Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист.
В 1784 Гейнсборо разрывает отношения с академией художеств и выставляет свои картины на персональных выставках у себя дома. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея). Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались.
Он обращается к изображению обнаженного тела: Купание Дианы (ок. Художник работал жидкой краской и был мастером тончайших лессировок. Печать оригинальности лежала на всем, что бы он ни сказал или сделал. А. Кузнецова.
Под их влиянием изменился стиль художника. В Бате, где он поселился, его ждало абсолютно иное общество. Первую картину Томас написал в 1745 году – бультерьер на фоне пейзажа. 1904. Мир английской усадьбы и ее обитателей предстает в произведениях этого времени.
Особенно это заметно в работе «Пейзаж» (Музей Уорчестера), которую Гейнсборо показал на выставке 1763 года в Обществе британских художников. Не ставя себе целью достичь буквальной правды в передаче видимого, Гейнсборо ищет своего рода эмоциональную правду – правду чувств. 1748–1749, Лондон, Национальная галерея).
На тончайших модуляциях розовых, золотистых, серебристо-зеленоватых, оливковых тонов построен прелестный «Портрет графини Мери Хау» (ок. Но в какой бы области ни творил Гейнсборо-в рисунках, гравюрах, картинах, будь то портреты, пейзажи или неприхотливые сельские сцены, - во всем проявлялся его пленительный дар. Лучшей работой этого периода называют «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (ок. Главное в его портретах – поэтическое раскрытие настроения портретируемого.
В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо. Constables Correspondence. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. V. 6.
Ранний период творчества мастера прошел в небольших городках Садбери (родине художника) и Ипсвиче, где его заказчиками были главным образом окрестные помещики. Работы поражают своими размерами, фигуры даны в натуральную величину, что было не принято тогда для «низких» жанров. Позднее он испытал большое влияние пейзажной живописи Рубенса. М., 1963 И. А. Кузнецова.
Уже в «Портрете Мери Грэм» (1775—1777, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) ярко высвеченная фигура молодой женщины в восхитительно написанном платье дана на фоне тревожного закатного неба и романтической, увитой плющом колонны. Одним из шедевров такого жанра была картина Супруги Эндрюс (ок. На полотне Портрет госпожи Шеридан (ок. В ранних пейзажах Гейнсборо видно влияние реалистических голландских пейзажей 17 в., тщательная проработка деталей: Корнардский лес (1748), Вид Дедэма (нач. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Первым его учителем был известный французский рисовальщик Юбер Гравело (1699–1773), работавший в Лондоне.
1767, Художественный музей, Толедо, штат Огайо). Холсты Гейнсборо исполнены дыхания жизни. Здесь, в Бате, принципиально изменился подход художника к модели. Сам процесс работы Гейнсборо над картиной был захватывающим зрелищем. Уверяю вас, что я не добился успеха не от недостатка расспросов, так как я беседовал со всеми, знавшими его. В отличие от Рейнолдса, дарованию Гейнсборо оказалась близка не античная классика, а голландские пейзажисты XVII века и французские мастера XVIII столетия, в особенности Ватто.
Произведения Гейнсборо апеллируют непосредственно к активному восприятию зрителя и именно это лежит в основе их воздействия, особенно в пору зрелости таланта мастера. Пожалуй, самый удачный из них – портрет молодой супружеской пары, получивший название Утренняя прогулка (1785, Лондон, Национальная галерея).
Родился в 1727 году в Садбери (Суффолк). Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Столь же существенно и значение ритма.
А на конце темной шелковой ленты, завязанной под подбородок, виднеется золотое распятье. Уже в 13 лет он уехал в Лондон и стал обеспечивать себя сам.
Картина Голубой мальчик (ок. Мартина, которой руководил Хогарт (1697–1764). В эти годы фоны его портретов очень близки его пейзажам, делаясь всё шире и свободнее.
Вскоре он обзавёлся собственной мастерской. Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) (1727-1788), английский художник, рисовальщик и гравер. Впоследствии к тому же стремился и великий английский пейзажист Констебл. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. О его творческих исканиях этого периода можно говорить по новым темам в его творчестве.
Мастер стремился к тонким и нежным полутонам, мягкой светотени. Портретное искусство давалось ему не менее хорошо.
В изображениях супругов Эндрюс (1748—1749, Лондон, Национальная галерея) и Ллойда Хинига с сестрой (1750-е, Кембридж, Музей Фитцуильям) несколько кукольные фигурки моделей смещены к краю композиции. Его стиль приобрел большую свободу, мазок стал более фактурным. В декабре 1788 года первый президент лондонской Королевской Академии, знаменитый портретист Джошуа Рейнолдс воздал должное своему собрату и сопернику Томасу Гейнсборо, незадолго до этого скончавшемуся, посвятив ему очередную президентскую речь к ученикам Академии. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году). Этого, конечно, недостаточно. P. 11, 16). С начала 80-х создает серию больших картин, на которых обращается к крестьянской теме: Девочка с кувшином (1785, Англия, собрание Бейта), Деревенские дети (1787, Нью-Йорк, Метрополитен музей).
3) с моей публикацией нескольких писем художника (E. Снежно белый цвет молодой кожи девушки заставит восхититься любого человека. С необычайным артистизмом написан «Портрет Анны Форд» (1760, Цинциннати, Художественный музей). Темные, тонкие брови и небольшая здоровая румяность молодых щек. Одна из самых известных – "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера).
Умер 2 августа 1788 года от рака. Рейнолдс, говоря о Гейнсборо, отмечал впечатление беспорядочного нагромождения мазков, которое производят его холсты вблизи, однако с определенного расстояния оно приобретает форму, «так что под этой видимостью случайности и неторопливой небрежности нельзя не признать сознательно рассчитанного эффекта, достигнутого упорным трудом». Грунт становится опять светлее, фактура более текучей. Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт.
Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата. Композиционное решение у Гейнсборо простое – он располагает фигуру посередине холста. В начале 80-х меняется палитра художника: краски становятся светлее, мазок легче, прозрачный, создающий иллюзию того, что фигуры словно купаются в воздухе, еще больше сливаясь с окружающей средой. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами – его сентиментальное отношение к сельской жизни. Рукой мастера двигала гениальная интуиция, с которой он воспринимал модель и воплощал ее характер и настроение на холсте.
Портреты этого времени очень живые, непринужденные: Автопортрет (1754, Хогтон, частное собрание). В 1746 он возвращается в Садбери, где пишет портреты и пейзажи. М., 1967. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к возвышенному, а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами – его сентиментальное отношение к сельской жизни.
В начале 50-х Гейнсборо пишет своеобразные «портреты в пейзаже», дающие новое решение взаимоотношения фигуры и окружающей природы. В своих произведениях – и портретах и пейзажах – художник развивал новое направление английской живописи. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Гейнсборо стремился найти нечто среднее между работами голландских и французских мастеров.
Великий английский художник писал картины до конца своей жизни. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. М., 1962. Крестьянский жанр в творчестве Гейнсборо // 50 лет ГМИИ им.
Однако Гейнсборо не интересовали оба эти направления. Вообще у Гейнсборо отсутствует «читабельная» структура замкнутых и «законченных» холстов других английских мастеров XVIII века, будь то Райт из Дерби, Стаббс или кто-то другой. Однако талант мастера схватывать и верно передавать живое сходство и характер модели, его тонкий поэтический дар одухотворения образа ломают застывшие каноны парадного портретирования.
В результате манера письма Гейнсборо становится более свободной, беглой, а красочный слой более жидким и текучим. Она показана среди пейзажа, погруженная в свои мысли. Ему следовало бы заимствовать скромную расцветку у сэра Джошуа Рейнолдса». Единственная его работа, находящаяся в России, Портрет герцогини де Бофор (1770-е, С. -Петербург, Эрмитаж), поражает не только внешней эффектностью, но и поэтичностью и одухотворенностью.
Он родился в семье суконщика в местечке Садбери в Суффолке (восточная Англия), с детства проявил способности к рисованию и в 13 лет был отправлен на учебу в Лондон. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Т. 3.
Одна из самых известных – Телега с урожаем (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Внешне невозмутима, с загадочным, пронизывающим взглядом темно-карих глаз.
В этом он коренным образом отличался как от неистового и желчного Хогарта, так и от хитроумного и проницательного интеллектуала Рейнолдса. С. 246-264). Гейнсборо ценил в природе естественную, скромную красоту, созвучную переживаниям человека. Чаще всего художник писал портреты в жанре так называемой «разговорной картины» изображая обычно не более двух персонажей. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).
1784–1785, Англия, Букингэмский дворец). Среди них известный Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), на котором актриса в элегантном городском платье предстает человеком большой интеллектуальной глубины, страстного темперамента, волевого характера. Живя в Лондоне, он пишет портреты.
Художник мечтал освободиться от тяготивших его заказов на портреты, чтобы уединиться и писать пейзажи, считая это главным своим призванием. Эта и другие критические статьи сильно задевали Гейнсборо. 1750-х). Исполненная беглой кистью листва деревьев сливается здесь в общую подвижную массу. Тогда же он пишет животных, собак, показав себя прекрасным анималистом. А. Некрасова.
Художник не признавал обязательности так называемых «исторических» картин, почитавшихся Рейнолдсом вершиной живописи. В газетах появилось множество отзывов о его работах. Мазки кисти точные и динамичные, он растворяет один цвет в другом при помощи отдельных мазков иного тона.
Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Пердитта (Портрет Мэри Робинзон) (1781–1782, Лондон, Коллекция Уоллес) – пример этой новой манеры художника. Маэстрия, с которой написаны картины, поражала современников. 1783, Вашингтон, Национальная галерея) художник изображает жену драматурга Шеридана. Особое влияние на него произвело искусство таких художников, как Рубенс и Ван Дейк.
В первую очередь для нас важны его письма, удивительно живые, непосредственные искренние. Последними словами Томаса Гейнсборо были: «Все мы отправимся на небо и Ван Дейк с нами».
С прогулок он приносил с собой ветки деревьев, пучки травы, куски мха, камни. В 1759 Гейнсборо покинул Ипсвич. Она выполнена в ярких, сочных цветах и вся как бы пронизана желторозовыми лучами солнца.
Ее мечты, тишина вечера, лучи заходящего солнца передают мягкую прелесть картины, поэтичность образа. Именно такой уголок английского парка Гейнсборо написал в портрете молодой четы Уильяма и Элизабет Хеллетт, более известном под названием «Утренняя прогулка» (1785, Лондон, Национальная галерея). Все это объединено, пронизано чисто английским ощущением света. Мир Гейнсборо наполнен покоем и гармонией. Мне кажется, что в Ипсуиче не представляли себе его значения, пока они его не потеряли. Довольно часто он писал пейзаж не в солнечном, а в лунном свете, полагая, что от этого все элементы «кажутся красивее, так как свет и тень ложатся более широко». В первой картине открывается вид на равнину с перелесками и ухоженное поле — гордость запечатленных хозяев во втором холсте изображен уголок английского парка, на фоне которого позируют трогательный хрупкий мальчик со своей сестрой.
М., 1981. Движения кисти Гейнсборо были безошибочно точными и быстрыми. Томас Гейнсборо. В то же время краски живой природы отразились в цветовом решении его полотен. А. С. Пушкина.
Все это придавало особую трепетность тончайшей живописной ткани его произведений. В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Здесь он изучал рисование, стал писать свои первые пейзажи, занимался правкой старых картин, а также помогал другим художникам. Меняется стиль его работ.
Природа в них словно омыта чистым прозрачным воздухом, в котором ясно читаются контуры предметов и очертания человеческих фигур. Он копировал их картины и пользовался их техникой в создании своих собственных полотен.
Затем учится у портретиста и декоратора Фрэнсиса Хаймена (1708–1776) в художественной школе известной под названием академия св. Слишком горячо. Затем он изображал установленные таким образом пейзажи как настоящие картины природы. С. 318-356) и очень серьезные и убедительные работы И. А. Кузнецовой (статьи и альбом) (И. В советской искусствоведческой литературе Гейнсборо посвящен небольшой раздел в «Мастерах искусства об искусстве» (т. В творчестве Гейнсборо пейзаж играл не менее важную роль, нежели портрет.
Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. Картины Гейнсборо принципиально отличаются от творчества его английских собратьев. С. 142). Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом их отличает утонченная и свободная манера исполнения фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти.
В Бате коренным образом изменилась и живописная манера мастера.