Картина Сурикова Покорение Сибири Ермаком – один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Одним из лучших, значительнейших произведений Сурикова является грандиозное историческое полотно «Покорение Сибири Ермаком», которое он писал в течение четырех лет, много путешествуя по местам, связанных с тематикой картины. Русская наука особенно много сделала для изучения Сибири как раз в те годы, когда Суриков работал над «Покорением Сибири». В картине Покорение Сибири Ермаком Суриков стремился показать непоколебимый характер казаков в битве с татарами под руководством хана Кучума. Суриков оставил своеобразный путевой дневник — альбомы художника, черновые холсты и рисунки, первоначальные композиционные эскизы к картине «Покорение Сибири», сделанные им в результате путешествий в Сибирь и на Дон.
Сразу после окончания «Взятия снежного городка» Суриков начал работу над грандиозным полотном «Покорение Сибири Ермаком» (Приложение 8. ). Предприимчивая издательница журнала «Север» Ремезова приобрела право на литографское воспроизведение картины «Покорение Сибири» и уже в декабре 1895 года подписчики получили цветную литографию с новой работы Сурикова. Эти слова Сурикова помогают правильно понять суть всего происходящего на огромном полотне, первоначально названном художником «Ермаком» и уже впоследствии получившем название «Покорение Сибири Ермаком». Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения.
Суриков В. – Покорение Сибири Ермаком. В ранних эскизах к картине «Покорение Сибири» красочная гамма еще очень далека от того сумрачного, так хорошо выражающего существо замысла, колорита, которым мы восхищаемся, рассматривая полотно, висящее в суриковском зале Русского музея. Современные Сурикову живописцы, писавшие батальные и исторические картины, в том числе и такие крупные мастера, как Верещагин, совершенно по-другому строили композицию, чем Суриков в «Покорении Сибири».
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Сузунский медеплавильный завод гг. Поначалу царь был против этого похода, о чем написал Строгановым гневное письмо с требованием вернуть Ермака для охраны Пермских земель.
Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков. 14 1744 г. Основан г. Барнаул, вначале как завод, а с 1771 г. город. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке».
И вновь гениальным чутьем угадал художник самую суть событий далекой старины. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Угроза с Востока от татаро-монголов была постоянной. И Суриков очень тонко живописными средствами показал это. В картине «Не ждали» Репин почти чеховскими приемами воссоздает психологическую атмосферу дома и семьи, когда нежданно-негаданно в комнату входит возвратившийся из далекой ссылки муж и отец.
Понял и я ее и тоже вначале молчал. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины8 (размерами 10359 см9). Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска.
охраняя их владения от набегов сибирских татар. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Мерцают отсветы выстрелов, облачка дыма от них. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Длительные поездки необычайно обогащали опыт художника.
Таким образом, поход Ермака был вызван действиями этого азиатского агресора и, по существу, носил оборонительный характер. После чего Ерамк не стал преследовать потрёпанного и продолжившего путь на Верзнекамье Алея, а пошё1л дальше на Сибирь, видимо, зная, что она осталась почти без прикрытия и представляла собой лакомую добычу. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»1. Суриков увидел его в Оружейной палате. Сел я на него, а она, завернувшись в теплую шаль, провожала меня на пристань.
В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Строгановы решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Написал порядочное количество.
«Пустите, говорю, обогреться да хоть чайку согреть». — «А вы кто. » — «Суриков, говорю, художник». Лист подклеен с трех сторон. Композиция вытянута по диагонали.
Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Живу за тысячи верст от центров, от жизни». Затем, одержав ряд других побед, Ермак "бил челом" московскому царю Ивану Грозному, прося его принять сибирскую землю под свою "высокую руку". Посланник Ермака Иван Кольцо был обласкан царем, а Ермак получил прощение за свои прошлые дела и был одарен богатыми подарками. Две стихии встречаются – так определил суть картины сам автор. Летом 1891 года в Туруханском краю он рисовал этюды с эвенков и остяков.
Двигаяс в Сибирь, Уральские горы Ермак перевалил исключительно водным путём. По преданию, Ермак погиб (в 1584 или 1585 году), когда он, возвращаясь из военной разведки, заночевал на одном из островов Иртыша. Ермак в 1582 отправил послов к царю во главе с доверенным лицом (И. Увы, ничего хорошего это не принесло. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины2. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме»2. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме.
Отъехали далеко-далеко, а она, чуть видно, все стоит и стоит одна на пристани». Ермака еще не загораживает от зрителя группа казаков. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Пароход отошел, утро серое, холодное, сибирское. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»).
Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. 13 1726 г. В Колывани на Алтае Акинфием Демидовым основан первый медеплавильный завод при р. Локтевке г. 20 декабря восстановлен Сибирский приказ, находящийся в «дирекции» генерала П. И. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. На обороте первого известного наброска к картине надпись рукой художника «За Волгой на Каме».
Я, говорит, ничего не слышу и ничего не вижу. Вместе с тем зритель чувствует их уверенность в победе. Татары оказывали яростное сопротивление. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Репин совмещал в своем творчестве психологическую остроту с неподражаемым умением передавать и внешнюю, вещественную, материальную сторону действительности, эпический размах с тонким лирическим переживанием.
Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Снова перед нами излюбленные Суриковым типы и характеры. Написал порядочное количество. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. Хотя за четверть века до того сибирский царь Едигер заявил о своей готовности перейти в подданство московскому царю Ивану Грозному, но после переворота, абсолютного ханом Кучумом, дело пошло по-старому.
Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. На Сузунском заводе выпущено монеты, а в 1768 г г. Упразднена Сибирская митрополия, последний митрополит Павел II Конюшкевич отозван в Москву г. Издана «Сибирская история» Фишера (на немецком языке). Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака». 20 1804 г. 28 февраля Тобольская губерния разделена на две Тобольскую и Томскую (из восьми округов) г. На Сузунском заводе изготовлена первая в мире паровая турбина изобретенная сибирским механиком Поликарпом Залесовым г. Устанавливается первая железная дорога в Сибири для перевоза руды в Змеиногорском руднике, на протяжении 2-х верст г. Начал издаваться «Сибирский вестник» Г. Спасского, выходил по 1824 г г. 28 июля в Петербурге учрежден Сибирский комитет, под предводительством М. М. Стучусь к ней.
Миллера: «Описание Сибирского царства» г. Из первого сибирского серебра изготовлена рака Александра Невского весом 86 пудов 36 футов. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины (размерами 10359 см).
В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков3, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. (Первая в России дорога была устроены также в Алтайском горном округе) г. 7 ноября по Указу Екатерины II учрежден Сузунский медеплавильный завод и монетный двор при нем.
Все выдержано в золотисто-коричневой гамме, но картина Сурикова «Покорение Ермаком Сибири» сумрачна и тяжела. Правда, покорение Сибири как таковое еще не состоялось и с Кучумом не удалось разделаться окончательно, однако, учитывая, что он был стал и сильно «болел глазами», а также то, чтомалочисленный казачий отряд не шел ни в какое сравнение со стрелецким войком, которое могло быть отправлено ему в подмогу, Иван Грозный располагал поводами для оптимизма. Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске.
И Ермак, опасаясь преследований, ушёл на Каму. Тут он поступеил на службу к Строгановым. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов отмечает: «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар»2). Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. Кольцо). Удивленные татары похоронили Ермака на почетном месте (в современности это деревня Баишево), но за оградой кладбища – он не был мусульманином.
«Покорение Сибири Ермаком» (картина) не блистает яркими красками, но переливается изумляющей игрой оттенков и письма. Движения казаков неторопливы, не чувствуется никакой суеты, спешки. Нашел тип для Ермака». Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. В действие вступил в 1766 г г. 19 октября издан указ о наименовании Сибири «Сибирским царством» и об учреждении в нем другой губернии Иркутской, переименованной из провинции того же имени. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика1.
В 1583 году Ермак покорял татарские селения в бассейнах Оби, Иртыша. Первая Камчатская экспедиция, посланная под начальством В. Беринга с целью искать «где Азия сошлась с Америкой» г. Более 250 золотых изделий из Сибири было передано в Кунсткамеру, составившие основу знаменитой Петровской коллекции.
Выплыть в тяжелых доспехах было невозможно даже такому силачу – раненый утонул. И пока Алеё жёг Соликамск, Ермак покопял Сибирь. Сибирский тракт Акинфий Демидов 1735 г. Начало строительства Сибирского тракта. Казаки передвигались по реке Чусовой до Уральских гор. Этюды для этой своей картины Суриков писал на реке Оби.
Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»6. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе— на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины. Бросилась она топить печь, мед, хлеб поставила, а сама и говорить не может от волнения. (2 февраля 1764 г. было определено место для строительства). Характерно, что знамя «Спаса», под которым стоит Ермак имеет славную и многовековую историю. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. «Боярыня, говорит, Морозова.
В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. В центре казачьей массы— сам Ермак изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Ягужинского г. По Сибири путешествовал академик Петербургской Академии наук Иоган Георг Гмелин, автор первой «флоры Сибири» (1-4 т. ), описана территория Новосибирской области г. Одна за другой в Сибири основаны одиннадцать метеослужб (метеостанций). Собственно, поступление на службу было двовльно своеобразным.
Деревушка — несколько изб. Холодно, сыро. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде2. Замечательный сдержанный колорит выбрал Суриков.
Давит серое небо на уже бегущих всадников. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Ульянов (Ленин) г. 31 мая – закладка сибирской железной дороги г. В Томскую губернию назначен первый агроном В. Г. На картине изображена кульминация битвы – обстрел из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. отрядом.
В 1892 году он выезжал на Дон— собирать типажи для образов казаков, в том же году жил в Минусинском краю на золотых приисках И. П. Кузнецова (на территории современной Хакасии), откуда сообщал: «Пишу татар. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Финальная битва армии Ермака с многочисленной ордой татарского хана Кучума – сюжет картины. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева, сделана зарисовка большой казачьей лодки, потом попавшей в картину2.
Как всплеснет она руками. Самое печальное, то что казаки сибирские времён Ермака и казаки сибирские времён Колчака и брата-атамана Бориса Владимировича Анненкова да есаула Красильникова- это два больших отличия. Наследники Ермаковы может где-то и остались по Сибири, только Сибирское казачье войско к 1913 году- это наследники верховых донских станиц- гультяи медведицкие да хопёрские, часть уральских казаков, оренбуржские казаки, даже кубаноиды, пленные поляки, да ненавистное лапотное мужичьё, переведённое в казачье сословие при Николае 1. А собственно правнуки ермаковских казаков были переведены в мещанское сословие во второй половине 19 века. И ещё- белоленточному:Кучум угрожал в основном землям Строгановых, также как в своё время индейцы угрожали белым переселенцам на Диком Западе. Аналогии не просто, а прямо уместны. А картину данную смотрел в январе во время отпуска в Третьяковке. При всей своей ненависти к очередям выстоял 3 января очередь- хотя там на Лаврушинском- спасибо правительству Москвы- и костюмированное действо в а ля рус, весело и задорно, очередь прошла незаметно, тем паче перед нами стоял актёр Георгий Мартынюк с семьёй (который майор Знаменский из ЗнаТоКов) и смог в живую увидеть картину. Поразила небольшим размером. «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников.
Из толстых длинных стволов старинных казацких ружей вылетает пороховой дым и пламя. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика. Он сделан на бумаге карандашом и акварелью. Композиционно картина только кажется поделенной рекой на две части. Весной они сплавились по реке Тагил.
Тут же, рядом с Ермаком, стоит его помощник — есаул Кольцо. М. М. Темен суровый пейзаж Сибири осенним днем. Все явлено зрителю живо, выпукло и достоверно.
Казаки, видимо, его не ожидали. В этом эскизе, художник уделяет много внимания композиции.
Знамена едва намечены. Он по нескольку раз меняет соотношение людских масс, компонует толпу. Как справедливо указывает В. Кеменов, «осеняя дружину Ермака этим знаменем, Суриков тем самым как бы передает ей эстафету многовековой борьбы русского народа против татар, одним из последних грозных оплотов которых было сибирское ханство Кучума». Великий историк Карамзин назвал этот отряд «малочисленной шайкой бродяг».
Сперанского для управления сибирскими делами. Нет, Суриков средствами живописи хотел передать не эпизод, не случай, а глубокий смысл того знаменательного события в истории России и всего мира, когда в результате столкновения «двух стихий» была завоевана и присоединена к России огромная и в то время географически загадочная страна Сибирь.
Перед ним раскрывалась жизнь, нравы, характеры, судьбы людей, Во время длинного пути в Сибирь Суриков встречал не только «натуру», прототипов будущих полотен, но и тех людей, для которых он писал. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра. Во второй половине 1581 Ермак сформировал отряд в 540 воинов.
К заводам приписано ревизских душ. В Минусинском крае написан и один из самых удачных этюдов к картине— «На реке» с изображением стрелка, стоящего в воде. «Вот, говорят, учительница ссыльная живет, у нее, может, найдете». Греческую красоту можно и в остяке найти. Уже к августу он определился с размерами полотна, в письме к брату указав их как «8 аршин и 4», то есть примерно 5, 62, 8 метра2.
О них Суриков не забывал никогда. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. На вершине перевала казаки построили Кокуй-город и перезимовали там. Спать не пришлось: проговорили мы до утра. Река Чусовавя, приток Камы – единственная на Урале, пересекающая Уральский хребет.
Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. Познавательное значение «Покорения Сибири» не исчерпывалось оригинальностью замысла, новизной материала и изобразительных средств. Он объявил себя вассалом и обязался вносить дань. 12 гг. Баженов г. Издан указ о поземельном устройстве четырех сибирских губерний: Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской г. В Кургане появились представители первой иностранной фирмы «Пализен и К», занявшейся скупкой и экспортом масла.
Георгию на казачьей хоругви. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. Члены русского географического общества 1847 г. 8 декабря сгорел Сузунский монетный двор и больше не восстанавливался г. Вновь учрежден Сибирский комитет для единства в управлении Сибирью г. Повелено прекратить ссылку в Сибирь евреев, вследствии непомерного увеличения в ней числа их г. 1 января в Сибири вышла первая частная газета «Амур» г. 3 марта отменено крепостное право г. В Сибирь проведена первая телеграфная линия: Екатеринбург- Омск. В репинских «Запорожцах» звучит гоголевский смех.
Сперанский 1822 г. Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Западносибирское и Восточно-сибирское с административными центрами в Тобольске (с 1839 г. г. Омск) и Иркутске г. Издан Указ о бритье половины головы препровождаемым в Сибирь, через сибирские этапы, ссыльным арестантам и об обязанности этапных команд подстригать арестантам волосы, когда оные подрастут г. О дозволении ссыльным женщинам вступать в брак и с свободными людьми г. В Барнауле открыт первый в Сибири краеведческий музей. (Рака гробница, ковчег с мощами св. Память об Ермаке сохранилась во многих народных песнях и преданиях. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак.
Другие ранние пейзажные этюды для полотна Суриков писал на Оби, а также в Тобольске3. Их экономика, материальная культура, грамматические формы языка — все было иным. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника. Чердынский воевода Василий Пелепелицын, узнав об этом и посчитав, что именно Строгановы оставили без защиты Верхнекамье перед лицом надигающейся опасности, написал об этом ябеду Ивану Грозному. Каждая новая картина Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) воспринималась русской интеллигенцией, всеми передовыми и прогрессивными людьми как огромное событие в истории русской и мировой культуры, как победа реалистического искусства.
В следующем, 1892 году, Суриков писал этюды в Тобольске и Красноярске. Татарские лучники оказали упорное сопротивление. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Поход за Урал был совершен под предводительством Федора Курбского, Петра Ушатого и Василия Заболоцкого-Бражника г. Повеление царя Ивана IV «Землю измерить и чертеж государства сделать», Карта мира Фра-Мауро результатом которого было составление «Большого чертежа» в последней четверти XVI века г. По свидетельству Карамзина, царь Иван Грозный в этом году именуется повелителем Сибири г. Сибирский хан Едигер решил обратиться за поддержкой в борьбе против одного из потомков Чингис-Хана к русскому царю Ивану IV.
В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение3. Вот как выглядел первоначально пустынный берег. Ползуновым (гг. ) первой в России паровой машины, приспособленной им для заводского действия. На Тагильском перевале бойцы сами прорубали дорогу топором. Особенно напряженным и богатым по собранному материалу оказался 1893 год. Вслед за казаками был послан князь Болховский с дружиной в триста воинов. В центре фигура Ермака, протянувшего вперед руку.
Работа велась на Оби и в Хакассии. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.
Вот таким образом людям пришлось нести струги по склону вверх. Цель посла была рассказать государю о полном разгроме хана. Утром подошел пароход. «Этюдный материал, собранный им за эти годы, громаден. Но невозможно не заметить единственную фигуру казака, которую автор картины «Покорение Сибири Ермаком» выделил красной киноварью. Так же "спаяны", сплочены между собой сподвижники Ермака.
Стучу в дощатую дверь. — «Войдите». Тяжело катит глинистые бурые воды река.
В восприятии первобытных племен, не имеющих представления об огнестрельном оружии, ни разу не слыхавших ружейного выстрела, каждый казацкий выстрел сотрясает мир, как удар грома, как не поддающееся пониманию разума сверхъестественное эсхатологическое (предвещающее конец мира) явление. Казнь стрельцов. » — «Да, говорю, казнил я стрельцов». — «Да как же это так и здесь. » — «Да так, говорю и тут как тут». Барнаул 1757 г. Узаконение о ссылке преступников по наказании кнутом, в Сибирь, не вырывая у них ноздрей и не ставя на лице знаков г. Узаконение об усмирении крестьян, оказавших непослушание, к размножению в Сибири хлебопашества г. Для обеспечения кабинетских заводов и рудников рабочими проведен первый в Сибири рекрутский набор по одному рекруту на 150 ревизских душ (трудоспособных мужчин). У историков вызывает сомнения, что поход организовывался с одобрения центральных властей. Ермак – казачий атаман, успешно начавший по приказу Ивана Грозного войну с ханом Кучумом.
Прекрасен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины. Это совсем другой характер и темперамент. «Где, спрашиваю, переночевать да попить хоть чаю. » Ни у кого ничего нет. Следующей ступенью к осуществлению замысла был эскиз, хранящийся в Русском музее. Своею мощью, красочным звучанием эта картина напоминает «Тараса Бульбу».
Нашел тип для Ермака». Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Именно острый клин создает особое напряжение боя, когда внимательно рассматривается картина «Покорение Сибири Ермаком». Угроза с Востока от татаромонголов была постоянной.
Кроме безусловного таланта полководца и стратега, Ермак выступает как тонкий психолог, отлично разбиравшийся в людях. На этом эскизе интересна надпись Сурикова: "За Волгой, на Каме". Над головами русских реют христианские знамена с изображением на них Нерукотворного Спаса. Георгию на казачьей хоругви.