Это народное представление о красоте и осуществил Суриков в портрете Рачковской. Чтобы понять особенности суриковоких портретов, нужно сравнить их с произведениями других художников-портретистов его времени. В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество.
«как в былине поется» — вот это и может служить ключом к истолкованию тех задач, которые ставил себе Суриков, создавая портрет «Сибирской красавицы». Из «хрустально-чистого родника» народного искусства Суриков черпал уверенность в своей правоте и тогда, когда, закончив «Взятие снежного городка», начал работать над портретом «Сибирской красавицы» и другими женскими портретами, написанными им во время пребывания в Красноярске. Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил.
Таким образом себя, как натуру художник частенько ставил на первое место, не желая отвлекать родственников для нелегкого а порой длительного и утомительного позирования и тем более, портрет Суриков мог писать в любое задуманное им время. Кроме того, Суриков был потрясающим портретистом. Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл.
Вся суть писания портретов это было не главным для Сурикова, можно так сказать он даже не любил выставлять портреты на публику, главная цель художника Сурикова это исторические произведения, где в мощной силе красок он раскрывает себя как уникального мастера и общество высоко оценивает его труды. В сибирских портретах чувствуется тот опыт, который приобрел Суриков изучая натуру, народные типы, лица сибирских женщин во время работы над «бытовой» картиной. Великий живописный дар Сурикова и его пытливая ищущая мысль придают этим портретам острое своеобразие.
Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – П. Ф. Сурикова (мать художника, 1887).
Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. И такой прием тоже приносит свои результаты.
Это был его родной дед. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Однако противникам его удалось взять верх. Умирает его жена. Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры.
Полотно «Меншиков в Березове» приобрел Павел Третьяков — так у Сурикова появились деньги для поездки в Европу. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. Он знаменит также своими портретами. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума.
Его работы видели сотрудники. Како крестишься и како молитву творишь. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка. Он всегда очень много работал, хотя был в жизни художника период, когда он полностью отошел от живописи. В. Суриков.
После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. И невозможно себе представить, чтобы было дальше, если бы не дочери – они его окружили такой любовью и заботой, что сердце его оттаяло. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Когда передвижнический этап начинается – условно говоря, в 1860-е годы – историческая картина не в чести. Перед нами не просто женский портрет, а как бы историческое обобщение.
Рассматривая портрет Шишкина, написанный Крамским или портрет великого композитора Римского-Корсакова, написанный Репиным или поразительный по силе психологического проникновения портрет князя Юсупова, созданный Серовым, мы не только познаем судьбу и характер изображенных людей, но и как бы проникаем в ту эпоху, когда они жили. Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Люди определенным образом одеты – вот и весь историзм. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи.
История – это то, что происходит не с нами и нам в нее хода нет. На этот раз его попытка завершилась успешно. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Выделяются они и своим душевным состоянием.
Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, познакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.
Дед— Василий Иванович Суриков (умер в 1854 году), двоюродный брат деда— Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского Казачьего полка. Дочь знатного боярина, она семнадцати лет была выдана замуж за Морозова, человека, близкого к царскому двору и сама была в чести у царицы. Так же смелы и суриковские стрельцы.
После этой работы о Сурикове заговорили как о живописце-историке. Москва, XVII век. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил.
Пленный перс тоскует напротив атамана. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Сам Суриков не считал себя портретистом. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра.
А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине Утро стрелецкой казни. Она тоже была родом из казачьей станицы. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. В его наследии портретам принадлежит сравнительно скромное место. Однако живопись – это вид искусства, который требует многократного преувеличения. Первое большое историческое полотно Сурикова. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями.
Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую. А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. За несколько лет, что он предавалcя горю, он написал лишь одну картину – Исцеление слепорожденного.
Это известная с семнадцатого века семья. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Затем были работы – Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин. Позже Суриков написал картину «Меншиков в Березове». В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Еще одно большое историческое полотно. И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего.
Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). За годы обучения Суриков получил несколько денежных премий и четыре серебряные медали. Правда исторической панорамы становится откровением. Но обстоятельства оказались сильнее его. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. Это случилось после смерти любимой жены. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище.
Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Окончательно его подняли на щит художники из группы «Бубновый валет».
Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Рассматривая портрет Рачковской, вдумываясь в его особенности, невольно задаешь себе вопрос: да портрет ли это в том смысле, как это понималось со времен Ренессанса. Крещён 13 января во Всех-Святской церкви. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка».
Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве. Низкая бревенчатая изба. Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах.
Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. То же самое у Серова. Картина Степан Разин раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Вглядываясь в портрет «Сибирской красавицы», мы забываем, что перед нами «отдельная личность».
Тогда все сбивалось в кучу. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. В исторической картине очень силен тот романтический флер, на который передвижники смотреть не могут: пространства роковые, с шумом, с движением, сплошной «Последний день Помпеи».
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений — «Боярыня Морозова». В 1884 – 1887 гг. Просто над ними есть история – то, что нельзя изменить. Гаршин писал про ту же «Боярыню Морозову», что она была еще худшим насильником, чем ее палачи и нечего ее так поэтизировать. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества передвижников. Суриков подхватил эту мысль.
И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год.
Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века. По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).
В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. На слове «отдельной» следовало бы сделать ударение.
Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. У передвижников такое было совершенно не принято: сначала – что, потом – как. Художник Михаил Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова». Взгляд ее выражает величавое спокойствие и вместе с тем какую-то затаенную грусть.
Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. В итоге прототипом боярыни Морозовой стала Авдотья Торгошина — тетка художника. Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал.
дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург).
Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». А вот горестно задумалась старуха в узорном платке. Перепелкина. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества. Каждый из этих художников по-своему ставил и по-своему решал задачи портрета.
Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Городок – старинная народная игра. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
В то время Спиридонову было 82 года. Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Был он силы непомерной. Он часто покупал картины мастера.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Однако поступить в Академию Суриков не смог. У них было чуть более радикальное, чем следовало, представление, что все суриковские исторические сюжеты – это вещь случайная, что он был чистый художник и просто хотел заполнять холст. Именно в тот тяжелый для художника период появилось полотно «Взятие снежного городка». Приготовления к казни закончены. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза.
Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи». Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000).
Портрет Сурикова — это столетия назад и сегодняшний день». В то время Спиридонову было 82 года. – допрашивали ее увещатели. Всерьез озабочен атаман и его настроение тоже сумел передать художник. Да, для Сурикова это была не простая задача писать портрет и конечно трудно было угнаться за великим Репиным, который в написании портретов заметно преуспел. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Суриков действительно говорил: я иду от холста, от него только все и возникает.
И получилось именно то, что он хотел. Работа была завершена в 1881 году. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). Работа продолжалась около двух лет. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви.
Тяжкую думу думает атаман. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Если вы посмотрите на картину того же Репина «Царевна Софья», то увидите экспликацию: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Шелковый платок окутывает ее голову и плечи. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Биография Сурикова и будет представлена ниже. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. В середине декабря 1868 года Суриков отправился из Красноярска в Петербург. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Она умерла так внезапно, что эта смерть стала для живописца страшным ударом.
А возле ямы страж ходит. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств.
В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Стрельцы погружены в себя, будто окаменели. Поборники старой церкви – раскольники, старообрядцы, как их называли, считали величайшим грехом креститься по-новому – тремя перстами – и признавали только двуеперстный крест.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). На «Утре стрелецкой казни» справа, перед прорывом в глубину (куда мы тоже не можем войти, так как там страшный взгляд Петра), преображенец ведет так называемого поникшего стрельца. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. Конечно, потому, что дочь Сурикова была женой «бубнового валета» Кончаловского, но дело не только в этом.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова.
Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. И защитники и нападающие бросались в погоню за победителем и с криком стаскивали его с коня, валяли, мыли в снегу. Правда исторической панорамы становится откровением. Вот боярыня и просит его:Миленький.
Раскольников стали преследовать. Иногда персонаж находился случайно. Известно, что художник происходил из казачьего рода. Он врежется в толпу, причем прямо сейчас. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни.
Страсти разгорались. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Меншиков сидит у стола. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат.
Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.
И в эпоху передвижников историческая картина первое время представлена довольно скромно. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет.
Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Был такой художник Вячеслав Шварц, он писал абсолютно прелестные картинки: русская история в духе малых голландцев, сцены в царских палатах, с кошкой, все милое и немножко бидермейеровское.
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Обращаясь от произведений Ге, Крамского, Репина и Серова к «Сибирской красавице», к «Горожанке», к любому из портретов, написанных Суриковым, мы не можем не оценить тонкого замечания, сделанного советским художником Б. В. Иогансоном: «Портреты Репина — это эпоха, даже эпоха, разделенная на десятилетия. 6 марта 1916 года великого русского художника не стало.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич. — Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Прасковья Фёдоровна трудилась от зари до зари, прислуги в доме не держала, для себя и квартирантов всё делала сама, редкие свободные минуты посвящала рукоделию. Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Он давал ему копировать работы старых мастеров.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). Все получалось не то, не так.
У молодой боярыни-вдовы Феодосии Морозовой было всё, что только можно пожелать: высокое положение, богатство, сотни крепостных. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Но если мы этого не знаем, мы видим жуткую толстенную тетку с искаженным лицом. Церковь раскололась. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба.
Он ехал с обозом Кузнецова, вот таким образом дорога заняла два месяца. Обычно в портрете дается изображение, употребляя слова Сурикова, «отдельной личности». Живописная картина – это вещь одномоментная.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым. Здесь, так же как и в «Сибирской красавице», задачей Сурикова было не раскрытие личной судьбы изображенной им «горожанки», а создание собирательного образа простой русской женщины.
На XV Передвижной выставке работа Сурикова вызвала неоднозначные оценки. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое, жуткое прошлое России и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого.
Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. О Сурикове хочется сказать: он вдохновенно-косноязычен. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом.
В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. В своих преобразованиях Петр опирался на людей, которых оценивал только по деловым качествам, а не по именитости рода. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Но неясны пути крестьянской революции. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Слева на картине бегущий мальчик, но куда он бежит. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Оттаяло хотя бы для того, чтобы начать писать.
Он перестал писать. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя». Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова. Все это обливалось водой. Критики этой генерации считали его своего рода визионером. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года.
В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Солдатам, кажется, нет конца. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910). Опять перспектива закрыта.
Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Но его преследовали сердечные расстройства. В углу иконы, зажженные лампады. Люди чуть младше Сурикова, следующее поколение, стали относиться к нему иначе.
Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник.
Представители поколения «Бубнового валета» – критики Сергей Глаголь, Яков Тепин – придумали концепцию: Суриков – это человек шестнадцатого века, нечаянно занесенный в века девятнадцатый и двадцатый. Кидаешься ты на врагов, как лев». Особенно это красиво в «Боярыне Морозовой». Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь).
Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. В его творчестве – повелительная убежденность галлюцината.
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». В реалистической системе живописи историческое может явить себя исключительно пассивно. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. История им кажется чем-то отвлеченным, она связана с академической традицией. В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Потом ещё были работы, которые прославили имя художника. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе.
Однако они продолжали превозносить своего атамана. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем.
Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. В этом городе родился будущий художник. И это передано как бы перспективной ошибкой. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.
Суриков родился 12 (24)января1848 года в Красноярске, он принадлежал к роду казаков, которые пришли в Сибирь с Дона с Ермаком ещё в 16 веке. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. Картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» обсуждали так: мог Петр допрашивать царевича именно так или не мог. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой. Художественный критик Владимир Стасов расчувствовался перед полотном.
Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву.