Рафаэль – великий итальянский живописец эпохи Возрождения, а «Святое семейство» — одна из его ранних, филигранных и тонких работ, которую также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». В этот период из боттеги Рафаэля выходят несколько Мадонн, которые теперь находятся в разных музеях мира: Мадонна Рыбы, Святое Семейство и Мадонна Розы в Прадо, Мадонна во Флоренции, галерее Палатина, Мадонна в Неаполе и две картины Святого Семейства в Лувре. Иосифа, сначала более удлиненных, его лицо сильнее индивидуализировано, он почти лыс, переделана форма уха и т. д. Обнаруженный в инфракрасных лучах превосходный рисунок служит неоспоримым доказательством принадлежности Святого семейства кисти Рафаэля, в чем иногда высказывалось сомнение, объясняемое не очень удачными старыми реставрациями. 21. картина «Святое семейство Каниджиани» (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани.
14. картина Рафаэля «Святое семейство с безбородым святым Иосифом» (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Картина Рафаэля Святое семейство с безбородым святым Иосифом (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). 25 декабря – на европейское Рождество – в Приморской картинной галерее говорили о полотне «Святое семейство» Рафаэля Санти.
Картина Рафаэля Санти Святое семейство со святыми Елизаветой, Иоанном и двумя ангелами: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Святое семейство Каниджиани (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. «святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»)— одно из двух произведений Рафаэля, оставшихся в России после эрмитажных распродаж 1930-х годов. «святое семейство с агнцем», также «Святое семейство Фальконьери»— картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля, датированная 1507годом. Рафаэль – великий итальянский живописец эпохи Возрождения, а «Святое семейство» – одна из его ранних, филигранных и тонких работ, которую также называют «Мадонна с безбородым Иосифом».
Во время пребывания на берегах Арно Рафаэль написал Святое семейство или, как еще называют эту картину, Мадонна с безбородым Иосифом. Картина Рафаэля Святое семейство с агнцем (Sacra Famiglia con lagnello) датирована 1507 годом. Картина Рафаэля Святое семейство под дубом (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Эрмитаж обладает двумя произведениями Рафаэля (Рафаэлло Санти, 1483-1520), одно из них – Мадонна Конестабиле – написано, скорее всего, в 1504 году, другое – Святое семейство – около 1506 года. Картина Рафаэля Святое семейство под пальмой (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом.
20. картина Рафаэля «Святое семейство с агнцем» (Sacra Famiglia con lagnello) датирована 1507 годом. 41. картина Рафаэля «Святое семейство под дубом» (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель.
Встреча Христа и Иоанна в детстве не соответствует Библии. Рука Марии не то собиралась коснуться ребенка, не то только что дотрагивалась до него. С лицевой стороны на живопись наклеили ткань и прикрепили ее к мраморной доске. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Справа от Богоматери – Св. В пейзаже отчетливо сказываются впечатления Рафаэля от родных мест – это Умбрия с мягкой линией холмов, спокойной гладью озер и далекими заснеженными вершинами. Она была в плохом состоянии. Франческо Торбидо по прозвищу Моро, вдохновлённый Мадонной, тоже написал Святое Семейство (теперь в Музее Виченцы).
Архитектурные комплексы на заднем плане тоже образуют треугольные контуры. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Спустя три с половиной столетия, по указу российской императрицыархитекторы и художники обмеряли и копировали оригинальные лоджии и с течением времени в Санкт-Петербурге была сделана копия части Папского дворца в Ватикане. Мадонна Конестабиле (название условное и, так же как в произведениях Леонардо, происходит от имени бывшего владельца) – картина небольшого формата (17, 5 x 18 см), чуть меньше листа ученической тетради, решена в форме тондо.
были восстановлены две группы ангелов в верхней части картины, ранее они были закрашены. Она хранилась в оном без особого внимания. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Но, возможно, работа поступила и через Анатолия Демидова, князя Сан-Донато, по просьбе которого блистательный К. Брюллов написал свой шедевр «Последний день Помпеи». Посредник и торговец Даниель Нис в конце января 1627 года посылает художника Филиппо Узенгрена в Мантую выбирать картины для Карла I. Составлены два списка: на 20 и 27 тысяч дукатов. Затем красочный слой укрепили на новом холсте, а с лицевой стороны смыли наклейку.
Если в других, близких по стилю и по времени создания, картинах Рафаэля младенец дан в живом и резвом движении (Орлеанская мадонна – Шантильи, Музей Конде Мадонна Бриджуотер и Мадонна с пальмой, обе – Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), то в эрмитажном произведении он мягко прильнул к груди матери, задумчиво прижимающей его к себе, по глаза поднимает к св. В 1980-83г. г. Несмотря на ценность этой части коллекции (например, Триумфы Мантеньи) Карл I Стюарт не намерен покупать её и Нис к 1635 году банкрот.
Традиционная тема трактована очень просто. Искусство Италии 16 века. Однако вряд ли художник думал о большой эмоциональной выразительности жеста. Святое Семейство написано веронцем Санто Прунати (1656-1728) в 1692 году под влиянием Мадонны Рафаэля для главного алтаря церкви. Своеобразнымрубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна».
Почему в процессе работы Рафаэль отказался от плода, заменив его книгой, – неизвестно.
Высокое Возрождение. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». В Эрмитаже любой купивший билет в музей может насладиться легкостью и изяществом галереи, копирующей замысел и творение Рафаэля. Его художественный «кабинет» считался лучшим из частных собраний Парижа), а немного позднее, в 1772 году, была приобретена императрицей Екатериной и была привезена в Россию, впоследствии став одной из жемчужин Эрмитажа. В 1971 году картина поступает по приказу Министерства культуры в картинную галерею города Свердловска (ныне Екатеринбург). В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Мастерская Рафаэля начала в 1518 году роспись Лоджий Ватикана. Длинная галерея (65 метров) разделена на 13 частей.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, художник избегает будничного правдоподобия, отбрасывает все случайные черты и бытовые детали.
Её копировали многие художники, привлечённые громким именем автора. Но в то же время, это вполне возможное событие, так как их матери были родственницами. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США). В списке ценностей коллекция из 739 картин. Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Произведение, приписываемое кисти Рафаэля Санти «Святое семейство» известное сегодня под названием «Тагильская Мадонна», было найдено в городе Нижний Тагил (Россия) в 1924 году в старом особняке и было передано в местный Краеведческий музей. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Другая знаменитая копия, выполненная тоже в Вероне Таддео Дзуккари, упоминается Вазари в его «Жизнеописаниях наиболее именитых живописцев», но о ней мы тоже ничего не знаем. В каждой из них изображены по 4 эпизода Ветхого и Нового заветов. Он продаёт всю оставшуюся коллекцию Нису, который после первой удачной сделки, планирует самостоятельно продать её Карлу английскому без предварительной договорённости.
По Библии они встретились, когда Иоанн крестил Христа. Ещё одно письмо, написанное в тот же день, выдаёт нетерпение Герцога. Но во время путешествия из Италии в Россию увеличились трещины на деревянной основе. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы.
Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. располагали монополией на управление Луизианой (обширными французскими владениями в Северной Америке).
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. А после его смерти она боялась умереть». Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Письмо Герцога Мантуи Винченцо I Гонзага Галеаццо Каносса 5 февраля 1604 года гласит:«Очень обрадован вашим решением дать мне картину Мадонны и «Студио» (имеются в виду собрание ценностей и материалы Джироламо Каноссы и Мадонна Рафаэля), которые я действительно сильно желал приобрести» В этом же письме Герцог сообщает, что в ответ на этот «дар» он жалует Галеаццо титул Маркиза и феодальные владения в Монферрато. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии.
Иероним со львом, его главным признаком. Взгляды Марии и Христа сосредоточены па книге. Так возникали либо искусственно драматизированныеобразы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, вкоторых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семействопод дубом». Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Первые достоверные упоминания о картине восходят, во всяком случае, к XVIII веку, когда она была вероятно в собраниях герцога Ангулема в Париже, после чего попала в знаменитую коллекцию Пьера Кроза (Братья Антуан и Пьер Кроза (Crozat) — уроженцы Тулузы, которые в правление Людовика XIV стали самыми богатыми людьми Франции, кредитовали королевский двор и в 1712-17 гг. Он сменил Браманте в должности архитектора собора Святого Петра, наблюдал за раскопками древнеримских древностей исполнял монументальные фрески, блестящие религиозные композиции и портреты. Но смысл произведения не изменился.
8 февраля Галеаццо Каносса, обрадованный завершением сделки и дарованным титулом, в письме Герцогу отвечает, что уже высылает Мадонну и Статую из коллекции Бевильаква (которую он к тому времени наследовал). Иосифу, отвечающему ему спокойным добрым взглядом.
В XVIII веке род Альфано получил титул графов делла Стаффа. Размеркартины 144 x 110 см, дерево, масло.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита. Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. В конце 1920-х годов картина поступает в Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина (Москва), где хранится до начала 1970-х.
Необходимо отметить, что картина из коллекции Каносса оценена дороже всех остальных, только Тициан и Джорджоне, представленные в коллекции несколькими картинами, приближаются по стоимости к Рафаэлю – 800-900 лир. Удача вскоре покинула и Короля Англии (1649 г. эшафот) и вся его коллекция была распродана. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Св.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Женившись на племяннице Наполеона I Бонопарта Матильде де Монфор, Анатоль мог получит произведение в дар – и так возникает связь Тагила с Францией. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Основой оценки послужала герцогская инвентаризация.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Все фигуры на картине образуют треугольную пирамиду: вверху Иосиф, по краям симметрично матери, в центре дети. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
«Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Святое семейство – картина проникновенная и возвышенно печальная. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Доска разломлена пополам, утрачен красочный слой и на нём были многочисленные сколы. Молодая мать держит на руках младенца. Художественный язык религии – это образы святых. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Затем вилла побывала в руках разных владельцев, пока не стала собственностью сестерсалезианок, приспособивших ее под монастырь.
Купленная у этой семьи в 1871 году Мадонна с книгой прибыла в Петербург. Таким образом картина была переведена на холст.
Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Вся группа вырисовывается на фоне светлого пейзажа. Под номером 8 проходит «картина с Мадонной, Св. Елизаветой, Св. Джованни и Нашим Синьором с позолоченным орнаментом руки Рафаэля из Урбино, оцененная в 200 скудо, 1200 лир».
Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Художник приблизил группу к первому плану, a пейзаж дал как широкую панораму. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Интересно, что Рафаэль начинает с таких почти миниатюрных вещей (Мадонна Конестабиле – не исключение близки к ней по размеру Сон рыцаря – Лондон, Национальная галерея Три грации – Шантильи, Музей Конде и др. ), а ведь именно Рафаэлю предстояло стать одним из основоположников монументального стиля римской школы живописи.