1 марта 1881 г. на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок была представлена картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни». Еще до открытия экспозиции Илья Репин в своём письме Третьякову назвал «Утро стрелецкой казни» могучей картиной и заявил: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех». И первым делом Суриков решил написать «Утро стрелецкой казни» – историческое полотно о мучительном развороте России в конце XVII века, который так напоминал о европейских реформах века XIX. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», впервые представленная публике 1 марта 1881 года на открытии IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок в Санкт-Петербурге, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Событие изображенное Суриковым в его первой большой картине — «Утро стрелецкой казни», ознаменовало собою поворотный этап в новой русской истории.
В картине Суриков обратился к переломному моменту русской истории — эпохи начала правления Петра I. Стрелецкий бунт 1698 года, поддерживаемый царевной Софьей, был подавлен, а зачинщики и главари смуты казнены на Красной площади. На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» мы видим трагическую сцену казни московских стрельцов осенью 1698 года. «утро стрелецкой казни» — одно из наиболее известных творений русского художника Василия Сурикова. «утро стрелецкой казни» — первое большое полотно Сурикова на тему истории России.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое изжившее себя. «утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Василий Суриков "Утро стрелецкой казни", 1881 год, Холст, масло. Происхождение картины n Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в «Утре стрелецкой казни».
В картине Утро стрелецкой казни Суриков показал народные массы русских людей их переживания в момент раннего утра, устроенную Петром Первым в 1698 году. В Утре стрелецкой казни (1881, Третьяковская галерея) Суриков запечатлел эпилог той страшной исторической трагедии, которой началось царствование Петра Первого. «утро стрелецкой казни»— картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Немой свидетель прошлого, замечательный памятник древнерусского зодчества, так тесно связанный в сознании Сурикова с «Утром стрелецкой казни», существенно повлиял на художественное решение картины. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году.
За его спиной, возможно, стоял и Корб. В Свищове у меня родственники были. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны.
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.
Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена. Они прошли через ужасы пыток.
В результате получился образ человека с несгибаемой волей. И телеги ещё все рисовал. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание.
Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни». Москва ошеломила Сурикова. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
Особенно Василий Блаженный: всё он мне кровавым казался. На контрасте с холодными и светлыми водами Волги изображен Степан Разин со своими товарищами — все фигуры словно слеплены из глины темно-коричневых тонов. Я всё народ себе представлял, как он волнуется. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Утро стрелецкой казни была написана Суриковым в 1881 году. Повешенных целых пять месяцев не снимали. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Он полон сознания своей правоты. Штука ли. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного.
1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями. Она не в силах понять происходящего вокруг, как бы смотря прямо на зрителя и призывая его к сочувствию и гневному протесту. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет.
По Москве начались казни. Исход битвы предрешен. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Какая перспектива, как далеко ушел Петр. Начались аресты разбежавшихся стрельцов.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Солдаты Петра выбили их из столицы. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя.
Кровью кругом пахнет. Его интерес к этой теме был не случаен. Оттуда эта человеческая масса (совсем не безликая – там и стрельцы и солдаты и просто горожане) медленно сползает вниз, чтобы затем растечься во всю ширь там, где изображены главные герои полотна – приговоренные к смерти стрельцы и затем как бы сходит на нет в фигурах сидящих на земле двух старых женщин. И он не покорился приговору Петра. Художник еле-еле уговорил его позировать.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби., — говорил он о своих Стрельцах. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Из Красноярска целый день лошадьми ехать. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Проснешься и обрадуешься. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина».
И в этом определяется результат боя. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Пятерым стрельцам Петр I отрубил головы лично. Следствие и казни продолжались до 1707 года.
Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».
Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Но Смута добралась и туда. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. А во-вторых, его пронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями.
Это был кладбищенский могильщик. И он не покорился приговору Петра. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами.
О чем в этот последний момент думает человек, с кем прощается, кого винит в своей смерти. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Учился в петербургской Академии художеств. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Лица у стрельцов печальные. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона. Если ты окажешься невинным, то вина за твою кровь падет на меня» По окончании расправы его царскому величеству угодно было отобедать у генерала Гордона. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.
В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Иностранцы изображенные справа, пока спокойно наблюдают за происходящим, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача.
С 1895 г. был. Это я должен здесь лечь. » Другой, высокий пожилой чернобородый стрелец, в наброшенном на плечи красном кафтане, кажется, совсем не замечает окружающего: так глубоко он погружен в свои последние думы.
Остальные шли на эшафот, гордо подняв головы и с яростью взирая на молодого Петра. Учился в петербургской Академии художеств. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Какие рыбы были. Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя.
Однако самой Ольге суждено сыграть иную роль в жизни ее отца. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Лишь трое из них поняли ценность жизни и спокойствия их близких, а царь дал им это. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги там сойдутся линии позорной черной доски туда приведет линия лобного места и т. д. и т. д. Мастерство композиции Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Здесь он подписал указ, в котором приказывал стрелецким полковникам явиться в его распоряжение в сопровождении стрелецких выборных.
«Подобно шуму вод многих». А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. И масленичные гулянья и христославцы. Пятерым из них царь лично отрубил голову.
Его взгляд напряжен и грозен, словно он предчувствует свою страшную кончину. Кровью кругом пахнет. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы.
Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Композиция картины поделена на две части: на тех, кто за и против Морозовой. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами». – Красноярск: Горница, 1992.
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси. Он говорит: «Не хочу». Давид очень правильно показал два непересекающихся, совершенно трагически разделенных мира – мир действующих мужчин и мир страдающих женщин. За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью.
Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. «Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Кузьмой звали. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. И медведей полно.
Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Эта деталь придает немного безумный характер всей картине. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. В этой исторической картине художник проявил себя, как великолепный мастер крупно-массштабного композиционного решения.
Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. 2017В. И. СУРИКОВ. не показал самой казни.
«Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. «Мане – провокатор. Это стрелец в белой рубашке, отправляющийся на казнь и солдат в униформе, который поддерживает его за плечо. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ).
Случайность: на ловца и зверь бежит.
Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности.
Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Очевидно, в эти дни царь испытывал страшное напряжение, которое стремился по привычке снять вином и гульбой. Суриков сам рассказывал о том, с кого он писал рыжего или чернобородого стрельца и некоторых других персонажей. Репин выискал натуру для Сурикова.
Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Царь уверен в себе и спокоен. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Учился в петербургской Академии художеств. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
В основе произведения — столкновение на реке Иртыше. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Красная площадь. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Москва ошеломила Сурикова. Там на кобыле наказывали плетьми.
Надо отметить, что и современниками картина не была воспринята. Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом. А в 1824-м выступил с картиной Резня на Хиосе изображающей этническую чистку, когда греческое население острова Хиос во время греческой войны за независимость было депортировано и уничтожено.
Важное значение имеет и архитектурный фон картины. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. И по характеру ведь такой, как стрелец.
Последние явно не случайно расположены в соответствии со строгой геометрией. Он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Всего по Москве и ее окрестностям казнили более 000 человек, причём большинство – без следствия и суда.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Скорее восторг.
Восстание продолжалось несколько дней. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.
Художественная культура Красноярья. "УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ". Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Всё для телег, в которых стрельцов привезли.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ».
Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Есть жертвы и есть убийцы. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки.
Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Его царское величество прибыл туда в двуколке с неким Александром, общество которого доставляет ему наибольшее удовольствие и, проехав злополучную площадь, вступил на находящееся рядом с ней место, где тридцать осужденных искупили смертью преступление своего нечестивого умысла. Тяжело опустилась на землю старуха. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого). Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен. На лицах туземцев написана злоба и ненависть к врагу, в то же время многие изображены с нескрываемым ужасом от встречи с огнестрельным оружием.
Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки. Палачей дети любили. Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы.
Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Поддерживаемый офицерами-гвардейцами, он уходит в сторону виселиц. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.
В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Так сформировался его художественный вкус и мировоззрение. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. На этом человеческий поток иссякает, дальнейшего пути ему нет.
Последние минуты перед неотвратимой казнью. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице.
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Свечи горят не ярко на фоне дня. Ужас грядущей казни помутил сознание седого стрельца: его взгляд безумен, ои не видит припавших к нему детей не сознавая разжал он руку из которой солдат вырывает у него свечу. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал.
Суриков изобразил как место казни-Красную площадь. Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Четыре ярких огонька лежат ровно на одной наклонной линии, начинающейся от левого нижнего угла (в руке человека, сидящего к нам спиной), проходящей через пламя свеч рыжебородого и чернобородого стрельцов к стоящему вверху и кланяющемуся народу смертнику. Картина известного художника В. И. «Общество, народ, нация в этой картине кажутся разделенными. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». Двигателем становится народ.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь.
Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Он тут же приобрел ее.
Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Он родился в Красноярске, в казачьей семье. Художник вырос в суровой Сибири, богатой своеобразной красотой и уникальной историей. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен.
Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами.
«Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Окружение никогда ещё не видело царя таким суровым: он стал беспощаден, жесток, сам участвовал в допросах и пытках стрельцов, руководил массовыми публичными казнями мятежников, заставлял своих сподвижников собственноручно рубить головы. Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина». ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬЗа годы работы над полотном «Утро стрелецкой казни» в жизни Сурикова произошли огромные перемены.
Восставших взяли в плен. Осетры да стерляди в сажень. 17 июня, опередив стрельцов, А. И. Репнин занял Новоиерусалимский (Воскресенский) монастырь.
Нервы всё выдерживали. Начались массовые казни. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. свечу, в отчаянии низко опустила голову.
Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Есть еще один момент в «Утре стрелецкой казни» — она прекрасна особенной смертельной красотой.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Всё была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить.
И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Все персонажи картины находятся в высшем напряжении ожидания трагической развязки. Только глубокий драматизм всенародного горя. С11 октября до 21-го в Москве ежедневно казнили виновных в стрелецком бунте. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Истекают последние минуты их жизни.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Дознание шло девять лет. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». С него начались первые эскизы к картине.
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Символичны все архитектурные постройки. Наш взгляд без труда находит следующую подобную пару фигур – рыжебородого в красном колпаке и кланяющегося народу, причем они отнюдь не тождественны, только ритмически, а еще более эмоционально уравновешивают друг друга.
Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Так, стрелец с черной бородой написан с его дяди Степана Торгошина седовласый стрелец — это ссыльный, живший на поселении в Красноярске рыжебородый стрелец с орлиным взглядом — могилыщик Ваганьковского кладбища (по словам художника, Кузьма «был злым, непокорным типом»).
В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. События картины происходят в Москве на Красной площади. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Эта картина потрясающе проста. Весна 1881 года была запоздалой.
Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни.
С 1895 г. был. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. «Я написал много этюдов все лица характерные. Рубахи у них красные, порты широкие. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Три другие, менее заметные свечи, находящиеся на дальних планах композиции (слева под дугой, перед стоящим вверху стрельцом и сразу позади него), тоже расположены на одной линии, фактически делящей полотно пополам.
Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
Стрелецкое войско было уничтожено. Во-первых, это число «7». В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам.
Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. На картине изображена Красная площадь около Лобного места. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. После прочтения указа Петр лично пятерым зачинщикам отрубил головы, но сделал он это в Преображенском.
Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи.
Боялся я ночей. Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи.
Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Чтобы спокойствие во всём было. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен.
Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей.
Между тем бедственная толпа виновных наполнила описанное выше пространство и царь вернулся туда же, чтобы в его присутствии подверглись наказанию те, которые в его отсутствие задумали в святотатственном замысле столь великое нечестие. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Мане историй не рассказывает.
Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Навсегда он, десятилетний мальчик, запомнил жуткие сцены убийства своих родных, которых сбрасывали с кремлёвского крыльца на копья пьяной от вина и крови толпы стрельцов. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей. Оля была терпелива — умела позировать.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. В зеркальном отражении эти бутылки стоят не на том краю стола, на каком стоят на переднем плане. Очень важна архитектурная конструкция полотна. Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. С 1895 г. был.
Для него вся эта толпа – заклятые враги. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. На рождестве христославцы приходили. Он полон сознания своей правоты. Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни.
140 человек были биты кнутом и сосланы, 1965 человек разосланы по городам и монастырям. Срочно возвратившийся изза границы 25 августа 1698 года Пётр I возглавил новое следствие («великий розыск»). Об этом и повествует картина Василия Сурикова. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Кровью кругом пахнет.
Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность. Написал порядочное количество.
Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км). С 1895 г. был. Символична и свеча, которая упала в грязь – это душа, растоптанная Петром. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. 17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. Его убили на глазах напуганного до смерти Петра, которого бояре заставили наблюдать за казнями родственников.
Проснёшься и обрадуешься. Что соединяет эти две неравные части композиции. Ему были чужды жестокие мелодраматические эффекты – ручьи крови и посиневшие головы повешенных. Столкновение двух миров, страшную народную трагедию, – вот что стремился передать Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
Было повешено и обезглавлено далеко за тысячу человек. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. Символичны все архитектурные постройки. больше погружаешься в детали, сопереживаешь ее героям, остро понимая жестокость того времени. Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года. P. s.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют.
В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Быкони. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Он находится в центре полотна. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». И ужаса никакого не было.
Он полон сознания своей правоты. Насилу его уговорил. Кончил картину, которую писал несколько лет.
Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.
Солдаты Петра в униформе, которая кажется черной и стрельцы в белом противопоставлены как добро и зло. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев.
Источник был выбран удачно. Учился в петербургской Академии художеств. Торгошино было под горой. Пётр-то ведь тут между ними ходил.
Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Картина создана на основе глубокого понимания историко-бытовой обстановки и трогательной любви художника ко всем деталям. Выяснилась организаторская роль Софьи. Всё боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства.
Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял. Девочка в красном платочке, которая растерялась в толпе – это дочка самого художника, который ждал, пока она подрастет, чтобы написать образ. Посмотришь на картину. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку.
Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве.
Заостряются линии силуэта, углубляются морщины, выражение становится более напряженным, в запавших глазах загорается яростный блеск — и сквозь черты могильщика все явственнее проступает облик неукротимого и страстного московского бунтаря. Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей.
Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков.
Какая перспектива, как далеко ушел Петр. – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. «Гойя действительно изображает момент начала атаки – тот первый удар навахой, который начал войну. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства.
Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Народ стал главным действующим лицом.
Он даже нарисовал эскизы. Учился в петербургской Академии художеств. Это был взгляд несколько сверху.
Но он остро почувствовал и — первым среди русских художников — раскрыл в своей картине органическую, нерасторжимую связь русского характера с национальным народным искусством. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Сам художник указывал, что значительную роль в колористическом замысле сыграл однажды замеченный им эффект сочетания дневного света с горящей свечой, бросающей рефлексы на белое полотно. Работа была временно отложена для осуществления нового художественного замысла – «МеншиковаМеншиков в Березове. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм.
В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки. – Эшафот недалеко от училища был. Как это случилось. Тяжело опустилась на землю старуха. Восставшие (2200 человек) намеревались возвести на престол царевну Софью или, в случае её отказа, В. В. Голицына, находившегося в ссылке. Правительство направило против стрельцов Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский полки (ок.
Штука ли. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. «Пишу татар. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров.
У стен храма совершается движение истории. В. И. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Человек на переднем плане – это его конечное бытие.
А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Лишь множество красных деталей одежды, а также багровый силуэт Покровского собора, возвышающегося над осужденными стрельцами и их семьями, напоминает зрителю о том, как много крови пролилось в то трагическое утро. В «Утре стрелецкой казни» (а затем и в картине «Боярыня Морозова») Суриков отлично использовал краски и формы народного творчества Древней Руси. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный. Пётр сам рубил головы стрельцам и заставлял то же делать своих приближённых и придворных. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Боялся я ночей.
До пятидесятых годов девятнадцатого столетия всё было полно: реки – рыбой, леса – дичью, земля – золотом. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. помещает и точку схода.
Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». В 1632 году общая численность стрельцов составляла 33 775 человек, а к началу 1680х годов увеличилась до 55 тысяч. В последние десятилетия XVII века московские стрельцы стали активными участниками политических процессов, протекавших в стране и не раз с оружием в руках противостояли действиям правительства (восстание 1682 года, бунт 1698 года). Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься-ка, царь, – здесь моё место». На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя.
Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Сегодня она уже в раме и окончательно поставлена. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Он назвал картины такого рода хоровыми. В Москве казни начались 10 октября 1698 года. Всего было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно неабсолютнолетние).
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. Один стрелец выделяется из толпы. Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Всюду, где только мог, собирал данные о костюмах, работал в кремлевской Оружейной палате и Московском Историческом музее.
С 1895 г. был. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Именно они, бубновалетовцы, смогли привлечь внимание молодого поколения к работам Сурикова, говоря о нем в первую очередь как о талантливом колористе, который создавал свои картины от цветовых впечатлений (в этом контексте особенно любят вспоминать историю с крылом черной вороны на снегу, которая вдохновила Сурикова на создание Боярыни Морозовой). Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови.
Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. Еще один момент – это проникновенность Сурикова историей Руси, причем довольно трагическими ее моментами. С 1895 г. был. Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность.
Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. трагического впечатления.
В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. «Пейзаж абсолютно меняет оптику. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Это я должен здесь лечь».
Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. Одним на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы (109-ти стрельцам отрубили головы в Преображенском), большинство же вешали. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Злой, непокорный тип. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. «Казалось бы, странно, что художник превращает в символ французской оккупации мусульманских бойцов. Старик держит три меча. В Москве очень меня соборы поразили. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Учился в петербургской Академии художеств.
Художник с головой ушел в работу над картиной «Утро стрелецкой казни». Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. Царь Петр был не так жесток и фанатичен, как его написал Суриков. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи.
Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Софью постригли в монахини. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Однако муха продолжала сидеть.
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Он полон сознания своей правоты. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Как ты можешь увидеть свободу. Важно, что фигура царя расположена на втором плане.
Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Весна 1881 года была запоздалой. К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич.
В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы. Боялся я ночей. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Не было ни одной площади в Москве, где не стояли бы эшафоты и виселицы с повешенными стрельцами.
Могучая картина. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Московским стрельцам было в это время тяжко.
При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы.
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Его нисколько не волнуют ни яркие пятна рубах смертников, ни сами трагические события, происходящие на площади. В них Суриков видел выражение народности.
Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Это команда. А что за горой – никто не знал. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Их оружие примитивно — это в основном луки и стрелы. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. А ведь это укрепляло. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова.
Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Художник начал работу над ним в 1878 году. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Зажженные свечи в руках стрельцов, одетых в белые рубахи, по замыслу Сурикова должны были создать то особенное, тревожное ощущение, которым отмечена торжественность последних минут. – Страна была неведомая.
Кидаешься ты на врагов аки лев, — писал о Морозовой протопоп Аввакум. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Досталось и приближённым царевны Софьи.
Физическое уничтожение началась почти сразу. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Но и те и другие готовы биться до последнего. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Познакомились они еще в Петербурге в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте, куда приходили слушать органную музыку. Портрет Е. А. Суриковой, жены художника«Все о ней говорили как об ангеле», вспоминала её дочь Ольга Кончаловская. Пока молодой Петр, уже заточивший сестру Софью в монастырь, но не усмиривший ее бунтарский дух, был с великим посольством в Европе, то его войска, которые участвовали в Азовских походах, разделились надвое. А я ведь это всё – и кровь и казни в себе переживал. Этюд я с него писал.
Всего же на картане три правильных креста. Раннее утро. Проснешься и обрадуешься. Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт.
Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. У меня с тех пор прямо культ предков остался. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Взгляд злой, с ненавистью.
В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь и их близких. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Но модус изображения был общепринятым.
Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка.
На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Хмурое небо нависает над Красной площадью. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
18 июня в 40 верстах к западу от Москвы восставшие были разбиты. КАЗНИ СТРЕЛЬЦОВ22 и 28 июня по приказу Шеина были повешены 56 «пущих заводчиков» бунта, 2 июля — ещё 74 «беглеца» в Москву. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Даже пестрые купола храма Василия Блаженного контрастируют с лаконичными белокаменными башнями Кремля. Но сила других уже сломлена. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
Взгляд его обращен в сторону царя. Полотно насыщенно яркими нарядами, костюмами стрельцов и башнями Кремля. Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Соловьев. В душе царя разгоралась ярость.
Третий образуется пересечением линии воли и противостояния (от глаз царя к глазам рыжебородого стрельца) и той, что идет от погасшей свечи к тихому огоньку на дальнем плане, ниже лица стоящего стрельца. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. /Сборник статей под редакцией Г. Ф.