Алтарная мозаика XIII века изображает Мадонну с младенцем в окружении святых Пракседы и Пуденцианы. В церкви Святой Пракседы сохранились великолепные фрески 16 века, в базилике также находится несколько исторических захоронения, в том числе мощи 2 300 мучеников, перенесенные сюда из римских катакомб. Большой круг на полу из красного порфира отмечает место уничтоженного при перестройках колодца, в котором святая Пракседа, по преданию, погребала тела мучеников. Несколько лет назад в России в экспозиции выставки под сводами отреставрированного Дома Пашкова в Москве были представлены тридцать пять произведений западноевропейской живописи, в том числе — картина «Святая Пракседа» Яна Вермеера Делфтского.
На месте последнего из них (расположенного по главной оси базилики) помещён заалтарный образ святой Пракседы работы Доменико Муратори.
Боковые крылья, ограничивающие пресбитерий, украшены шестью колоннами (по три с каждой стороны), относящимися к I-II векам, хотя их подлинные капители и были утрачены. Единственное внешнее окно капеллы находится над алтарём и, помимо функции естественного освещения имеет ещё и символическое значение. Внутренняя поверхность арки покрыта сложными растительными орнаментами. Позади пещеры журчал маленький водопад.
Базилика Санта-Прасседе (итал. Santa Prassede)— римская титулярная церковь во имя святой Пракседы, находящаяся на Эсквилинском холме в непосредственной близости от «великой базилики» Санта Мария Маджоре. После смерти отца, сестры и брат наследовали имение отца на Эсквилинском холме. Центральное место в деисисе должен занимать Христос, Свет невечерний, заменённый, по замыслу мозаичистов, естественным светом, льющимся из единственного внешнего окна капеллы.
Наиболее простым объяснением наименования Феодоры «епископой» является глубокое почтение к матери правящего папы. Мозаики предваряющей апсиду арки иллюстрируют 4 и 5 главы Апокалипсиса. Окружают медальон с Агнцем семь золотых светильников (Отк. 4:5), которые в Апокалипсисе обозначают семь церквей в Асии (Отк. 1:20), а истолкователями объясняются как вся полнота вселенской Церкви. Главный неф значительно шире и выше боковых, верхний регистр клерестория (пространства на колоннадой) содержит 8 окон для освещения, прорубленных при Карло Борромео вместо 24 первоначальных.
Таким образом, в настоящее время в каждом ряду находится 9 колонн и 3 пилона. В своем доме Пуд принимал святых апостолов Петра и Павла. От более раннего кивория сохранились лишь четыре порфировых колонны. На стенах с двух сторон от оконного проёма расположены два мозаичных изображения Богородицы и Иоанна Крестителя, молитвенно простёрших руки к свету, льющемуся из окна.
В соответствии с духом времени Базилика Санта-Прасседе реконструировалась не один раз. Под одной из них (в капелле Чези— на плане 18) погребён аптекарь Джованни да Монтополи. Симметрично левой обустроена правая от входа стена капеллы.
Названа в честь диакона, о котором практически ничего не известно. Врата небесного Иерусалима охраняют ангелы (Отк. 21:12) и к этим вратам движутся толпы спасённых, удостоенных войти в город. Никаких сторонних свидетельств об этой «женщине-епископе», тем не менее, не обнаружено. Во второй половине XIII века она обрела колокольню.
За пределами полукругов также в медальонах представлены Моисей и Илия. Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором Пракседа построила баптистерий. Только монахи Киево-Печерского монастыря сжалились над бедняжкой.
Немного историиСвятые Пракседа и Пуденциана – раннехристианские святые, жившие в I-II веках в Риме. Его правая рука поднята и на ней видны следы от гвоздей в левой руке Спаситель держит свиток (символ законодательства) с греческими буквами и. В середине XVI века при поддержке кардинала Карла Борромео значительно увеличили и богато украсили пресвитерий. Ниша под аркой содержит две мозаики. В центре арки в синем медальоне изображён Христос в виде закланного Агнца (Отк. 5:6). Главный алтарь Санта-Прасседе был полностью переделан в 1728—1734 году и накрыт киворием.
Агнец стоит на горе, с которой стекают четыре ручья— образ четырёх рек рая (Быт. 2:10-14) и одновременно четырёх евангелистов, несущих во все концы мира Евангелие. Ранее право инвеституры в Священной Римской империи принадлежало императору.
На верхней изображён Христос в виде Агнца, стоящий на вершине холма, с которого стекают четыре реки (аналогичный сюжет есть в конхе апсиды). В качестве образца при строительстве был принят первоначальный собор святого Петра. Столб представляет собой невысокую колонну с капителью, с непостоянной по высоте толщиной (в середине находится самое узкое место, в которому до XIII века было прикреплено металлическое кольцо).
Небольшая прямоугольная часовня содержит четыре античных саркофага (стоят попарно в два ряда, два саркофага содержат, согласно надписи, мощи святых Пракседы и Пуденцианы) и алтарь, украшенный в стиле косматеско. Предание называет её дочерью сенатора Пуда, «друга апостолов» и ученика апостола Павла (последний упоминает о нём в 2Тим. 4:21) и сестрой святой Пуденцианы. Во всех благих делах Пракседе помогала сестра Пуденциана. Предание называет её дочерью сенатора Пуда, друга апостолов и ученика апостола Павла (последний упоминает о нём в 2Тим. 4:21) и сестрой святой Пуденцианы.
В таком прочтении мозаики капеллы не вовлекают молящихся в «горизонтальную» процессию святых, а увлекают их в «вертикальном» направлении непосредственно к престолу Христа. После смерти отца, сестры и брата наследовала имение отца на Эсквилинском холме.
Четыре ангела поддерживают медальон руками, стоя на позолоченных капителях колонн. Является важнейшей капеллой в Базилике.
Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором они построили баптистерий. Перед ним находится книга, запечатанная семью печатями, которую только Он один из живущих во вселенной может открыть (Отк. 5).
В центре купола изображён в медальоне Христос Вседержитель. Все они держат в руках золотые венцы.
В центре города Христос, облаченный в алые с золотом одежды (Отк. 1:13), преподаёт благословение правой рукой, а в левой— держит свиток. Он изображён в длинном плаще, в своеобразной пилигримской шляпе (в виде раковины) и с наплечным мешком за спиной, что даёт основания предполагать его внезапную смерть в Риме во время паломничества. К левому рукаву трансепта была пристроена сакристия, в главном нефе были замурованы первоначальные окна, а вместо них пробиты 8 меньших, значительно изменен вход в базилику (лестница и портал).
Оказалось, что это часть колонны, к которой Иисус был привязан во время бичевания. В 1585 году часть основания была отделена от колонны и передана Сикстом V в Падую. Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором Пракседа построила баптистерий. За великолепие мозаик капелла святого Зенона получила ещё при жизни своего основателя наименование Hortus Paradisi— «Райский сад». За плечами Спасителя стоят два ангела с распростёртыми крыльями. Сведения о Пракседе носят легендарный характер. Нижняя полуокружность конхи представляет ещё одну символическую картину. Римский собор 1725 года указал на необходимость подчёркнуто выделенного в храмовом пространстве главного алтаря, а также обеспечения возможности доступа паломников к реликвиям.
Но своего наилучшего результата в Риме византийские мастера достигли именно в Санта-Прасседе, где ими были выполнены мозаики апсиды и пресбитерия (цикл на мотивы Апокалипсиса), а также капеллы святого Зенона, предназначенной для захоронения Феодоры, матери Пасхалия I. Эта капелла за исключительную красоту мозаики получила от современников название «райского сада». Некоторые эпитафии, найденные в базилике, позволяют считать, что Зенон был диаконом и служил вместе со святым пресвитером Валентином (ничего общего с покровителем влюблённых не имеющим). Сам алтарь был накрыт роскошным киворием, а перед алтарём был обустроен доступ в крипту.
Этот образ иллюстрирует начало Апокалипсиса: «Се, грядет с облаками и узрит Его всякое око и те, которые пронзили ЕгоЯ есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:7-8). Он очень обрадовался, когда я сказала, что никогда не видела такого красивого пресепе. В XIII веке кольцо, к которому были привязаны руки Христа, было отделено от колонны и передано французскому королю Людовику IX Святому в обмен на три шипа из тернового венца (сейчас эти шипы находятся в Санта-Кроче-ин-Джерусалемме). Императрицу и ее пасынка Конрада похитили и доставили в Каноссу. Ворота его не будут запираться днем а ночи там не будет.
Часто Пракседу изображают с губкой и кувшином в руке, так как, по преданию, она собирала даже кровь мучеников. Из ручьёв утоляют жажду олени и лани, напоминающие о стихе 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже. » (Пс. 41:2). Группу в левой части мозаики ведёт ангел в правой— ангел с апостолами Петром и Павлом. Доподлинно известно, что в 1090 х гг. Колонна (столб) бичевания, хранящийся в капелле святого Зенона, является, как утверждается, тем столбом, к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата. Вся эта красота сопровождалась мелодичной музыкой.
Алтарь капеллы расположен в нише напротив входа. Христос изображён в виде Агнца Божия, берущего на себя грех мира (Ин. 1:29, сравним с гимном Agnus Dei римской мессы). Над входом в капеллу размещены две полукруговых серии золотых медальонов на синем фоне. Тем не менее иногда высказывается экзотическое (особенно на фоне возникшей в ряде протестантских деноминаций практики женского священства) предположение о священном сане Феодоры. По Его правую руку Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель (узнаваем по характерным чертам) и шесть апостолов по левую— святая Пракседа и ещё шесть апостолов.
Началась она со спора об инвеституре – назначении на церковную должность и введении в сан. Под второй плитой (в углу слева от основного входа) погребён некий Джованни Карбоне. В 1594 -1600 годах по заказу титулярного кардинала Алессандро Медичи (впоследствии папа Лев XI) стеновое пространство над колоннами, отделяющими главный неф от боковых, было украшено циклом из 8 фресок на темы Страстей Христовых. И принесут в него славу и честь народов.
Мозаики нижней части триумфальной арки были частично уничтожены, а на их месте с обеих сторон от алтаря были обустроены маленькие балконы (poggioli) для демонстрации многочисленных реликвий молящимся. Арочный проём в стене ведёт в помещение, в котором с 1699 года хранится столб бичевния. Пасхалий I перенёс в новопостроенную базилику мощи 2 300 мучеников из римских катакомб, в том числе и «титульных» святых Пракседы и Пуденцианы. История святой скорее основана на легендах, чем на документально подтверждённых фактах. Генрих IV вынужденно сделал своей резиденцией Верону.
Вовлекая в рассмотрение мозаики левой и правой стен, можно заметить, что композиция мозаик капеллы схожа с типичным византийским деисисом: слева к алтарю обращаются в молитве святые жены (Богородица, святые Пракседа, Пуденциана и Агнесса), справа— святые мужи (Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, апостолы Андрей и Иаков). В той келье отвергнутая монахиня и умерла в 1109 г. Похоронили Евпраксию в Печерском монастыре. В середине мозаики изображён небесный Иерусалим со стенами, украшенными драгоценными камнями (Отк. 21:16-21).
Это позволяет видеть в композиции намёк на увиденный Иоанном небесный Иерусалим (Отк. 21). Колонны обрамляют мраморные порталы (по два с каждой стороны), хотя из четырёх имеющихся дверей три являются ложными. Пракседа и Пуденциана облачены в расшитые золотом и драгоценными камнями одежды, в руках святых— золотые венцы с белыми покрывалами (эмблемы девственности и обручения Христу). Последние традиционно связываются с четырьмя евангелистами (Марком, Матфеем, Иоанном и Лукой соответственно) и вот таким образом изображены с Евангелиями в руках.
Первоначально крипта была полукруглой с двумя входами из обеих ветвей трансепта, а паломники имели возможность лишь проходить мимо помещения с реликвиями. Находящиеся по четырём угла кивория ангелы (работы Джузеппе Рускони) и фрески в куполе кивория (выполнены Антонио Биккераи)— также работа XVIII века. Дом его обращен в церковь, названную Пастырскою. Сведения о Пракседе носят легендарный характер. Алтарь Капеллы святого Зенона расположен прямо напротив входа.
После смерти отца сестры унаследовали имение на Эсквилинском холме. Они были дочерями сенатора Пуда или Пуденция, «друга апостолов» и ученика апостола Павла, который упоминает о нём во "Втором послании к Тимофею". Рядом с Илией находится ещё один апокалиптический персонаж— ангел, совмещающий в себе двух вестников Откровения, так как держит в одной руке раскрытую книгу (Отк. 10:1-2), а в другой— «золотую трость для измерения города и ворот его и стены его» (Отк. 21:15). Памятная мраморная доска IX века, находящаяся ныне в капелле Распятия, упоминает о следующих погребённых в базилике папах: Урбан I, Стефан I, Антер, Мильтиад, Фабиан, Юлий I, Понтиан, Сириций, Луций I, Сикст II, Феликс I, Анастасий I, Целестин I а также о 3 епископах, 4 пресвитерах, 2 диаконах, более 40 мучениках поимённо (о некоторых других указано только их число, например, 66 мучеников, 1124 мученика ит. д. ), 16 девах и мученицах (возглавляют список Пракседа и Пуденциана).
Медальон и светильники окружают ангелы (по два— справа и слева) и таинственные существа Апокалипсиса— лев, человек (слева), орёл и телец (справа). По другому истолкованию, выходящие из Иерусалима агнцы символизируют христиан из иудеев, а выходящие из Вифлеема— христиан из язычников (так как в Вифлееме Христу поклонились волхвы). Эти две буквы, неоднократно встречающиеся в тексте Апокалипсиса, появляются в христианском искусстве ещё времени гонений и многократно повторяются в римских катакомбах. Последняя за свою исключительную красоту получила название «райского сада». Многочисленные спекуляции у исследователей вызывает надпись над головой Феодоры: TEODO (ra) EPISCOPA.
Санта-Прасседе сохранила в целом вид классической трёхнефной базилики с апсидой. В центре навстречу молящимся идёт по красным, синим и зелёным облакам (схожая цветовая гамма может быть найдена в римской базилике Санти-Косма-и-Дамиано) Христос. На медальонах «внешнего» полукруга изображён Христос (в центре) и двенадцать апостолов, «внутреннего»— Богородица с Младенцем (в центре), справа и слева от неё двое святых мужей (предполагается, что это- святые Валентин и Зенон), а затем святые жены (по четыре с каждой стороны). Здесь вместе с будущим папой Пием I и пресвитером Пастором Пракседа построила баптистерий. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк. 21:24-27).
С 1223 по 1699 годы колонна бичевания находилась в сакристии Санта-Прасседе, затем была перенесена на её нынешнее место в капелле святого Зенона. По преданию, первый баптистерий на этом месте был построен святой Пракседой в её имении, унаследованном после смерти отца (сенатора Пуда), сестры (святой Пуденцианы) и брата (Новата). Капелла была задумана папой Пасхалием I в качестве усыпальницы для своей матери Феодоры.
В тех же 1728—1734 годах пресбитерий был искусственно поднят (за счёт расширения крипты) над уровнем главного нефа базилики на шесть ступеней. Стены капеллы украшены мозаичными фресками, представляющими собой сцены шествия к алтарю. Адельгейда-Пракседа жила в Вероне как пленница. Освещается помещение единственным внешним окном, которое находится над алтарём. По правую и левую руку Христа находятся облачённые в белые (цвет праведности) с пурпуром (знак мученичества) одежды апостолы Павел и Пётр. Все святые изображённые на четырёх стенах капеллы, в том числе и «неправильно» обращённый Иоанн Богослов индивидуально возносят свои молитвы и повергают свои венцы перед Христом, смотрящим сверху из купола, а не несут их в организованной процессии к алтарю. Вся композиция замыкается двумя пальмами, указывающими на рай как место действия, причём на одном из деревьев сидит увенчанный синим нимбом феникс— раннехристианский символ Христа и воскресения.
Они первыми приветствуют вновь пришедшего Христа, будучи, во-первых, первоверховными апостолами для всей вселенной и, во-вторых, апостолами, благовествовавшими в Риме. Должна признаться, что надпись «Colonna della Flagellazione» мне ничего не сказала, но на всякий случай я сфотографировала ее.