Тогда же была создана первая серьезная историческая картина – "Княжеский суд". На первом плане картины с отчаянной решимостью бросается в пропасть смуглый гренадер. Он все свое внимание обратил на «зеленую молодежь», которая находится позади старых вояк. Он прошел весь путь российской армии в 1799 году.
Действительно, некий исторический романтизм. Сотрудникам этих газет было непонятно, что, показав Суворова как народного героя, Суриков разрушал слащавую и лживую легенду о Суворове как «царском слуге» и сусальном «отце-командире». В дореволюционном искусствоведении прочно установился взгляд, согласно которому творчество Сурикова, достигнув своей вершины в «Боярыне Морозовой», в дальнейшем неуклонно шло на спад. Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Только перекреститься и положиться на милость Божью.
Этот солдат тщательно прорисован. Посмотрите на эти лица. Великий русский полководец А. В. Суворов, который отрицательно относился к нововведениям Павла, был отправлен в ссылку в своё имение.
И отвечал себе: ушла, осталась только тихая печаль. Пользуясь этим случайным совпадением, реакционные правительственные газеты пытались приписать Сурикову «верноподданнические» намерения. Именно им сейчас более всего нужна поддержка. Если бы Суриков исправил «ошибки», указанные ему Толстым, то картина стала бы изображением единичного эпизода, не смогла бы выразить то содержание, которое вложил в нее художник. Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца.
Для изображения генералиссимуса ему потребовалась консультация его дочери – Ольги. Его новаторство не было оценено современниками. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Через секунду ему предстоит сложнейший спуск, но сейчас он крепко держит барабан, готовый в любой момент выполнить свою обязанность. Летом 1897 года художник ездил в Швейцарию для создания этюдов грозной природы Альп на маршруте русской армии.
Его портрет тоже прорисован очень четко. Она кажется беспредельно бесконечной зрителю и солдатам, вызывая ужас. 1899.
Деньги были, но он посчитал нужным сэкономить на дороге. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Выражения лиц, особенно лица Суворова, замечательно проработаны. Он столь же торжественен и сейчас. Седой ветеран с Георгиевским крестом на груди с ужасом смотрит в пропасть. Переход через Альпы – это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба.
На лице командующего написаны сложные чувства. Только пятном света выделен сам Суворов. Всякое изложение недостаточно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Он преодолевается верой в командующего и волей, которая закалилась в боях. Правда, этот выпускник взял такое количество золотых наград за время учебы в академии, сколько никто до него. Непроизвольным жестом он осеняет себя крестным знамением. За мелкими «неправдами» Сурикова Толстой не заметил общей большой правды.
Устрашающее воздействие глубины художник передал через два среза. Австрия и Англия вместо похода на Париж, требуют сначала освободить от французов Швейцарию, что действительно довольно странно (ведь взятие Парижа гарантировало бы это автоматически). Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в столетие итальянского похода Суворова. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта».
Но, в основном, все до мелочей продумывал сам Суриков. Это кажется неправдоподобным. Известно, что Ольга предлагала ему убрать штыки, чтобы солдаты, спускающиеся сверху, не попали на них. Он просмотрел все прижизненные портреты фельдмаршала, которые были слабыми в художественном отношении. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась.
Самое главное в картине – это ощущение движения. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу. Его уважали, а вот таким образом не перечили.
Главным героем здесь выступает народ, а не его предводитель. Ведь с ними был великий полководец Суворов.
Она построена по принципу движения сверху вниз. Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок. В них надо вселить уверенность, что пропасть хоть и страшна и опасна, но ее можно и нужно преодолеть и на лицах молодежи появляются улыбки. Вскоре ситуация изменилась. Того, кто уже понял: ничего не изменишь. И он был счастлив, глядя на веселых и оживленных дочерей. Главное внимание уделялосьмуштревойск, смотрам и парадам. Эпические черты присущи уже ранним картинам художника, а трагическое звучание свойственно всем суриковским темам, кроме, быть может, только «Взятия снежного городка».
В итоге цель суворовского перехода теперь была полностью под контролем наполеоновцев. Я очень много думал над этой картиной. Он полностью отдается своим идеям. Но этот уже начал падение и понял, что надежды на выживание у него почти нет.
Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. Суриков долго работал над композицией Суворова. Что, согласитесь, с точки зрения учителя очень ценно. И снова художник случайно попал к официальной дате.
«Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх», – говорил потом Павел 1, пожаловавший Александру Васильевичу чин генералиссимуса. Его голова обнажена как дань уважения подвигу солдат, а синий плащ развевается по ветру. В «Боярыне Морозовой» наряду с основной композиционной диагональю настойчиво выступают и другие разнообразные пространственные мотивы, уводящие взор зрителя в глубину картины. Он подчёркивает героизм русских войск, действовавших в смертельно опасных условиях природы, представлявшей собою, по словам Суворова, «разверстые и поглотить готовые гробы смерти».
За следующие лет 20 Суриков, работая крайне плодотворно, написал свои самые известные картины (такие как "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Разин" и др. ) и объездил практически всю Европу. Многие коллеги Сурикова при его жизни были уверены, что художник обладает некой экстрасенсорной способностью отчетливо видеть прошлое и предсказывать будущее. Правда, художник добился сходства и сумел одушевить дыханием жизни этот «компилятивный» образ, но не смог выразить в нем содержание, соответствующее замыслу картины. Естественно, со свойственной принципиальностью. Но другого пути для русской армии нет. Русские солдаты, не раздумывая, шли за Суворовым, выполняли самые трудные задачи. За ним последовали многочисленные натурные этюды.
То есть, мозги шевелятся, а вслед за ними шевелятся и языки. Вот таким образом Суриков и ответил на упреки Толстого: «так красивее». Суворов находится в левой верхней четверти картины. В первом цикле преобладают черты трагедии, во втором — эпоса.
Яркое полотно в духе демократического реализма. В его небольшой фигуре столько мощи, силы, энергии. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. С таким мастерством передает Суриков переход Суворова через Альпы. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще «Боярыне Морозовой» и «Взятию снежного городка». Отсюда рождается необычайное, еще небывалое у Сурикова ощущение цельности образа и единства всей картины, в которой все подчинено одной мысли, одному движению, одному чувству: «Храбрость беззаветная. Живопись по самой своей природе вынуждена сконцентрировать все.
На это Суриков ответил, что «так красивее». 1799 год. Суворову почти 70 лет, он на покое.
Беспримерный подвиг русских солдат свершился в самых непривычных для них, крайне тяжелых условиях. Командир не смотрит на них. Сам автор активно продвигал идею «непохожести» великого полководца и хода его действий. Ей легко давалось чувство композиции.
10 сентября 1799 года никогда не воевавшие в горах солдаты Суворова вошли в горы. Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. В принципе, перед нами поход из жизни в смерть. И даже в такой сложнейшей ситуации сумел привести 1400 пленных французов. За время совместной жизни у них выросло две дочери.
Главное – не потерять ружье. Вот такой получился эскиз. Можно отметить, что основной сюжет особенно не претерпел никаких изменений. Суворову ничего не оставалось делать, как исполнять приказ государя.
Солдатская масса разнородна. Его облик не соответствовал оссиановским (древнеирландским) представлениям о герое, а для генералиссимуса момент был крайне принципиальным. Девушка унаследовала талант отца. Это оружие и стало камнем преткновения для многих критиков. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Но все вместе взятое не дало живописцу полноценного портрета.
Потом– прямо летишь, дух перехватывает». Александр Васильевич Суворов умер по прибытии в Петербург 6 мая 1800 года. За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу» и при этом он оставался великим полководцем. На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Альпы ему остались так же чужды, как тем суворовским солдатам, что переходили через них.
В такой момент шутить. Всего секунда отделяет его от того солдата, что изображен в центре картины. Суворов стоит здесь не случайно, так как понимает, что каждый из его отважных солдат посмотрит на него пред спуском, перекрестится, скажет: «С Богом. » и пойдет вниз. Далее, в глубине картины, выражения лиц спрятаны в тенях, падающих от горы. «Главное в картине— движение. Различие между этапами сводится лишь к перестановке акцентов. Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Марксизм нанес окончательный удар народнической идеологии, которая уже с восьмидесятых годов вырождалась в «пошлый мещанский радикализм».
Это еще больше усиливает ощущение стремительного движения. Снег у него под ногами превращался в кучки и дух захватывало. Перед выступлением полководец имел 21 тысячу человек, к Иланцу же он привел до 15 тысяч. Кстати, в Академию удалось поступить лишь со второго раза после курсов. Моментов утрирования в картине несколько.
Эхо бесконечное. Не только ради этюдов с натуры. Она затемнена и по ней медленно ползут серые облака. И за сколько, как вы думаете, прошел Суворов 18 километров.
Чудо-богатыри сумели преодолеть все препятствия. Суворов изображённый в верхней левой части картины, подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. Суриков долгое время не мог подобрать композицию. Важнейшим событием этого года было возникновение основанного Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», соединившего марксизм с рабочим движением.
«Толстой очень против был», — иронически рассказывал он впоследствии. Через динамику раскрывается и психология каждого солдата. Первыми спускаются те, кто прошел с не один поход с Суворовым и доверяет ему. А вот тем, уже начали скользить вниз по склону им уже не до улыбок.
Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героическийШвейцарский поход Суворова1799 г. стал великой страницей русской истории. Трудно признать суриковскую реконструкцию удачной.
Как говорилось, просто австрийское командование забыло об этом предупредить. Закончив Академию в 1975 году, Василий Иванович получил свой первый и последний художественный заказ – роспись четырех панно, объединенных сюжетом «Вселенских соборов» в Храме Христа Спасителя. Начинаясь еще с ущелья и силой нарастания, переходит к переднему.
Русская армия с боями пробивается по бездорожью (Австрия по договоренностям не освободила местность от неприятеля), что, конечно, ещё больше вредит плану. В тяжёлых климатических условиях испытывая недостаток в продовольствии и боеприпасах, преодолевая сопротивление французов, русские войска в короткий срок смогли перейти Альпы и достичь Швейцарии. «Переход Суворова через Альпы» был сложен передачей движения человеческой массы: у художника не было натуры. Мастер обрезал вершину горы и нам неясно, как высоко она уходит вверх. А чем ближе к переднему плану, тем оно становится интенсивнее. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Император мгновенно разорвал все союзнические отношения с Австрией и Англией.
Впустую были потрачены 5 дней ожидания, план был сорван. То, что казалось художнику самым значительным в период создания «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой», заняло второстепенное место в его поздних вещах, а эпические черты, возникшие еще в его раннем творчестве, развились в законченную систему в «Покорении Сибири Ермаком» и «Переходе Суворова через Альпы». Ни австрийцы, ни русские. Нельзя русскому солдату без штыка». Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать.
Но армия не сдалась. На шутку Суворова откликнулись двое солдат. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Суворов удерживает коня на выступе скалы и указывает своей треуголкой вниз. В судьбе большого художника личное неотделимо от общественного.
Суриков по своему обычаю «допрашивает вещи» и с удовлетворением отмечает в одном из писем, что достал в Петербурге подлинные мундиры павловских солдат. Тема народа объединяет оба цикла. Тебе скажу под строжайшим секретом: «Переход Суворова через Альпы» (Приложение 9. ). Ведь в народном эпосе правда и красота едины.
Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. Она занимает 2/3 холста. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. Он еще чувствует землю под ногами, он еще на что-то надеется.
Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей. В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Таким образом, мы можем предположить, что и переход Суворова через Альпы Василий Иванович увидел вполне осознанно и масштабно. Заметьте, что пригласили совсем не классика, а всего лишь выпускника. Их лица суровы и решительны.
Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое. » Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях. Второй срез еще более впечатляет: на нем не видно, где кончается пропасть. Суворов – словно икона, образец благородства и необычайной силы духа.
Первоначально Павел отказался от какого-либо активного участия в делах антифранцузской коалиции. Сам художник косвенным образом дал ответ на этот вопрос, указав, что он перешел «от драм к большой жизнерадостности» и почувствовал «необычайную силу духа» после того, как непосредственно прикоснулся к жизни народа в период пребывания в Сибири на рубеже девяностых годов. Ни одна из картин Сурикова не вызвала таких противоречивых суждений, как «Переход Суворова через Альпы». Насчет будущего он лишь намекал. Когда российская армия подошла к горам, её ждал сюрприз — на месте не оказалось ничего. Гора уступами написана замечательно. Передние воины сосредоточились на спуске с горы. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты.
Пейзаж играет огромное значение в картине. Суворов на белом коне остановился на самом краешке обрыва. Холст, масло. Воспоминания о покойной жене тревожили Василия Ивановича, он как бы проверял себя этой поездкой – ушла ли боль.
Так же отлична и композиция «Перехода Суворова через Альпы». Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Но не тут то было. Рядом другие солдаты и их портреты – изображение одного процесса. Должно выйти что-нибудь и интересное.
Старый солдат без треуголки правее и выше крестится. Вот таким образом он поднят над толпой солдат и не теряется в этой толпе. В той же позе Суворов представлен и в карандашном наброске композиции.
Об этом вообще отдельная история. Художник долго и тщательно работал над передачей стремления войска. Описывая в донесении Павлу I переход через Альпы, Суворов сообщал: «На каждом шаге в сем царстве ужаса зияющие пропасти представляют отверстые и поглотить готовы гробы смерти, дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожи и густой туман облаков при шумных водопадах с камнями с вершин низвергавшихся, умножает сей трепет». В картине много необычного, прежде всего – обращение к крайне редко используемому в реалистической многофигурной композиции вертикальному формату. Упреки Толстого имеют важное принципиальное значение. С короткого пути пришлось повернуть. По горе слева скатывается в пропасть вся русская армия.
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Суриков хотел почувствовать Альпы, уловить эмоции своих персонажей. Суриков хотел сделать это, максимально учитывая и пожелания полководца, которые он высказывал при жизни и не противоречив своей изначальной задумке. Красота в сверкании.
Интересно, что самым сложным оказалось изобразить Александра Суворова. Дело здесь не только в том, что убеждения двух великих художников были различны: Толстой не верил в возможность управлять массами и прославил Кутузова за его стремление подчиниться стихийным силам, а у Сурикова солдаты, «покорные слову полководца идут». Настоящий вызов природе, которой Суворов ничуть не боится. Первая группа воинов просто лавинообразно спускается вниз. Где окажешься через несколько мгновений одному Богу ведомо. Путь снова проходил через горы. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки.
Только вот сам художник ничего конкретного не говорил. Стенька по этому замыслу является единственной волей и характером картины (как и Суворов).
Разумеется, решение и здесь пришло не сразу. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Таков, по-видимому, был первый замысел. Любая из его картин – многофигурная композиция, рассказывающая определенную эпическую историю.
Спустившись в долину, Суворов обнаружил, что его никто не ждет. Но всражении в Мутенской долинеСуворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевалРингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторонуРоссии. Надо было придумать, как изобразить солдат в движении, а не просто сидящих на снегу. Он подбадривает своих воинов, указывая как лучше переходить. В Швейцарии должны соединиться армия самого полководца, русский корпус генерала Римского-Корсакова и австрийская армия, после чего они сокрушили бы врага объединенной мощью. В «Суворове» глубины почти нет.
В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. Именно на части со льдом автор показал армию скользящую вниз. Вероятно, с шуткой-прибауткой он посылает своих чудо-богатырей в бездну. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами. С ее помощью удалось гармонично расположить фигуру и подобрать нужный ракурс.
Их разговор имел важные последствия для романа. Оно начинается где-то далеко, в ущелье. Рядом с ними виден серьезный немолодой барабанщик. Движущую силу истории он видел не в одиноких «критически мыслящих личностях», а в народе проповедь «малых дел», приведшая в сфере искусства к снижению идейного уровня произведений, появлявшихся на передвижных выставках, не повлияла на Сурикова.
В картине нет драматической органичности, свойственной другим произведениям Сурикова. Полководец еле удерживает коня на краю пропасти. «Суворов в фельдмаршальском мундире» лишен, той стремительной энергии и оживленной веселости, которая так характерна для его облика.
Внимание на карту. Источник изображенияКазалось бы, ну всё, самое ужасное позади. Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Движение играет главную роль на полотне. Это как соседние кадры на киноленте или в комиксе. «Переход Суворова через Альпы» менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Он любил солдат, разделял с ними все тяготы походов, был рядом в боях.
., считаю для себя как художника свободу выше всего». Чтобы это узнать, в 1897 году Суриков поехал в Швейцарию и скатывался с горы. Вокруг – военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся.
Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Хотя один из них на всякий случай закрыл лицо плащом. Потом— прямо летишь, дух перехватывает»— рассказывал Суриков. Перед собственной смертью, например, он просил принести снимки "Млечного пути". Композитор С. И. Танеев записал в своем дневнике 5 марта 1899 года: «Пошел к Толстым Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова делающим переход через Альпы. Швейцарские этюды также помогли художнику воссоздать передвижение персонажей. Но стоит понимать, что неподготовленные люди продвигались там, где сегодня передвигаются снаряженные современным обмундированием профессиональные альпинисты. Пошел в 17 лет в Петербург с обозом (как Ломоносов).
В1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира. От знающего человека я узнал, что такой встречи в московской тюрьме произойти не могло. Итак, что и кого мы видим. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга. А. В. Вертикальный формат картинытакже был необычным решением для жанра батальной живописи, но и он служит главной цели – показать сложность этого перехода и военный гений Суворова.
495 x 373 смКартина «Переход Суворова через Альпы» посвящена походу русской армии, преодолевшей в 1799, во время одной из первых войн с Наполеоном, неприступный альпийский перевал Сен-Готард. Суриков осуществил то, о чем Иванов мог только мечтать. Преодолевая до поры до времени многочисленные трудности, одни двигались по горным дорогам (это было заранее обговорено с австрийцами).
Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. За 2 (. ) дня. После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова. В следующих постах даже не будем на этом останавливаться.
На изображении ниже мы видим эскиз будущего шедевра Василия Ивановича Сурикова, начатый художником в 1895 году. Великий русский художник работал над картиной с 1895 по 1899 год. Словно дает подсказку: начинать следует отсюда. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Н. при этом выругался) все равно». Ученики учатся придумывать, учатся рассказывать, выражать свои чувства.
Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Но на всех лицах имеется понятный страх.
Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять. », «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак и я не немец, а природный русак». Идущие за ними повернули головы в сторону полководца и пытаются услышать, что он говорит. Толстому было чуждо былиннопесенное, эпическое начало, пронизывающее суриковскую картину. Смотрим внимательно, не обращаясь за дополнительной информацией. Две недели длился этот героический переход, многие солдаты погибли.
Храбрость беззаветнаяВерхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят внизОколо Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Большинство критиков резко протестовало против этой картины и даже видело в ней «несомненный признак упадка замечательного дарования», а защитники обнаружились в том лагере, где Суриков менее всего желал бы их найти. Подвиг под шутку полководца— так Суриков охарактеризовал свою картину. На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены Альпийские высоты.
Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом». Отвесная стена горы Панике образует плоскость, замыкающую пространство и стремительное движение, охватившее людские массы, подчинено одному, точно и безошибочно выбранному направлению.
Славный полководец – на светлом коне. Впереди – бывалые, закаленные в сражениях воины. В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону.
В конце 1795 года Россия заключила союз с Англией против революционной Франции. Но и Суриков опередил свою эпоху. Суворов на белом коне – как памятник самому себе. Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Сбоку, возле самого края ущелья, на коне сидит Александр Суворов. Композиция картины очень динамична.
Произведение В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» стало своеобразным гимном подвигу русских воинов. Но этой перестановки акцентов оказалось достаточно, чтобы создать новое качество.