Тема урока : Сочинение – описание картины В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» c использованием литературоведческого текста.
Художник еле-еле уговорил его позировать. Всё искусство Сурикова – проникновенная, глубокая дума о русском народе. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».
Но если присмотреться, то по одеянию можно понять, что на коне царь Петр. Очень важна архитектурная конструкция полотна Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. С 1895 г. был. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении.
Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков.
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини.
Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
– Эшафот недалеко от училища был. Всего же на картане три правильных креста. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Написал порядочное количество. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
3. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). Автор вспомнил события эпохи правления Петра. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт.
Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. В душе царя разгоралась ярость. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Однако муха продолжала сидеть.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Только глубокий драматизм всенародного горя. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону.
Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Учился в петербургской Академии художеств. Один стрелец выделяется из толпы. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали.
В Лувре вон быки ассирийские. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Восстание продолжалось несколько дней.
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. На переднем плане большое скопление народа. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием.
В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Учился в петербургской Академии художеств. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Кровью кругом пахнет. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и ПетромI, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории.
В картине Утро стрелецкой казни художник заложил определенный код, понятный не каждому. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Тогда же Товарищество передвижников приняло негласное правило не продавать никаких картин до тех пор, пока государь император не сделает свои покупки.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий.
Простой народ сидит на полу, плачет, печалится. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. В июне бунт был подавлен, а самые злостные зачинщики повешены. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
И что хотел сказать художник своей картиной. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. А что за горой – никто не знал. – Страна была неведомая.
Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). За его спиной, возможно, стоял и Корб. Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. 1 группа. Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.
Какие рыбы были. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Свечи горят не ярко на фоне дня. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Они прошли через ужасы пыток. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
«Все он мне кровавым казался», — говорил Суриков. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому.
Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился. Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Штука ли. Женщина в центре обращается с мольбами к царю, но взгляд его не приклонен. Для картины Утро стрелецкой казни Суриков использовал богатую палитру. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».
Он находится в центре полотна. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя.
Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Пятерым из них царь лично отрубил голову.
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Сразу и не разберешь где простой народ, где солдаты, где элита. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Истекают последние минуты их жизни. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю.
Во-первых, это число 7. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Трудился он над ним в течение трех лет – с 1878 по 1881 г. Почему художник обратился к теме русской истории. Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца.
С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Кровью кругом пахнет.
На дальнем плане картины мы видим храм Василия Блаженного. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Попытаемся разобраться в этом.
Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. – Многие члены Товарищества стали получать регулярные заказы царской семьи и их картины также вошли в коллекцию Аничкова дворца, а позже стали достоянием Русского музея». Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Партий, собственно, были две: клан Милославских – это родственники первой жены царя Алексея Михайловича Марии Милославской, матери царя Фёдора, царевны Софьи и юного царевича Ивана. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться.
Проснешься и обрадуешься. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию.
В этой исторической картине художник проявил себя, как великолепный мастер крупно-массштабного композиционного решения. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Она горела днем и показывала художнику, как умирает ее тело, а огонь исчезнув, присоединяется к Вечности. Он даже нарисовал эскизы. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. Российскому зрителю, вероятно известен эпизод из отечественной истории, когда московские стрелецкие полки, пользуясь пребыванием государя за границей, восстали. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).
Царь инициировал и возглавил повторное следствие. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Соловьев.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним краем картины. Истекают последние минуты их жизни. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Еще не везде растворился утренний туман. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
Найти для него натурщика помог И. Репин, который потом вспоминал: Поразившись сходством намеченного им одного стрельца, сидящего в телеге с зажженною свечою в руке, я уговорил Сурикова поехать со мною на Ваганьковское кладбище, где один могильщик был чудо-тип. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы.
Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. На законченной картине свечей.
Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Подобно шуму вод многих», — говорил впоследствии Суриков.
Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. И масленичные гулянья и христославцы. И он не покорился приговору Петра. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
Вот что меня поражает. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь.
Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. После того как Василий Суриков окончил Академию художеств, он переехал в Москву на постоянное место жительства. Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Боялся я ночей. Репин выискал натуру для Сурикова. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей.
P. s. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад.
В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. «Казни и телесные наказания на площадях публично происходили, – рассказывал Суриков Максимилиану Волошину. В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. И он не покорился приговору Петра. Стрельцы прощаются с народом, во взглядах читается ужас и безумие.
Народ стал главным действующим лицом. Жалостные вопли и пронзительные крики несчастных тот только может себе представить, кто в состоянии понять всю силу их мучений и невыносимой боли». Потрясает его эффект движения толпы, хотя на самом деле написаны четко только пара десятков персонажей. Во-первых, это число «7». Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
Штука ли. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Его интерес к этой теме был не случаен. Он полон сознания своей правоты. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. И что хотел сказать художник своей картиной.
В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка.
По свидетельству самого Сурикова: Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Он осиротел в 11 лет. Но сила других уже сломлена.
На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков.
Рубахи у них красные, порты широкие. Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. Взгляд злой, с ненавистью.
Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Боялся я ночей. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы.
Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее). Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания.
Когда Сурикову было одиннадцать лет и умирает егоотец. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Тяжело опустилась на землю старуха. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года.
В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. У стен храма совершается движение истории. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его.
И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо., — говорил он о своих Стрельцах. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких.
Он даже нарисовал эскизы. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. Однако художник отодвинул царя в глубину картины.
В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Палачей дети любили. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины).
Об этом подробно рассказывает историк С. М. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Не было там священника, чтобы преподать духовную помощь, как будто бы осуждённые не были достойны этого религиозного обряда, однако ж каждый из них держал в руках восковую свечу, чтобы не умирать без освящения и креста». В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. И ужаса никакого не было. В Свищове у меня родственники были.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. С 1895 г. был. Вот-вот прольется кровь и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи.
С 1895 г. был. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. КонецXVIIв.
Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей.
Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства.
И потом через все годы учения в Академии художеств пронес он этот заветный замысел, чтобы в 1878 году приступить к его воплощению. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Мы на палачей, как на героев, смотрели.
Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра. Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. На полотне В. Суриков показывает нам минуты перед самой казнью. Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.
Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Это было для приговорённых дополнительной пыткой – неумелые бояре одним ударом отрубить голову несчастным не могли, дрожащими руками они рубили стрельцов не по шее, а по спине, по голове. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены.
Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху. Картина «Утро стрелецкой ткани» решена Суриковым как народная драма. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом.
Значительно искусство Сурикова-портретиста. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Последние минуты перед неотвратимой казнью. Австрийский дипломат Иоганн Корб, ставший свидетелем этих многодневных казней, писал: «А пущие из них воры и заводчики, – у них ломаны руки и ноги колесами и те колеса взоткнуты были на Красной площади на колье живые положены были на тех колесах, стонали и охали Перед Кремлем встащили живых на колеса двух братьев, предварительно переломав им руки и ноги Привязанные к колесам преступники увидали в груде трупов своего третьего брата. Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это.
В центре двое солдат ведут стрельца на казнь. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Кончил картину, которую писал несколько лет. За спиной рыжебородого стрельца — «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), — стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына.
Осетры да стерляди в сажень. Художник вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей.
Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Они прошли через ужасы пыток. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Недалеко от Нового Иерусалима верные Петру войска под командованием Патрика Гордона разбили мятежников.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом.
Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Тяжело опустилась на землю старуха.
Еще один закован в кандалы. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Царь уверен в себе и спокоен. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт.
Все действия происходят на знаменитой Красной площади в Москве. На картине уместились сразу Кремлевская башня со стеной, храм Василия Блаженного и Лобное место. Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове».
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Во-первых, это число «7». На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Учился в петербургской Академии художеств. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом.
Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
«Пишу татар. Стены я допрашивал, а не книги. В них Суриков видел выражение народности. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Погасшая свеча – это погасшая жизнь.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром.
А ведь это укрепляло. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Композиция расчленяется на две части: слева — стрельцы, справа — Петр и его приближенные, а над всем этим возвышаются купола храма Василия Блаженного. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.
Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. «Стены я допрашивал, а не книги», — говорил Суриков. С 1895 г. был.
Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам. Кровью кругом пахнет. «Я все народ себе представлял, как он волнуется.
Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые. Символичны все архитектурные постройки.
Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. В него, начиная с 10 октября 1698 года, он вносил записи о восьми массовых казнях – возле села Преображенского, где в то время жил царь и велось следствие и в самой Москве. Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. У меня с тех пор прямо культ предков остался. Напугавшись, он в скрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда направилось и его потешное войско, представляющее к тому времени значительную силу.
Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы не боящиеся гневного царя. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми.
Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Одна из главных фигур произведения – страстный, неукротимый рыжебородый стрелец, который через всю картину устремляет яростный взгляд на Петра. 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке декабриста П. П. Свистунова. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков.
Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке. Это был кладбищенский могильщик. По Москве начались казни.
Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. не показал самой казни. Учился в петербургской Академии художеств. Также видно семь глав собора Василия Блаженного.
Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». В. И. Боялся я ночей.
Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П. Веронезе и Д. Веласкеса. Именно там, в 1878 году он начал работу над картиной про казнь бедных стрельцов. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.
Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне.
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Он полон сознания своей правоты.
Но что толкнуло их к этому бунту. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Только они не словами говорят. Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц).
Попытаемся разобраться в этом. В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Силуэт собора не только объединяет собою всю композицию, но как бы представляет образ самого народа, непоколебимый извечный. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет.
Художник начал работу над ним в 1878 году. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Весна 1881 года была запоздалой.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
Учился в петербургской Академии художеств. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни.
Скорее восторг. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади.
В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. У стен храма совершается движение истории.
Для него вся эта толпа – заклятые враги. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час.
Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Солдаты Петра выбили их из столицы. На рождестве христославцы приходили. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь.
Но Смута добралась и туда. Восставших взяли в плен. Красный платочек маленькой девочки и золототканый кафтан стрелецкой жены переводят взгляд зрителя на скорбящий народ. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув.
Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Он тут же приобрел ее. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. На картине два главных героя— молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков.
Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. С него начались первые эскизы к картине. Что изображено здесь. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Взгляд его обращен в сторону царя. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен.
С 1895 г. был. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года.
В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой.
Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. «Я написал много этюдов все лица характерные. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Свидетелем страшных казней осенью 1698 года стал и Иоганн Георг Корб, секретарь австрийского посла. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. За фигурой Петра виднеются виселицы. Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Нервы всё выдерживали. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков.
Торгошино было под горой. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. помещает и точку схода.
В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленникомП. И. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Дознание шло девять лет.
Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Стрельцы – старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором.
CУРИКОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Творчество Сурикова – вклад русского народа в сокровищницу мирового искусства.
Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Весна 1881 года была запоздалой. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Он тут же приобрел ее. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Могучая картина. Он даже нарисовал эскизы.
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Исход битвы предрешен. Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу.
Он тут же приобрел ее. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.
Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Мастером масштабных полотен в русской живописи считается Суриков Василий Иванович. Народ стал главным действующим лицом. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Через год, в 1882 году император Александр III и императрица Мария Фёдоровна теперь уже официально посетили X выставку Товарищества передвижных художественных выставок. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой. Физическое уничтожение началась почти сразу. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. События картины происходят в Москве на Красной площади. И медведей полно.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. в России – сложное, противоречивое время. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ». Проснешься и обрадуешься.
Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Картина Утро стрелецкой казни понравилась коллекционеру Третьякову. Там на кобыле наказывали плетьми. Мастер кисти не зря выбрал туманное утро, на котором выделялись одежды осужденных и фанатичный, пугающий взгляд Петра. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Москва ошеломила Сурикова.
В своей знаменитой картине «Утро стрелецкой казни» автор впервые обратился к жанру русской истории. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Этим приемом усилено впечатление его монументальности. На картине представлено два главных героя.
Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Строгая кремлевская башня соответствует фигуре царя Петра Первого, тогда как яркие, пестрые главы церкви символизируют чаяния православного русского народа, выразителем идей которого и выступали казнимые стрельцы.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.
С 1895 г. был. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Что изображено здесь.
Но что толкнуло их к этому бунту. Таким образом отчетливо проявляется строгий крест, словно придавивший толпу обреченных бунтовщиков. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Весна 1881 года была запоздалой.
Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении.
Чтобы начать зарабатывать, по окончания училища будущий художник был вынужден работать в канцелярии, но своего желания быть художником не оставлял и даже давал уроки рисования ученикам. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью.
Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. Лица у стрельцов печальные. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале. Он родился в Красноярске, в казачьей семье.
Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Штука ли. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. И поначалу сторонники Нарышкиных одержали верх, что вполне объяснимо, ведь после трагической смерти в 1669 году царицы Марии влияние клана Милославских при дворе было сведено к нулю.
Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Проснешься и обрадуешься. трагического впечатления.
Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.