Surrealisme – сверхреализм) – художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции.
100 х 99 см. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. Дали то провозглашает себя единственным сюрреалистом, то утверждает, что «живопись – это цветная фотография, сделанная кистью». В 1926 и 1928 гг. – готово-сделанных), предметов, превращенных в произведения искусства путем отрыва от их функционального назначения. (Моряки на берегу. ) бухих и уродливых морячков, гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США, а чиновники, усмотрев пропаганду гомосексуальных связей, принялись методично травить автора и заводить судебные тяжбы. Эффект эстетического воздействия произв. Холст, гобелен ручной работы.
образов, заимствованных из современности, научных или худож. Дали уверяет, что за страхом есть желание и золотой век за тремя великими иллюзиями (дерьмо, кровь и гниение ) хотя мы и знаем, в соответствии с фрейдовской диалектикой, что кошмар – это также и приспособление желания, внушение всех этих форм все же неоднозначно.
Сначала я экспонировал на свету несколько листов, которые все вместе проявил позже. Перед тем как порвать с тусовкой, Дали сказал: «Сюрреализм— это я. », а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле». Разница значительная.
устойчивых жанров коллективного знания – пословиц (Б. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1918 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер.
механизмы и занять их место при решении гл. Яркий текст Манифеста Бретона не только осмысливает, объясняет и санкционирует происходящее, но, как и полагается теории, намечает границы этого не признающего ограничений течения (не имеющее границ не существует). Creer. Уже в дадаистский период единомышленники А. Бретона, отталкиваясь от учения З. Фрейда, активно экспериментировали в областях, не подвластных разуму (сновидения, бред, транс).
Буньюэль), «театре абсурда» (Э. С. Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психич.
Первый образчик «автоматического письма» – Магнитные поля А. Бретона и Ф. Супо – необработанная, свободная от логических схем импровизация (1920). Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана. Общий смысл этой картины необъясним.
Первый поэт школы П. Элюар постепенно отошел от сюрреализма. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа — сновидения, галлюцинации, бред, воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т. п. «с помощью линий, плоскостей, формы и цвета он должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного» (Арп). атмосфера, присущая только произв. О сюрреализме Поплавского писали эмигрантские критики М. Слоним, Ю. Иваск, С. Карлинский. Она известна также как «Мягкие часы», «Твёрдость памяти» или «Стойкость памяти». Размягчённость висящих и стекающих часов сюрреалистический образ, символизируюший уход от линейного понимания времени. о невозможном».
речь идет об совершенном номинализме (Арагон). Одним из таких предметов был, например «Астральный стул»: кожаное сидение было заменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка, другая же ножка стояла в кружке с пивом. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами.
Загадочный натюрморт Песнь любви (1914) со слепком головы Аполлона на темной стене, зеленым шаром на первом плане и черно-изумрудным небом в глубине картины включает еще один элемент из которого в силу его специфической фактуры можно было бы вывести стилистическую доминанту всей дальнейшей сюрреалистической живописи. сюрреалистический объект, к-рый может быть и готовым и составленным из готовых частей, получают в сюрреализме множество толкований, они рассматриваются как магическая по природе своей находка, как иррациональный объект, увиденный во сне (Бретон), основанный на фантазмах и представлениях, к-рые могут быть провоцированы реализацией бессознательных актов (Дали). Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований.
Стали называть такого рода произведения не реди-мейд, а сюрреалистическими предметами. Их произведения 1920-х дают характерные образцы поэтической речи, построенной на принципе «столкновения словесных смыслов». Сюрреалистическая программа в изобразительном искусстве осуществлялась в основном по двум направлениям. Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха.
Автор Первого манифеста сюрреализма А. Бретон описывает новый творческий метод как «чистый психический автоматизм, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли». Лейрис, Р. Деснос). Гл. 51 х 40, 5 см. Результатом сотрудничества поэтов и художников стали стихотворные сборники иллюстрированные П. Пикассо, А. Массоном, М. Эрнстом, Г. Арпом, Жоржем Браком, Мэн Реем, Хоаном Миро, Валентиной Гюго, Джорджо Кирико, Андре Лотом и, с другой стороны, собрания рисунков, сопровождаемых стихами см., напр., Свободные руки. Красота будет конвульсивной или ей не быть – ключевая формулировка эстетики С., данная Бретоном в конце его романа Надя (1928) и продолженная в виде антитез в романе Безумная любовь (1937): Конвульсивная красота. будет эротической-сокрытой, взрывающейся-неподвижной, магической-случайной или ей не быть.
мотивы или отд. Следуя в создании реди-мейд по пути его отца, сюрреалисты внесли некоторые новшества. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочий инструмент.
Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы (Бретон, Супо, Пере, Арагон, Ж. Унье, Ж. Неве, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Ж. Грак, Д. Мансур, Ж. Шеаде, Р. Ивчик, Р. Бенайун, Л. Кэррингтон и др. ), предвосхищая во многом театр абсурда 50-х гг. Магритт упрекал критиков, пытавшихся «расшифровывать символику» его работ. (библейские мифы, Вильгельм Телль, Эдип и пр. ), для С. характерно стремление к созданию собств. Появление подобных образов непредсказуемо они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С. Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р. Магритт), образы, конструируемые по принципу биологических (Х. Миро) или кристаллических (М. Эрнст) форм иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности. XX в. во Франции.
Основателем и теоретиком сюрреализма был Андре Бретон, французский писатель и поэт. «Манифест. »), но не задавленному разумом, а свободному, мгновенному. При этом, полотна исполненные художниками, которых относят к этому направлению по многим параметрам соответствуют основам академической живописи, в них сохранены законы перспективы игра и передача светотеней, тонов и полутонов. С одной стороны, многим это давало повод обвинять Бретона в диктатуре и именовать «римским Папой сюрреализма» (антибретоновский памфлет «Труп», 1930, подписанный исключенными из группы писателями и художниками название отсылает к одноименной листовке сюрреалистов 1924, направленной против только что умершего тогда Анатоля Франса) с другой — это спасало группу от внутренних трений и искажений идеологической линии, позволило продержаться около полувека и сохранять все это время удивительную преемственность взглядов. Много денег, но мало свежих идей. И. Босх.
Все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы. Термин «сюрреализм» был заимствован у Г. Аполлинера, назвавшего свою сатирическую драму Груди Тирезия «сюрреалистической», чтобы подчеркнуть ее коренное отличие от «добропорядочных» и приземленных пьес О. Э. Скриба (1791–1861), упорно державшихся в репертуаре французских театров. Его загадочные композиции, выполненные в безупречной реалистической манере, – такие, как Пророк (1915) и другие работы 1910–1917, действующими лицами которых являются манекены, выступающие на статичном фоне из архитектурных и декоративных элементов, – образцовая сюрреалистическая живопись, появившаяся до сюрреализма. Холст, масло. Бретон, Элюар, Арагон, Эрнст, как и многие другие в это время, коллекционируют «примитивную» скульптуру, увлеченные прежде всего ее поэтикой, особым характером ее выразительности.
Неподготовленного человека может ввести в ступор и шок. Сюрреалисты очень быстро стали популярными в Европе и США ещё до Второй Мировой.
Сюрреалисты не ставили соей целью создание школы или художественного течения, продолжающего линию романтизм – реализм -- футуризм их планы были более глобальны, а амбиции непомерны. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». Сванберг, Ж. Зима, Р. Пенроуз, Ф. Кало, Р. Варо, Р. Тамайо, А. Горки, Л. Фини, П. Дельво и др. ). Это своеобразное эстетическое кредо творчества де Кирико оказалось чрезвычайно близким сюрреалистической концепции.
Он читал и почитал Ф. Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. Так однажды родилась фраза изысканный труп будет пить молодое вино. имитация мифа вне мифол.
Сюрреалисты заимствовали их страсть к фантастическому, необычному, абсурдному продолжили поиски новых поэтических форм (отказ от канонов просодии, вольный рисунок поэмы, синтез стиха и прозы) по их примеру, они преобразовывали язык, освобождая его от шаблонности, возвращая слова к их первоистоку или же высекая из них, благодаря неожиданным сочетаниям, новые смыслы. Сюрреализм мыслился его организаторами как тотальный бунт. Опираясь в своей эстетике на утверждение поэта П. Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», сюрреалисты строят произв. С. Дали пародийно продолжает идею телесности красоты в полемической фразе: Красота будет съедобной или ей не быть, и говорит также об устрашающей красоте (1933).
Отрицая идею подражания, Бретон в 1924 создает теорию сюрреалистической живописи, в к-рой центральное место занимает понятие чисто внутренней модели (Сюрреализм и живопись, 1924, 1928, 1945, 1965) – аналог автоматического письма в пластических искусствах. Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид)Сам Дали так разъяснил смысл этой картины: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. В новейшем искусстве теорию сюрреализма опережает «метафизическая живопись» Де Кирико. Провозглашенное еще в «Манифесте сюрреализма» неприятие традиционного романа с его четкой фабулой и структурой поначалу оставляло поле лишь для пересказов снов.
воздействие сюрреалистич. Изобразительное искусство базируется на наиболее сильном из физических чувств. В фотоискусстве к сюрреализму обычно относят творчество таких фотографов, как австралийка Трейси Моффат и голландская фотохудожница Эллен Коой. Домингес), граттаж (Э. и худож.
Осложнились и отношения сюрреалистов с коммунистами в связи с политикой замалчивания советских репрессий со стороны руководства ФКП. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Так же как марксистская, мысль Ницше была особенно эффективна в ниспровержении устоев. Изображенное на картинах М. Эрнста, И. Танги, Р. Магритта уникально. - направление в лит-ре и искусстве, возникшее во Франции благодаря деятельности группы писателей и художников под руководством поэта Андре Бретона (1896-1966). Он использует аллюзии и парадоксальные сочетания форм.
Принятие сюрреалистами первого фрейдистского положения (об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными) привело к признанию сумасшествия состоянием, наиболее благоприятным для сюрреалистического художественного творчества, ввиду полного отсутствия в этом состоянии контроля со стороны разума практически это породило огромное количество сюрреалистических произведений, неотличимых от картин, создаваемых в психиатрических лечебницах сумасшедшими в процессе их лечения трудом. Эстетика С. идет от Лотреамона: прекрасный.
Эстетика С. изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896—1966) и в др. Чтобы освободиться от контроля разума применялись чисто механические методы охоты за случайностью (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса – техника фроттажа). Художник получал непредсказуемые изображения, повторяющие неровности основы.
Но такая шумиха лишь сделала художника и его тусовку куда более известной. Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. С. основывается на сознательной абсолютизации принципа худож. Холст, масло. В 1921 Поль Элюар опубликовал Вздыхающую тень, рассказ о своем сне. Термины С., сюрреалистический впервые появляются в 1917 в программе Ж. Кокто к сюрреалистическому балету Парад Э. Сати и почти одновременно в предисловии и подзаголовке сюрреалистической драмы Г. Аполлинера Груди Тиресия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом (1918), причем, как утверждал поэт и драматург П. Альбер-Биро, он сам подсказал это слово Аполлинеру.
Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. В «Манифесте» Бретон очерчивает круг интересов нового движения: автоматическое письмо, случай, сновидения, подсознательное и чудесное (так называемое повседневное чудо — необычные совпадения, доказывающие существование иной, магической сверхреальности). Л. А. Фостер выделяет в понятии сюрреализма два значения: 1) исторического явления, обозначаемого «принадлежностью автора к группе, связанной с А. Бретоном» (и к соответствующим группам в ряде других стран) и наличия в произведениях «определенных поэтических принципов и мировоззрения» 2) общей тенденции в искусстве и литературе («сюрреализм с маленькой буквы»), проявляющейся в возникновении отдельных признаков поэтики сюрреализма в произведениях писателей, не принадлежавших ни к какой сюрреалистической группе, — что характерно для русской литературы (Фостер Л. А. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс.
Вместе с тем знаковость сюрреалистического образа нередко сополагается с его незнаковой, телесной природой: Слова занимаются любовью (Бретон). Как-то он даже решил соорудить как можно больше так называемых «сюрреалистических предметов», абсолютно не пригодных к реальному использованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей, маний. Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Любовь поэзия, 1929 Бретон. Ф. Халсман «Dali Atomicus»Это сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков, только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество дублей и невероятное терпение все участников съёмки. Филипп Халсман создал фотопортреты многих знаменитых людей: Альберта Эйнштейна, Сальвадора Дали, французского комика Фернанделя, Бриджит Бардо, Анри Матисса, Анны Маньяни, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Уинстона Черчилля, Джона Кеннеди – он снимал почти всех знаменитостей ХХ в. На его фотографиях политики и миллионеры интеллектуалы и поп-дивы, эксцентричные художники и поэты. Наиболее знаменитыми сюрреалистами в литературе были Андре Бретон, Робер Деснос, Луи Арагон, Поль Элюар, Рене Шар, Анри Мишо.
лит. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Само понятие литературы поначалу трактовалось сюрреалистами как принципиально враждебное: «Писанина есть сплошное свинство», — говорил Антонен Арто в книге «Нервометр» (1925) сюрреалисты утверждали, что занимаются не литературой или, по крайней мере, принципиально новой литературой, а сюрреализм — не очередная литературная или художественная школа, но образ жизни, который нужно принять раз и навсегда. Приставка «гипер» (hyper) – в переводе с греческого означает «над, сверх, по ту сторону, превышение нормы». Картины Магритта, Х. Миро, Эрнста, Де Кирико, Массона не имеют кода. Эрнст), фюмаж (В.
Развивалось преимущественно во Франции, но отдельные группы существовали во многих странах мира (Бельгия, Великобритания, Чехословакия, Югославия, Румыния, Дания, Нидерланды, Португалия, Египет, Канада, США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Куба, Чили). Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. В ХХ веке идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон.
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. 24 х 33 см. Приемы С. используются в западном кинематографе (Л. Ж. Батай, Р. Деснос, Ж. Превер, М. Лерис, Р. Кено выпустили памфлет, бичующий «морализаторскую» позицию «папы сюрреализма».
В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшее течение – дадаизм. Таким образом, оно приближается к сну и детской мечтательности. Буаффара в романах А. Бретона). «Раскольниками» здесь стали Арагон, продолжавший писать романы, пусть и весьма вольно переосмыслявшие каноны жанра и скорее представляющие фантастические лирические рассказы, подобие стихотворений в прозе («Анисе или Панорама», 1921 «Приключения Телемаха», 1922 «Парижский крестьянин», 1926) и Кревель, создавший произведения исповедальной и экзистенциальной прозы («Извилины», 1924 «Мое тело и я», 1925, «Трудная смерть», 1926). романтики, Бергсона и в первую очередь Зигмунда Фрейда. Близость опыта тифлисской группы творческим устремлениям европейского авангарда (дадаизма и сюрреализма) была очевидна для современников: уже в 1923 А. Жермен писал о группе«41» как о «русском сюрдадаизме» (Germain A. Ilia Zdanevitch et le surdadaisme russe. Фильм режиссёра Луи Маля, к слову, доставляет не меньше.
Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Сюрреализм (фр. Среди основных причин отделения верных Бретону поэтов и художников можно назвать недовольство Бретона чересчур нигилистическим и «несерьезным» настроем Тцара, а также его интерес к проблемам подсознательного и сновидений, не разделявшийся дадаистами.
Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годов исчерпал себя. Язык исчезает как инструмент, но это потому, что он становится субъектом (М. Здесь они также намечены, вот таким образом сюрреалистические работы узнаваемы. Идеальным примером для иллюстрации этого направления сюрреализма является творчество Сальвадора Дали (Salvador Dali). Эрнст, А. Масон, Дж. С т. зр.
Позднее и Бретон создает в жанре лирической прозы романы «Надя» (1928) и «Безумная любовь» (1937). Нашумевшие в 1920-е в Ленинграде театральные постановки И. Терентьева (бывшего прежде одним из активнейших участников тифлисской группы), где «случайность» как эстетический принцип была перенесена на сцену, оказали влияние и на драматургию обэриутов, — в частности, на пьесу Хармса «Елизавета Бам» (1927) — став одним из факторов, способствовавших возникновению в России уже в конце 1920-х театра абсурда как явления и сценического искусства и литературы. Вот почему мы абсолютно честно возвращаем назад «талант», которым вы нас ссудили.
С прозой было сложнее. 20-х гг. Мэн Рэй.
Дали. В Трактате о стиле, апологии сюрреалистической эстетики, Л. Арагон осуществляет переоценку литературы прошлого: отвергая И. В. Гете, О. де Бальзака, Г. Флобера, он выстраивает для себя другую традицию – Стендаль, А. Рембо и Лотреамон. В его работах при помощи художественного письма рождалась завораживающая иллюзия, нарушающая привычные законы расположения и поведения вещей, видоизменяя их плотность, массу и объем. Пере, П. Элюар), глоссариев (М.
Создавая фантастические картины, родившиеся в стихии грезы, сновидения, Гоголь открыл для русской литературы сферу подсознания, обратился к творческим принципам, родственным сюрреалистическим рецептам «ошеломляющего образа», сводящего в своих пределах вещи несводимые, ставящие под сомнение внутреннюю целостность образа (сочетания «жена — рулон шерстяной мате: рии» в «Иване Фёдоровиче Шпоньке. » — и «ноги — связка ключей» у Бретона). Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана. American contribution to the Seventh International congress of slavists.
(особенно М. Лейрис и Б, Пере). Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому— зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). – клеить) был введен кубистами.
Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. За счет этого и возникает особая ирреальная худож. Поиск такого вдохновения приводит Бретона к открытию приемов автоматического письма — внутреннего монолога, «о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения» и который, «насколько возможно, является произнесенной мыслью».
Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. проблем жизни. Он не был просто философским тезисом. Эстетич.
Анархически отрицая всякую ценность (вслед за Жарри, призывавшим разрушать даже руины), черный юмор находится за пределами бахтинского карнавального осмеяния, в к-ром противопоставлены профанное и сакральное, он приближается к понятию абсурда. surrealisme, букв. Клее, В. Лам, Л. Кэррингтон, Ж. Миро, Г. Белмер, К. Труй, Д. Таннинг, М. В. Бланшо).
К 1929 расхождения обострились. Место для этого направления было подготовлено глубоким кризисом религиозного и научно-философского сознания. Сюрреалисты проявляли большой интерес к примитивному искусству: многие из них коллекционировали первобытные объекты, созданные коренными жителями Америки, Индонезии, Океании (не утратив окончательно интереса и к столь любимому кубистами негритянскому искусству), в чем они немало способствовали развитию научной антропологии 30-50-х гг. наблюдения: Глаз существует в первозданно-диком виде (Бретон). Написанию картины могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание). фр., как случайная встреча швейной машины и зонта на анатомическом столе, т. е. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни и в искусстве.
Роман (Ф. Своими предшественниками в истории иск-ва приверженцы С. считали в первую очередь нем. Свобода или любовь. Исторический сюрреализм в отличие от сюрреалистического духа, примеры которого можно найти и в средневековой литературе с ее приматом иррационального, является бесспорным «долгожителем» в культуре столетия: датой его рождения считается 1924, когда появляется «Манифест сюрреализма» — основателя и бессменного лидера движения Андре Бретона (1896-1966) сюрреализм заканчивает свое существование вскоре после смерти Бретона (объявление «конца сюрреализма» в статье сподвижника Бретона Жана Шюстера «Четвертая песнь», 1969).
Сюрреализм является непосредственным развитием дадаизма — помимо общей идеологической основы, большинство первых сюрреалистов имели за плечами опыт парижской дадаистской группировки под руководством Бретона и Т. Тцара. Подобно тому, как во французской литературе дадаизм был прологом к возникновению сюрреализма, в русской литературе в конце 1910-х и в 1920-е появление черт сюрреализма в творчестве ряда поэтов явилось результатом эволюции зауми (совпадающей многими своими параметрами с литературой дадаизма). Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источником творчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Не одним человеком.
Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Ну и не забудем Бориса «Пена Дней» Виана с его многочисленными языковыми сюрпризами, видными даже в переводах. Помимо того что в этих фильмах представлена обычная для сюрреализма техника свободных ассоциаций, образов бессознательного и т. д. эти фильмы задали особую традицию сюрреалистического киноязыка. Стихотворные сборники Л. Арагона 1920–1930-х – Вечное движение (1926), Великое веселье (1929), Преследуемый преследователь (1931) – хотя и несли явную печать сюрреализма, оставались пропитанными поэтической традицией прошлого, что единомышленники ставили ему в вину.
Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Исходная предпосылка сюрреализма: бессознательное, Оно, которое должно быть граничит с трансцендентно переживаемой действительностью (искомой реальностью) ввиду сходства способа бытия обоих. ОБЭРИУ) — прежде всего, А. Введенского и Д. Хармса. 1923. Поллок), спонтанная декалькомания (О.
Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. алогизм и иррациональность – его программа и его стихия. Сновидения, галлюцинации, бред— они знали толк в поисках годного источника вдохновения. В то же самое время Дали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к Стефану Цвейгу – тоже случай уникальный, поскольку Фрейд абсолютно не интересовался современными ему течениями живописи.
Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т. к. Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил. соображений. Джузеппе не совсем сюрреалист, но близок, как никто.
образы из де Сада, Лотреамона, Рембо, Жарри, Аполлинера, а также Фрейда, Лакана и др. Гюисманса.
На почве русского футуризма возникла поэзия Т. Чурилина, последовательно связавшего свое творчество с принципами сюрреалистической «поэтики сна». Сюрреализм как художественное направление сформировался во Франции к началу 1920-х годов. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Новак), фруассаж (Л.
С. Дали «Постоянство памяти» (1931). Согласно теории психоанализа манифестацию этой энергии мы можем наблюдать в различных полусознательных психических состояниях, начиная с болезненного бреда и гипнотического транса и заканчивая непроизвольным автоматизмом повседневности. Изобразив на картине The Fleets In. Зародившийся в среде литераторов, С. получил наибольшее распространение в живописи (С. творчества в сферу незнакового телесного. Начало сюрреализма датируется 1924 – временем выхода Первого манифеста. Столица скорби открыла эру сюрреалистической поэзии.
В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. В сети людям полюбились его портреты из овощей. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всеми своими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появились понятия о добре и зле, о боге, о разуме. Подлинные «истины» бытия, по мнению приверженцев С., скрыты в сфере бессознательного и иск-во призвано вывести их оттуда, выразить в худож.
сознания. Это течение в 1916-1918 гг. Флурнуа, Ф. Мейер, У. Джеймс) и аналогичный методу свободных ассоциации Юнга и Фрейда. Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Сон, 1937г. ) Творческие методы сюрреалистов отличались чрезвычайным разнообразием.
Свобода и иррациональность – важнейшие ценности сюрреализма. Часто сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, чтобы достичь глубин своего подсознания. Маски и статуэтки Океании, которые с 1931 появляются в коллекциях Бретона и Элюара, – это не столько образцы для подражания, стилизации, сколько некие фантастические образы, подобные тем, которые создают дети и душевнобольные. Художественная техника и оригинальность потрясает. Самый яркий пример «сюрреалистического» искусства – живопись Босха.
Восторгу зрителей не было предела. Основателем, вождем и идеологом сюрреализма стал французский писатель и поэт Андре Бретон (Andr Breton). мифов, особо обостряющееся в 30-е гг., когда создание нового мифа (разумеется, в социальном смысле) расценивается Бретоном как средство борьбы с мифом фашистским.
Том 1) и к развивающим этот тезис призывам Бретона к сближению любых слов без исключения. Но с таким термином (сверхреализм) мы уже встречались – так переводится слово «гиперреализм». Самый известный сюрреалистический прием – т. н. 26 мая 1926 в Париже на улице Жака Калло в помещении, которое до этого занимал прокоммунистический журнал «Кларте», открывается первая Галерея сюрреалистов.
Поступив в Мадриде в Школу Изящных Искусств, Дали надеялся найти достойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстро разачаровался. Изобретатель разл.
Сюрреалистов называли «крайними романтиками» или «отчаянными детьми романтизма» (В. Крастр). через призму толкования Кроче. В этой технике создан сборник текстов Бретона и Филиппа Супо (1897-1990) «Магнитные поля» (1919), внешне алогичных, но заряженных мощной поэтической энергией. Многие считают Босха сюрреалистом XV в. извлекавшим свои образы из глубин подсознания. В действительности такой тип творчества практически невозможен.
Миро остановился где-то на границе абстракции. Наряду с широким использованием и пародированием мифов уже существующих (кельтских индейских и пр. ) и в т. ч. Поэтические сочинения самого непреклонного поборника сюрреализма – А. Бретона Свет земли (1928), Свободный союз (1931), Седовласый револьвер (1932) свидетельствовали о свободе воображения, но свободе выверенной и упорядоченной. Одним из излюбленных приемов С. была демонстрация многовалентности знака, смысл к-рого может быть даже тождествен его противоположности, как, напр., в произведении М. Дюшана Женообразный фиговый листок (1950). Отсюда родственные нити тянутся и к эстетическому принципу, провозглашенному несколько позднее европейскими дадаистами: «Наугад вынимать слова из шляпы» (Тцара Т. Семь дадаистских манифестов. Звучит парадоксально, но сюрреализм как раз и претендует на парадоксальность.
«Они ищут комфорта», – говорил он. Они желали осуществить универсальный революционный проект, относящийся ко всем областям деятельности и мышления Они намеревались предложить людям новый способ сознания (Ален и Одетт Вирмо). No 1). И не беда, что жрать нормально можно было лишь раз в неделю, а остальное время давиться только финиками, зато художник считал себя свободным и счастливым. П. Элюар был признан «самым подлинным сюрреалистом», которому не надо было опускаться в глубины подсознания, чтобы искать там образы, они сами вырывались оттуда.
К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона.
Их отличают абсурдные, нелогичные сочетания разнородных форм, преобладание биоморфизма и антропоморфизма изощренность фантазии и, как правило, профессионализм: высокая живописная культура, умело построенные композиции, точный рисунок, превосходная фактура, лепка формы, чувство линейного и пространственного ритма нередко – талантливые цветовые решения и во всех без исключения случаях – запрет на реалистическую трактовку темы (сюжет-эйдос). После Второй Мировой слава Кадмуса пошла на убыль. В сюрреалистической прозе чрезвычайно сильна интонация «черного юмора». Другими способами достижения свободы от власти рассудка для сюрреалистов стали рассказы в действительности виденных ими снов и сеансы группового гипнотического транса (первая половина 1920-х), когда субъект бессознательно наговаривал приходившие в голову фразы особенно отличались в этом поэты Робер Деснос (1900-45) и Рене Кревель (1900-35). На несколько секунд я зажигал свисавшую с потолка лампу, а потом проявлял снимки.
игр, Бретон создает свою теорию игры только в 50-е гг. Жанэ, Г. де Клерамбо, Р. деФюрсак), в парапсихологии и спиритизме (Т. Франчес), алхимаж (Л. Параллельно с ним стал известен ещё один его соотечественник— каталонец Хуан Миро. Сюр постигла участь первого варианта. Слова сверхчеловек – смысл жизни – стали одним из девизов Дали. Своеобразным дополнением к Манифесту явился жесткий памфлет Труп, написанный сюрреалистами в связи со смертью А. Франса (1924), в котором они клеймили покойного за его приверженность к рационалистической культурной традиции.
Кирико. Оно представляло собой прямое отображение создаваемых в подсознании картин ирреального. Вполне рациональной самоканонизации служат многочисл. Бретон говорил, что автоматическое письмо.
Таков сюжет большинства картин Магритта.
Сюрреализм это течение в искусстве и литературе 20 века. «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности». В настоящее время направление заметно преобразилось.
Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Продукт такого синтеза – совместные сборники М. Эрнста и П. Элюара Повторения (1922) и Несчастья бессмертных, открытые Полем Элюаром и Максом Эрнстом (1922). Ионеско, С. Беккет), в оформительском иск-ве, фотоискусстве и на телевидении., 1927 Элюар. Черты поэтики сюрреализма обнаруживаются и в творчестве В. Набокова, — прежде всего, в романе «Приглашение на казнь» (1935-36). смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции и Германии.
Поэту оставалось только фиксировать услышанные там голоса он был их «тайным вместилищем». Настанет день и я превзойду его своим величием. ». Он возник в начале 20-х годов XX века во Франции. Он был ярым поклонником идей Фрейда, еще в юности проштудировав его «Толкования сновидений» и возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, вот таким образом принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Надпись на нем гласит: «Кармен Ривера нарисовала свой портрет в 1932 году» (Кармен – имя, данное Фриде при крещении, Ривера – фамилия мужа).
Кроме того, сюрреализм— это не только живопись/кино, но и литература. Автоматизм на долгое время стал ведущим методом сюрреализма, перифразом всех его творческих практик и в «Манифесте» Бретон определяет весь сюрреализм как «чистый психический автоматизм». Внизу на земле рассыпаны варёные бобы. Но в чём тогда разница между гиперреализмом и сюрреализмом.
Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых флмандцев, Вермеера и Веласкеса имено в это время он ищет свой путь, окунаясь с головой в разные направления. Коллажами занимались многие художники сюрреалисты (М. Эрнст, Х. Миро, И. Танги, Э. Мезеп и др. ), но их работы не получили популярности. произв. Музей современного искусства (Нью-Йорк)Одна из самых известных картин художника. Второе направление сюрреализма демонстрировало еще больший отрыв от привычной реальности мира.
Уже отсюда следует, что название «сюрреализм» означает не высшую степень реализма, но некую сверхреальность, т. е. Сюрреалистическая поэтика провозглашала всемогущество образа, который должен был «прилетать на своих собственных крыльях» (П. Реверди), а не конструироваться на базе сравнения. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом и постоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразными способами: рассказывает о том, о чем не принято говорить по причине запретов, налагаемых стыдом пишет на одной из своих картин: Я ненавижу свою мать, которую искренне любил совершает шокирующие публику поступки, например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о Кружевнице Вермеера и Носороге на белом ролс-ройсе, набитом тысячью качанов цветной капусты или стреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая тем самым иллюстрации к Дон Кихоту. Они выступают против абстрактного мира цивилизации, вообще. Взлет истеричной и аэродинамической ногой женщины (скульптура 1934 г. ), развевание волос Мечты (1932 г. ): иногда счастливая возбужденность форм скрывает реальный мир от мира, который можно назвать идеальным. Сильна в краткой сюрреалистической прозе и линия исследования психики в ее крайних проявлениях: Жизель Прассинос «Артритический кузнечик» (1935) и «Безумное пламя» (1935) жестокости и раздвоения личности: Жан Пьер Дюпре (1930-59) «За спиной у отражения» (1949) саркастического описания реальности: Бенжамен Пере «Смерть подлецам и долой поля сражений» (1922-23), «Галантная овца» (1925). (Бернини – великий итальянский архитектор и скульптор). Эта картина, выполненная в духе живописи позднего итальянского Возрождения, вызвала протест католической общественности из-за ее названия (Богоматерь, наказывающая младенца Иисуса перед тремя свидетелями).
Сюрреализм в русской литературе — не облеченная в организационные формы (не представленная определенной группой) тенденция обращения русских прозаиков и поэтов 20 века к принципам творчества, совпадающим с теми, что утверждались в теории и практике европейских сюрреалистов или близких им писателей. При этом они отдают предпочтение океанийской скульптуре, которая в большей степени, нежели африканская использует цвет, «сверхъестественные» формы. Таким образом, гиперреализм – это сверхреализм. Никакой социальной революции не нужно – нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого.
Далее поясняется, что психический автоматизм отличается от «классического» творчества тем, что он свободен от контроля разума, то есть в идеале свободен от моральных, эстетических и каких-либо иных интересов. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера. Бретон, П. Элюар, Ж. Пьер) и антологии, созданные сюрреалистами. Многие участники сюрреалистической группы проявили себя и как поэты и как прозаики. Под негативами, среди уже экспонированных листов оказался один чистый лист.
Абсурд в этом случае – свидетельство чистоты, обеспечивающей условия для «случайного зарождения смысла». Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. В фильмах он использует эффекты обратного просмотра, снимается в рекламах (и здесь не упускает возможности для самовыражения). Давайте рассмотрим некоторые картины С. Дали. Ман Рей изобретает в нач.
В сфере сюрреалистической словесности наибольшего расцвета достигла поэзия (П. Классическое произведение искусства предполагает знание, узнавание изображенного. В «Дневнике одного гения» неоднократно упоминается Ницше. Сюрреалистические новеллы во многом наследуют традиции сказочной и таинственной фантастики: Жорж Лимбур (1900-70) «Знаменитая Белая Лошадка» (1930) Леонора Карринггон «Дом страха» (1938) и «Овальная дама» (1939) Жан Ферри (Леви, 1906-74) «Механик и другие истории» (1950).
Вот таким образом попытки создания сюрреалистической драматургии, помимо антитеатральных по своей сути дадаистских пьес Жоржа Рибмон-Дессеня (1884-1974), а также совместных скетчей Бретона и Супо, ограничиваются драмами («Тайны любви», 1923) Роже Витрака (1899-1952). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirsias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Сюрреализм во многом опирался на теорию психоанализа З. Фрейда и интуитивизм А. Бергсона, провозгласивших источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), считавших, что нужно довериться стихии поведенческого безумия, болезненного бреда, грез интуитивных озарений. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетич. Это значит, что изображенное на них не поддается интерпретации.
Высокая восприимчивость художников, особенно устремленность к новому художников авангарда делали неизбежным их вовлеченность в революцию. Примеры— картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. История отношений сюрреалистов с левыми движениями – особая тема. На практике (в живописи, поэзии, кино) союрреализм считает источником искусства сферу подсознания (мечтания, галлюцинации, сновидения, ассоциации, вызывающие возбуждение). Новак) и пр. Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше.
Рисунки иллюстрированные поэмами Поля Элюара (1937). Не сомневаюсь, что его гротескные картины пользовались немалым успехом у аристократов. Для С. характерны примитивистские тенденции. Основные поэтические произведения: «Огонь радости» (1920) Арагона «Свет земли» (1923), «Седовласый револьвер» (1932) и «Дух воды» (1934) Бретона «Траур за траур» (1924), «Со всем имуществом» (1930) Десноса «Смерть от бессмертия» (1924), «Столица боли» (1926), «Сама жизнь» (1932) Элюара «Небесный триктрак» (1922), «Пуповина лимба» (1925) Арто. Значительное место в деятельности сюрреалистов заняло изготовление реди-мейд (от анг.
под влиянием переведенной в 1951 книги Хейзинги Homo Ludens: для Бретона игра привлекательна не сама по себе, но как единств, способ, продуцирующий магическое начало, в к-ром одновременно проявляется случайность, произвольность. Примером этой линии развития русской поэзии была просуществовавшая с 1918 до начала 1920-х тифлисская группа «41». Он дает интересный материал для философской антропологии и глубинной психологии. Одним главным приемом творчества сюрреалистов является «соединение несоединенного», сближение образов и изображений, которые чужды друг другу. Имею мнение, что чисто технически он не меньший сюрреалист, чем современные сюрреалисты, так как единственное, что его отличает от «настоящих» сюрреалистов — это отсутствие соответствующей идеологии. В кино сюрреалисты не добились значимых успехов единственным исключением являются фильмы испанца Луиса Бунюэля (1900-83). Эта традиция восходит к ранним выставкам кубистов, к негритянскому периоду (1906–1907) Пикассо, когда рядом с живописными полотнами выставлялись африканские ритуальные маски и статуэтки, призванные облегчить «узнавание» сжатых пластических формул. Главной целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального.
Сюрреалистическая поэзия значительно отличается от традиционной: сюрреалисты почти не писали метром и не стремились следовать рифме основой стихосложения становится «ошеломляющий образ», близкое к барочной метафоре необычное «сближение удаленных друг от друга объектов». – сверхреализм) – сложившееся приблизительно в 1910 (особенно во Франции) направление в духовной жизни испытавшее влияние нем. А на третьем месте – все остальные, разумеется включая и нас двоих. К вопросу о сюрреализме в русской литературе.
На те же цели были ориентированы многие произведения ничевоков (Р. Рок, А. Ранов, С. Садиков, Л. Сухаребский). Каталог выставки, 1981. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана. Что же касается автоматического письма и гипнотических сеансов, порождающих новую образность, то сюрреализм лишь возобновил «тот поиск (une quete), который поэты 19 в. поставили превыше всех так называемых поэтических задач, начиная с Новалиса и Гельдерлина в Германии, Блейка и Кольриджа в Англии, Нерваля и Бодлера во Франции и который принял поистине всеобщий характер, может быть, вместе с Малларме и, определенно, с Лотреамоном и Рембо» (А. Бретон, Беседы 1951). Среди них – Р. Деснос, создатель поэмы в прозе Траур для траура (1924), романа Свобода или любовь (1927) и песен Ночь ночей без любви (1930) Ф. Супо, автор романов Добрый апостол (1923), Негр (1927), Умирающие (1929) и стихотворного сюрреалистического сборника (1937) Жан Кокто (1889–1963), писавший не только поэмы, но и романы – Великое отклонение (1923), Фома обманщик (1923), Трудные дети (1929) Б. Пере, мастер абсурдности и черного юмора, автор прозаических и поэтических книг: Пассажир трансатлантического лайнера (1921), На бульваре Сен-Жермен 125 (1923) и др Анри Мишо изобразивший в прозе и свободным стихом фантастические страны – Эквадор (1929), Мои владения (1930), Варвар в Азии (1932), Путешествие в великую Карабань (1936) и др. Супо, Л. Арагон, Ж. Грак и др. ), к-рый первоначально был отвергнут Бретоном как лживый жанр, в измененном виде был канонизирован в его же романе Надя, как книга, открытая настежь для истинной реальности.
франц. Метод натирки, основывающийся ни на чем ином, как на усилении раздражительности способности мозга соответствующими техническими средствами исключающий какую- либо сознательно умственную проводимость (разум, вкус, мораль) и доводящий до крайности активное участие того, доселе именовали автором произведения, этот метод оказался впоследствии истинным эквивалентом того, что уже было известно под названием автоматическое письмо. Ницше, Муссолини, Рембо, Фрейд, Троцкий и др.
И там и здесь действуют принципы «автоматического письма» и там и здесь «полем боя» становится сфера подсознания. Фрейдизм открыл дорогу фрейдистской истории искусства. Автоматическое письмо, наряду с автоматическим рисунком, автоматическим музицированием стало использоваться как средство выражения бессознательного в искусстве сюрреализма. Зародившись во Франции (в Париже), сюрреализм с 1920 по 60-е годы распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке, Африке, Азии, а в 80-х годах добрался и до Австралии. Первый Манифест сюрреализма в 1924 г. создал Андре Бретон. Одной из техник сюрреализма был изобретённый Вольфгангом Пааленом фьюмаж. положения теоретиков С. близки к идеям дзэн-буддизма.
В созвездие первых поэтов сюрреализма входил и Р. Шар, (собрания стихов Гробница тайн, 1930 и Молот без хозяина, 1934). или нравств.
Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т. д. действительное функционирование мысли» (Breton A. Les manifestes du surrealisme, 1946) — и, как следствие, с важным в эстетике сюрреализма принципом «автоматического письма». Свой кусок славы он заработал наглым и тролльским творчеством. Этот дух одержимости передается выражением «Сюрреализм есть некое состояние яростной страсти» («Декларация 2 апреля 1925 г»). В русской литературе 20 века элементы поэтики сюрреализма возникают в прозе символистов («Петербург», 1913-14, Белого «Мелкий бес», 1905, Ф. Сологуба), в постсимволистской поэзии («Заблудившийся трамвай», 1921, Н. Гумилева «Берлинское», 1922, В. Ходасевича). Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surralisme», означающего буквально сверх или над реализм. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, кто знает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет», естественно был исключен.
Потом идет один Дали. Аллюзия (лат. Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Скульптура поражает внешним сходством с головой быка. Революционный настрой вообще был крайне силен в движении, носило ли это характер призывов к перевороту лишь обыденного разумения, выражением которых стал журнал «Сюрреалистическая революция» (12 номеров, 1924-29) или действительной политической ангажированности — вступления Бретона, Арагона, Элюара и Пьера Юника (1910—45) в компартию в 1926, манифеста Бретона и Л. Троцкого «За независимое революционное искусство» (1939) и журнала «Сюрреализм на службе революции» (шесть номеров, 1930-33). Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни— этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. На смену натирке приходит скобление.
Другой способ мифотворчества – развертывание и реализация метафоры, т. е. Живопись Де Кирико оказала глубокое влияние на практику и теорию сюрреализма. «Самое главное на свете – это Гала и Дали. Не беда. представляющейся мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву» («Манифест сюрреализма»).
Вот, например, как эта картина художника-гиперреалиста. Коллаж (от фр. Своеобразными «тренировками» были собрания сюрреалистов, которые они называли термином sommeils – что означает сны наяву. Из группы ушли «диссиденты» и вступили новые члены: Рене Шар, Франсис Понж, Джо Буске, Луи Бюнюэль и др. Сюрреалистическая вера во «всемогущество грезы» лежала в основе поэзии наименее радикального из обэриутов — Н. Заболоцкого, определяя природу образов во многих его стихотворениях 1920-х, где утверждалась «поэтика сна», где реальность и надреальное существовали на равных («Офорт», «Часовой», «Движение» все 1927). Художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер.
Несколько. романтиков, ближайшими предтечами — поэта Г. Аполлинера и художника Дж. Так, например, на картине Запрещенное изображение (1937) запечатлен человек, который стоит спиной к зрителю и смотрится в зеркало, но отражение в зеркале при этом показывает его затылок и спину, то есть то, что сам он видеть не может и что доступно лишь тому, кто наблюдает за ним. Отцом реди-мейд являлся французский художник Марсель Дюшан.
Целью последователей идей сюрреализма было создание совершенно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Переход от механических приемов к психическим (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма. Дали, X. Миро, И. Танги, Г. Арп, М. Эрнст, А. Массон, Р. Магритт).
Один из способов создания сюрреалистами новой мифологии – мифологизация мотивов и отд. В его работах начинает преобладать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Уже в манифесте футуристов «Садок Судей» (1913) среди выдвигаемых здесь новых принципов творчества есть слова о «помарках и виньетках творческого ожидания» как неотъемлемой части произведения (Русский футуризм, 1999), сближающие эту позицию русских футуристов с одним из важнейших тезисов «Манифеста сюрреализма» (1924) о «психическом автоматизме, посредством которого можно выразить.
Иногда он вставал среди ночи, чтобы работать. Бретон, уже будучи стариком, люто раздражался на молодежь, что примкнула к сюрреализму поздно и ни хрена не понимала в глубоких идеях основателей движения. Во время своих снов наяву они играли.
Обрубки рук – рога быка, груди женщины – глаза быка, дырки вместо ног – ноздри бычьей морды. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. его теоретиков. Наибольшего расцвета, наряду с поэзией, С. достигает в живописи (П. Именно его "Манифест сюрреализма" позволил стихийному бунтарству молодых французских эпатажистов, среди которых были Луи Арагон (Louis Aragon), Поль Элюар (Paul luard), Тристан Тцара (Tristan Tzara), обрести ясную программу и оформиться в полноценное направление искусства.
Он придал ей необычную позу: ребенок почему-то висел сзади, обхватив шею женщины каким-то подобием рук. В настоящее время направление заметно коммерциализировалось. Предвестником сюрреализма является также Шагал, чьи персонажи, неизменно пребывающие в самых невероятных, абсурдных ситуациях, предвосхищают сюрреалистическую теорию, так же как его живописные композиции, сочетающие реалистическое и фантастическое, не подчиняющиеся законам логики и земного тяготения, которые могут возникнуть только как проекция «внутренней модели». Сюрреалисты проявляли также большой интерес к алхимии и оккультным наукам. Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами.
Приоритет, с точки зрения Бретона, должен отдаваться непосредственному переживанию («Я хочу, чтобы человек молчал, если он перестает чувствовать». оппозиций (Оппозиция эстетическая). Париж, 1924 Москва — Париж. Безумная любовь, 1937).
Сооружение как будто нависает над традиционным для Дали низким горизонтом. В 1913 М. Дюшан, представивший на худож. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы». Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством безумия. Опостылевшая действительность отступает от желания иметь полную свободу творчества и мысли.
предлагает не новые методы и формы, но принципиально новый источник творчества. Бытует мнение, что без применения веществ такое творчество просто невозможно.
Во многом именно на таких образах воздвигнуто поэтическое здание трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский» (1913), где не однажды возникает прием, восходящий к гоголевскому «Носу» и где заметно и влияние «Песен Мальдорора» (1868-69) Лотреамона, давшее знать о себе в смысловой структуре целого ряда образов, весьма близких тому, что открывалось в прозаической поэме провозвестника французского сюрреализма. Паален), дриппинг (Д. Но сам термин «сюрреалистический» впервые появился в 1917 г. в подзаголовке одной из пьес Г. Аполлинера. Однако основателем сюрреализма считают нидерландского художника, крупнейшего мастера Северного Возрождения, одного из самых загадочных живописцев в истории западного искусства – Иеронима Босха (1450-1516). Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предпринимались множественные попытки объяснить его значение, дать ему толкование. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. В сюрреализме совмещены сон и реальность, сновидение наяву. В Парижском крестьянине столица современного мира предстает в своем реальном и одновременно фантастическом (поэтически реконструированном) облике.
Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы. С. Дали «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936). Похожая ситуация складывалась и с театром — сюрреалисты видели в нем снобистское «искусство для богатых», предпочитая ему кино. Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон.
Особое место занимает пародирование разл. программных соч.
Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»Сальвадор Дали считал себя наследником Босха. Сюрреализм сложился под влиянием теории психоанализа Фрейда, хотя не все сюрреалисты увлекались психоанализом. Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза. И даже типично «сюрреалистические» произведения появляются задолго до выхода Манифеста. Если в теоретическом арсенале тифлисцев ключевыми понятиями были «наобумное», «нелепость», творческая сила случайности, то и у молодых лениградских поэтов довольно скоро центральным словом в поэтике становится «бессмыслица». Сюрреализм – от французского surralisme (сверхреализм). титульным, определяющим качеством сюрреализма, порою игнорируется.
Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Неудивительно, что отличительной чертой сюрреализма стала абсурдность, фантастичность, парадоксальность, эклектичность и пластичность образов.
Испанский художник, график, скульптор, режиссёр, писатель. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность опр. surrealisme— сверхреализм) — направление в иск-ве, возникшее в 20-е гг. теорию театра жестокости изложенную в сборнике Театр и его двойник (1938), в к-ром Арто открыл новые горизонты для театра 20 в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его Living Theatre, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр. выставке велосипедное колесо в качестве произведения искусства, положил начало жанру ready-made (1915), активно практикуемому в С. Готовый объект, а вслед за ним т. н. манифесты, коллективные листовки, словари (А.
Русский сюрреализм ведет свою родословную от Н. В. Гоголя, в чьих произведениях («Нос», 1836 «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка», 1832) впервые в русской литературе возникли образы, во многом предвосхитившие художественные открытия сюрреализма в 20 веке. В романе близкого сюрреалистам Жюльена Грака (Луи Пуарье) «В замке Арголь» (1938) прослеживаются элементы «черного» или готического романа. Это не означало, что члены группы переставали подписывать произведения собственными именами, однако такие практики группы, как коллективно написанные листовки и манифесты игры (в частности, «изысканный труп», когда участник продолжает фразу, начатую предыдущим игроком, не видя ее целиком) и совместные произведения нескольких авторов: «Непорочное зачатие» (1930) Бретона и Поля Элюара (1895-1952) «Отставить работы» (1930) Бретона, Элюара и Рене Шара (1907-88) «152 пословицы на потребу дня» (1925) Элюара и Бенжамена Пере (1899-1959) — стали выражением попыток сюрреалистов десубъективировать процесс творчества, вывести его за рамки личности автора, расширить границы произведения. Ж. Батай выбирает иной – разрушительный и завораживающий – вид игр, целиком пребывающий в сфере сакрального: его интересуют запрещенные игры, жестокие игры (игры со смертью, с эросом), порывающие со смыслом, знанием и приводящие в состояние опьянения, экстаза. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской волей к власти, он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности. В сюрреализме огромным смыслом обладают символика образов и магические значения вещей.
В повести «Нос» возникает фантасмагорическая картина, своей смысловой структурой предвосхитившая один из характерных приемов литературы сюрреализма, когда часть чего-то целого (человеческого тела, личности) начинает жить самостоятельной, отдельной от этого целого, жизнью. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.
The Hague, 1973). Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я» от «оков» материализма, логики, разума, морали, традиционной эстетики, понимаемых как уродливое порождение буржуазной цивилизации, закрепостившей творческие возможности человека. Такому «счастливому случаю» могут способствовать создание образов с помощью техник, заведомо исключающих сознательную коррекцию.