После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). «посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. Презентацию по картине В. И. Сурикова Посещение царевной женского монастыря можно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ИЗО, а также во внеклассной работе. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год).
Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Предвкушает глава монастыря богатые поступления в казну заведения, приданого царевны. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. На данном полотне Суриков изобразил не индивидуальный случай, подобный борьбе боярыни Морозовой, когда русская женщина решила восстать против господствующих представлений и пыталась порвать с установленными для нее правилами жизни.
В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Благодаря одной маленькой искорки, зажженной от милого и наивного лица девушки, мне картина показала пример того, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, чтобы самой распоряжаться своей жизнью. Обступили царевну монастырские насельницы. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова.
Сурова боярыня-нянька за спиной царевны. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Внимательно следит она за строгим соблюдением всех мелочей церемонии. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери.
Тема картины – трагическая судьба русских царевен. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Главная роль в композиции отведена именно ей.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все». Возможно, многие годы она знала, какая участь ей уготована и долго собиралась приехать, чтобы посмотреть на то место, которое будет ей и домом и тюрьмой.
Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».
В то время Спиридонову было 82 года. Тяжелым золотом сверкают оклады монастырских образов. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
Эта работа стала последним значительным произведением Суриков. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Суриков. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Сияют златом монастырские оклады. Бледна царевна. Вместе с тем ей присуще все обаяние юности.
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Оставался один путь – в монастырь. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году.
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого.
Оставался один путь – в монастырь. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе.
На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. В. Суриков.
Все кажется как во сне. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Главная роль в композиции отведена царевне. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков.
Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда.