Эти рекомендации соответствуют представлению о том, что воспроизводимое сюрреалистическим художником «находится между действительностью и сознанием», т. е. Вслушивайтесь в речь, звучащую в комнате и создавайте перед глазами картинки, пытаясь выдержать их в духе сюрреализма. Работы в стиле сюрреализма называют абсурдными, лишенными логики, полными противоречий. Сюрреализм (от фр. surralisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм»)— направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах.
К 70-м годам ХХ века сюрреализм отходит в прошлое, оставляя нам в наследие свои принципы, которые актуальны и поныне. Среди приверженцев сюрреализма были писатели Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, А. Бретон, А. Арто художники М. Эрнест, Мэн Рей, А. Сассон, Ж. Мюро. Термин «сюрреалистическая драма» впервые появляется в 1917 в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Сюрреализм (фр. surralisme— сверхреализм)— направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции.
Сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов путем освобождения творческих сил подсознания. Возможно именно эта работа повлияла на сюрреалистов, увидевших в творчестве душевнобольных «подлинное искусство». (1947) Ж. -П. Сартр назвал сюрреализм «последними конвульсиями буржуазного индивидуализма». Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику используя фантасмагорические формы. К сюрреализму искусствоведы относят творчество Отем де Форест — юной американки, удостоенной премии Ватикана за вклад в искусство в 2015 году.
Адепты французского сюрреализма декларировали отсутствие у них какой-либо эстетической или моральной озабоченности. Сюрреализм – модное движение в живописи в межвоенные годы. Как-то Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а также назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него, таким как, например, Виженари арт. Драматургическое наследие представлено драмами Армана Салакру, созданными между 1925 и 1930, Жана Кокто, Жоржа Неве, Р. Витрака в 1927 Р. Витрак вместе с А. Арто и Робером Ароном создал для постановки сюрреалистических пьес Театр «Альфред-Жарри».
Метафизические устремления сюрреалистов, поиски контакта с сверхреальностью вызывали у широкой публики меньше интереса, чем некоторые методы и игры, которыми они пользовались для «освобождения от разума». К ведущим мастерам сюрреализма на начальном этапе становления этого направления в искусстве (20-е годы ХХ века) относят Макса Эрнста, Жоана Миро, Андре Массона и Ива Танги. Сюрреализм во многом питался и таким предшествующим культурным феноменом, как психоанализ, открывший перед искусством горизонты еще не освоенной тематики сновидений и мира их значений.
Такой взгляд на искусство предлагал некий универсальный критерий для творчества вообще, который в конечном итоге был ничем иным, как критерием романтизма с его идеей двоемирия (реальность/сюрреальность) и беспредельной свободой поэтического воображения. История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Некоторое время к сюрреализму были близки П. Кли и П. Пикассо.
Одна из крупнейших фигур во французской литературе XX в. Он является режиссёром известной сюрреалистической фантазии «Орфей» (1950), образ Орфея у Кокто был лейтмотивом и стержнем всего его творчества. Сюрреализм эволюционировал из нигилистического «антиискусства» дадаизма, большинство представителей которого стали сюрреалистами. По теории сюрреализма истинную человеческую сущность и окружающее его мироздание могут отразить «только интуитивные, бессознательные чувства». Сюрреализм как художественное направление возник в Париже около 1924 г., будучи во многом продолжением дадаизма: это касается противостояния формализму кубистов, откровенного нигилизма, прославления алогичного и иррационального использования элементов психического автоматизма и теории причинности.
В обыденном понимании сюрреализм трактуется как что-то фантастическое, эксцентричное, безумное в искусстве. В 1917 году французский поэт Гийом Аполнер впервые упоминает понятие «сюрреализм». Самый простой сюрреалистический акт состоит в том, чтобы, взяв в руки револьвер, выйти на улицу и наудачу, насколько это возможно, стрелять по толпе.
Сюрреализм в живописи имел немало представителей в прошлом веке, а еще больше последователей находит сейчас. В 1925 вышел словарь 152 пословицы на потребу дня, составленный П. Элюаром и Б. Пере, в том же году – философская проза Непорочное зачатие, написанная А. Бретоном вместе с П. Элюаром, в 1938 – составленный ими же Краткий словарь сюрреализма. Изначально основным направлением движения была литература, но вскоре сюрреализм охватил живопись, скульптуру и другие формы в современном визуальном искусстве.
Со смертью А. Бретона сюрреалистическая группа прекратила свое существование. После окончания войны сюрреализм вновь активизирует свою деятельность. С. дали «Лицо войны»Эту картину можно назвать сюрреалистической только по форме. Сюрреализм (фр.
Именно эти противоречия сюрреализма в живописи имеют сильное воздействие на зрителя. Развивал сюрреалистическое направление в Бельгии. О пяти художниках-сюрреалистах, ставших самыми яркими представителями этого стиля, об их самых главных работах мы и поговорим далее. Сюрреализм, -а, м. Авангардистское направление в буржуазной литературе и искусстве 20 в., отрицающее роль разума и опыта в искусстве и ищущее источники творчества в сфере подсознательного. Сюрреализм как направление в искусстве сформировался в 20-х годах XX века.
Десятилетие спустя сюрреализм приобретает признание в мировом искусстве. Но лишь в 1924 году сюрреализм получает теоретическое обоснование в «Первом манифесте», который написал Андре Бретон. Дали, которого не было среди пионеров сюрреализма, с момента его появления в Париже стал одним из тех, чье творчество органично воплощало поэтику нового движения. Сюрреалисты пользовались методом автоматического письма, который предусматривал упразднение умного интеллектуального контроля над творческим процессом. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч.
Основатель и теоретик сюрреализма – Андре Бретон. Для развития кинематографа 20 в. исключительно продуктивна традиция сюрреалистического кино, что выразилось в творчестве Ж. Кокто, А. Мишо, Ж. Ренуара, Л. Малля, Р. Поланского, И. Бергмана, А. Хичкока, Э. Дювивье, Ж. Годара и др. Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях.
Ушла в небытие та часть сюрреализма, которая делала его таким притягательным, таинственным и важным. Образы, украшающие полотна сюрреалистов могут отождествляться с добром и злом. Современный сюрреализм в высокой степени видоизменился. Сюрреализм родился в среде послевоенной творческой интеллигенции, которая объединилась вокруг журнала «Литература» (1919–1924), основанного Андре Бретоном, Луи Арагоном и Филиппом Супо.
Галлюцинации, бред, сны – вот то, что можно по мнению сюрреалистов объединить с действительностью, получив при этом абсолютную реальность – сверхреальность. Отличительной особенностью сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. Испанские сюрреалисты художник Сальвадор Дали и режиссер Луис Бунюэль, объединив свои усилия, создали два скандально знаменитых киношедевра «Андалузский пес» и «Золотой век», ставшие самыми яркими примерами воплощения идей сюрреализма в кинематографе. О самом распиаренном сюрреалисте можно почитать ТАМ. Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон.
Совместная работа П. Пикассо, Э. Сати, Ж. Кокто и Л. Мясина породила настоящий сюрреалистический шедевр. Значение: сокращение от жанра искусства «сюрреализм», означает нечто странное, фантастическое, нелепое. В Интернете есть множество ресурсов, где можно увидеть картины в стиле сюрреализм авторства и современных художников и признанных мастеров XX столетия. Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость.
Сюрреализм в живописи исследует подсознание человеческого разума и, соответственно, утверждает, что познать правду мира можно именно через подсознание, а не через логическое восприятие действительности. Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии. Наиболее ярким примером сюрреализма считается творчество Сальвадора Дали. Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации. После Освобождения, несмотря на попытки вернувшегося из США А. Бретона, сюрреализм не смог восстановить статус ведущей художественной школы.
Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию. Позже к сюрреалистам присоединяется тогда еще почти неизвестный художник Сальвадор Дали.
Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Официально сюрреализм начинает свое существование в 1924 году, когда Андре Бретон провозглашает свой манифест. под влиянием переведенной в 1951 книги Хейзинги Homo Ludens: для Бретона игра привлекательна не сама по себе, но как единств, способ, продуцирующий магическое начало, в к-ром одновременно проявляется случайность, произвольность. манифесты, коллективные листовки, словари (А.
Пере, П. Элюар), глоссариев (М. Мэн Рэй. Теория автоматического письма декларирует особый статус поэта, к-рый сводится к статусу нейтрально-постороннего регистрирующего аппарата. Эстетич. Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от «классического» творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов.
Загадочный натюрморт Песнь любви (1914) со слепком головы Аполлона на темной стене, зеленым шаром на первом плане и черно-изумрудным небом в глубине картины включает еще один элемент из которого в силу его специфической фактуры можно было бы вывести стилистическую доминанту всей дальнейшей сюрреалистической живописи. Они перепробовали многое, но вещества не давали нужного эффекта, на что многие потом жаловались, а вот гипноз и голодание очень хвалили. Общий запас лексики (от греч.
При этом получались разнообразные конфигурации, которые и выражали мысли художника. Разница значительная. Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании.
Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное: «Писанина есть сплошное свинство», — говорил Антонен Арто в книге «Нервометр» (1925) сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза. Л. А. Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения: 1) исторического явления, обозначаемого «принадлежностью автора к группе, связанной с А. Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран) и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения» 2) общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»), проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не принадлежавших ни к какой сюрреалистической группе, — что характерно для русской литературы (Фостер Л. А. Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы».
Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг. выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н.
мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским. С 1925 М. Эрнст использует изобретенную им технику фроттажа – перенесение рельефной фактуры какого-либо предмета на холст или бумагу с помощью краски или карандаша, а также усовершенствует технику коллажа, которым иллюстрирует свои тексты. Эта традиция восходит к ранним выставкам кубистов, к негритянскому периоду (1906–1907) Пикассо, когда рядом с живописными полотнами выставлялись африканские ритуальные маски и статуэтки, призванные облегчить «узнавание» сжатых пластических формул. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич. Новак) и пр.
Франчес), алхимаж (Л. Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х), когда субъект бессознательно наговаривал приходившие в голову фразы особенно отличались в этом поэты Робер Деснос (1900-45) и Рене Кревель (1900-35).
Рисунки иллюстрированные поэмами Поля Элюара (1937). Ж. Батай, Р. Деснос, Ж. Превер, М. Лерис, Р. Кено выпустили памфлет, бичующий «морализаторскую» позицию «папы сюрреализма». Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих.
Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее крайних проявлениях: Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935) жестокости и раздвоения личности: Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949) саркастического описания реальности: Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925). То, что сюрреализм предложил зрителю, не может быть узнано, так как не существует в реальности. А зачастую просыпался и посреди ночи, чтобы создать очередной шедевр. Объявил источником художественного творчества и вдохновения сферу подсознательного (инстинкты, галлюцинации, сновидения) творческим методом— разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями, а главной целью— социальное и морально-интеллектуальное освобождение человека. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич. Холст, масло. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана.
Бланшо). Ман Рей изобретает в нач. После войны сюрреалисты возвращаются в Европу и пытаются восстановить движение кружка.
В 1921 Поль Элюар опубликовал Вздыхающую тень, рассказ о своем сне. Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника. Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И. Терентьева (бывшего прежде одним из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства и литературы. теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр.
Не беда. Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма — внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью». Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т. е. Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали.
Creer. Холст, масло. П. Элюар был признан «самым подлинным сюрреалистом», которому не надо было опускаться в глубины подсознания, чтобы искать там образы, они сами вырывались оттуда. Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами. Роман (Ф. Паален), дриппинг (Д.
романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг. The Hague, 1973). Развивалось преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили). – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. Те же произведения дадаистов имеют много точек соприкосновения с работами сюрреалистов, многие из которых действительно происходят от движения дада (М. Эрнст, X. Арп, Ман Рэй и др. ). Этот предмет создает не свойственное стилю Де Кирико ощущение неопределенности формы, ее нестабильности.
Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. мотивы или отд. Домингес), граттаж (Э.
Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт. Основа творческого метода С., по определению Бретона, «чистый психический автоматизм имеющий целью выразить устно или письменно или любым другим способом реальное функционирование мысли. К 1929 расхождения обострились. сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали).
Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера. American contribution to the Seventh International congress of slavists. Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста.
При этом они отдают предпочтение океанийской скульптуре, которая в большей степени, нежели африканская использует цвет, «сверхъестественные» формы. С одной стороны, многим это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать «римским Папой сюрреализма» (антибретоновский памфлет «Труп», 1930, подписанный исключенными из группы писателями и художниками название отсылает к одноименной листовке сюрреалистов 1924, направленной против только что умершего тогда Анатоля Франса) с другой — это спасало группу от внутренних трений и искажений идеологической линии, позволило продержаться около полувека и сохранять все это время удивительную преемственность взглядов. атмосфера, присущая только произв. Конвульсивная красота, сформулированная как оксюморон, не умопостижима, ее осмысление эквивалентно вовлеченности в ее ритм, в чем Бретон следует за Гегелем, у к-рого совершенное знание и опыт становятся синонимами. Автор Первого манифеста сюрреализма А. Бретон описывает новый творческий метод как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли».
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. К вопросу о сюрреализме в русской литературе. Из группы ушли «диссиденты» и вступили новые члены: Рене Шар, Франсис Понж, Джо Буске, Луи Бюнюэль и др. Несколько позже Бретон назвал это явление «химией интеллекта». творчества в сферу незнакового телесного.
Изобретатель разл. Столица скорби открыла эру сюрреалистической поэзии. Обратите внимание, что корректное истолковывание содержания, что обозначает слово, зачастую зависит от контекста предложения. И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь «полем боя» становится сфера подсознания. Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось.
Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что современные творения, выполненные в сюрреалистическом направлении, можно встретить лишь на специализированных выставках и закрытых кинопоказах (арт-хаус), а многочисленные сюрреалистические приемы – в авторских рекламных роликах и дизайнерских концептах. Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В. Набокова, — прежде всего, в романе «Приглашение на казнь» (1935-36). Том 1) и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения.
Психический автоматизм, к примеру, был первым шагом к автоматизму как течению абстрактного искусства, с его «письмом», составившим основу многих тенденций американского и европейского искусства. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. В новейшем искусстве теорию сюрреализма опережает «метафизическая живопись» Де Кирико. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев.
Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. ОБЭРИУ) — прежде всего, А. Введенского и Д. Хармса. Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. Кроме дадаизма на мировоззрение сюрреалистов повлияло творчество Жана Кокто, Марселя Дюшана, Антонио Гауди, Артюра Рембо и Джорджо де Кирико. Используя концепты, темы и примеры из фрейдовского психоанализа, сюрреалисты создают свой поэтико-терапевтический или анти-терапевтический метод, своего рода альтернативный психоанализ.
Новак), фруассаж (Л. Появление подобных образов непредсказуемо они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С. Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р. Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х. Миро) или кристаллических (М. Эрнст) форм иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. Продолжая традицию Дали, Танги, Дельво, Эрнста, художники заимствовали у них главным образом внешние признаки направления— фантасмагоричность сюжета.
В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Выступал против коммерциализации искусства. В Парижском крестьянине столица современного мира предстает в своем реальном и одновременно фантастическом (поэтически реконструированном) облике. А с другой стороны можем наблюдать мертвый, технологический пейзаж Соединенных Штатов изображенный в более унылых оттенках. Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма).
сознания. За счет этого и возникает особая ирреальная худож. программных соч. Буаффара в романах А. Бретона). Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.
Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро. Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный. Термин «сюрреализм» впервые использовал Гийом Аполлинер.
20-х гг. С прозой было сложнее.
К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож. Особое место занимает пародирование разл. В действительности такой тип творчества практически невозможен.
Своеобразным дополнением к Манифесту явился жесткий памфлет Труп, написанный сюрреалистами в связи со смертью А. Франса (1924), в котором они клеймили покойного за его приверженность к рационалистической культурной традиции. фр. механизмы и занять их место при решении гл.
С т. зр. Начало сюрреализма датируется 1924 – временем выхода Первого манифеста. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом. Вторая стадия – внимательно выверенная». его теоретиков. Изображенное на картинах М. Эрнста, И. Танги, Р. Магритта уникально. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени.
Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении. образов, заимствованных из современности, научных или худож. Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм). Много денег, но мало свежих идей. Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт).
образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др. Гл. Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н. В. Гоголя, в чьих произведениях («Нос», 1836 «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке. С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Помимо революционных открытий изменивших само представление о творчестве — внимание к миру снов, чудесному и подсознательному, снижение роли автора, коллективное творчество, — сюрреализм определил развитие, а иногда и непосредственно зарождение ряда художественных и литературных течений, открывая дорогу, в частности, живописному лирическому абстракционизму в послевоенной Америке, попарту, новому роману, магическому реализму в литературах Латинской Америки и Восточной Европы, техникам романа-коллажа или словесным экспериментам Реймона Кено и Жоржа Перека. 1923.
Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Сюрреалистов называли «крайними романтиками» или «отчаянными детьми романтизма» (В. Крастр). Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей. Поллок), спонтанная декалькомания (О.
Художественный музей ФиладельфииКартина была написана в 1936 г., незадолго до начала гражданской войны в Испании. В настоящее время сюрреализм приобрел яркие черты коммерцизации, а его объекты с большой натяжкой могут претендовать на звание «произведения искусства». игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг. Такому «счастливому случаю» могут способствовать создание образов с помощью техник, заведомо исключающих сознательную коррекцию.
Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа). Сюрреалистическая поэтика провозглашала всемогущество образа, который должен был «прилетать на своих собственных крыльях» (П. Реверди), а не конструироваться на базе сравнения. Важным компонентом сюрреалистического искусства была также «метафизическая живопись»: в творчестве Де Кирико уже ясно обозначены некоторые характерные особенности будущего направления: неожиданное сближение разнородных предметов, создающее ощущение нового, оккультного значения впечатление пустоты, вызываемое отдельными приемами и перспективными построениями атмосфера, превращающая эту пустоту в бесконечность, привносящая чувство двойственности и тайны.
Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990) «Магнитные поля» (1919), внешне алогичных, но заряженных мощной поэтической энергией.
Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников: уже в 1923 А. Жермен писал о группе«41» как о «русском сюрдадаизме» (Germain A. Ilia Zdanevitch et le surdadaisme russe. 24 х 33 см. На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание). оппозиций (Оппозиция эстетическая).
На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский). Этот период успело застать поколение ваших родителей. Первый образчик «автоматического письма» – Магнитные поля А. Бретона и Ф. Супо – необработанная, свободная от логических схем импровизация (1920). Холст, гобелен ручной работы. Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966) сюрреализм заканчивает свое существование вскоре после смерти Бретона (объявление «конца сюрреализма» в статье сподвижника Бретона Жана Шюстера «Четвертая песнь», 1969).
Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма. Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М.
Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах. Полная коммерциализация направления наступила чуть ли не сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого остальные сюрреалисты люто ненавидели за необузданную игру на публику и огромные деньги, заработанные им. Кирико. Человек, не знающий, что смотрит на картину сюрреалиста, может легко принять ее за холсты-заготовки, за ар-брют или за детские каракули, где ребенок точно знает, что он изобразил, но взрослый с большим трудом понимает, что там. Особое распространение сюрреализм получил во время Первой и Второй мировых войн. Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали.
Миро остановился где-то на границе абстракции., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. Сюрреализм представлял собой не просто направление в искусстве или манеру высказывать собственные мысли, а настоящим душевным опытом и результатом изменения сознания, которое описывается в психоанализе Фрейда.
Сюрреализм – последнее из крупных художественных направлений XX в. У его истоков литературные опыты А. Бретона и Ф. Супо, поддержанные авторитетом Луи Арагона. Лейрис, Р. Деснос). Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Тцара Т. Семь дадаистских манифестов. Классическое произведение искусства предполагает знание, узнавание изображенного. Они все-таки предпочитали добиваться такого внутреннего состояния, когда происходит полное отключение разума, что-то типа самогипноза. На почве русского футуризма возникла поэзия Т. Чурилина, последовательно связавшего свое творчество с принципами сюрреалистической «поэтики сна». Но дадаизм быстро исчерпал себя. surrealisme, букв.
Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Пока я работаю, некая форма становится знаком женщины или птицы. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований.
Похожая ситуация складывалась и с театром — сюрреалисты видели в нем снобистское «искусство для богатых», предпочитая ему кино. Из его пояснений следует, что его картины, будучи отображением иной реальности, не могут быть объектом философского дискурса.
На дворе были 1930-е и нравы в Америке царили куда как более чопорные: с сегрегацией, пристальным слежением за моралью, набожностью, семейными ценностями и непогрешимым поцреотизмом. Сюр постигла участь первого варианта. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр. (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор).
Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. Сюрреализм параллельно развивался в других странах.
Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп). (Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы. Сюрреализм это течение в искусстве и литературе 20 века. Эта картина, выполненная в духе живописи позднего итальянского Возрождения, вызвала протест католической общественности из-за ее названия (Богоматерь, наказывающая младенца Иисуса перед тремя свидетелями).
Что же касается автоматического письма и гипнотических сеансов, порождающих новую образность, то сюрреализм лишь возобновил «тот поиск (une quete), который поэты 19 в. поставили превыше всех так называемых поэтических задач, начиная с Новалиса и Гельдерлина в Германии, Блейка и Кольриджа в Англии, Нерваля и Бодлера во Франции и который принял поистине всеобщий характер, может быть, вместе с Малларме и, определенно, с Лотреамоном и Рембо» (А. Бретон, Беседы 1951). Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда. А уже в 1920-х годах дадаисты объединяются с сюрреалистами в единое течение. История отношений сюрреалистов с левыми движениями – особая тема. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария. воздействие сюрреалистич. Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон.
Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924).
Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. Стихотворные сборники Л. Арагона 1920–1930-х – Вечное движение (1926), Великое веселье (1929), Преследуемый преследователь (1931) – хотя и несли явную печать сюрреализма, оставались пропитанными поэтической традицией прошлого, что единомышленники ставили ему в вину. Его загадочные композиции, выполненные в безупречной реалистической манере, – такие, как Пророк (1915) и другие работы 1910–1917, действующими лицами которых являются манекены, выступающие на статичном фоне из архитектурных и декоративных элементов, – образцовая сюрреалистическая живопись, появившаяся до сюрреализма. Абсурд в этом случае – свидетельство чистоты, обеспечивающей условия для «случайного зарождения смысла». Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. о невозможном».
Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. Среди них – Р. Деснос, создатель поэмы в прозе Траур для траура (1924), романа Свобода или любовь (1927) и песен Ночь ночей без любви (1930) Ф. Супо, автор романов Добрый апостол (1923), Негр (1927), Умирающие (1929) и стихотворного сюрреалистического сборника (1937) Жан Кокто (1889–1963), писавший не только поэмы, но и романы – Великое отклонение (1923), Фома обманщик (1923), Трудные дети (1929) Б. Пере, мастер абсурдности и черного юмора, автор прозаических и поэтических книг: Пассажир трансатлантического лайнера (1921), На бульваре Сен-Жермен 125 (1923) и др Анри Мишо изобразивший в прозе и свободным стихом фантастические страны – Эквадор (1929), Мои владения (1930), Варвар в Азии (1932), Путешествие в великую Карабань (1936) и др. В 1913 М. Дюшан, представивший на худож. Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной мате: рии» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке. » — и «ноги — связка ключей» у Бретона). Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза.
Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература. Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше. После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль.
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Наиболее яркий момент – короткий период общения и сотрудничества Бретона с Троцким, в соавторстве с которым он пишет статью о роли искусства в революции. Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Живопись Де Кирико оказала глубокое влияние на практику и теорию сюрреализма.
Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др. Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. Магритт упрекал критиков, пытавшихся «расшифровывать символику» его работ.
Увидеть мир незамутненным, чистым разумом, глазами ребенка, душевнобольного, дикаря – идеал сюрреалистич. Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» («Декларация 2 апреля 1925 г»). соображений. Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Сюрреализм в значительно большей степени, нежели дадаизм, был течением литературным — по крайней мере, на протяжении 1920-х.
Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Сюрреалисты практиковали и другой оригинальный вид сотрудничества – создание поэтических и пластических эквивалентов на заданную тему или заданный образ. через призму толкования Кроче. XX в. во Франции.
Любое популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной коммерциализации или чахнет и дохнет, как никому не нужное старье. И даже типично «сюрреалистические» произведения появляются задолго до выхода Манифеста. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе.
В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе символистов («Петербург», 1913-14, Белого «Мелкий бес», 1905, Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай», 1921, Н. Гумилева «Берлинское», 1922, В. Ходасевича). Возникла потребность в новом авангардном направлении. Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить.
И именно в эти периоды создавать свои шедевры. И. Босх. Безумная любовь, 1937). Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В.
Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29) или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л. Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33). В начале сюрреалисты опирались на дадаизм из которого начинало будущее творческое «ядро» сюрреализма— Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон и другие. Первый поэт школы П. Элюар постепенно отошел от сюрреализма. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда.
В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. «Манифест. »), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному.
Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу» и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма. С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов — Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927).
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами. Эрнст), фюмаж (В.
Сюрреализм требует от интеллекта неконтролируемого творчества, для того чтобы иметь возможность постичь и изобразить реальность, находящуюся за кажущейся действительностью. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека.
Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик и в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь» (1938) прослеживаются элементы «черного» или готического романа. Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов».
Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937). Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд. Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами, однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов: «Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952) «Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88) «152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) — стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей. Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно. Вот таким образом попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952).
Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода. Сюрреализм (от фр.
Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали метром и не стремились следовать рифме основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов». Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана. наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). речь идет об совершенном номинализме (Арагон).
Эффект эстетического воздействия произв. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации. Провозглашенное еще в «Манифесте сюрреализма» неприятие традиционного романа с его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов. Сюрреализм опирался на иррационализм, алогизм, концепцию неосознанного Зигмунда Фрейда.
предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества. (особенно М. Лейрис и Б, Пере). и худож. «Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе («Анисе или Панорама», 1921 «Приключения Телемаха», 1922 «Парижский крестьянин», 1926) и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы («Извилины», 1924 «Мое тело и я», 1925, «Трудная смерть», 1926). О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский. Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Каталог выставки, 1981.
Для С. характерны примитивистские тенденции. Самый яркий пример «сюрреалистического» искусства – живопись Босха. имитация мифа вне мифол. Продукт такого синтеза – совместные сборники М. Эрнста и П. Элюара Повторения (1922) и Несчастья бессмертных, открытые Полем Элюаром и Максом Эрнстом (1922).
Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо. франц. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель. Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу.
титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется. Свобода или любовь.
Первая стадия – свободная, бессознательная. Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость», творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица». Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. произв.
Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, прихотливая ассоциативность, насыщенность текста переносными значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой. Бретон говорил, что автоматическое письмо. Сюрреалисты заимствовали их страсть к фантастическому, необычному, абсурдному продолжили поиски новых поэтических форм (отказ от канонов просодии, вольный рисунок поэмы, синтез стиха и прозы) по их примеру, они преобразовывали язык, освобождая его от шаблонности, возвращая слова к их первоистоку или же высекая из них, благодаря неожиданным сочетаниям, новые смыслы. Бретон, Элюар, Арагон, Эрнст, как и многие другие в это время, коллекционируют «примитивную» скульптуру, увлеченные прежде всего ее поэтикой, особым характером ее выразительности. Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок.
В созвездие первых поэтов сюрреализма входил и Р. Шар, (собрания стихов Гробница тайн, 1930 и Молот без хозяина, 1934). лит. Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать». Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). Основные поэтические произведения: «Огонь радости» (1920) Арагона «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932) и «Дух воды» (1934) Бретона «Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара «Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто.
Буньюэль), «театре абсурда» (Э. В настоящее время направление заметно преобразилось.
Официально сообщество сюрреалистов заканчивает свое существование в 1969 году. Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм. Среди «старинных» предшественников сюрреализма можно назвать Иеронима Босха и Джузеппе Арчимбольдо. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой. Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. Многие участники сюрреалистической группы проявили себя и как поэты и как прозаики.
Самый известный сюрреалистический прием – т. н. Париж, 1924 Москва — Париж. или нравств. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Гюисманса.
титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. представляющейся мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву» («Манифест сюрреализма»). Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д.
С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». 26 мая 1926 в Париже на улице Жака Калло в помещении, которое до этого занимал прокоммунистический журнал «Кларте», открывается первая Галерея сюрреалистов.
Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность. Поэтические сочинения самого непреклонного поборника сюрреализма – А. Бретона Свет земли (1928), Свободный союз (1931), Седовласый револьвер (1932) свидетельствовали о свободе воображения, но свободе выверенной и упорядоченной. Но отдельные художники продолжают работать в этом направлении и сегодня. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем. Немаловажное значение в образовании сюрреализма имеет течение дадаизм, которое возникло в Цюрихе в 1916 году.
Аллюзия (лат. Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл. В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П. Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская группа «41». No 1).
«Они ищут комфорта», – говорил он. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». В сюрреалистической прозе чрезвычайно сильна интонация «черного юмора».
Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений. 100 х 99 см. В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное и чудесное (так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности). Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон). Предвестником сюрреализма является также Шагал, чьи персонажи, неизменно пребывающие в самых невероятных, абсурдных ситуациях, предвосхищают сюрреалистическую теорию, так же как его живописные композиции, сочетающие реалистическое и фантастическое, не подчиняющиеся законам логики и земного тяготения, которые могут возникнуть только как проекция «внутренней модели». После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. В 1922 началось тотальное увлечение снами или погружением в гипнотическое состояние, которое провоцировало не управляемый сознанием поток слов. Изобразив на картине The Fleets In.
Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания. Не одним человеком., 1927 Элюар.
Уже в дадаистский период единомышленники А. Бретона, отталкиваясь от учения З. Фрейда, активно экспериментировали в областях, не подвластных разуму (сновидения, бред, транс). С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933). В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали. В кино сюрреалисты не добились значимых успехов единственным исключением являются фильмы испанца Луиса Бунюэля (1900-83). Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер.
Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. Термин «сюрреализм» был заимствован у Г. Аполлинера, назвавшего свою сатирическую драму Груди Тирезия «сюрреалистической», чтобы подчеркнуть ее коренное отличие от «добропорядочных» и приземленных пьес О. Э. Скриба (1791–1861), упорно державшихся в репертуаре французских театров. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики: Жорж Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930) Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939) Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950). Эти же методы использовал и известный художник Сальвадор Дали, который предпочитал писать картины сразу же после сна, когда мозг еще не освободился от ночных впечатлений. Фотография оказывается сюрреалистическим искусством par excellence благодаря гибкости своих изобразительных возможностей, обогащенных изобретением новых приемов. Поэту оставалось только фиксировать услышанные там голоса он был их «тайным вместилищем».
surralisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. проблем жизни. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка.
То же относится к технике коллажа и композициям из «найденных» объектов, которые составили фундамент установок «новых реалистов» (nouveaux ralistes). Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру. Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, преобладание биоморфизма и антропоморфизма изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма нередко – талантливые цветовые решения и во всех без исключения случаях – запрет на реалистическую трактовку темы (сюжет-эйдос). Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта).
устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. 51 х 40, 5 см. действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма». В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью. Любовь поэзия, 1929 Бретон. С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.