Сегодня поговорим об Озёрной Мадонне или Священной аллегории Джованни Беллини. 1490-1500гг. Этоодно из самых загадочных произведений Беллини из Галереи Уффици, Флоренция. Политический подтекст «Священной аллегории» подробно изложен в статье И. А. Смирновой «"Священная аллегория" Джованни Беллини» 27. Кроме вечного образа Девы, особое место в творчестве Беллини занимает маленькая композиция под названием «Священная аллегория», вокруг которой ходило немало споров.
Джованни Беллини // Старые итальянские мастера. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. К периоду между 1490 и 1500 гг. В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). 203.
По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Екатерины и св. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (около 1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию.
Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино». Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. М., 1998. «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана).
Он тайно исповедовал христианство и убедил двоих своих братьев, осужденных на смерть, не отрекаться от веры. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Святая Екатерина Александрийская в короне – персонификация мудрости. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника.
Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Остальное — фантазия художника, его собственная страна грёз и молитв, душевный покой и религиозное смирение. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. В тихих, проникнутых нежной лирикой произведениях Беллини с их тончайшей пластикой и особенным настроением застывшего, уснувшего пейзажа чувствуется также влияние А. Мантеньи и Пьеро делла Франческа. Картина «Святая аллегория» близка по настроению типу композиций, которые называют «Святым собеседованием» (изображение Мадонны с предстоящими святыми).
Она иногда изображалась с Екатериной Сиенской, которая в этом случае олицетворяла святость24. Перевод с итальянского И. Е. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
М. : КРОН-ПРЕСС, 1996. Это отвлеченное название ей было дано потому, что никто точно не смог ответить на вопрос. Петр) оставляет меч в руках Апостола Павла. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт).
Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок. Джованни Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. М., 1996. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
На нём художник изобразил в центреМадонну с младенцем на троне, слева— святых Николая и Петра, справа— святых Марка и Бенедикта. Портреты Джованни Беллини // От эпохи Возрождения к двадцатому веку. Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. 1471—1475, Пезаро, Городской музей). Поэма пересказана в XVI в. Также существует гипотеза о влиянии на композицию картины популярной в эпоху Возрождения поэмы Ф. Колонны «Гипнеротомахия Полифила» (это сочинение издано в Венеции в 1499 г. и в таком случае картину Беллини следует датировать последующими годами). 220.
«Словарь сюжетов и символов в искусстве». Обратимся к картине Боттичелли «Паллада и кентавр». Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). Перевод с французского – Т. М. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.
Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Павлу-отшельнику.
Его взгляд на мир неизбежно становится печальным. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь).
Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи». Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая, когда Беллини или другие художники обращались к этому сюжету центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов. Именно вот таким образом к нему обращались с молитвами во время эпидемий. 231. 25 Джеймс Холл. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
относится одно из самых загадочных произведений Джованни Беллини – «Священная аллегория» из Галереи Уффици (Флоренция). Кроме того, его картины хоть и несли в себе элементы иконописного искусства, все же были вполне земными, а Ватикану требовались фрески для церквей и соборов в библейском стиле. По другой версии, обнаженная женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). 1483/85 4, 68 х 2, 55 Венеция, Галерея Академии). Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Под редакцией Л. М. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Прусс. Возможно, что в белой одежде и чёрной накидке изображена именно Екатерина Сиенская. Это давало широкие возможности для обобщений иносказаний.
Заказанное феррарским герцогом Альфонсо дЭсте для украшения его кабинета, оно входило в серию мифологических композиций, продолженную в 1516 году Тицианом. 187. 24 Джеймс Холл. Лондон, Национальная галерея). Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям.
Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). Винченцо: «Св. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Ее осеняет необычной формы балдахин: зонтик, поддерживаемый длинным изогнутым стержнем — один из символов власти дожа. Св.
Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая, когда Беллини или другие художники обращались к этому сюжету, центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
«Словарь сюжетов и символов в искусстве». В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Стр.
К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Мудрость же проявляется прежде всего в одолении страстей, самосовершенствовании. Художник изобразил так называемое святое собеседование: сидящей на троне Богоматери предстоят святые. Пустая ореховая скорлупа – символ ничтожного, «пустого» человека. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции. М., 1985. Обезьяна – это символ греха, низменных инстинктов, влечений: неверия, бесстыдства, похоти, непристойности, тщеславия, легкомыслия. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
В первой половине XX в. придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIV в. ). Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме – горнему миру. Т. 2 Оливари М. Джованни Беллини. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов».
Вот таким образом и печальна Паллада – богиня мудрости. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Река – скорее всего Лета, отделяющая этот мир от мира живых, который виден на среднем и дальнем планах. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей.
«Брейгель». В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Оливковые ветви и копье – её атрибуты, они символизируют добродетель. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок.
На ней можно видеть, как св. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон). Для аллегории не обязательна реалистичность сюжета, реальная жизненная среда.
С необычной для живописи XV века тонкостью переданы ее краски, серебристая гладь голубого озера, светлые, охристые тона скал и темная зелень горных склонов. Другой – играющие под деревом младенцы. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация Св. Вот таким образом люди для достижения счастья избирают три пути, т. е.
В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Созерцательное настроение создаёт спокойный, мирный пейзаж. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити.
Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). мудрость, силу и наслаждение. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Справа стоит Иов, олицетворяющий Ветхий Завет, а рядом с ним св. Другой – играющие под деревом младенцы.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Стр. Общее настроение, вызываемое картиной – созерцательно-меланхолическое. «Словарь сюжетов и символов в искусстве».
Но победа над кентавром (победа над страстями) вызывает у Паллады печаль, а не удовлетворение от того, что она одержала верх. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Яблоки, упавшие с дерева, могут символизировать невинность до Грехопадения. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. Он же хорошо мне заплатит.
Рядом со «Священной аллегорией» искусствоведы обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший венецианскому художнику Винченцо Катене (1470–1531 гг. ). Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Серия «Академия». М. : КРОН-ПРЕСС, 1996. Итак, первое поэты обозначали Минервой, второе – Юноной, третье – Венерой.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. Это отвлеченное название ей было дано так как никто точно не смог ответить на этот вопрос. Исключение – уже названный «Портрет Дожа» – самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). М. : КРОН-ПРЕСС, 1996. 427. 26 Джеймс Холл. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Нет картин знаменитого художника в Риме. Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
На заднем плане справа изображен св. Этот тип распространился и за пределами Венеции. В галерее Уффици во Флоренции находится картина выдающегося живописца, основателя венецианской школы Джованни Беллини по прозвищу Джамбеллино (1432 – 1516), которую относят к типу «Святой аллегории». Беллини жил и работал в Венеции, учился у отца – живописца Якопо Беллини.
Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Паллада изображена не воительницей в шлеме и с панцирем, а богиней мира и мудрости (Minerva-pacifica), увитой оливковыми ветвями. – СПб., 1890–1907 Гращенков В. Н. «Аврора», Ленинград, 1971.
В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. М. : «Прогресс-Традиция», 2003.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. «Сандро Боттичелли». Однако окончательной ясности до сих пор нет, саму же картину раньше приписывали Джорджоне. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. «Паллада и кентавр» кроме общефилософского имеет ещё один злободневный, политический подтекст. Стр. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. На дальнем плане, за озером, на фоне домов изображены сцены из Ветхого Завета.
Другой – играющие под деревом младенцы. Его творчество превратило Венецию в центр Ренессанса, который по значимости был равен только Флоренции и Риму. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе. Паллада изображена на фоне мирного, спокойного пейзажа.
Противопоставление образов. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен.
1455, Венеция, Музей Коррер). В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. «СЛОВО/SLOVO».
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Серия «Академия». Даже освещение в картине Беллини ориентирует на реальный источник света, делая живопись неотделимой от архитектуры. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции.
73x119 Джованни Беллини, чье творчество повлияло на всю венецианскую живопись и прежде всего на ее настроение, оставил после себя загадку, которую не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины «Священная аллегория». Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. Серия «Академия».
Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя они застыли и как бы живут каждый своей отдельной жизнью.
Завершающий этап его творчества, 1514—1516 годы, на удивление богат новыми темами и блестящим художественным их решением. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). За окном мы видим поэтичный символический пейзаж. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Это отвлеченное название ей было дано потому, что никто точно не смог ответить на вопрос.
Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения). Боттичелли изображает внутреннюю борьбу человека со своими низменными страстями. «Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. В соответствии с этими предположениями картина считалась: сценой "Святого Собеседования" (Расмо) сложным аллегорическим изображением дочерей Бога – Сострадания, Справедливости, Мира, Милосердия (Вердье) видением Рая (Браунфельс) и, наконец, размышлением о таинстве воплощения (Робертсон)». Мариолина Оливари.
Примечательно, что над полотном художник трудился не один: чтобы придать изображению максимальную правдоподобность и полное соответствие древним мифам, на помощь Беллини пришел специалист по античности Марио Эквикола. Больше того — в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
«Издательство Московского университета». Неблагоразумно надеясь на счастье, он по заслугам попал в бедственное положение». По учению гуманистов, Паллада – символ созерцательного образа жизни и мудрости28.
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Озеро на дальнем плане на самом деле изображает Лету, реку забвения. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). Две картины— «Св. Они расположены в три яруса. Это Фиваида, пустыня, куда удалялись отшельники, чтобы предаваться молитвам и где один из них повстречал странное существо — кентавра. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик— церковную службу во всех её видах, Христофор— проповедничество. 73 х 119 смГалерея Уффици Джованни Беллини, чье творчество повлияло на всю венецианскую живопись и прежде всего на ее настроение, оставил после себя загадку, которую не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины «Священная аллегория». «Allegoria Sacra») — условное название загадочных композиций, встречающихся в живописи художников Итальянского Возрождения. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.
Джованни Беллини Священная аллегория (1490-1499)Дерево, масло. Дерево, масло. М: КРОН-ПРЕСС, 1996. Стр. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Художник изобразил старого прелата в виде св. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов.
Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Река – скорее всего Лета, отделяющая этот мир от мира живых, который виден на среднем и дальнем планах. 1505г., Лондон, Национальная галерея).
Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна. Кудрявцева. 29 Т. К. Кустодиева. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. С 1470-х гг. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. 1487). По другой версии (П.
Христофор» и «Св. В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». М., 1996.
Особая тема искусства Беллини – его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому». На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. «БИБЛИО ГЛОБУС», М, 2003. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Противопоставление образов.
В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа). Святая Аллегория (итал. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори.
Антитеза (начало)Глава VI. Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов. (ВЕЛИКИЕ МАСТЕРА ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА). Мейи. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия.
Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также – «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна» Галерея Уффици, Флоренция).
Смысл и сюжетная канва этой композиции являются еще не решенной проблемой. В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература.
Антоний, спускающийся по лестнице от Креста к кентавру, который направляет его к св. Перевод с английского и вступительная статья Александра Майкапара. Беллини достигает в ней сложного синтеза поэтичности и религиозной метафоричности, который отражает всю тонкость его щедро одарённой натуры. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь.
1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик «Св. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. М., 1972 Вазари Джорджо. Но композиция «святого собеседования», всегда бывшая, когда Беллини или другие художники обращались к этому сюжету, центральной, здесь развернута к зрителю боком и становится одним из представленных мотивов.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Композиция (окончание)Глава IX. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. Ее не могут разгадать до сих пор: каков сюжет картины «Священная аллегория».
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Себастьян, пронзенный стрелами. Композиция (начало)Глава VIII.
О душах людей смиренно молится сама Богоматерь и другие персонажи картины. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. Однако может быть предложена и другая интерпретация.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СВЯТОЙ СЕБАСТЬЯН: Согласно легенде, Себастьян (III век н. э. ) был начальником преторианской стражи. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. Среди них можно различить Павла с мечом, прогоняющего человека в тюрбане, Петра, опершегося на балюстраду и сторожащего вход на площадку, Себастьяна со стрелой в груди и Иова, молитвенно сложившего руки. РитмГлава VIII.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов. Священная аллегория 1490-1499.
В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 в. ), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Долгое время картину Беллини считали аллегорией Рая, затем — обычным «Святым собеседованием». По предположению немецкого историка искусства Ф. Людвига, в основу картины положена поэма Гийома де Дежульвиля «Странствия души» («Le pelerinage de Iame», IVв. ). В картинах этого художника чувствуется влияние нидерландских мастеров, в частности Антонелло да Мессина — живописца, творчество которого стало связующим звеном между нидерландским и Итальянским Возрождением.
«Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Одно из символических значений отгороженного места – внутренняя жизнь разума.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина.
Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Однако в этой композиции фигуры написаны на фоне таинственного пейзажа, в котором, по выражению А. Н. Бенуа, «под уснувшими скалами дремлют воды». Перевод О. Ф.
Справа от Паллады позади неё видна ограда, которая отделяет первый план картины от второго. Стр. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
«Пётр символизирует изначальный иудейский элемент, Павел – языческий» 26. На полотне видим играющих под деревом младенцев. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Боги и богини Джованни Беллини величавы и прекрасны их облик и пластика движений иногда напоминают античные статуи. Эта интерпретация была, однако, оспорена Расмо в 1946 году вслед за ним свои гипотезы выдвинули и другие исследователи (Вердье, Браунфельс, Робертсон), каждая из которых имеет следствием различные датировки картины, колеблющиеся между времер1ем исполнения алтарного образа из Сан Джоббе и первыми годами XVI века.
Марейниссен при участии П. Рейфеларе, П. Ван Калстера, А. В. Ф. М. Брагиной. Долгий творческий путь Джованни Беллини отмечен существенной эволюцией его стиля — от написанных в более жесткой манере ранних работ до поздних картин, близких к величественному обобщенному стилю Высокого Возрождения. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.
Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина – Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата (1515 г. ) и подпись Беллини.
В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (начало)Глава IX. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. 23 февраля 1506г.
Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (окончание)Примечания22 Смысл этой сложной для понимания аллегории давно вызывает споры. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. (82 т. и 4 доп. ). Стр.
К тому же, когда эти апостолы изображаются вместе, «они символизируют иудейский и языческий элементы Церкви» 25 – истоки христианства. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению).
Стр. Антитеза (окончание)Глава VII. 46. 30 Р. Х.
Изображённый за парапетом св. 42, 44. 23 Джеймс Холл. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Котельникова. М., 1963 Лазарев В. Н.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. Вершиной его искусства 1480-х гг. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Привожу для сравнения другие интерпретации «Священной аллегории». Ведь недаром говорится: «Во многой мудрости много печали». Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности.
Это напоминает о времени раннего христианства. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера интеллект, жизненную энергию. Стр.
У исследователей до сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Существует немало вариантов толкования этой картины (ок.
Популярные сюжеты в изобразительном искусстве (продолжение)Глава IX. Русская книжная компания «БИБЛИОН». Стр. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Река — скорее всего Лета, отделяющая этот мир от мира живых, который виден на среднем и дальнем планах. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями.
Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ. Таким образом, картина может быть истолкована как аллегория Венеции, богатой и процветающей, оплота христианства и защитницы христианских святынь — недаром слева, за пределами площадки, где находятся главные персонажи, по берегу озера удаляется турок. В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Несомненно и его знакомство с работами Пьеро делла Франческа. «Джованни Беллини». Лаврентия», «Триптих св.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (конец 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт). Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене.
413. 27 «Грани творчества» : Сборник научных статей. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи») связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Отсюда еще одно название картины: «Озерная Мадонна». «Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век)». В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия.
Серия «Академия». Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», около 1475, Городской музей в Пезаро). Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Как живое воплощение Венеции предстает стоящая рядом с троном золотоволосая венецианка в черной шали. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Некоторые искусствоведы связывают изображение ореховой скорлупы на этой картине с нидерландской пословицей «из-за ореха попасть под суд», то есть быть наказанным за пустяки, по легкомыслию. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь.
Иову и св. На языке символов он рассказывает нам, чего достигает человеческая душа, освободившись от греха, то есть «посадив обезьян на цепь». 114-128. 28 Привожу отрывок из сочинения философа-гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499) «Паллада, Юнона и Венера обозначают созерцательную жизнь, активную жизнь и жизнь, проводимую в наслаждениях», написанного 15 февраля 1490 г. и адресованного Лоренцо Медичи: «Никто, обладая здравым рассудком, не усомнится в том, что существует три образа жизни – созерцательная, активная и заполненная наслаждениями. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается.
Оба святые представлены нагими, что означает отказ от земных благ ради служения Богу. В их группе выделяется тот, кто держит в руках яблоко, символизирующее человеческие грехи.
Эти три богини оспаривали у Париса золотое яблоко, то есть пальму первенства. «Словарь сюжетов и символов в искусстве».