под контролем замещавшего царя Лукреция Триципитина. Ему очень захотелось посмотреть тут повозку Гордия и узел на ярме этой повозки. По обычаю предков ее убийцей должен стать либо отец (Лукреций), либо муж (Коллатин).
Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619гг. с. 193 Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina). 3—4) Брут не присутствовал при самоубийстве Лукреции, так же как и ее муж Коллатин.
1 и 64. (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами, то подтверждал ее в официальных показаниях). Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила». Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим.
59). Оседлав коней, компания направилась в Рим и то, что они там увидели, мягко говоря, удивило их. Но появление латиноязычной историографии во II в. до н. э., возможно, породило стремление «прочесть» греческие образцы сквозь призму исконно римских обычаев.
Он полагает, что в этрусском Риме обязанность ежегодно предоставлять исполнительницу роли богини Уни для участия в ритуале Священного Брака с царем лежала на этрусской семье Luchre (в традиции она известна как gens Lucretia). Вернемся к героям римской традиции, связанной с переходом от монархии к республике. Эту историю рассказывает Арриан (Anab.
Да и сама тема супружеской верности всегда привлекает публику. Ричард Бауман обратил внимание, что не только в архаическую эпоху, но даже в III—II вв. 6. А убийство Рема в таком случае выглядит как жертвоприношение, сопровождающее основание города. 11.
Об этой повозке рассказывают вот еще что тому, кто развяжет узел на ее ярме, предсказано владеть Азией». С. А. Жебелева).
Так, Пушкин сделал свой выбор накануне декабрьского восстания. Схема выглядит вполне уравновешенной. Рассказ Дионисия прост и безыскусен. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. 6—7). Традиция умалчивает о позиции Церэ в войне Рима с другим этрусским соседом — Вейями. Возможно, брак с девушкой-жрицей (с Танаквиль в римской истории) был связан с получением царского титула26. IV.
Литературная версия этого ритуала сделала его участниками Тарквиниев и их друзей, поместив его в контекст «истории римских Атридов». Отец Лукреции, Спурий Лукреций Триципитин, при царе Тарквинии Гордом состоял в должности «префекта города» (praefectus Urbi), которая оказывалась альтернативной царской в случае отсутствия царя (imperium in urbe Lucretio, praefecto urbis iam ante ab rege instituto, relinquit — Liv. (2) Итак, сев на коней, они отправились в Рим. «Анджело» (1833)– поэма по мотивам шекспировской комедии «Мера за меру»: изменив форму, Пушкин заимствовал лишь сюжет (вобщих чертах). Но грек Дионисий Галикарнасский (AR.
Но посмотрим на сцену с точки зрения «клятвы консулов», как предлагает Фельдхер. Вчерновике поэма Пушкина была названа «Новый Тарквиний». Своим самоубийством Лукреция, с одной стороны избавляла родных от этой мучительной (и отжившей свой век) обязанности, а с другой, выражала протест против того жестокого обычая, который сохранился с незапамятной архаики. Гуарино обратил внимание на правовую оценку ситуации, в которой оказалась Лукреция. 851—854).
1. 57—58) и Дионисия Галикарнасского (AR. По сравнению с «Венерой и Адонисом» ситуация в ней как бы вывернута наизнанку.
III. В 2007 году Логвиненко убедил оказать содействие экс-вице-президента «Роснефти» Анатолия Локтионова, который в счёт будущей продажи перечислил на его расчётный счёт 5млн евро. Ему даже находили библейскую параллель – повествование о целомудренной Сусанне и преследовавших ее старцах (книга пророка Даниила). Однако это не совсем так. Его зять Коллатин был ритуальным царем, а «царская» дочь Лукреция, соответственно, «царицей» (regina). 7—8 и II. Идея «состязания жен», эллинистическая по духу, неоднократно встречалась в литературе (например, суд Париса или состязание в красоте на Лесбосе)33.
В конечной версии «жертвоприношение» оказалось сдвинутым с 24 на 27 февраля, с Регифурия на Эквиррии, так что роль его исполнителя перешла от «священного царя» к трибуну целеров. Ливий (I. Об этом использовании остракизма рассказывает Аристотель (Athen. Следовательно, можно предполагать, что в III—II вв. Гордий же попросил ее пойти вместе с ним и объяснить, как приносить жертву.
с. 200 Окровавленный нож в руках Брута и «оцепеневшие» Коллатин, Лукреций и Валерий в сцене смерти Лукреции выглядят так, будто именно Брут был ее убийцей. II. Вторая поэма Шекспира «Обесчещенная Лукреция» (The Rape of Lucrece, 1594) написана через год после первой. Оба они– настоящие «лисы», если использовать термин Исайи Берлина из книги «Еж и Лиса»: то есть художники, знающие не одну, а много разных приемов и уловок.
У Дионисия (IV. Мы знаем, какие события явились фоном этой многозначительной записи. Картины из ее коллекции были запакованы и отправлены в замок Рейнсберг, примерно в 60 километрах к северу от Берлина.
В изложении Ливия (I. IV. В ней были объединены два разных сюжета, требующих клятвы (в одном — мести, а в другом — верности народу). по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене21.
И тот и другой являются в столицу сидя на повозке вместе со жрицей (одному она мать, а другому жена), а, согласно прорицанию, власть царя-примирителя получит тот, кто приедет с. 181 на повозке вместе с ней. 1—6, перев. Этот вариант выбора был, возможно, обусловлен тем, что Ливий, как автор истории, был связан в своих предпочтениях требованием сюжета, видевшего в Лукреции не просто пострадавшую женщину, а жертву тирана, которая должна быть отомщена его изгнанием из Рима.
Вот таким образом логично предположить, что Терминалии завершали 360-дневный солнечный цикл54. 1) наутро после случившегося ошеломленная Лукреция отправляется из Коллации в Рим на повозке, подобно тому, как передвигались цари и жрецы76. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии»6.
Однако, хотя Брут именуется Ливием, трибуном целеров, описание ритуала показывает, что лидером победившей команды был Тарквиний Коллатин67. Согласно архаичному праву, ее поведение могло бы быть квалифицировано как прелюбодеяние (adulterium) и вот таким образом она должна была умереть. В 2003 году владельцем картины стал Владимир Логвиненко9, купивший ее у Дадиани8 по некоторым указаниям за 3, 5млн долл. 10 (сам коллекционер то опровергал эту сумму в разговорах с журналистами7, то подтверждал ее в официальных показаниях6). Отличные мастера реставрировали картину. Пребывание его в должности стало пожизненным, тогда как его преторы (консулы) сохранили древнюю годичность должности.
(4) На следующий день она, призвав отца и мужа, рассказала им о случившемся и заколола себя мечом, который скрывала под одеждой. 47. Hal. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Там они также воодушевляют народ на борьбу, после чего принимается решение об изгнании царя. Между прочим, он ценил в своей жене ее природную целомудренность, «прохладность».
Церэ находился в дружеских отношениях с Карфагеном и продолжением этих отношений стало заключение с ним договора Римом в 348 г. до н. э. Церэ был важным союзником Рима в войнах с этрусками и галлами в IV в. до н. э. Вот таким образом вполне вероятно, что в устной традиции этой эпохи какие-то из древних этрусских царей Рима связывались происхождением с церитской знатью. AR. Однако эта скачка имеет важное значение в сюжете истории, поскольку заканчивается фатальной встречей Лукреции и Секста Тарквиния, результатом которой стала последовательность событий «исторического» значения: безудержное желание Секста, приведшее к самоубийству Лукреции и, как ни странно изгнанию царя Тарквиния Гордого. «Там, согласно данным немецкой стороны, картина хранилась до момента пропажи.
3), что при Ромуле древнюю кавалерию возглавлял Целер (Celerus) и три центуриона (), возглавлявшие центурии Рамнов, Тициев и Луцеров60. по заказу гильдии рыботорговцев для приходской церкви Богоматери в Мехелене.
I. 47. Тотчас Лукреция послала гонца к отцу Спурию Лукрецию Триципитину и мужу. Когда они прибыли в сопровождении Луция Юния Брута и Публия Валерия, она поведала им о произошедшем, после чего покончила с собой. Лукреция (ок. Именно тогда он был возведен в ранг величайшего поэта Англии. 47. К числу этих данных относятся легенды о поселении Целеса Вибенны на Целии, некоего царя Ола (Авла Вибенны —. ) на Капитолии, приход Лукумона, чтобы стать царем Тарквинием, версия о этрусском командире Мастарне, принявшем имя Сервия Туллия, версия о поселении царя Порсенны из Клузия на Яникуле, откуда он управлял Римом.
Это действительно семейный совет. I. 59. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. Вот их-то вождем и простатом был Гиппарх» (перев.
с. 184 Антонио Гуарино отметил психологическую несовместимость женственности и смиренности Лукреции, с помощью которых она победила в «состязании жен» и которые она продемонстрировала, уступив Сексту Тарквинию и ее упорства и храбрости, проявившихся в героическом самоубийстве на следующий день34. 22. Согласно Эннию, Рем дерзко перескочил через низкую еще стену строящегося только Рима и был сразу же убит возмущенным Ромулом, который воскликнул: «Пусть никто не совершит подобного безнаказанно и так же как ты с. 201 заплатит за преступление своей собственной теплой кровью»105. Вполне вероятно, что именно благодаря поддержке Церэ Рим одержал эту победу. При Августе смерть Лукреции получила новое обоснование.
Однажды, когда он пахал, к нему на ярмо сел орел и сидел, пока он не распряг вола. Плутарх (Mul. «Борис Годунов» (1825)– первая русская пьеса-хроника в шекспировской манере на сюжет, взятый из российской истории: здесь Пушкин заимствовал у Шекспира только форму. Как показал Гельднер, в эллинистической литературе был популярен сюжет, предполагающий смерть героини в результате насилия тирана. Фрагменты колесниц находят в этрусских гробницах, а современные им изображения этрусских колесниц встречаются на рельефах VII — конца VI вв.
Предводитель победителей становился царем, а его команда — его священной свитой (целерами). Этрусские правители могли распространить его и в Риме. Один из них получал титул «священного царя» (rex sacrorum)73, а два других в ранге преторов возглавляли две трибы.
Два первых выглядят пародией на сына и племянника царя Тарквиния, а третий — аналог Брута. Конное состязание на празднике Эквирии позволило Коллатину отстоять свой титул «священного царя».
В 2012 году суд обязал Логвиненко выплатить долг, взятый под Рубенса. до н. э., то сюжет с Лукрецией, возможно, отражает эту попытку Августа, в программу которого входило наказание женщины за прелюбодеяние и (добровольное) бесчестие. Впрочем, в его новом ученичестве не было и тени идолопоклонства.
И это соответствие римского сюжета афинскому не просто совпадение этот несчастный Коллатин происходил из города Коллации (Collatia), а родным демом Гиппарха, сына Харма, был Колит (). История с претензиями Германии на «Тарквиния и Лукрецию», уголовное дело, заведенное немцами на российского бизнесмена Владимира Логвиненко, владевшего картиной на тот момент, обсуждение темы на уровне Путин--Шредер – все это не способствует правильной атрибуции полотна.
pol. В науке нет единства мнений о подлинности этой истории. 70—71). Специалисты музея продолжили работу, начатую ещё в Москве.
Более драматическая версия этих последних сцен излагается Ливием (I. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично22— это приписываемые Рубенсу23 скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен24. Исполнявшийся на следующий день Регифугий начинал пятидневный переходный период между двумя годовыми циклами (24—28 февраля). Будут не раз отмечать сходство Лукреции и других женских образов фламандца с полотен «Сусанна и старцы», «Венера и Адонис». 9). 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг занимают отряды Красной Армии».
VI. Идея Магделена принимается ныне большинством исследователей57. Если «Венера и Адонис» написана в традиции легкой эротической поэмы и в ней чувствуется влияние Овидия, то «Лукреция» принадлежит другому, назидательному жанру поэзии. Дионисий, пересказывая историю, опускает первую встречу Секста с Лукрецией. 18) и Горацией для Куриация у Ливия (I.
Это имя было известно уже Полибию (III. В этой истории право Гордия на царскую власть в Фригии переписано на его сына Мидаса. 20. до н. э. ). «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как неизвестное лицо, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом имя которого также не указывается». На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. 54—59).
IV. Некоторые детали в античной традиции указывают на ее «царский» статус. Можно предположить, что обладатель этого звания (по воле богов как победитель) становился носителем божественного начала (персонификация Марса). Очевидно, что римская история была сконструирована по афинской модели, в сюжете которой уже имелось готовое место для Лукреции (обиженные Гармодий и его сестра)22. В период республики главным ритуалом Регифугия было жертвоприношение на Комиции, совершавшееся «священным царем» (rex sacrorum), вслед за которым следовало его бегство в неизвестном направлении.
Победившие в скачке царские племянники получили назначение на должности преторов — Коллатин (rex sacrorum), Брут и Валерий (по традиции — консулы). Реконструкция Холлемана основана на параллели между образом Лукреции и культом богини Уни (Юноны) в Церэ, где она отождествлялась с Астартой и Левкотеей. В этой сцене, конечно, не было места для Лукреции.
Картина долгое время хранилось в ненадлежащих условиях и сильно пострадала. Судя по всему, Рубенс эту картину написал в 1609 – 1611 гг., вскоре после возвращения из Италии, где он набирался впечатлений от итальянской живописи и скульптуры возможно источником вдохновения стала «Тарквиний и Лукреция» Тициана, которую он мог видеть в Мадриде, где побывал в 1603 году. 3). с. 194 Холлеман обратил внимание на факт прядения Лукрецией шерсти для изготовления плаща своему «господину» Луцию Тарквинию и сравнивает это с другими случаями изготовления женщинами военных плащей своим мужьям или женихам, например Аретузой для Ликоты у Проперция (IV. Когда там однажды в свободное время каждый стал хвалить свою жену, решили проверить их.
Античные авторы явно воспроизводили один и тот же образец. Лукреция пишет супругу, призывая его срочно вернуться и передает письмо гонцу. Точно такой же выбор поставил перед Лукрецией проникший к ней ночью Секст Тарквиний — или быть убитой вместе с каким-либо рабом и тем быть опозоренной (не имея возможности оправдаться) или уступить царскому сыну и затем, когда он унаследует трон, стать царицей. Именно в Церэ засвидетельствованы эпиграфические следы семейства Tarchna (CIL. Он предполагает, что в упомянутом Овидием (Fasti.
21. Вернер Шуберт подробно рассмотрел сходство сюжета и деталей обеих версий29. 10)27. На момент поступления произведение прошло комплекс реставрационных работ, выполненных московскими специалистами, включавшими в себя техническую реставрацию (укрепление красочного слоя, устранение деформаций, дублирование на новый холст и подведение реставрационного грунта), также была восстановлена и частично выровнена пленка сильно пожелтевшего лака, лежавшего на картине неравномерно и начата работа по восполнению живописи в местах утрат красочного слоя. У грека Тимея и писавшего по-гречески Фабия Пиктора самоубийство Лукреции было всего лишь развитием мотива эллинистической литературы.
Ее муж (самодержавная монархия) будет продолжать охотиться в полях и лесах, но в критические моменты не его сила, а лишь здоровая интуиция его жены спасет их от дьявольских уловок графа. На заседании Реставрационной комиссии Государственного Эрмитажа, состоявшегося 16 сентября 2004г., было принято решение об окончании реставрации. Другая история (II. 66. Как известно, при подготовке и после издания законов Августа среди римских юристов, а следовательно и в обществе, обсуждалась проблема соотношения прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и отношения к ним права.
Она выглядит так, будто перед нами некий римский ритуал, в соответствии с которым жрец осуществлял жертвоприношение и давал клятву подвернуть изгнанию прежнего «царя» и никогда не позволить ему вернуться. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия. 21 (20). В рассказе Дионисия (IV. Парящий в небе орел неожиданно спикировал и сорвал с головы Лукумона его головной убор. XI.
Ритуал, справлявшийся на Марсовом Поле, мог стать фольклорно-литературной аналогией описания военной осады вражеского города (Ардеи). Вместо того чтобы участвовать в восстании, он садится и пишет поэму, «пародирующую историю и Шекспира». Во многих версиях и римейках этой истории Лукреция символизирует Рим (или, шире, Родину), а насильник Секст Тарквиний — образ тирана (или врага)2. Так Лукреция выиграла это импровизированное «соревнование жен», устроенное их мужьями.
Центральным актом ритуала, осуществлявшегося в конце годового цикла, было соревнование — конная скачка знатных юношей, призом в которой было звание «Марса». Fasti. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа», авторства Караваджо. Перепуганный Гордий пошел рассказать о божественном знамении телмесским прорицателям. Он переносит сюжет Лукреции в дом русского помещика, а на место Тарквиния назначает проезжего (изПарижа в Петербург) ловеласа, распустившего перья перед провинциальной дамой. Вот таким образом она выбирает смерть: «а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни. ».
Имелись в виду женщины, обозначавшиеся как impudicae. Согласно этому плану, он прибыл бы в столицу как раз накануне восстания декабристов (14декабря) и непременно принял бы в нем участие, поскольку его близкие друзья– Пущин, Кюхельбекер и Рылеев– были среди заговорщиков. Вступив в брак с Гордием, девушка-жрица именно его отметила как божественного избранника. У него она была приобретена антикваром Александром Дадиани за 500 тыс.
Кроме того, Эрмитажем на временное хранение были приняты и другие картины из коллекции Логвиненко, в том числе «Распятие» кисти Питера Пауля Рубенса, которое представляет собой, по всей вероятности исчезнувшую еще в 1794 году центральную часть пределы триптиха «Чудесный улов рыбы», написанного Рубенсом в 1618—1619гг. Он понимает ее как никто другой он видит и драматическую и комическую стороны происходящих событий. Возможно, Акций, написавший трагедию «Брут», вдохновлялся чтением греческих образцов и вот таким образом он «передал» нож из рук Лукреция (обязанного совершить убийство дочери по римским обычаям) в руки Брута103. Правила явно вдохновлялись брачной политикой Августа. Но в Лации до эпохи Империи существовал обычай смены царя-жреца Дианы Немейской посредством его убийства, совершаемого преемником108. Лукреция и сама это осознает, говоря «тело одно подверглось позору, душа же невинна», но она не видит выхода для женщины, подвергшейся насилию: «Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия. ».
Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя исключительно на психологических аспектах, Рембрандт лишает композицию любых отвлекающих деталей и факторов. Жена царского племянника Тарквиния Коллатина покончила жизнь самоубийством, после того как сын царя Секст совершил над ней насилие1. В противном случае, к несчастью и всплывают все эти «возможно».
Вот таким образом, кажется, логичной выглядит идея, развитая Аттилио Мастрочинкве, что самоубийство Лукреции было воспето поэтом Акцием (последняя треть II в. до н. э. ) в трагедии «Брут», написанной по сюжету «Электры» Еврипида19. В Марсе он видит лишь божество войны, вот таким образом Эквиррии (Equirria) 27 февраля, которые он рассматривает с. 189 в связке с Регифугием, трактуются им как подготовка конницы к началу военного сезона. Выполнение этой задачи было поручено группе сотрудников Лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа: Кузнецову А. В. (художник-реставратор высшей категории, заведующий лабораторией), Бровкину В. Ю. и Никольскому А. С. (художники-реставраторы I категории)12. Пока остальные участники домашнего совета предавались скорби, ошеломленные ее поступком, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Сюжет «целомудренного самоубийства» благородной римлянки был весьма популярен. Спустя десятилетия в 1999 году его дочь Татьяна Борисовна продала полотно, сложенное в несколько раз, анонимному коллекционеру за 800 долл. 8 «Этот покупатель, до сих пор фигурирующий во всех документах как неизвестное лицо, перепродал картину уже за 28 000 долларов некоему торговцу антиквариатом имя которого также не указывается»6.
Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего – скрылся. 66—67), Коллатин отсутствовал в домашнем разбирательстве (iudicium domesticum) случившегося с Лукрецией, так что она выглядит подчиненной власти своего отца (in patri potestate), а не мужа38. Версии Дионисия и Ливия могли быть своего рода иллюстрацией к ним. Как указывают, ещё две картины («Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов»), переданные аналогично— это приписываемые Рубенсу скорее всего, это выполненные учениками копии с его полотен.
Прежде всего, с теми картинами на исторические и мифологические сюжеты, главное место в которых занимают изображения обнажённых женских фигур («Сусанна и старцы», «Венера и Адонис»). Граф Нулин (нигилист и антихрист) будет и далее время от времени соблазнять Наталью Павловну (Россию) своими парижскими идеями, модами и обольстительными манерами. Высказывалось предположение, что роль Брута получила развитие в римской исторической традиции только с конца II в. до н. э. Возможным источником его возвышения называют трагедию Л. Акция (Accius, Attius) «Брут»93, которая оказала большое влияние на творчество Л. Кальпурния Пизона94. И, наконец, нет каких-либо определенных данных о ритуале Священного Брака в раннем Риме. Именно вот таким образом Лукреция спешила закончить изготовление плаща (gaunacum).
3)89. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме. Этрусские новогодние ритуалы, которые можно было наблюдать в IV—III вв.
В этот момент его дочь Лукреция могла рассматриваться как суррогатная «царская дочь»83. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Образ Тарквиния по манере исполнения необычайно близок к изображению спящего Самсона в рубенсовской картине «Самсон и Далила». Рассказ Ливия более красочен.
Пушкинская эпоха– первая треть XIXвека– время сотворения культа Шекспира. Иначе говоря, рядом с ритуальным царем (rex sacrorum) теперь появился этрусский монарх, державший в своих руках военное предводительство (magister populi)74. XLVIII. 34.