Передав монахам все принесенное, все они поспешно удалились, как весьма торопившиеся люди, а святые отшельники, прославляя Создателя, промыслившего о них с такой отцовской заботой, питались всем этим не только в Пасху, но вплоть до Троицына дня. Святого Павла приходится назвать первым отшельником или потому, что он действительно поселился первый в глубине пустыни или потому, что о нем первом из пустынников дошли несомненные сведения. Три отшельника, по имени Сир, Исаия и Павел, привлеченные молвой о его святости, встретились однажды на берегу Нила с намерением всем троим посетить Коприя.
Все эти и многие другие безвестные старцы-отшельники являются украшением тысячелетнего русского святогорского наследия, давшего свои богатые духовные всходы. На триптихе «Святые отшельники», который Босх написал в середине своего творческого пути изображены три вариации этой темы. «святые отшельники»— триптих нидерландского художника Иеронима Босха.
«святые отшельники» — триптих нидерландского художника Иеронима Босха. Из описаний киевского монаха и паломника Василия Григоровича-Барского мы знаем, что в середине XVIII в. на Святом Афоне высоко в горах и лесах подвизалось много русских отшельников и пустынников. С этого момента святой отшельник жил в пещере ещё 14 лет, не покидая её, питаясь по промыслу Божиему дарами леса и молоком одной лани.
Также выражаем благодарность монахине Елене (Хиловской) — за посильную библиографическую помощь и Роману Александровичу Орехову (Центр египтологических исследований РАН) — за предоставленные фотографии. А Бог внезапным наитием Своей благодати сделал из него вдруг нового человека. Он понял, что то было наказание за его разленение. Он тотчас понял, что это вражеское искушение и произнес уверенным голосом: «Это новая твоя уловка но ты не помешаешь моему путешествию: да погибнет с тобой твое серебро». Преподобный Сисой избавил также этого самого ученика от жестокого покушения, молясь Христу Спасителю в простоте своего горячего сердца: «Господи, я не отойду от Тебя, пока Ты не избавишь его от одержащего его искушения».
Интересно, что среди монахов не было священников. Другие анахореты, жаждавшие уединения, углубились в пустыню еще дальше, например, Пафутий, носивший прозвище «Бубал» (то есть антилопа), о котором пишет Кассиан. Св. Но Руфин и его товарищи настояли на том, чтобы идти по другой дороге. Живи же теперь один, чтобы искуситься в борьбе с демоном и помни, что частые битвы, которые надо выдерживать в пустыне, требуют постоянных молитв».
Никто не мог сидеть в седле выпрямившись, всех пригнуло к луке. «Когда люди сделали так уже много, — говаривал он, — что о нас заботиться, к чему нам еще приказывать. » Его ученик, служивший ему, был вынужден совершить путешествие. Не мот понять этот нечестивец, что, давая им тем спасительное крещение, он внес величайшее счастье и возрождение.
Муж его сестры, в расчете воспользоваться его состоянием, составил изменнический план. В высшей степени прилежал преподобный к исправлению своих учеников от их недостатков. Эти слова заставили опомниться не в меру усердных иноков. Всегда он был готов к битве, ожидая внезапного нападения врага своей души. Примерно тем же руководствовался и Макарий Великий, уходя жить в Скит. Но преподобный, бросив на него печальный взгляд, сказал: «Что говоришь ты мне, Аммон.
На его слова преподобный ответил: «То же самое нужно иметь в виду в деле (служения Богу. Но и так долго не устоишь — очень скоро вода вытолкнет ноги на поверхность. Саввы. Однако слово «помогло» следует отнести лишь к западному читателю или человеку, в достаточной степени владеющему западноевропейскими языками. 8, 32). Нам хотелось бы от всей души поблагодарить Поля Жеэна и Жака–Ибера Сотеля (Париж, Институт истории текстов, греческая секция), которые помогли нам прояснить некоторые не совсем понятные места французского текста, а также «ввести» нас в некоторые реалии современной католической традиции.
Палладий ответил на все его вопросы. Но он не только не остановился перед ним, но и еще ускорил свои шага. И это в действительности оправдалось. Аполлинария была дочерью императора Анфима. Другой случай абсолютно противоположен первому.
Но, к счастью, мне удалось найти себе великолепного наставника, которым оказался отец Ириней Осер. А сердце Аполлония еще жарче огня горит ревностью ко Христу.
Носились слухи о войне и кровопролитии. Нельзя себе представить, не будучи умиленным, жизнь, которую они вели в этой пустыне. В случае с Антонием Великим, как пишет его биограф идти во «внутреннюю пустыню» ему посоветовал «голос свыше». Сисоя, отнес умершего к святому.
Они указывали на грехи, которые он сделал от своего рождения. Тем не менее я советую тебе не желать видеть земной облик служителей Божиих, но созерцать очами духа их жизнь и их дела, «ибо плоть не пользует, а дух животворит». Благодаря ему она и получила свое название — Вади–Натрун изза селитры («нитрии»), которую там добывали еще в древности. И всегда старался он предстоять Богу сердцем чистым и покорной волей.
Следует признать, что по этому вопросу Отцы пустыни не были так строги, как об этом иногда пишут. У него образовалось вскоре большое количество учеников. И тотчас Господь, как будто не желая огорчить Павла исполнил его молитву: в ту же минуту из кельи, где находился бесноватый, раздался крик демона: «Выхожу, выхожу, меня изгоняют силой: смирение и простота Павла принуждают меня бежать» Он тотчас же вышел и принял форму громадного дракона, доползшего до моря и бросившегося туда. Когда я узнавал о поссорившихся людях, я всегда старался их примирить. Ангелы защищали его и спрашивали у демонов имеют ли они какие-нибудь права на него.
В таких испытаниях прошло несколько времени. Так поступили гражданские начальники и судьи, желавшие его видеть. Он указывает, как отличать добрых ангелов от злых и дает правило, что вид благих ангелов не причиняет никакого смущения или, если их лишь сперва страшиться при их появлении их милосердие так велико, что они уничтожают скоро этот страх. При желании можно было поднять голову. Так делали они несколько дней подряд.
И за все это гостеприимство с нас не спрашивали платы. Святитель Григорий Великий называет св.
Они ничего не могли ответить и путь на Небо оказался перед ним свободным. Однако он остался тверд и непреклонен в своем добром намерении и главным образом поддерживала его глубина его смирения и его живое чувство сокрушения о прошлом, которое он поддерживала постоянно в своей душе. Отсрочка, которую она просила, была лишь к тому, чтобы сильнее доказать, как искренна была Происшедшая в ней перемена. Нам остается только пояснить читателю некоторые «технические» вопросы и выполнить свой приятный долг — долг благодарности тем людям, без которых перевод этой книги мог и не состояться в том виде, в каком мы его задумали.
Охотник сделал это. «Отцы–пустынники и жены непорочны» — эти строки Пушкина посвящены им, великим христианским подвижникамIVвека, монахам–анахоретам Египетской пустыни. Он искушал так и Антония и многих других, в особенности тех, кто до прихода в пустыню был женат и тосковал о жене, которую покинул.
Саввы.
В индейце, например, никакими силами не уничтожить кочевника. Антоний, например имел 300 арур отличной земли (это более ста гектаров. ) и, вероятно, сам на земле не работал. Святитель Афанасий упоминает, что Господь часто возвещал преп. В этом селении мы остановились через час после выезда из Иерусалима.
Далеко по крайнему северу Руси разлетелись птенцы его святого гнезда.
Родители приложили все старания, чтобы привить ему чистоту нравов. «Вы правильно сказали, — отвечал он им, — и чтобы показать, как ваша вера могущественна, вот люди, одержимые бесами (несколько таких больных находилось перед ними во время разговора). «А что вы хотите от него.
Он слыл по всей земле за Пророка и делал множество чудесных исцелений. Преподобный сел на крокодила и переплыл на нем через реку. Он отправился к преподобному Антонию. Нет, это не годится, ведь они были так гостеприимны. Этот ответ привел военачальника в полное восхищение.
Разгневанный этим помыслом, он дал ей пощечину и она испарилась. Один молодой монах просил Коприя отвести его с собой в пустыню. Издали стекались к нему в надежде исцеления.
Это прежде всего чистота сердца, к которой он должен стремиться постоянной борьбой против страстей и всяческими усилиями умертвить в душе нечистые привязанности всеми духовными подвигами, свойственными его званию. На это он ответил: «Это еще немного, сын мой. Ненавидьте также покой телесный.
Некоторые последователи этой секты распустили слух, что он верует, как они. Он заключился в нем как в храме, который он освятил непрестанной молитвой. Даже языческие жрецы шли в церковь и просили позволения поговорить с «Божий м человеком» — так его называли. Она отполирована поцелуями многих поколений благочестивых паломников.
Они загнали жителей деревни и турецкий гарнизон в старый форт близ Иерихона и осадили его. Антония, который проводил тогда уединенный образ жизни и которому было 90 лет.
Мать его в опасности, но Бог ей поможет и ты найдешь ее выздоровевшей. Однажды во время молитвы он был восхищен духом. Преподобный Иларион просил их также показать ему место погребения преподобного.
Тогда святой стал в них внимательно вглядываться по очереди и, когда дошел до самого молодого, произнес, указывая на него пальцем: «Этот — дьякон». Этими словами святой хотел отметить его смирение и поставить его в пример другим. Знают только вообще, что это было в Египте.
«Нас было трое, направлявшихся к нему. Каким раем показались нам могучие башни и валы громадного монастыря, когда мы завидели их вдали. Будет вполне достаточно просто–напросто не принимать все за чистую монету и отдать должное воображению тех учеников и почитателей, благодаря которым эти рассказы дошли до нас. Их аскетические подвиги вдохновляли целые поколения русских иноков. И чем более вырастал, тем более проявлялось в нем мудрости и ревности благочестия. Отшельник, видя, что тот не двигается сказал ему, чтобы он встал и шел за отцом.
Но он увидал одного, у которого совесть была обременена грехом. Пощадите, по крайней мере, те сокровища, которые вы так любите.
Основной источник, которым я намерен пользоваться, — это конечно же слова самих «отцов» — их изречения или, если точнее, апофтегмы. Затем он поручил его Господу и вернулся домой, но посещал его однажды в год. Пригвоздить свой взор к этому Кресту вместо всего разнообразия речи человеческой повторять лишь одно слово, выше которого нет ничего во Вселенной и в котором они заключили всю свою любовь и все свои надежды, — слово «Христос» — вот единственное возможное призвание этих людей.
Святому было 113 лет, а в пустыне он безвыходно подвизался 90 лет. Мертвец ожил и исполнил это приказание. Он пошел только к месту, где надеялся его встретить и стал там на колени для молитвы.
И тут он исполнил приказание. И именно отсюда, по вдохновению свыше, он ушел во «внутреннюю пустыню». Но небесная благодать пришла только после того, как Антоний решил изменить свою жизнь, поскольку он не смог «пребывать в уединении, как желал по своей воле» и опасался «превознестись тем, что Господь творит через него».
Но кроме аввы Памво, о котором известно, что он никогда не смеялся, там непременно должны были быть и многие другие, которые, по крайней мере, могли позволить себе улыбнуться и продемонстрировать другим свое радостное лицо. Преподобный Антоний с радостью выслушал слова Пафнутия и воскликнул: «Вот человек, который судит по истине и который способен наставлять людей ко спасению». Итак, мы видели Иордан весьма смутно.
Если Господь ныне разгневан. Святой Иоанн Египетский, при своем низком происхождении, так прославился святостью, что, можно сказать, кроме преп.
Именно вот таким образом сборники таких изречений часто носят заглавие «Жития Отцов» и именно вот таким образом они столь важны для понимания — в своей повседневной конкретности — образа жизни первых пустынников. спать под открытым небом, в постели, которая простирается до самого горизонта. В противоположном склоне ущелья выбито множество небольших нор, служивших им жильем. И, если они имеют причину радоваться, не разделяешь ли ты с ними эту радость. » «Да, — отвечал инок, — и меня задевает все, с ними происходящее и дурное и хорошее». Но и это неверно.
Жилище, предназначенное ему Богом в горах, было старым замком, в котором обитали змеи. Он испытал великие искушения, чтобы помогать искушаемым. Сначала следует упомянуть три биографии, самая древняя из которых — это Житие Антония, созданное, по всеобщему признанию, александрийским патриархом Афанасием вскоре после смерти святого отшельника (356). Он убеждал Иоанна ехать к императору. Антония сойти с горы, можно заключить, что его отрывали от его кельи почти с насилием. Все присутствовавшие, бывшие в большом количестве, одобрили это предложение.
Твоя вера велика и принуждает меня прийти сюда, чтобы удовлетворить твою просьбу. Это был преподобный Павел Фивейский. Они вступили в бой с эскадроном турецкой кавалерии и разбили его есть убитые. Если прямой призыв к жизни в пустыне и не присутствует в Евангелии, то он подразумевается там как самый подходящий путь для осуществления полностью учения Христа и подражания Христу: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником И всякий, кто оставит домы или братьев или сестер или отца или мать или жену или детей или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Лк. Один инок говорил однажды преп. Они умножались под его руководством без числа. Став главарем шайки, он прославился среди других своей порочностью и жестокостью.
И аэропорт, куда он приземляется, также расположен посреди пустынной зоны. Ее обратил на путь покаяния преподобный Пафнутий.
Разве в драгоценных тканях тела богатых будут сохранены от тления. Демон мучит тебя этим и представляет тебе видимые поводы к такому удалению. Он это исполнил и, кроме того, послал ей масло, которое освятил. Св. Преподобный собрал их накануне, чтобы отпраздновать праздник обычным богослужением. Переход от его горы был далек. Всякий тянул его в свою сторону — кто за руку, кто за мантию, чтобы отвести его к себе.
Но этот хлеб не был так бел, как обыкновенно. Пафнутия, как он послал преп. Святой Даниил был украшением царствования Льва. И он мог тем лучше учить смирению, что сам он был образцом самого глубокого смирения. Вот как произошло это счастливое открытие. По берегам озера в солнечных лучах всюду блестят кристаллы соли.
Нищего и скрягу в палестинских католических монастырях принимают не хуже других. Тут-то Джек и сослужил им службу. Иоанн Никопольский выучился в молодости плотницкому ремеслу, а его брат был красильщиком.
Потому в храме служило духовенство ближайшего города — Гелиополиса. Он всегда в смущении и в тревоге.
Этот «он» сидел, занимаясь плетением циновок из пальмовых листьев потом покидал работу, чтобы совершить молитву, после которой снова принимался за труд и затем снова покидал его, чтобы начать молитву. «Это мне кажется слишком долго», — ответил он.
Антоний решил, что эта добродетель есть смиренная тайна своих подвигов. Доверившись его слову, Феодосии пошел на врага, — хотя имел меньше, чем тот войска, — разбил Максима в двух битвах в Паннонии, беспрепятственно перешел Альпы, преследовал его и, наконец, нагнал в Аквилее, где солдаты Феодосия отрубили Максиму голову. Он вспорол живот своей беременной жене всего лишь затем, «чтобы посмотреть, каким образом ребенок лежит во чреве». Он часто удалялся из их среды, чтобы наедине заниматься делом спасения души своей.
Еще более знаменитым стал в Скиту Моисей Эфиоп, который провел несколько лет на службе у одного чиновника, но был изгнан за разврат и разбой. Ты придешь туда на седьмой день по рождении ребенка. Я никогда не выпускал от себя гостя, не снабдив его, с чем совершить остальной путь. Наконец, по настоянию своей жены, Амун (так звали юношу) ушел в пустыню, где выстроил себе келью, недалеко от современной деревни Эль–Барнудж, примерно в пятнадцати километрах к юго–западу от Даманхура.
Вероятно, она ушла в пустыню Скита, чтобы избежать замужества, к которому принуждал ее отец. И приходили они сюда не временно, а с твердым намерением провести здесь всю жизнь. Я это сделал силой Христовой. Св.
А Иоанн Кассиан уточняет, что его преследовали за убийство. Благодаря суровой школе отшельнической жизни они быстро стяжали «дух един» и приобрели много сходных черт.
Мы уже познакомились с некоторыми из них. Очень скоро некоторые из них благодаря своей святости стали особенно заметны и начали притягивать к себе множество учеников и подражателей, которые, селившись по соседству, рассматривали их как своих «отцов». Чтобы вознаградить его еще в этой жизни за его верность. Но я возвещаю тебе добрую весть, что твои оба брата вне опасности и что твой отец проживет еще семь лет. Действительно, к ним скоро пришли чужие иноки.
Наконец он говорил: «Соблюдайте себя всегда в страхе Господнем. — ответил старец. Не будь их спасительного гостеприимства, путешествие по Палестине оказалось бы по силам лишь самым крепким и выносливым людям. Антоний принимал мирян.
Пришел посетить его другой офицер. Иными словами и тот и другой работали на индустрию «ритуальных услуг» того времени, поскольку и бальзам и селитра часто служили для мумификации покойников. И поневоле мы с каким-то особенным чувством смотрели на это унылое жилье.
Но уж очень было холодно. В ней он читает книги и молится и иногда пишет свои духовные мысли». Вместе они тронулись в путь и вскоре дошли до большой реки. Особенно много говорил он им об опасностях тщеславия, о чистоте намерения при посте и аскетических подвигах, о тайне, в которой нужно все это держать, чтобы не выдать людям своих трудов и чтобы людская молва и уважение не лишили нас награды от Бога. Ведь именно в Египте Бог начал создавать свой народ перед тем, как повести его в пустыню.
Но при этом каждый сохранил свою индивидуальность. Но крестьяне были разные. Он очаровал нас своей новизной, каким-то абсолютно новым оттенком зловония. Там тропа заканчивалась.
Первая — это иметь одну лишь цель именно: достижение совершенства и вечных венцов. Он дождался конца его ругательств и ответил ему такими словами: «Господь да сжалится над тобой, сын мой и да не вменит тебе во грех всего, что ты наговорил. » Эти слова, произнесенные с кротостью, свойственной святым, растрогали Филемона. По тем уловкам, к которым прибегали, чтобы заставить св. «Он остается крепко привязан к своей родной деревне, которая является для него гарантом безопасности в прошлом и настоящем».
Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и др. ). Тут же, в сухом потоке, к одной стороне потока приложена маленькая стенка, кое-чем накрытая, с отверстием, в которое только едва можно пролезть и сидеть в этой конуре, а встать нельзя и едва можно повернуться. Она имела несчастье родиться от матери столь же недостойной, какой стала и она сама. Поблизости нет больше никакого жилья.
И в этой пустыне Иоанн проповедовал. Теперь вступала в свои права человеческая природа. Но в своем человеколюбии они были выше таких соображений. Это «Лавсаик», названный так, поскольку адресован Лавсу, постельничему императора и написанный константинопольским диаконом Палладием, другом святого Иоанна Златоуста. Выслушав всех их, преп.
У этого Патермуфия был единственный сын восьми лет. «Если это так, — ответил он, — отведите меня в пустыню». Показали нам также и большой источник Лазаря и его древнее жилище посреди селения. В нем святой заповедует монахам: 1) Не ослабевать никогда в молитве и точно совершать ее в определенные часы. В центральной части, св. Боссюе писал о них: «Всегда одинаковая египетская погода делает дух твердым и постоянным». Перестань преследовать православных иначе ты вскоре погибнешь лютой смертью». Илария так же излечивает свою сестру, одержимую демоном, но она не узнана и не возвращается к отцу.
Раньше такого никогда не было. Состояние совести людей он видел столь же ясно, как другие видят людские лица. И иноки утолили свою жажду.
Павел достиг столь высокого совершенства, что св. Жития всех троих отражают аскетический идеал и умерщвление плоти, которые были воспеты в трактате «Подражание Христу», постоянную молитву и благочестивые размышления. Они уползли, чтобы уступить ему место. Он показался ему с черным телом и покрытым мрачной тучей. Евагрий прибыл в Нитрию примерно в 383 году. Он узнал через явление ему одного небесного духа, какую жизнь он должен сам вести.
Его присутствие в этом самом городе произвело на народ чрезвычайное впечатление. Здесь-то и стояли те самые «ясли», в которых родился Христос.
И прожил сорок лет, не переставая молиться. Оно утешило и облегчило этого великого служителя Божия. Он тотчас принял их с выражениями такой любви, как будто они были его собственные дети. После окончания гонений Максимина Дазы (Дайи) мир, который наступил при Константине, позволил очень быстро распространить христианство по всему Египту. Но если ревность Антония о Боге не отнимала у него кротости и снисходительности, то он умел также прибегать к строгости, когда того требовали религиозные интересы других.
Художник прославляет «тихие» добродетели, связанные с самоуглублённой созерцательностью. Вот какие страшные слова извергли его уста. Отечество ее неизвестно, так же, как город, который явился местом ее распутства.
Что такому отчаянному храбрецу изящный стиль. Наслаждаясь жизнью, они радостны и беззаботны. Это осложняло дело. Он извинился и оставил их говорить со своим учеником. Эта перемена удивила его и навела на него печаль.
Безусловно и у этих иудейских аскетов были религиозные намерения, но они желали жить в условиях, более подходящих для созерцания Бога, тогда как христианские отшельники в первую очередь подражали распятому Господу. Вероятно, развитие христианства в течение первых двух веков шло довольно медленно. Павла, который заповедует питаться трудами своих рук. Вот как живу я по милосердию Божию». Прежде всего он пытался внушить ему раскаяние в том, что он оставил мир.
Антония возникла мысль, что раньше него никто в пустыне не вел подвижнической жизни. Хотя человек, столь облагодатствованный, мог бы выступить на общественное служение, но он хотел, чтобы Бог явил ему Свою Божественную волю. Уныло тащились мы по этому страшному ущелью и каждый старался оказаться позади всех. Она по небрежности или потому, что забыла совет святого, поплыла по Нилу к этому городу. Что двигало этими людьми. Один из них испытал это на себе ощутительным образом.
Это — фрагменты жизни, чтото вроде ярких эпизодов на духовном пути этих анахоретов. Агиограф подчеркивает нам это. «Вся их забота, — говорит он, — не идет дальше посещения нескольких святых отцов и слышанные от них мудрые поучения они приносят затем своим собратьям в духе тщеславия, величаясь своими сношениями с этими служителями Божиими, корча из себя учителей и повторяют эти прекрасные наставления, поучая других не тому, что сами исполнили, но что лишь слышали и видели». Еще как-то раз пришли монахи, желавшие полюбоваться Иоанновым послушанием.
Такими великими испытаниями, таким полным отречением золи преп. Аскеты, желавшие вступить в состязание с Антонием Великим, покидали долину почти вдоль всего течения Нила и оставляли ближние к ней пристанища, чтобы уйти в «глубину пустыни». Господь освободил его от забот о пище и посылал ему Сам пищу. Плоды этого дерева служили ему пищей. Его извлекли оттуда, чтобы поставить епископом в одном городе — в Нижней Фиваиде. Ты вынес уже большую борьбу при мысли оставить твое уединение. Иноки кормились самостоятельно их трудом было плетение рогож и корзин.
Они похожи на молоденьких козочек, но пожирают пространство со скоростью экспресса. Немного позже он воскликнул: «Я вижу лик пророков». Рот его был в, ранах образовались раны и на ногах и из них сочилась сукровица. Едва ли. Преподобный спросил его, где он живет.
Я все время оказывался в авангарде. Это не слова, растворившиеся в воздухе, но и не письменные наставления. 14, 33 Мф.
Нам известно, что Макарий Великий на пути из Скита в Нитрию благодаря своей доброте обратил в христианство языческого жреца, который встретился ему на дороге: тот стал монахом, «а через него и много язычников стали христианами». Когда они однажды спали ночью в монастыре, каждый из них видел сон. Амун изготовлял бальзам, а Макарий был погонщиком верблюдов и сопровождал караваны — возможно, торговые — с селитрой. Если двигаться к югу, то ее высота увеличивается и достигает 50–60 метров.
Грот изукрашен так же безвкусно, как все святые места в Палестине. Антоний ему написал: «Вижу над тобой гнев Божий. Житие Павла Фивейского и Житие Илариона, составленные блаженным Иеронимом имеют меньшую историческую ценность. При этом, однако, он им не объяснил, в чем состоял вопрос.
За этим явлением князя тьмы последовало явление Ангела света. Признались бы, что струсили и отступили бы с позором. В цепях они были приведены в Александрию.
Он явился туда, как светильник, вынутый из-под спуда, чтобы светить на «свещнице». Они не захотят спорить со всеми Ламартинами и Граймсами, сколько их есть на свете. Но могли ли подобные страсти заставить пустынножителей восходить на столпы. «Я убежден, — пишет Амелино, — что Египет — это страна, которая дала самое большое количество мучеников во время этих гонений».
В другой раз он рассуждал с отшельниками о состоянии душ после смерти. Он был уважаем не только простым народом, но и великими земли и императором.
Иногда искушаемый монах не довольствуется только пощечиной. Именно в этом месте позднее был сооружен монастырь, носящий его имя.
Эти хлебы должны были составить всю их трапезу. Так, в то же время Питирион, заступивший место Амафия на самой горе преп. Именно здесь расположена «пустыня Скита», где около 330 года поселился Макарий Египетский. Я не в силах описать мучительный дневной переезд от Мертвого моря до монастыря св. Готовые пролить кровь за Христа, они были готовы умереть в миру, чтобы всецело быть с Ним. Вот, к примеру, женщина, «посланная дьяволом», присоединилась к каравану, чтобы отыскать «в дальней пустыне» своего двоюродного брата — и она, естественно, вовлекла его в грех.
Они ответили ему: «Отче, тебе не нужно больше каяться», а он возразил «Я не уверен в том, что я даже приступил к покаянию». Преп.
Он не стал выражать бурными выходками своего гнева. Столпников нельзя упрекнуть в недостатке мудрости и верного познания предметов, особенно религиозных иначе нужно несправедливо предположить крайнюю степень невежества во всех их современниках, так как столпники почитались мудрецами своего времени. Преподобный Антоний Великий родился в середине 3-го столетия в Египте.
Вскоре и самому ему выпало на долю умереть за Христа. Ее доверили «брату» Дорофею, который излечил ее и отослал обратно к отцу. Бог послал преп. Обе стороны открыли огонь. Антонию, прося его, чтобы Господь возвестил ему, отпущены ли ей грехи прежней жизни. Дикие звери часто приходили к пещере святого.
Эта бесчувственность есть, без сомнения, причина тому, что я совершаю столько грехов». Они заговорят так довольно скоро, как только вернутся домой, — а почему бы и нет. Церковь осталась в добычу их ярости и корыстолюбия.
Среди иноков находился один, св. Ни в характере, ни в действиях столпников нет суровости и жесткости, вот таким образом их нельзя считать фанатиками. На триптихе «Святые отшельники» изображены три вариации этой темы.
А святой, кротко улыбнувшись на их смущение и одушевляемый ревностью к Иисусу Христу, обратился к разбору их софизма. Старец оставил его на некоторое время при себе, затем отправил обратно в монастырь. Иоанном от Бога, сопровождался даром исцеления.
Павел со всей искренностью обещал повиноваться. Поднявшись на крышу, Патермуфий задремал и увидел во сне «какогото царя, который предлагал ему перейти от греха к добродетели» и поступить к нему на службу.
Антония не иначе, как Божественным Антонием. Господь даровал ему дары чудес и в особенности дар изгнания из бесноватых духов.
Другие объясняют столпническую жизнь фанатизмом.
Он жил долгое время в безвестности, чтобы слава впоследствии его не смущала. Среди отшельников были также и бывшие рабы. Иногда от слишком больших напряжений надо давать ему отдых». Он довел его таким образом до пещеры одного старого отшельника и тут исчез.
Другой монах из монастыря аввы Ильи был за некоторый поступок изгнан из обители. Ведь феллах по преимуществу домосед и не склонен к перемене мест. Преподобный велел ему в третий раз натянуть еще туже. Но у него было еще много родственников и знакомых в деревне. Святому Антонию, жившему в IV веке, львы помогли, как верные друзья.
Один грешник жил так беззаконно, что считался в своем городе первым развратником. Не то же ли бывает и с нами. Он уверяет, что чистота сердца будет чудным образом располагать его к наитию благости. Красота, лучезарная красота, которой в таком подвиге пламенной любви Божественной достигает их душа, бросает свой отсвет даже из недосягаемой дали их пустынь на мир людей.
Все как один жаждали моциона и уже через каких-нибудь пятнадцать минут все спешились и я снова оказался первым. Не забывайте никогда различных наставлений, которые вам давал я, но особенно помните, что всякий день вы можете умереть». Там не было, однако, церковной службы, так как священник, которого ждала братия и который жил по другую сторону Нила, не мог решиться переправиться через реку, боясь крокодила, уже наделавшего много бед. Однако мы перешли Иордан вброд и знаем по опыту, что многие улицы в Америке вдвое шире.
Какой мужчина пойдет на это, когда вокруг столько женщин. Ее молодые друзья вскоре пришли к отшельнику, чтобы узнать об успехах развратницы. Наконец, благоговейное почитание преп. «Но, — отвечал ученик, — они всюду, кроме пустыни». Старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали.
А вот более близкий к нам по времени отрывок: «Эта пустыня драгоценная для христиан в первые века Церкви в ней укрывалось бесчисленное множество отшельников и она прославилась именами блаженных Павла, Мелании, Аммона, Ефрема, Моисея Араба, Аполлона, Серапиона, Памбона, Пимена, Иоанна, Даниила, Макария и многих других». Меня мало интересует подобная супруга. Но не все смотрят на иночество в этом широком смысле. Вот таким образом он вернулся один, переехав через реку таким же образом. Знаменательно, что коптская хронология начинается с воцарения Диоклетиана (284), который и начал самые жестокие преследования. Както раз правитель одной из областей Египта отправился в пустыню Скита, чтобы увидеть авву Моисея, бывшего предводителя разбойников, ставшего одним из самых известных подвижников. Где-то в глубине души в них еще сохранилось что-то человеческое.
Перемена, происшедшая в этом человеке, была столь совершенна, что привела в восторг всех братьев, которые в этом волке, превратившемся в агнца, познали слова Пророка: «Волки будут пастись с агнцами и львы и быки есть вместе». Но бенедиктинские и цистерцианские монахи – не единственные дети Отцов пустыни.
Спеши поскорее домой. Затем он вернулся к ним в монастырь и пробыл три дня, поучая братию, открывая одним недостатки, которым они были подвержены и ободряя других возрастать в добродетелях, которые они старались приобрести. Феодора, как и Синклитикия, вероятнее всего, живет в Александрийском пригороде.
Между ними было несколько эфиопов, не уступавших другим в пламенном благочестии. Тогда Господь повелел явиться источнику в том самом месте, где молился святой. И едва он кончил, как на него и Филемона пало облако и излившаяся на них роса абсолютно погасила огонь. Антоний противостоит любовному натиску дьяволицы, пытающейся соблазнить его.
Эта склонность покурить, побездельничать и поболтать не обещала нам ничего хорошего. Люди обыкновенно присваивают название «монах» лишь тем, кто удалился из городов, чтобы всецело, вдали от обычной жизненной обстановки и людей, предаться подвигам благочестия или в общинах (монах общежительный) или в одиночку или в крайнем случае вдвоем, втроем (отшельники, пустынники). Паломник вынужден был подняться выше и наконец, после немалых приключений, добрался до исихастирия Святых Архангелов, где критянин Агапий Ландос написал свою книгу «Грешных спасение». Оттуда он спустился в каливу своего родственника. Наконец, самая их гибель происходила большей частью в необыкновенно прекрасной обстановке.
«Ты выйдешь, однако, — сказал ему Павел, — или я сейчас же скажу об этом Иисусу Христу. В пустыне возмужал Иоанн Креститель и даже сам Иисус пошел туда, чтобы встретиться с дьяволом. Я не знал, что и делать. Его посетили отшельники и просили сказать ему несколько слов в наставление.
Вот таким образом мы должны приближаться к Нему с глубоким благоговением и великим страхом. Они сожгли также священные книги. Он стал монахом у аввы Иоанна Колова. Таким образом возникли отшельнические поселения в Нитрии и ее «филиале» — Келлиях, а также в Скиту.
Вот в этой-то «пустыне» и проповедовал Иоанн, препоясанный куском верблюжьей шкуры, составлявшим весь его наряд, — но негде ему тут было разжиться ни диким медом, ни акридами. Утром к завтраку мы вышли обновленные. 3) Находиться постоянно в келье и заниматься там или ручным трудом или молитвой. Смирение Павла скрыло от нас его духовные труды в этом долгом уединении.
Наконец, вполне удовлетворенный его покорностью, его рвением, он сказал: «Если ты, брат, можешь жить постоянно, как вел себя эти дни, то я согласен, чтобы ты остался со мной».
К концу IV века число пустынножителей Скита достигало пяти тысяч. Ему казалось, что ангелы возносят его к Небу, а демоны мешают его проходу. Авва Пимен мог только сожалеть, что «пустыни уже почти нет». По счастью, обошлось без кровопролития.
А все, что недосмотрели в Иерусалиме, можно пока отложить. Он также ушел в затвор по благословению старцев Русика. Антонию урок смирения, преподобный Павел вышел ему навстречу. Чувствую, что Господь призывает меня.
Руфин говорит, упоминая о жившем там св. Уже со времен фараонов долина Нила была «владением бога жизни Осириса и его сына Гора, которым противостоял Сет, бог враждебной и творящей зло пустыни». Это пророчество оправдалось. Антуан Гийомон убедительно показал, что смысловая эволюция слова «монах» хорошо отражает эволюцию понимания смысла евангельских отречений.
И чудовище тотчас издохло. Мы положительно чувствовали на себе тяжесть солнца. Двое или трое предпочли провести ночь в уютных спальнях, но дух бродяжничества побудил остальных улечься на широкий диван, который тянулся вдоль стен просторной прихожей ведь это было куда веселее и соблазнительнее — все равно что спать под открытым небом. Палладий говорит о монахах Келлий, что они, «рожденные у родителей–христиан, принадлежали Богу с самого раннего детства».
Проведя с ним ночь в молитве, Пафнутий увидал на другой день страшное изменение на его лице это были черты и бледность человека при последнем издыхании. Мы ведь сами на себя стираем. Я ухожу и становлюсь монахом». Марка в окрестностях Александрии.
«Так как вы так много опираетесь на диалектику, — начал он, — то ответьте мне на мой вопрос: чему можно скорее верить, когда дело идет о познании Бога, — внушению веры или доводам ума. » Они ответили, что внушениям веры. Не удивляясь этому образу жизни, столь страшному для человеческой природы, преп. Только два живых существа повстречались нам. Феодосии же искал истину в более чистых источниках.
Он решился сам отправиться за священником. Мы провели ночь в этом монастыре в гостях у радушных монахов.
Это была громадная каменная масса, которую бы не могли сдвинуть несколько человек. Тогда святой Антоний поспешил туда, где жил святой отшельник. Но ни одна из тех святых подвижниц, о которых он повествует в своем труде, не живет в «великой пустыне». Сжальтесь же над самими собой.
Первый подражатель жизни Симеона был ученик его Даниил Столпник. Особенно наказывал он ей не ехать в Александрию. Все так и случилось. Павел решил, что это место ему указано Провидением.
Павел исполнил это и на его лице не появилось ни малейшего признака неудовольствия. Может быть, с точки зрения греков все египтяне часто такими и казались. Означая сначала «один» в смысле «девственник», оно также выражало желание объединить свое сердце и свою жизнь, устранив все то, что рассеивает и разделяет, то есть все земное добро и человеческие заботы. Некоторые из этих иноков шли перед нами, другие сзади нас и все они пели псалмы. Каждый высказывал, как он понимает эти места. Вы были свидетелями их ярости и в то же время их слабости.
А когда начался и как продолжался подвиг святого отшельничества. Все тут до отвращения угрюмо, мрачно, безжизненно. Прежде чем выбрать жизнь монаха в Вифлееме, Кассиан провел пятнадцать лет среди монахов Нижнего Египта (385–400), духовный опыт и уроки которых он изложил в своих «Установлениях» и «Собеседованиях», написанных для монахов Прованса.
Эту небесную жизнь он вел до 113 лет. Он падал перед ними ниц, как будто молясь на них, так как их приход знаменует явление Иисуса Христа, сказавшего в Евангелии: «Странен бе и посетисте Мене» и так как Авраам, которому явилась Святая Троица, принимал также лиц, казавшихся ему людьми, но в которых почитал своего Господа.
Ужасный дракон опустошил соседние провинции. Один князь-арианин, по имени Балак, послужил в этом случае примером строгости Антония. Теперь он был обманом привлечен арианами на их сторону. Когда разбойники поняли, что напали на знаменитого Моисея, они также отреклись от мира.
Он также поверил им несколько искушений, которые он сам вытерпел. На левой створке св. Что странного в том, что в таком состоянии духа эти люди не жильцы среди мира. Но больной умер до его прихода. Другие Последовали за ним и с жаром выставляли перед преподобным вину брата.
Он их усадил и спросил их, откуда они и какова цель их путешествия. — Ты не будешь избавлен от печали. В монастыре Писпир преп. Но еще более вытерпел от различных, нападавших на него искушений. Благодаря Филону, мы знаем о существовании в тот же период времени в окрестностях Александрии общины «терапевтов», то есть служителей Бога, живших вдали от шума и деловой суеты и посвятивших себя созерцанию божественного. И услышали они голос, говоривший: «Хотя нет ничего общего между светом и тьмою и никакой связи между верным и неверным, однако по твоей молитве, Аполлон, даруется спасение этому человеку ради твоих за него молитв». Нам никак не удавалось погрузиться в воду.
Но решительный шаг состоял в том, чтобы заставить себя покинуть «ближнюю» или «внешнюю пустыню» (край пустыни, как мы бы сейчас сказали) и переселиться в «великую пустыню», в текстах источников называемую также «дальней» или «внутренней пустыней», «глубиной пустыни» или «сугубой пустыней». Но ведь сколько новизны в решении Антония Великого. Он родился в Египте, неизвестно, в каком городе. Никакие внешние препятствия, никакие тягости северного климата не могли уменьшить этой распалявшей русскую душу жажды «пустыни». Некоторые вошли в крестильню и, раздеваясь донага, делали и говорили там безобразия, о которых непозволительно даже передать.
Антонию, что, по его мнению, больше заслуги подвизаться в добродетелях в миру, чем в пустыне. «Но тогда, — сказали они, — по крайней мере шесть месяцев. » «Это много», — отвечал он. Вы знаете, какое коварство употребляют демоны, чтобы нас погубить.
Антония имел под руководством пять тысяч иноков. Он сказал Павлу, что лучший путь для инока есть послушание. Все это относится к менее интересному его предсказанию. Все присутствовавшие вокруг слышали его молитву, произнесенную громким голосом.
Нет, в этом отношении мы все время меняемся и, как правило, к худшему. Битва произошла на Аквилейской равнине 6 сентября 394 года. Он постучался у двери кельи и рассказал преподобному сложившееся в нем намерение. Устав от тяжелой ноши, Еллий именем Божиим повелел одному животному подойти к нему.
Только что Пафнутий его увидел, он, раздвигая толпу, пошел прямо к нему и, отведя Максима в сторону, сказал ему: «Имев честь носить те же знаки мучения, которое Мы приняли за Христа и потеряв вместе с тобой одно из телесных очей, чтобы обильнее наслаждаться Божественным Светом, я не могу видеть тебя сидящим в совете нечестивых обманщиков и в рядах служителей лжи». К этим двум текстам мы можем присоединить труды Иоанна Кассиана. Но постепенно у них появился «вкус к пустыне» и некоторые решили углубиться еще дальше, чтобы лучше воспользоваться тем уединением и тишиной, которые они здесь находили. Мы набрали множество образчиков, дабы осчастливить некоторые знакомые нам семьи. Несколько известных разбойников стали впоследствии не менее знаменитыми монахами.
Со временем желавшие уединения основали поселения пустыни Келлий (на запад от столицы) и стали обживать самую суровую пустыню Скита (южнее Нитрии). Много апофтегм позволяют нам это понять. В конце концов, каждый решает эту проблему по–своему. Пока он ожидал на берегу реки лодку, чтобы отправиться в путь, он услыхал голос, который говорил ему: «Антоний, куда ты идешь и какое у тебя намерение. » Он, нисколько не удивленный, отвечал: «Я хочу идти в Верхнюю Фиваиду, так как здесь требуют от меня вещей, которые выше моих сил и не дают мне покоя». на широкие просторы. Все ясно понимали, что нельзя позволить, чтобы она завладела нами. Я не пользовался никогда плодами чужих трудов.
Антония, начальствовал там также над разными иноками, жившими в пещерах.
Они поздно выходили к завтраку и подолгу засиживались за обедом. Диоскор был пресвитером и настоятелем общины, состоявшей приблизительно из ста иноков. Здесь, как и в Храме святого гроба Господня, все говорит о зависти и нетерпимости. Осел подошел к святому и подставил спину для ноши.
Когда все положенное по их уставу для трапезы было приготовлено, он сказал: «Если в нас есть вера, если мы, действительно, верные слуги Иисуса Христа, то пусть каждый из нас просит у Него послать ему по случаю праздника лучшую, чем обыкновенно, пищу». Он уже приближался к старости. Моисей стал монахом и, как рассказывают, однажды четыре разбойника, не зная, с кем они имеют дело, залезли к нему в келью.
Эти слова заставили философов еще более удивляться пустыннику. Наоборот, в его глазах, на его лице было столько кротости, веселости и величия, что он казался как бы Ангелом среди людей.
Его первые шаги на иноческом пути принадлежат к самым трудным подвигам аскетической жизни. В ту же минуту отшельник опустил голову и успокоился сном праведника. Зажгли огонь и Коприй взял манихея за руку, чтобы вместе войти в него. На это он ответил: «Если вы это находите нужным, отведите меня в такое место, где бы не было женщин». Он выстроил для него в трех или четырех милях от своей кельи другую келью и сказал ему: «Вот, ты с помощью Божией стал иноком.
Однажды ночью Господь открыл ему, что на другом конце пустыни Египетской живет отшельник, которого он должен повидать.
Иоанн уверил его в победе и предсказал, что он одержит ее без большого кровопролития. Иордан не шире нью-йоркского Бродвея. Каждый рад поскорей убраться отсюда. И вот они уже стоят среди пламени. Старцы обнялись.
Она — за его дверью, на краю его поля, в его взгляде, в его жизни. Что может смягчить тоску такой, как нам кажется, несправедливой разлуки.
Египетских отшельников часто представляют как примитивных дикарей, грубых и неотесанных. Он удалил его от его сына, заботу о котором он поручил другим братьям приказал также, чтобы его плохо одевали и чтобы с ним обращались настолько дурно, насколько позволял его юный возраст. Они бежали навстречу к нему, как будто дело шло о том, чтобы принять к себе Ангела. Он вопросил человека, который брался сам предсказывать будущее колдовством. Патермуфий, видя своего ученика бездыханным, подошел к нему, поцеловал его и сказал: «Что предпочитаешь, сын мой: расстаться ли с нами, чтобы быть с Иисусом Христом или жить еще в этом смертном теле. » Жизнь вернулась усопшему на несколько мгновений и он ответил: «К чему, отче, призываешь ты меня из другой жизни.
Его учение не только не идет от апостолов, но и имеет началом своим дьявола. Он лишал себя всякого послабления, облегчающего тело и говорил, что люди в молодости должны закалять себя лишениями, а не искать удобств, которые их изнеживают. Надо попытаться переменить обстановку иначе мы совсем распустимся. «Так что же, — возразили братья, — ты находишь, что, если бы вскоре после его падения совершалась литургия, его можно допустить к таинству. » «Я не говорю этого, — отвечал преподобный. Антоний.
Об этом сообщает латинская надпись на серебряной звезде, вделанной в пол. Несомненно, что по своей натуре жители этой страны не выносят изоляции и одиночества. Антонию.
Однако оно неправдоподобно от начала до конца. Ловким писакам легко говорить: «Глядя на то-то и то-то, я думал так-то и так-то», а на самом деле все эти красивые мысли пришли им в голову гораздо позже. Апофтегмы рассказывают нам и о некоем старце, который ушел из мира «еще девственником, понятия не имевшим о существовании блуда», а также о другом монахе, который пришел в Скит вместе с отцом, будучи совсем молодым, не зная о существовании женского пола до того дня, когда бес показал ему во сне женщину.
Это были «самоизвольные мученики», которые несли крест Христов или можно сказать, висели на нем в продолжение многих лет. Два брата, Паисий и Исайя, были сыновьями богатого купца испанца по происхождению. Прилетающий в Каир современный турист видит пирамиды, стоящие на краю пустыни. Предположительно, на создание триптиха Босха вдохновила «Книга высшей правды» нидерландского мистика Яна ван Рёйсбрука, в котором отшельники Антоний, Иероним и Эгидий воплощают три степени восхождения к высшей правде.
Они ни о чем не спрашивали и не выставляли напоказ свое гостеприимство. Платье это состояло из туники толстой льняной материи, капюшона и мантии из козьей кожи. Он опять исполнил приказание.
Еще до него Геродот заметил, что «египтяне после ливийцев — самый здоровый из всех народов», — это в равной степени следует понимать и в отношении психического и в отношении физического здоровья. Амун и Макарий поселились в «великой пустыне» и там к ним постепенно присоединилось несметное множество монахов. В то же время Бог дал ему постичь смысл этого видения. Пространство монастыря было весьма обширно и окружено стенами. Он продолжал отрекаться, но преп. Первым анахоретам нужно было стяжать особое бесстрастие, чтобы решиться покинуть родных и близких.
Антоний сперва несколько испугался и возвысил свой ум к Богу, прося помощи. Также подвизался Монах Трофим (Коломиец), бывший отставной унтер-офицер из Полтавской губернии, о котором современники вспоминали, что «жил он почти на открытом воздухе в лесу, на крошечной ливадке: на кустах была положена плита, которая служила аналоем, а около нее он, сидя, спал. И повел он на горе самую высокую духовную жизнь. Самые знаменитые личности его времени — святитель Афанасий Великий, Пахомий, св.
Он произнес еще: «Вот идут апостолы. » И продолжал говорить тихо, как будто беседовал с какими-то святыми людьми. Преподобный имел случай заметить, что те, кто поставлен над другими в качестве настоятеля или силой чрезвычайных своих дарований, особенно подвержены искушению тщеславия. И вполне естественно то, что христиане именовали «Отцами пустыни» тех старцев, которые наставляли других отшельников. И Арсений, несомненно, поддерживал связь с Евагрием. «Не приходила ли сюда женщина этим вечером. » — спросили они монаха. Она привела его к пещере, вход в которую скрывала пальма.
Всякое воскресенье один священник приносил ему Св. Однако это бывало не всегда. И они же с энтузиазмом описывали ликование аввы Аполлона и его учеников: «Можно было созерцать такую их радость в пустыне, что не увидишь на земле подобной радости и телесного веселия». Кое-где они покрывают землю точно сверкающей коркой льда.
Но отец, не печалясь и глубоко веря в молитвы преп. Както вечером она явилась в его келью под предлогом того, что заблудилась.
Некоторые монахи провели здесь взаперти добрых тридцать лет. Тогда преп. Иноки первой пустыни необыкновенно умножились в последующие времена. То же было и в жизни христиан, населявших берега Нила». Они не помнят прошлого, не мечтают о будущем.
Назови его Иоанном. В началеIIIвека, согласно Оригену, христиане были еще «без сомнения немногочисленными, зато истинно верными». Его слово не было тщетно. Среди огромного сонма русских святогорских отшельников особого внимания заслуживает схимонах Илия (Аминский).
19, 29).
Пафнутий, который, видя ожесточение обвинителей, сказал им такую притчу: «Я видел на берегу реки одного человека, который стоял в грязи по колено, но, благодаря людям, которые хотели протянуть ему руку, чтобы вытащить его, он увяз в грязи по шею». Жизнь снова забила ключом. Дело шло к концу. Дух не вынесет, если его напрягать выше меры.
Ну и наконец, возникает желание избавиться от суеты мира и посвятить себя всецело Богу. Тогда преподобный начал молиться с чрезвычайно веселым лицом, доказывая тем свою великую веру в Бога и когда он кончил свою молитву и все они сказали заключительное «аминь», тогда появились никому не известные люди, несшие такое громадное количество разнообразных съестных припасов, какого в монастыре никогда не было видано. Они поняли свое неразумие и с кротостью повели изгнанного брата обратно в монастырь. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.
То были газели, прославленные «кротостью очей». Отшельники прервали его на этих словах и с сердцем, переполненным горестью, бросились к нему на шею испуская громкие вздохи и обливаясь слезами. Но было ли так в среде отшельников Нижнего Египта. В Верхнем Египте, как мы знаем из «Истории монахов», это были Ор, Аполлон и Патермуфий, которые, прожив много лет в полном одиночестве, затем вернулись в «ближнюю пустыню», где собрали вокруг себя многочисленных учеников.
Преподобный одевался в толстую льняную тунику и покрывало, обматывавшее ему голову и шею. Мне до сих пор тягостно вспоминать о нем. Ему выпал случай привлечь на себя похвалу преподобного за смирение. Преподобный понял его мысль и сказал ему: «Возьми стрелу и натяни лук». Он объявил себя христианином и, не довольствуясь этим первым признанием, побежал в судилище и там всенародно заявил о своей вере во Христа.
Мальчик умер в дороге. До этого времени христиане, в том числе аскеты и монахи, признавали «отцами» исключительно епископов. По словам издателей, мудрость столпников засвидетельствована и прославлена всеми современниками.
Однажды у преп. Бог открыл желаемое Павлу. Посвящая себя всецело на службу Богу, постоянно молясь и прославляя Бога в гимнах, он имел от Бога великие утешения. Богу угодно было прославлять его бесчисленными чудесами.
Нелегкая, должно быть, была работа. Народ тысячами приходил послушать их учения их посещали цари и вельможи, патриархи и ученые (как, например, Феодорит Кирский, за обширные сведения и мудрость названный чудом своего века, Евагрий, Феодор чтец, Косма, священник халдейский и другие) и все удивлялись премудрости исходившей из уст их. Бог, кроме того, давал ему некоторые откровения и несколько раз открывал ему будущее. Наконец его лицо просияло, как солнце и в то же время он воскликнул: «Видите, видите. Пребудь же с мужественным сердцем в уединении и не думай из любви к ним вернуться домой, так как написано: «Возложивший руку на рало и озирающийся вспять недостоин Царства Небесного». Это была несложная работа, но она могла приносить неплохой доход.
Это ходячие мертвецы. Это чтение выяснило всю лживость их догматов и затворило им уста. Преподобный распорядился, чтобы им было оказано всякое внимание по правилам христианского гостеприимства и, укрепившись телесной пищей, они поспешно вернулись к нему, чтобы получить духовную. Если он лишил себя всех человеческих утешений, то имел множество радостей свыше. Какой позор. Никогда еще у нас не было столько хлопот с седлами.
Помните, что Он мертвит и животворит ненавидьте мир и то, что в мире. Они сумели разбить по частям противопоставленные им войска, нанесли большой урон и захватили большую добычу. Придя в себя после этого видения, Антоний не подумал сесть за обычную трапезу.
Макарий после кончины преп. Католические монастыри — это великое благо для бедняков. Последний сказал ему както: «Как это случилось, что мы, со всей своей культурой и мудростью, не имеем ничего, а эти неотесанные египтяне приобрели такую добродетель. » На это Арсений ответил: «Мы ведь не извлекли ничего из этой культуры мира, а эти неотесанные египтяне постарались приобрести добродетели».
Воздержание его было весьма строгое. И в эту минуту его лицо стало еще лучезарнее. Неизменно любите Иисуса Христа, всецело Ему доверьтесь — и вы восторжествуете над их лукавством. Они поняли смысл слов преподобного и приняли обратно изгнанного инока. Было это так.
Павел стал смотреть на входивших в церковь. Муж узнал, что преподобный никогда не допустит ее к себе. По дороге нельзя было найти воды, годной для питья и воду везли за собой на верблюде.
Он еще сжалится над нами. Такой жизнью прожил он около 20 лет, славя непрестанно Бога и борясь с силами ада. Итак, он пришел посоветоваться с ним, что ему делать.
Супруга одного сенатора ослепла и постоянно просила мужа отвезти ее к преподобному. Затем они стали разгребать когтями землю и, нарочно отбрасывая песок в обе стороны, образовали ров, достаточный, чтобы вместить драгоценные останки отшельника. И он приказал сжечь Аполлония и Филемона живыми. «Женщина. Он был действительно дьякон.
Они терпеливо ждали, когда он закончит молиться. Обвиняемый утверждал, что он невиноват. Антоний вошел в пещеру и в полумраке едва разглядел молящегося человека.
Он провел так три дня и три ночи, в смиренном терпении ожидая отшельника. Соседние пустынники знали этот его обычай. Самая известная среди них, амма Сарра, «пребывала шестьдесят лет подле реки», то есть вблизи Нила.
Он почерпал эту помощь в святом таинстве Евхаристии. Город Ликобой в нижней Фиваиде был его родиной. Аполлоний был одним из лучших фиваидских отшельников и был возведен в степень дьякона. Другому в подобном же случае он сказал: «Умаляй себя, отрекись от поблажки чувствам, стань выше тщетных забот мира и ты найдешь покой сердца».
В пустыне это было нормой. Аполлон решил провести остаток жизни, не занимаясь более ничем иным. Они не напрашивались на комплименты. Тот же голос, который позвал его изрек: — Заметь хорошенько то, что ты видишь. Что же касается до вас, берегитесь отравы ядом Ария. Аммон Нитрийский, св.
Тотчас один из них побежал к нему с покорностью домашнего животного. Он хотел выдать его преследователям, чтобы воспользоваться конфискацией его имущества. Отраженный с этой стороны, демон хотел искусить его тщеславием. Женщина умерла от потрясения.
И отдохнули мы по-царски. Первые монахи, жившие в «великой пустыне», недолго наслаждались полным уединением, ради которого они сюда пришли. Антонию, кто к нему пришел и по какому поводу. Данное издание представляет собой попытку както исправить сложившуюся ситуацию. Согласно другой апофтегме, «семь сенаторов, подражая Арсению, отказались от всего своего добра, стали разводить тростник и использовать простую глиняную посуду».
Забавное это оказалось купанье. Было предложено поглядеть Иордан, Иерихон и Мертвое море. Он увидел в небе великолепное ложе, которое охраняли три сияющие девы.
Как и следовало ожидать, начали сказываться пресыщение и усталость. Тяжелые подвиги, в которых он жил доселе, расстроили ему здоровье. Но, как кажется, лишь некоторые из них основали там значительные поселения.
Некоторые из них, приняв святое Причастие, тотчас удалялись, не думая вовсе о принятии какой бы то ни было пищи, довольствуясь принятым ими духовным брашном. Все это в точности исполнилось. Найдя их непреклонными, префект приговорил их ко ввержению в море. Милосердие Божие довело его до желания покаяться. Три или четыре десятка паломников избравшие короткий маршрут, прибыли сюда с «Квакер-Сити» и нельзя было отказать себе в удовольствии вволю посплетничать.
«Он навсегда лишен мира и покоя. Тотчас заработало воображение: в седло. Будучи в Египте, он не преминул посетить места, связанные с христианской историей этой страны. И пусть они не приносят людям пользы в ощутительной грубой форме.
Итог-час бассейн исчез. Он преподал ему несколько наставлений для спасения его души и затем, встав и молясь, обливаясь слезами, он преклонил колени на землю и сказал: «Господи, в руки Твои продаю дух мой. » В эту минуту он был окружен Небесным сиянием и отошел в этом молитвенном положении. Добродетель на которой он больше настаивал, была смирение. Но страх оскорбить Бога заставил тебя отложить свой уход. Он дал блистательные доказательства этой любви, когда император Максимин возобновил гонение на церковь. Через несколько времени он спросил у аввы Иосифа, зачем он ему дал такое необыкновенное приказание, на что тот ответил: «Старцы не всегда приказывают молодым людям вещи, которые кажутся разумными, но иногда дают приказания, кажущиеся странными. Когда он износил свою одежду, он сделал себе рубаху из пальмовых листьев.
Преп. — Он же глупец и еретик». Отшельники просили его объяснить, с кем он говорит и он произнес: «Вот ангелы пришли принять мою душу я прошу их подождать немного, чтобы дать мне время на покаяние». Иоанна относительно двух своих самых опасных врагов.
Ион услыхал в следующую ночь голос, говоривший ему: «Антоний, встань, выйди и смотри. » Он встал и увидал ужасный призрак, голова которого касалась туч и который распростирал свои руки, чтобы остановить тех, которые хотели подняться к небу. Демон держал его связанным и его Ангел следовал за ним издали печальный. Это желание и подталкивает монаха к уединению в дальней пустыне. К чему погребать трупы в золоте и шелку и к чему сохранять тщеславие среди вздохов и слез.
Этот кровожадный крокодил погубил много людей. Он творил большие чудеса и даже в большем количестве, чем его великий учитель. Все это казалось достаточным человеку, воспитанному в роскоши богатого дома и он все свои заботы сосредоточил на своей душе. Эгидий, уютно устроившись в пещере, которая служит ему часовней, молится пред алтарём. И тут Господу было угодно сделать его известным церкви через посредство преп.
Преп. Историки уже перечислили все возможные причины, подходящие для объяснения этого бегства в пустыню: экономические, политические, социальные Вполне возможно, что впоследствии эти причины и повлияли на решение некоторых христиан оставить мир. Босх часто избирал темой своих картин жития святых. Но решительный шаг тех, кто первым достиг «великой пустыни», ни на йоту не потерял своей важности. Новичок, приходящий в пустыню, проходил школу под руководством старца, которого он называл своим «аввой», то есть своим духовным отцом.
Иоанн, взяв его за руку, поцеловал эту руку и сказал: «Остерегайся, сын мой, отрицать благодать, полученную тобой от Бога, чтобы добро не довело тебя до зла и смирение до лжи. На страницах этой книги мы встретимся и со многими другими. «Тогда, — сказал ему Патермуфий, — почивай в мире и молись за меня». Симеона. В чем заключался их подвиг. При ссылках на разные редакции апофтегм отец Люсьен пользуется своей нумерацией (отличной от общераспространенной), которая напрямую связана с его переводами различных сборников этого памятника. Уже было указано, что во второй пустыне преп.
Силы понемногу изменяли паломникам и пыл их угасал. Эти феллахи были, как правило, очень выносливы и непоколебимы. Он переехал через реку, не страшась ни животного, везшего его, ни многоводной реки.
Он совершил несколько чудес и св. 4) Совершать ночью келейную молитву, прежде чем идти в церковь. Для того чтобы он отважился туда пойти, нужна была очень веская причина.
Тогда преподобный решился отвечать. Преподобный сказал: «Натяни туже».
С этих пор юный отшельник жил там спокойно и безмятежно. Демон не послушался и стал произносить хулу на Спасителя. Так мало обращал он внимания на телесные нужды. Наконец, часть сведений я почерпнул из трудов Евагрия и Исайи. Иногда говорят о «Матерях пустыни».
Евагрий, как современник и очевидец, упоминает о двух других столпниках, о Симеоне младшем (Дивногорце) и его наставнике. С каким старанием он ни старался, он не мог укрыться от многих посетителей и должен был жертвовать любовью к уединению для братской любви. Преподав такой совет, великий отшельник заперся в своей келье. Уже лижущие языки его готовы опалить их тела. «Так знай, — отвечал ему святой старец, — что и в будущей жизни ты будешь поставлен в ряду тех, с кем ты делил радость и горе». Тогда преподобный ему ответил: «Признаюсь вам, братья, я никогда не думал об этих вещах и так как я знаю, что Бог полон благости, то я надеюсь, что он сжалится надо мной».
Император в гневе приказал доставить к нему Дорофея и тогда он, наконец, признал в «нем» свою дочь Аполлинарию, но всетаки не стал препятствовать ее возвращению в Скит, где она жила еще какоето время. Преподобный, видя, что с ним не было никакой провизии, побоялся, что он умрет. Так родилась «пустыня Келлий», теперь хорошо известная благодаря раскопкам, уже 25 лет осуществляемым французскими и швейцарскими археологами. И все же, рассматривая их на фресках одного Афонского монастыря, Лакарьер понял, что «они были изображены не только для того, чтобы, символизируя незаменимый опыт, навсегда утвердиться в прошлом, но и с тем, чтобы в любой момент возникнуть в настоящем».
2) Сохранять всегда чувство сокрушения и раскаяния в грехах. Он связал их, взвалил на спину и отнес в церковь, предоставив священнику решать их судьбу. Особенно важны были для Феодосия те советы, которые он спросил у преп. Както ночью он напал на жилище одной девы, посвятившей себя Богу. Незадолго до меня в своей работе «Опьяненные Богом» Жак Лакарьер твердо заявил: «Целиком осознавая себя атеистом, я написал историю этих святых, ни на минуту не разделив с ними ни их веры, ни их креста».
Один из главных пороков, которые он советует истреблять, это гордость. Обличив их таким образом, он отпустил их со своей обычной кротостью. Этим рассказом собственно и открывается повествование о святых отшельниках. Отец Флегонт (Лебедев) изумленный невероятным подвигом отца Илии, в день его кончины скупо, но выразительно отметил в своем дневнике: «Великий подвижник, 30 лет прожил под камнем».
В житии прп. Конечно, лишь жажда презрения людьми и любовь к поношениям заставляли его говорить так. Как же далеки мы здесь от той идиллической картины жизни «терапевтов» в александрийском пригороде, которую дает нам Филон, жизни в местах, где воздух чист и прозрачен, в зеленеющих садах, где царят тишина и покой, вдали от городских забот и городской грязи. Ни в какой другой стране мира пустыня не прилегает так плотно к обитаемому пространству.
Он отказался не только от родственных связей, но и от семьи, которую мог бы создать. Мы понимаем, почему демон искушая отшельника, так часто напоминал ему о семье. Иоанн Ликопольский встречал паломников, улыбаясь и сияя от радости. На это Павел ответил: «Не знаю, предпишешь ли ты мне что-нибудь более трудное, но мне нетяжело исполнять то, что ты назначал мне доселе».
Но, не уговорив его покинуть уединение, он услыхал великие предсказания. Нам показали гробницу Лазаря. Едва появившись в России, христианство, как весна водами половодья, наводнило дебри этими «небесными человеками, земными ангелами». Преподобный тогда приказывал накормить их, произносил для них небольшое поучение и отпускал их но если ожидавшие были люди высокого благочестия или должны были вести с ним разговоры о важных предметах, то Макарий называл их именем иерусалимлян и тогда святой садился с ними и беседовал всю ночь о спасении души. Во время беседы, святой Павел открыл приближение своей кончины и завещал похоронить его.
Все течение жизни его было сурово и трудолюбиво. Я бы поселился в ней куда охотнее, чем в любом здешнем доме. Едят они только хлеб с солью, а пьют одну только воду. Петра парит над равниной, точно привязанный воздушный шар. Преп. При этом нападении испуганный отшельник обратился в бегство и укрылся в пещере Гелена, который успокоил его и дал ему советы относительно мужества и терпения и главным образом необоримой веры, которую всякий христианин должен иметь в Иисуса Христа и в Его силу, страшную бесам.
Сперва жил он в качестве ученика под руководством старца, чтобы научиться быть учителем. Почти все Отцы пустыни по крови и языку были коптами, происходившими по большей части из сельского сословия, привыкшими к суровой трудовой жизни, простым условиям и отсутствию комфорта. Живите всегда в страхе Господнем, не желайте ничего свыше того, что вам назначено в жалованье, а ты довольствуйся тем, что видела меня во сне, не прося ничего большего».
Как мы уже говорили, большинство из них были выходцами из крестьян. Дары, которые укрепляли его более всякой земной пищи. Один царь, отнесясь к этому легкомысленно, хотел было нарушить запрет, но горько поплатился за свою самонадеянность.
В числе их был Коприй. Антония Великого не было другого инока, слава которого так прогремела по миру.
Палладий в прологе к своему «Лавсаику» обещает рассказать не только о трудах «святых отцов, монахов и отшельников», но и о тех досточтимых матерях, «кои с мужским и совершенным разумом свершают труды добродетельных подвигов». Любой житель Египта постоянно ощущает ее присутствие. Запах просто немного изменился, но это не очень заметно, ведь мы уже привыкли, что он то и дело меняется.
Св. В другой раз прибыл он в воскресный день в один монастырь. Они теснейшим образом связаны с жизнью отшельников в пустыне. Феодосии решил идти на него, чтобы отомстить за убитого. Однако он исполнял все свои прежние «правила», так что с виду он казался тем же и зло было лишь внутри. По всему видно, что он был человек состоятельный. «Они могут, — говорил он, — делать это лишь из тщеславия и чтобы привлечь внимание людей».
Монах позволил ей войти и, чувствуя, что бес начал его искушать, зажег лампу и стал подносить к огню свои пальцы, один за другим, до тех пор, пока утром только один палец остался необожженным. Они унесли все, что могли найти, включая и вклады частных лиц, которые там хранились.
Нынешние жители монастыря, числом около семидесяти, все пустынники. На самом деле, нет какогото одного «типа» Отца–пустынника. Ему не хватало иногда смирения и кротости и он очень жалел, что лишен этих добродетелей. Один из них последовал в пустыню за своим хозяином и стал его учеником. Однако он нелегко показывался и не нарушал для этого своего молчания.
Аполлоний был бывший торговец, Апеллес занимался кузнечным делом. Если Макарий говорил ему, что ожидавшие его беседы — египтяне, это означало, что им нельзя сообщать ничего важного. Она уже давно вела без ведома мужа преступную жизнь. Нас сошлось тогда несколько иноков, всякий по своим личным делам. Потом он запел слова псалма: «Господь прибежище мое — кого убоюся» и этими словами демон был прогнан.
Больная потерла им себе глаза и к ней вернулось зрение. Густой кустарник, что растет по берегам, отбрасывая тень на неглубокие, но беспокойные воды («бурными» величает их гимн, чем несомненно льстит им) и мы так и не увидели, широка ли она.
Вода источника утоляла его жажду. Евтропий с усердием исполнил данное ему поручение. Один инок сказал ему однажды: «Я считаю, что я, отец, всегда предстою перед Богом».
Они несколько разленились. Мучаясь угрызениями совести, он исповедался в своем грехе старцам Скита. Основатель общины Иуды льва и жертвенного Агнца Ефраим както написал: «Тем, кто думают, что география ничего не значит для религии, я отвечу, что она глубоко связана с Божественным замыслом».
Рассказав нам об одном из его «геройств», Палладий добавляет, что однажды вечером Моисей подвигся к раскаянию.
На правой створке изображён св. Евагрий жил здесь в окружении образованных монахов, горячих поклонников творений Оригена, но здесь же он прошел школу Отцов пустыни, особенно двух Макариев. Он был уроженцем Каменец-Подольской губернии. Тогда Антоний написал этим инокам следующее: «Корабль, потерпев крушение и потеряв свой груз, пристал наконец к берегу после многих усилий и хотя вы видите его в этом бедственном положении, вы хотите его погубить». Все это было уже за Вифанией.
Он не похудел от своих долгих постов и постоянной борьбы с демонами. Мы знаем и другого убийцу, который стал монахом в Скиту: это был пастух по имени Аполлон.
Антония Амафий и Макарий, то я прождал пять дней, чтобы увидеть преподобного. Монастырь преп. В городе царило волнение. Это наставление послужило ему правилом поведения. Тут из воды показался огромный крокодил. Демон, завистник добродетели святых, стал стараться поколебать добродетель Антония.
Надо мыслить Его как чистого духа. Он подумал, что оно приготовлено для его духовного отца Антония. Недолго, однако, он оставался тут в безопасности.
Они имели общую церковь, куда сходились в субботу и воскресенье. И это была, однако, лишь часть насельников этой местности. Вот таким образом он его принял, но лишь для того, чтобы потом принудить его удалиться. «Пребывайте всегда в радости» — вот совет, данный аввой Вениамином своим ученикам.
Геродот заметил, что египтяне — самый богобоязненный из всех народов. Когда на четвертый день преп. Он желал также, чтобы они умерщвляли чувственность молитвой и постом. Как мы видим, не такто легко распознать Отцов пустыни и начать с ними разговор. У себя в келье он делил время между молитвой, чтением священных книг и ручным трудом. Вполне очевидно, что уже при жизни эти добродетельные подвижники были окружены чудесным ореолом, как, например, Макарий, который был «богом на земле» по примеру египетских фараонов, носивших такой титул в Древнем Египте.
В этом районе пустыня поднимается над уровнем моря всего на несколько метров. Он постоянно находился дома, выходя только для посещения церкви. Но и тут меня постигла неудача. Судя по этим знакам Божьего к нему благоволения, он достиг высшей святости. Это чудо окончательно повергло философов в изумление, которое граничило со страхом.
Каждые шесть месяцев он только получал несколько хлебов, которые ему бросали через крышу. В эту минуту увидал он диких ослов и закричал им: «Именем Иисуса Христа пусть один из вас подойдет сюда облегчить меня от моей ноши». Но этот ответ еще более раздражил судью.
Преподав св. Другие документы той эпохи успешно дополняют этот основополагающий источник. Вследствие этого демону стало легко приступить к нему с самыми худшими искушениями.
Он также приказал ему покинуть свое уединение, обходить пустыни, посещая иноков и поучая их словами спасения, которые Бог вложит в его уста. Солнце жгло так яростно, что раза два мы не могли удержаться от слез. Таким образом он по смирению скрывал полученную им благодать.
Прибыв на Афон в 1904 году, он в Русском Пантелеимоновом монастыре после исповеди у отца Агафадора (Буданова) попросил благословения жить не в монастыре, а в лесу, принадлежащем обители. Антоний понимал, что главный подвиг Павла должен состоять в послушании. Монастырь св. Одна из ее сестер стала одержима бесом и Анфим послал ее на исцеление к Отцам Скита. Просто к нам явилось подкрепление в лице тощих, как скелеты, арабов в одних рубахах и с голыми ногами им велено было идти далеко впереди нас, размахивать ржавыми ружьями, кричать, похваляться своей силой и вообще всячески безумствовать и таким образом распугивать шайки разбойников-бедуинов, которые могут устроить нам засаду.
Они отворили нам двери и радушно приняли нас. «Держась родных обычаев, — писал Геродот, — они не приемлют ничего иного». В «Истории монахов» упоминаются другой Аполлон, который ушел в пустыню в возрасте четырнадцати лет и Эллий, который с детства сурово подвизался. Это и было началом знаменитой «Нитрийской пустыни», где вскоре по соседству с Амуном собралось множество монахов, так что очень быстро это место оказалось перенаселенным. Но в течение двух лет от руки Пахона исходил невыносимый смрад.
Переносите добровольно голод, жажду, наготу. «Аммы», которые фигурируют в апофтегмах, посреди пустыни не живут.
Дар пророчества, полученный преп. Ведь их жизнь во всем ее сложном многообразии — от самых простых вещей до самых тяжелых молитвенных подвигов и искушений — поистине представляла собой «бытовое исповедничество» раз и навсегда избранного ими пути. Он хорошо знал это место, поскольку, будучи погонщиком верблюдов, заходил туда за селитрой. Не найдя в обычном месте лодки, Еллий задумался, как перебраться на тот берег.
Желание выразить свою любовь к Христу повлекло преподобного в Александрию или для того, чтобы принять там мучение или, по крайней мере, чтобы помочь исповедникам мужественно стоять за Христа. Исцелите их, если можете, вашими силлогизмами. Антония. Пафнутий увидал среди них св.
В девять часов утра караван уже поджидал нас у дверей отеля, а мы сидели за завтраком. Однажды, неся пищу братии, Еллий увидел стадо диких ослов. Но скоро «демон внушил, что она беременна». Но небо открылось для этого нищего, а ваше великолепие не помешает быть низверженным в ад.
Как пишет Афанасий Александрийский, это происходит благодаря воспоминаниям о той любви, о которой свидетельствовал нам Бог, «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. Но не забывайте Бога и благодеяний, полученных вами от Него. Их присутствие наполняет душу кротостью и покоем, радостью и доверием и они возбуждают такую любовь к Божественному, что хотелось бы покинуть жизнь и последовать за ними в вечность.
От рук же Онуфрия он принял и погребение. Тем не менее это так. На их вершинах имевших не более двух локтей в диаметре, ставились перила или хижины, большею частью открытые, которые предостерегали подвижников от падения и служили для них опорою во время их крайнего изнеможения. Три недели все шло как по маслу, а тут со всеми сразу что-то приключилось. Все сразу же согласились. Древний Иерихон не из самых живописных руин.
Беседа их затянулась. Он одел в иноческое платье тех, которые последовали за ним в пустыню. Конурку эту нельзя приметить, если и рядом пройдешь. Поклонившись нам в ноги, они воздали нам целование мира и говорили друг другу: «Вот эти братья, которых приход нам авва предсказал, уверяя нас, что через три дня к нам придут три брата из Иерусалима». Больных зверей Власий исцелял, возлагая на них руки. Но Павел не сдался.
И ни единый не атаковал нас с фронта. Перед старцем бежала гиена, указывая ему путь. И на это он иногда удивлялся, полагая, что он уже ел.
Так как он не принимал лиц ее пола, то и для нее не сделал исключения из правила и удовольствовался тем, что велел ей передать через других разные советы. Они продолжали спрашивать: «Так, по крайней мере, сорок дней. » «И это много», — заметил он.
Его лицо сияло и, как бы восхищенный уже вне тела, он говорил: «Вот авва Антоний идет ко мне». После этой молитвы он вышел из своей кельи и увидел колоду, абсолютно на него похожую, как будто это был «другой он». Они были там захвачены волнами, но для того, чтобы жить вечно.
.