Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. В 1720-х Иоганн Готфрид Таннауэр пишет портрет Федор Матвеевича Апраксина, одного из видных деятелей ХVIII века. Иоганн Готфрид Таннауэр (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, в дореволюционной литературе именовался Дангауэром, 1680—1737)— немецкий живописец, портретист, миниатюрист.
247, 291 – 292, 626 – 627 т. II, стр. К сожалению, судьба этого произведения остается неизвестной до настоящего времени. Сопоставление живописи и поэзии в данном случае закономерно, так как культура барокко обнаруживает стремление «скрещивать» языки различных искусств. Ге, работавший над картиной «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», в качестве образца использовал портрет кисти Таннауера). 1886, стр. 4—5.
Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737 (3. ) г. Родом из Саксонии сначала был часовщиком в Швабии потом занимался музыкой и наконец посвятил себя живописи, в которой его наставником был Себастьян Бомбелли в Венеции. – Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд. Иоганн Готфрид Таннауер /Tannauer/ (1680 – 1737) Родился в Нижней Саксонии, в семье часовых дел мастера и художника. Затем жил в Голландии, копировал Рубенса. П. И. Ягужинского (у гр.
в Москве, СПб. В 1714 г. он командовал русской эскадрой, действовавшей у шведских берегов. Сын Таннауера, Иоганн Себастьян, учился гравированию при Академии наук. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.
111—132. Аммона, Москва 1858 изд.
1886, стр. 1872, стр. — И. Божерянов, "Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого", СПб. В Россию И. Таннауер прибыл уже зрелым человеком, тридцати лет от роду. П. И. Ягужинского (у гр. Особое место в художественном наследии И. Таннауера занимает иконография Петра I. Так современники свидетельствуют, что после посещения царем дома Черноголовых (в Риге – Л. М. ) 21 ноября 1711 года решено было в память этого повесить портрет.
1889, т. 1, стр. Он направил «челобитную», в которой довольно резко писал: Ежели по моему прошению удовольствован я не буду, то мне впередь служить невозможно иного ничего не прошу, токмо о свободном моем апшите. 4 – 5. Таннауер с гордостью писал, что он стал искусен в обеих областях, «ибо в Венеции при славном мастере именуемом Бомбелли я обучался пять лет». — Дневник каммер-юнкера Берхгольца изд.
Был придворным живописцем. Апраксин выдвинулся в крупные государственные деятели. Наиболее известен «Портрет Петра I во время Полтавской баталии» (1710-е гг. ), в котором языком аллегории создаётся образ царя-победителя. После смерти Петра положение Таннауера ухудшилось. — Д. А. Ровинский, "Русские граверы и их произведения", Москва 1870, стр.
30. – Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. Около 1700 года И. Г. Таннауер отправился в Италию, где вначале обучался музыке, а затем увлекся живописью и продолжил образование у Себастьяна Бомбелли (1635 – 1716). Толстого. в Москве", СПб. 1889, т. 1, стр.
Точка зрения дана снизу вверх, подчеркивая величие императора-полководца. «Да будет поэзией живопись» – таков один из лозунгов барочной культуры. Ему приписывается рисунок с изображением Петра I на смертном одре. 36, 222. 3 и 28.
223, 287, 247, 249 – 261, 265, 274, 279, 282 – 284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. 3870, стр. 36, 222. 90, 117, 172, 173, 249. Ф. М.
Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. По свидетельству современников, художник портретировал Петра I в 1714, 1722 и 1726 годах. 2-е, ч. II, стр. В марте 1711 года в Смоленске состоялась первая встреча художника и Петра Великого, который сразу приказал «маляра» сопровождать его в Прутском походе. Придворный художник при Петре I. Работал в России с 1711 по 1737 гг. Его авторству принадлежит написанная с натуры картина изображающая Петра I на смертном одре (хранится в Государственном Эрмитаже). Ему также доверили писать Петра на смертном ложе (ГЭ).
— Его же, Подробный словарь русских гравированных портретов, СПб. — Его же, "Подробный словарь русских гравированных портретов", СПб. В новой северной столице Таннауер получил звание «гофмалера», первого придворного живописца в России. Большое значение уделяется изображению неба. – П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI – ХVIII вв.
I, стр. 1—2 и 143. Среди его учеников были Еропкин, Усов и Ф. Черкасов. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. Созданный Таннауером «Портрет царевича Алексея Петровича» (первая половина 1710-х годов, ГРМ) относится, вероятно, к периоду, когда Царевичу было поручено «верховное надзирание» во время Прутского похода Петра по указу (6 марта 1711г. ).
Недаром скульптор Бернини гордился тем, что мог уподобить скульптуру живописи. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп.
Был придворным живописцем. 36, 222. академии художеств.
немецкий художник, портретист, миниатюрист. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). Затем жил в Голландии, копировал Рубенса.
— А. И. Новицкий, "История русского искусства", Москва 1900, т. II, стр. Толстого, Ф. М. 30. Он прибыл в Россию в 1711 году. Ф. М.
И. Г. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. 3 и 28. Он с гордостью писал, что привел в порядок часы с боем» для царевен Анны и Елизаветы Петровны императрицы Екатерины I. Наряду с оригинальными и копийными портретами царской семьи Таннауер указал, что «написал четырех святых на Святые ворота», сделал «четыре рисунка тушью», «портрет тушью ее Величества Императрицы, который должен использоваться для медалей» «миниатюрный портрет ее Величества Императрицы в профиль, который должен использоваться для медалей, а также многие другие вещи».
1872, стр. Законченный вид портрета стиля барокко мы находим в творчестве немецкого живописца Иоганна Готфрида Таннауера (1680-1737). Материалы – краски, кисти, холсты, а также квартира, дрова и свечи оплачивались из казны. — П. Н. Петров, "Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, "Картинная галерея Имп.
С. Д. Шереметева). Тема неба – одна из центральных в искусстве барокко (в 1960 году в Штутгарте проходила специальная выставка под названием «Небо барокко»). Умер Т. в 1737 г. А. Сомов, Картинная галерея Имп. 1325, 1387 – 1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр.
1875, т. I, стр. 1872, вып. 90, 117, 172, 173, 249. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). I, стр.
Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост — в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. Алексей Петрович представлен в красном кафтане с голубыми отворотами и кирасе. 2-е, ч. II, стр. Как писал сам Таннауер, после «Прутской кампании» «я безотлучно следовал при дворе до Санкт Питер бурха».
56, 107 и 423 т. II, стр. Изображение величественно и репрезентативно. 3870, стр. 1889, т. 1, стр.
Небольшая по размеру картина представляется огромным полотном. Изображение его богато насыщено аллегориями, здесь сочетается реальность и иллюзия, жизненные персонажи и плоды воображения: парят орлы, трубят ангелы. 4—5. — А. Wassiltchikoff, "Liste alphabetique de portraits russes", СПб. Тонкое худое лицо, похожее на отцовское, обрамлено прямыми черными волосами до плеч. По некоторым источникам (Каталог ГРМ, 1998, с. 159), будучи за границей, Петр I по рекомендации живописца Я. Купецкого пригласил Таннауера в Россию.
29 декабря Таннауеру был показан интерьер, где предполагалось повесить произведение и «по сему случаю был распит штоф шампанского». В Петербурге им написано множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц, среди которых несколько портретов Петра Великого, царевича Алексея Петровича, графа П. А. Толстого, генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и др. Затем художник жил и работал в Голландии, где копировал полотна П. Рубенса.
303—304. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). 56, 107 и 423 т. II, стр. Итальянский мастер, работавший при дворе в Брауншвейге (Нижняя Саксония), был хорошо известен в Германии своими живописными портретами и миниатюрами.
1—2 и 143. — J. Hasselblatt, "Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl. — А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр. С. Д. Шереметева). А 12 февраля 1712 года Таннауер получил 60 дукатов, по-видимому, за выполнение заказа. Наряду с писанием портретов членов царской фамилии и других лиц он занимался и починкой часов.
Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. 1872, вып. Однако к тому времени Таннауер уже перебрался в Вену, где первого октября 1710 года подписал договор, заключенный с ним по поручению русского двора бароном Урбихом. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368. При этом Таннауер предлагал «по всемилостивейшему требованию часовым мастерством и музыкою себя рекомендовать».
90, 117, 172, 173, 249. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора – совершенная натура. — П. Н. Петров, Каталог исторической выставки портретов лиц XVI — ХVIII вв. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же).
– И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Этим доставил великое удовольствие царю. Вернувшись в Петербург, И. Г. Таннауер получил почетное звание придворного живописца. Сын Таннауера, Иоаганн Себастьян учился гравированию при Академии наук. 111 – 132.
С. 304. ). Первоначально занимался часовым делом и музыкой. – J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
Художник неоднократно писал портреты Петра I, членов его семьи и его приближённых. — И. Божерянов, Очерк развития искусства в России в царствование Петра Великого, СПб. Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Неоднократно писал портреты Петра I и Екатерины I. Одной из самых известных его картин является конный портрет Петра: Петр I в Полтавской битве, 1725 (4. ), хранящийся в Русском музее. С. Д. Шереметева). I, стр.
академии художеств. Оно как бы живет своей особой жизнью. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный, в латах и поясной, профильный, в Романовской галерее Эрмитажа большой, во весь рост— в московской Оружейной палате и другие), портреты царевича Алексея Петровича, царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце), принцессы Шарлоты-Софии и гр. – А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. Russischen Akademie der Knste, in Petersb. ", СПб. Апраксина. Иоганн Готфрид Таннауер (нем.
«Портрет Ф. М. Апраксина» ярко демонстрирует, как в условиях русской действительности абстрактный идеал барочного портрета приобретает жизненную конкретность и достоверность. 303—304. Ч. 2. Он говорил: «Есть высшее достижение моего резца, которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». – СПб., 1872.
В России И. Таннауер был загружен работой. 3870, стр. Хотя каждый из них отличался необыкновенным сходством и не имел никаких недостатков, однакоже всех похожее был портрет императора — совершенная натура. 1875, т. I, стр. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце).
2-е, ч. II, стр. Из подобных его произведений можно указать на несколько портретов Петра Великого (коленный в латах и поясной профильный в Романовской галерее Эрмитажа большой во весь рост— в московской Оружейной палате и другие) портреты царевича Алексея Петровича царевны Анны Петровны и её супруга (в царскосельском дворце) принцессы Шарлоты-Софии и гр. 111—132. – Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. Портрет этот принадлежит к сюите пяти чувств и представляет слух: Т. изображен на нем играющим на скрипке. — J. Hasselblatt, Historischer Ueberblick der Entwickelung der Kaiserl.
303 – 304. 247, 291—292, 626—627 т. II, стр. Родился в Саксонии (. ). 1872, стр. Кроме того, T. приписываются следующие портреты: Петр I, усопший (в академии художеств) он же, конный (у Н. Д. Быкова) Петр I Екатерина I, поясные (в Московской Оружейной Палате) царевна Наталья Алексеевна (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) крон-принцесса Шарлотта-София (там же). По свидетельству Я. Штелина, он был «превосходным портретистом», а картины кисти Таннауэра «правильны по рисунку, очень выразительны и его колорит выдержан в горячем истинно рубенсовском вкусе». Каталог оригинальных произведений русской живописи", СПб.
Аммона, Москва 1858 изд. 1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. В 1697 г. ему был поручен главный надзор за судостроением в Воронеже. 30. 223, 287, 247, 249—261, 265, 274, 279, 282—284, 289, 290, 348, 352, 362, 368.
1886, стр. Таннауер как «гофмалер», то есть придворный художник, портретирует не только Петра, но и придворную знать: А. Д. 1875, т. I, стр.
Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. Писал портреты исторические картины, миниатюры, делал рисунки тушью, ремонтировал часы. Живописи учился в Венеции у С. Бомбелли. — художник-портретист в службе Петра, сын живописца, родился на 1680 г. в Саксонии занимался сначала часовым мастерством и музыкой в Швабии, отсюда отправился для усовершенствования в своем ремесле в Венецию, но, познакомившись здесь с Себастиано Бомбелли, стал учиться у него живописи. Таннауер Иоганн Готфрид – художник портретист, миниатюрист. – А. И. Новицкий, История русского искусства, Москва 1900, т. II, стр.
— "Дневник каммер-юнкера Берхгольца" изд. Каталог оригинальных произведений русской живописи, СПб. Принимал участие в детских играх и занятиях Петра с потешными полками. Апраксин представлен на фоне битвы с жезлом в руке и в развевающейся мантии. Работал в России с 1711 по 1737 (3. ).
56, 107 и 423 т. II, стр. В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе. в Москве, СПб. городах. Умер Т. в 1737 г. В Карлсбаде был рекомендован императору Петру Великому сопровождал его в прутском походе до 1723году состоял придворным живописцем Петра I и не покидал Петербурга до конца своей жизни.
1325, 1387—1388, 1623, 1734, 1869 доп., стр. Russischen Akademie der Knste, in Petersb., СПб. П. И. Ягужинского (у гр. Граф Апраксин Федор Матвеевич (1671-1728) – русский государственный деятель, генерал-адмирал (1708), знаменитый сподвижник Петра I. Его сестра Марфа Матвеевна (1664-1715) была второй женой царя Федора Алексеевича, благодаря этому браку Ф. М. Первоначально занимался часовым делом и музыкой. Аммона, Москва 1858 изд.
– М., 1860. 3 и 28. Немецкий художник неоднократно писал изображения Петра Великого и членов его семьи, а также «птенцов гнезда Петрова», его сподвижников – адмирала Ф. М. Апраксина, дипломата ПА. С. 4. ). Таннауеру принадлежит несколько портретов Петра I из них на сегодняшний день известны профильный портрет из музея «Кусково» и портрет на фоне Полтавской битвы (1710-е годы, ГРМ).
1 – 2 и 143. Просмотрено и дополнено А. А. Васильчиковым, Г. Н. Геннади и В. В. Стасовым. академии художеств. — Д. А. Ровинский, Русские граверы и их произведения, Москва 1870, стр. При русском дворе Таннауэр занимал должность гофмалера – придворного живописца.
Им написано здесь множество портретов особ царской фамилии и знатных лиц. До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). Меншикова, П. А. 1872, вып. В этом ряду стоит и портрет царского сына, наследника престола Алексея Петровича. — А. Wassiltchikoff, Liste alphabetique de portraits russes, СПб.
До настоящего времени сохранились следующие портреты, о которых достоверно известно, что они принадлежат кисти T. : Петр Великий, в профиль (у графа Шереметева, в Кускове близ Москвы) царевич Алексей Петрович (в галерее дома Романовых при Эрмитаже) Императрица Анна Иоанновна (в Царскосельском и Гатчинском дворцах) А. Д. Татищев (в имении графа Шереметева Кускове) граф П. И. Ягужинский (там же) Анна Петровна (в Царскосельском старом дворце). В 1710 г. Т. переселился в Россию и сопровождал Петра в Прутском походе.