В настоящий момент картина Сватовство майора находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. А дальше можно предполагать.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком, Он знакомей больше с армяком Как он бьётся, пыхтит, Застегнуться спешит Нараспашку принять — неучтиво». Зауервейда, пользовался советами К. П. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника». У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста».
Ах, уж эта кулебяка. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств и за него Академия художеств присвоила Федотову звание академика. И зачем. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Всего на картине изображено восемь персонажей.
В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними. По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Убежать девушке так и не удается, так как матьостанавливает ее и вынуждает остаться. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера». Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. По его мнению, в этой картине художнику удалось с большим мастерством организовать не только композицию, но и колорит. А седобородый батюшка-купец. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
/ Никогда с ними я не бывала». Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза». Федотов написал три варианта картины и один незаконченный.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809–1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Мы ничего не знаем о предках федотовского майора.
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно расчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения». Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье.
В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А. И. 58, 3x75, 4. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Возможно именно онаявляется настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства».
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Что можно сказать про этого персонажа. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. Только наверняка он «происхождения тёмного». Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке. Великому князю, видимо, хотелось иметь в гвардии своего живописца и он обещал помочь. По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие».
/ Нет, в светлицу уйду. ». В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37. чужой. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице».
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Это считалось почти законным, по крайней мере, начальство смотрело сквозь пальцы. Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир – огромный, живой и настоящий. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. » Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В центре полотна находятся главные персонажи картины — купчиха и купеческая дочь.
Ей, ей, за весь успех мой обязан. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. Это излюбленный приём Павла Федотова. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36.
Ж-4521). Майор, например, был срисован с одного знакомогохудожника. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь». Вариант-повторение картины, написанный около 1851 года, находился в Царскосельском Александровском дворце, откуда в 1897 году он был передан в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).
Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Крылов. В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты.
По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как «средство поэтического претворения реальности». Мы ничего не знаем о предках федотовского майора. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)».
Художником показаны многие характерные черты купеческого быта. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья. У него горделивая осанка, напыщенныйвид. В описании его коллекции изданном в 1853 году, полотно фигурировало под названием «Приезд жениха». «Учителя», – ответил художник. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Только наверняка он «происхождения тёмного». Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте.
Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852.
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». В ней борются противоречивые чувства. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора».
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов.
Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора». Для большего не хватало грамотности, связей. И зачем.
Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты». А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. На ее лице читаются властность ирасчетливость.
Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии.
Как создавалась картина История картины "Сватовство майора" тоже интересная. В юности «забрили лоб». Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465.
С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность». «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора» (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году. По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41. Павел Андреевич Федотов (1815 – 1852) сам был сыном «бурбона». Очевидно, это иесть невеста, которую засватал майор. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года. Таким образом создается своего рода композиция движения. Вместе с гравером Е. Е. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
Академик Императорской Академии художеств (с 1848). Родился в Москве. Он занял позицию несколько позади своейжены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное и, видимо, не совсемудобное одеяние. На картине изображён интерьер богатого купеческого дома. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста. Студент. Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Ах, уж эта кулебяка.
В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом. А он показывает на входящую сваху. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Про нее писали вгазетах.
Жених уже стоит в дверях при полном параде. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош.
Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Обе разряжены для приема жениха. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие. С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение.
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Павел Федотов начал работать над полотном «Сватовство майора» (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году в том же году картина была окончена. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство.
Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям. Федотов переработал повторение своей картины. Подобных вопросов возникает множество. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года», датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года). Художник.
Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35. У него седые волосы и довольновнушительная борода такого же цвета. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26.
Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. По словам Александра Бенуа, на выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи». В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Шампанское уже стоит на подносе на стуле.
Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. — стыд какой. Осенью 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», экспонировалось на выставке Академии художеств вместе с двумя другими, более ранними картинами художника— «Свежим кавалером» (1846) и «Разборчивой невестой» (1847). Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность.
На столе разная закуска. И здесь – важный момент. В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве». Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола — горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.
К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать».
Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Такая процедура былаобычным явлением в народной жизни того времени.
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином. Брюллова. В ней борются противоречивые чувства. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены».
А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Армейский майор – это, как правило, командир батальона. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
Его отец, мелкий чиновник, человек строгий, подчёркнуто честный, начинал суворовским солдатом и с годами дослужился до поручика. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей». Нелепость ситуации подчёркивается тем, что наряд купеческой дочери предназначен для бала или другого вечернего мероприятия, а не для знакомства с женихом, происходящего днём в кругу семьи48 кроме этого, ей непривычно безмерное количество золотых украшений— кольца, колье, серьги, браслеты.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Вот таким образом и смеяться над ними созлобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно. А вот идеальное место он углядел в одном изтрактиров.
А дальше можно предполагать. Друзьям, даже близким, о любви своей ничего не говорил. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее.
» Эту трогательную наивность Федотов сохранил до конца своих дней. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора», которая была окончена в том же году. В 1846 году Федотов написал свою первую картину — «Свежий кавалер», а в 1847 году — ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво». Кроме одного. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая вкрасивое и нарядное платье красного цвета. Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства. Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). Служанки шушукаются. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В частности, на одном из таких набросков изображена старуха-приживалка, а отдельно— её рот с редкими зубами59. Это какая-нибудь тогдашняя поэтическая грёза эпохи – «черноокая Россети» Александра Осиповна Россет-Смирнова (1809 – 1882), ставшая потом известной мемуаристкой, будучи бесприданницей, могла себе всё же позволить перебирать женихов. Одна из таких копий, написанная неизвестным художником, находится в Киевском музее русского искусства.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Постепенно сюжет сложился. «Кого. » – «Брюллова».
Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта.
/ Никогда с ними я не бывала». Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Браки по расчёту вообще самые крепкие.
Со вчерашнего дня Ее нет для меня. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста». 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. получали то, что хотели, становились счастливыми. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Майор получит полагающиеся емуденьги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера».
Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери. Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. Невеста В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты.
Он задумчиво глядит кудато, автоматически покручивая свой ус. Несмотря на то, что приход гостя ожидали, в комнате переполох— последние приготовления к встрече. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Правда, Брюллов не разделил оптимизма его императорского высочества. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Грустная история. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Отдали её за другого. А седобородый батюшка-купец. осталась незавершенной.
Стерпится – слюбится. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности».
— стыд какой. / Ой, стыд какой. Её образ является связующим звеном между майором, в сторону которого направлено движение её руки и купцом, к которому обращён её взгляд.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». 5. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова — «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47.
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. В комнате переполох — последние приготовления к встрече. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке.
Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Эта жизненная ситуация стала сюжетом знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора». И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Рядом с купцом стоит сваха.
Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. В первом варианте художник изобразил её шаржированно— глупой, капризной и неуклюжей, вызывающей насмешку. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Обещает князь Голицын богатство и высокий статус «кавалерственной дамы» – да сильно стар. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать». Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл. Браки по расчёту вообще самые крепкие. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах-«трениках». В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. При этом стол застелили красивой цветной скатертью – хотя такие для столов в кабинетах, а в столовых полагались белые.
В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. Кошка замывает гостей». Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. На комоде стоят хрустальные жирандоли, а на стуле— поднос с бутылкой шампанского и бокалами.
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории и все они заканчивались расставанием. Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках».
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака. Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу.
Купец явно подготовился к встрече будущегозятя. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». Сын был гордостью и надеждой семьи. Тогдашняя Российская империя постоянно воевала – с Наполеоном, с Персией, Турцией, с польскими мятежниками, с непокорными кавказскими горцами И для толкового храброго человека «из простых» армия при всех сословных ограничениях могла стать жизненным шансом.
Наиболее колоритна фигура матери — «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». / По-старинному— в сизом платочке. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь.
Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. А купеческая дочка Кого папенька с маменькой подберут, тот и хорош. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника».
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Вопрос спорный. / По-старинному— в сизом платочке. С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. Но она обуяна материнским желанием пристроить получше дочь и проникнута ответственностью, которая лежит на ней: глыбисто-тяжеловесная, она кажется подлинной хозяйкой в доме, вертящей всем, как ей надо (домострой – домостроем, а в реальной жизни все складывается порой куда сложнее). / Ой, стыд какой.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Он вызвал Федотова и поинтересовался, что ему нужно для занятий живописью. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. За каждым героем художник не отрицает права быть именно таким, каков он есть насмешка его соединяется с откровенным сочувствием, подчас с нежностью, а трезвость с откровенным любованием».
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. На следующий день его не стало. Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно.
Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. Купец Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. А само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным. / Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки». «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Сильно изменился внешний образ майора: по сравнению с первым вариантом, где он выглядел относительно подтянутым, бравым и не лишённым некоторой привлекательности, во второй версии его поза переходит в претенциозную, фигура становится смешной— с брюшком и на тонких ногах изменилось и его лицо— лоб стал более узким, появились мешки под глазами. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами.
И здесь – важный момент. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. И отныне указывали на браки по расчету как на какоето позорное явлениесвоего времени. Бернардским работал над сюитой Нравственно-критические сцены из обыденной жизни (1848–1849). Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве. По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5.
На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10–12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебяка Кто-то скажет – мелочи, условности. / По-старинному — в сизом платочке. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46. Что ж «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор» – Федотов отобразил всю «человеческую комедию» русского общества 1840х.
Как пишет Л. Байрамова, "здесь все любовь и все приятие с миром. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. На полу— кошка, «намывающая» гостей. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Были случаи (правда, единичные), когда и в генералы выходили. Павел блестяще закончил кадетский корпус, попал в элитный гвардейский полк.
Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. Сердце мое Катенька связала цепью сладкой.
В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга — «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы». Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Подразумевалось: он своё выслужил, ему можно. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Все не столь однозначно с Купцом. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
«Подняться» материально офицер мог за счёт так называемых безгрешных доходов – не то чтобы воровства, но возможности что-то выгадывать на всякого рода военно-хозяйственных операциях (закупка фуража, продовольствия, лошадей и т. д. ). В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря».
Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Купец — дородный мужчина с окладистой бородой — находится в тени в углу комнаты. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Всё было естественно и натурально. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Однако моральное право на «безгрешные доходы», доступ к ним получал человек на должности уровня полкового командира. «Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера.
Ах, уж эта кулебяка. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. «Бурбоны» лоском и образованностью не блистали, но лямку тянули честно.
Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6.
Разумеется, ни о каких светлых и возвышенныхчувствах, тем более о любви, речь не идет. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома — она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря». После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название — «Приезд жениха (Сватовство майора)». А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. / Нет, в светлицу уйду. »46. Ж-4521)8910.
Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте. Он любил их Казнил он этих любимцев деликатно. Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)Художник, рисовальщик, жанрист-портретист.
Оконченная картина. Подобные браки случались тогда повсеместно. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Платье Купчихи требовало чепца, а не простонародного платочка, а бальное платье Дочери не соответствовало ни месту, ни времени. Считается, что образ майора дался художнику относительно легко— с учётом его творческого опыта и наблюдений, сделанных во время десятилетней службы в лейб-гвардии Финляндском полку. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане.
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться. Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно делают». По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445.
И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором». Майор Майор выглядит так, как типичный Казанова.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова». Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». Рассказов его нельзя было слушать без особенного чувства: так отдаленно казалось время, к которому они относились, так изумительны оказывались лица и герои им упоминаемые. В юности «забрили лоб». Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». А мы как-то писали (11-2012): само по себе офицерское жалованье тогда было весьма скромным.
Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова), который согласился позировать в женском платье. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус.
Для большего не хватало грамотности, связей. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». / А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех».
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Он пел играл на гитаре, сочинял песни и романсы. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа. Стерпится – слюбится. Для всех участников происходящие события– всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
Хотя, как правило, майорство – пик карьеры. чужой. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3. Влюбился в неё сын крупного откупщика Кошелев – но не знатен.
Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки.