Чтобы ближе подойти к пониманию картины Сурикова и разобраться в воплощенном в ней живописном мастерстве, необходимо на известное время отвлечься от всего того, что нам известно о Меншикове из уроков истории и взглянуть на картину так, как смотрели на нее современники Сурикова, когда она в 1883 году впервые появилась на XI выставке передвижников. XX в. М., 1952, стр. Наоборот, картина Седова допускает изменение формата и добавления и перестановки.
Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья. уУЩМЛБ ОЕ УМПНЙМБ ДХЫЕЧОЩИ УЙМ нЕОЫЙЛПЧБ.
В колористическом отношении картина решительно отличается от небольшого эскиза маслом (Третьяковская галерея). Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Сознательный момент в творчестве играет, бесспорно, большую роль, но нельзя забывать также значения случайных удач, как говорили в старину, плодов счастливого вдохновения. 66. ).
В творческом сознании живописца уже возник образ пламенной раскольницы, вокруг нее ширилась и начинала оживать народная толпа и вдруг, как будто совсем нежданно, нахлынул замысел «Меншикова». Какой клубок сильных человеческих переживаний. К нему прижалось трое детей. уЕНШС УПВТБМБУШ Х УФПМБ Ч ЗТХУФОПН ЧЩЦЙДБОЙЙ ИПТПЫЕК РПЗПДЩ.
своими глубокими социальными противоречиями. 15, М., 1916). ).
Мальчик, опустив глаза и подперев рукой голову, машинально счищает пальцем оплывший воск с подсвечника. Забывали при этом многие аналогичные примеры в классической живописи. зМХВПЛП ЪБДХНБМУС Й УЩО нЕОЫЙЛПЧБ.
Ритмический ключ картины характеризует всего лишь одну ее сторону. Большой мастер умеет использовать эти случайности в желательном направлении.
В них передаются поучительные и занимательные факты из биографии знаменитого сподвижника Петра I и его несчастных детей (Н.
уЙВЙТШ, ДЕФУФЧП Й ОЕПВЩЮБКОБС УПВУФЧЕООБС УХДШВБ РТЕДУФБЧЙМЙУШ уХТЙЛПЧХ ЛБЛ ВЩ Ч ПДОПН ЫФТЙИЕ Ч ЬФПК ПВУФБОПЧЛЕ ЕНХ ЧДТХЗ НЕМШЛОХМП ЮФП-ФП ДБЧОП ЪОБЛПНПЕ, ЛБЛ ВХДФП ПО ЛПЗДБ-ФП, ПЮЕОШ ДБЧОП, ЧУЕ РЕТЕЦЙМ Й ЧЙДЕМ Й ДПЦДШ, Й ПЛОП, Й ВПЦОЙГХ, Й ЦЙЧПРЙУОХА ЗТХРРХ Х УФПМБ. уФПСМЙ ДПЦДМЙЧЩЕ ДОЙ. Борьба Петра с «варварской Русью» в конечном итоге служила интересам помещиков и торгового класса укрепление государства и его новых форм «происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры» (Сталин.
Название картины — «Меншиков в Березове» — яркой вспышкой озаряет в представлении зрителя все то, что на непосредственный взгляд выглядело как историческая загадка. В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню – в Перерву.
В Утре стрелецкой казни", в Боярыне Морозовой" едва ли не каждое пятно уравновешивается другими пятнами той же светосилы, все вместе они составляют спокойный и ясный ковровый узор". Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика.
Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Строительство его было окончено архитектором Шеделем в 1716 году, тринадцать лет спустя после события изображению которого посвящен найденный рисунок В. И. Сурикова — прибытия первого Голландского купеческого судна в Петербург. Надо признать, что и при подобном ее «чтении» картина производит сильное впечатление, приковывает внутренней значительностью своих образов, покоряет силой, с которой из ее красочного месива выступают и лепятся фигуры и предметы во всей их телесности, осязаемости, красочности.
В картине Сурикова уже давно отмечалась теснота. Щекотав, Картины В. И. Сурикова, М., 1944 С. Дружинин, В. И. Суриков, М., 1950 В. С. Кеменов, Историческая живопись В. И. Суриков, М., 1963. ).
Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Громадная фигура одетого в серый нагольный тулуп Меншикова заняла в картине центральное место.
Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Ионов А. В.
66. ). В реализме Сурикова (в отличие от более раннего, дорепинского реализма первых передвижников, главным теоретиком которых, да и критиком, являлся Крамской), во взглядах Сурикова на методы изображения человека и построения картины появились новые для живописи XIX столетия черты. Многие исторические картины предназначены служить иллюстрациями к истории.
Сурикова осуждали за то, что если его Меншиков встанет, то упрется головой в потолок избы. Указы по государству объявлялись самовластно одним Меншиковым. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Живопись XVIII-нач.
Они только что узнали, кто был лоцманом, который привел в Неву их корабль. 66. ). Что касается картины Сурикова, то в ней преобладают плавные широкодужные контуры. Недаром Суриков так внимательно изучал портрет своего героя, так упорно собирал подробности обстановки и местного колорита. Во время своей работы над Утром стрелецкой казни" художник всем своим существом переживал драму на Красной площади, даже ночами томился страшными сновидениями.
Живое, действенное взаимоотношение элементов – характерная черта картины великого мастера. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции.
Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика.
Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь. лПЗДБ ЦЕ ЬФП ВЩМП, ЗДЕ. Люди прижались друг к другу и составляют тесную группу и вместе с тем каждый погружен в свои мысли, живет своей «отдельной» жизнью, почти не замечая других. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику.
В личности самого исторического героя, как в зеркале, предстояло раскрыть историческую драму. Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Всесильный временщик был сослан в самую унылую часть Сибири, в далекий Березов, в гиблые места, где бродили по тайге лишь охотники и звероловы, остяки и вогулы, в страну, про которую иностранные путешественники рассказывали много небылиц и легенд.
Оно было совершено с помпой, при громе пушек и сопровождалось иллюминацией столицы и необыкновенным пиршеством. Сын, устало подпирающий рукой свою голову, погружен в мечты, ушел в себя. К числу таких произведений принадлежит Меншиков Сурикова.
И выйти нельзя – дожди. В рисунке В. И. Сурикова есть одна бросающаяся в глаза неточность. иХДПЦОЙЛ УЙДЕМ Ч ЛТЕУФШСОУЛПК ЙЪВЕ РЕТЕД ТБУЛПМШОЙЮШЕК ВПЦОЙГЕК Й РЕТЕМЙУФЩЧБМ ЛБЛХА-ФП ЙУФПТЙЮЕУЛХА ЛОЙЗХ. Щекотав, указ, соч., стр.
пВМПЛПФЙЧЫЙУШ П УФПМ, ПО НБЫЙОБМШОП УОЙНБЕФ ЪБУФЩЧЫЙК ОБ РПДУЧЕЮОЙЛЕ ЧПУЛ ПРМЩЧЫЕК УЧЕЮЙ. нЕОЫЙЛПЧ Х уХТЙЛПЧБ – ЧЩИПДЕГ ЙЪ ОБТПДБ, УЮБУФШС ВБМПЧЕОШ ВЕЪТПДОЩК. Видимая сбоку, она кажется особенно большой.
Живое, действенное взаимоотношение элементов — характерная черта картины великого мастера. Он приобрел «Меншикова» за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку. Многие из них вошли в касту чиновников-казнокрадов и дворцовых фаворитов. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции. Это вовсе не означает, что объективное познание картины невозможно. Суриков дает возможность зрителю издали окинуть Меншикова одним взглядом.
оБЪЩЧБС ЬФП РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ УЧПЕК УБНПК МАВЙНПК ЛБТФЙОПК уХТЙЛПЧБ, ИХДПЦОЙЛ н. ч. Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь. Вглядываясь в лица голландских моряков, можно прочесть те чувства, которые их одушевляют. С 1895 г. был.
Наоборот, картина Седова допускает изменение формата и добавления и перестановки. уПЪОБОЙЕ УПВУФЧЕООПЗП ВЕУУЙМЙС МЙЫШ ТБУРБМСЕФ ЕЗП УЕТДГЕ. Известно, что картина Меншиков возникла вскоре после Утра стрелецкой казни.
В результате Князя Меньшикова арестовали, лишив всяческих заслуженных им наград и сослали с семьей в ссылку в город Березов. После смерти Петра, стараясь всеми средствами удержаться у дел, Меншиков увез к себе малолетнего Петра II, воспитывал его в строгом послушании, собирался женить на своей старшей дочери Марии.
В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея. Даже в очертании медвежьей шкуры заметно преобладание плавно закругленных контуров. Зная, как неуклонно следовал Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Чтобы ближе подойти к пониманию картины Сурикова и разобраться в воплощенном в ней живописном мастерстве, необходимо на известное время отвлечься от всего того, что нам известно о Меншикове из уроков истории и взглянуть на картину так, как смотрели на нее современники Сурикова, когда она в 1883 году впервые появилась на XI выставке передвижников. Прячась от стужи, Меншиков со своей семьей сидит на шкуре белого медведя.
«Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове. 356. ). Наконец долгожданный этюд был получен. Ритмический ключ картины характеризует всего лишь одну ее сторону.
И Суриков делает меншиковский образ величественным. Почти упирающаяся в низкий потолок избы, его голова повернута в профиль. В этом отношении Суриков оказался близким великим русским писателям, он абсолютно сознательно построил композицию своей новой картины так, чтобы зритель все время чувствовал тесноту, узость того «мира», в котором вынужден был жить помощник и ученик Петра Александр Данилович Меньшиков.
Учился в петербургской Академии художеств. Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Жена Меншикова умерла по пути в ссылку, в Казани.
Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Видимо, данные непосредственного восприятия художника в деревенской избе восполнялись им поисками общей закономерности, прежде чем его замысел вылился в форму законченной картины. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины — в фигуре старика. Н. Тихонравова).
Это придает картине характер завершенности, устойчивости и отличает ее от Утра стрелецкой казни с его многочисленными изломанными контурами и острыми углами. С 1895 г. был. В избушке нищенской.
Щекотав, указ, соч., стр. Это значит лишь то, что зритель нередко обнаруживает в картине больше смысла, чем в него сознательно вложил мастер. Правда, это всего только костяк, вроде тех геометрических схем, которые приходится делать при анализе композиции картин. Произведение известного живописца насыщено глубоким трагизмом и проницательностью.
Всю группу как бы обегает мягко закругленный контур. Картина поразительно гармонична по цветовым отношениям. Фигура словно высечена из камня или отлита из бронзы. Что еще надо историческому живописцу. нМБДЫБС ДПЮШ (УХДШВБ ЛПФПТПК УМПЦЙМБУШ Ч ДБМШОЕКЫЕН УЮБУФМЙЧП) ЮЙФБЕФ ЛОЙЗХ, ЙЭБ Ч ОЕК ХФЕЫЕОЙС.
Меншиков спокойно ответил ссыльному: «В меня бросай,, я мог быть перед тобою виноват, а не они. » Теперь яснее представилось ему и лицо врагов его, ненавидевшей его родовитой знати он острее познал злонравие их происков и преступные замыслы. 356. ). Впрочем, от этюда до создания картины Сурикову оставался еще очень большой путь.
Даже в очертании медвежьей шкуры заметно преобладание плавно закругленных контуров. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли). Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками. Среди картин Сурикова «Меншиков в Березове» принадлежит к числу самых известных.
всю его жизнь и тем самым определил его историческое значение. Среди картин Сурикова Меншиков в Березове" принадлежит к числу самых известных. И жена с детьми.
С 1895 г. был. Своим обликом он говорит, что даже в этом унижении он ничего не забыл, ни от чего не отступился. «Меншикова» связывает с «Утром стрелецкой казни» прежде всего неотступная мысль художника о роли петровского времени в жизни русского народа.
Картины Сурикова не принадлежат к этому роду исторической живописи. Все это вызывает у зрителя ощущение остановившегося времени.
Сурикова осуждали за то, что если его Меншиков встанет, то упрется головой в потолок избы. 15, М., 1916). ). Описывая знакомого человека, мы можем перечислить множество его признаков. 1887Холст, масло, 304 x 587, 5Государственная Третьяковская галерея». В поверженном правителе не утихла жажда государственной деятельности. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу.
Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. Учился в петербургской Академии художеств. В фигуре вельможи, стоящего спиной к зрителю, слева от кареты и от задумавшегося иностранца, вероятно изображен Меншиков жест последнего, с протянутой, приглашающей рукой и наклоненной головой, как бы говорит, что Давилыч все приготовил для казни, о чем церемониально и докладывает царю. Работа Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты.
йУФПТЙЮОЩ ПВТБЪЩ МАДЕК Й РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ПВТБЪ УБНПЗП нЕОЫЙЛПЧБ. Не сразу и не всеми «Меншиков в Березове» был оценен по достоинству, но Павел Третьяков первым увидел и шекспировскую трагичность картины и ее необычайное колористическое совершенство. Нечто подобное имеется и в художественных произведениях. К нему прижалось трое детей.
Многие исторические картины предназначены служить иллюстрациями к истории. С 1895 г. был.
356. ). Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом). Повесть Волошина М. А. Живопись XVIII-нач.
Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. фТБЗЙЪН ФЕНЩ РЕТЕДБЕФУС УПЮЕФБОЙЕН ВЕМЩИ, ЮЕТОЩИ Й ЛТБУОЩИ ФПОПЧ. «Меншиков в Березове» – единственная интерьерная картина из всех классических работ художника.
В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея.
Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу.
В. Стасов с явным неодобрением относился к возникшей незадолго до Боярыни Морозовой" исторической картине Г. Седова Иоанн любуется Василисой Мелентьевой" (ГРМ). Этим расположением подчеркивается одиночество героя в его собственной семье. с предельной ясностью ощутил и выразил скрытый в глубине души своего героя исторический смысл его трагедии. Вытянутость вширь всей картины Суриков не забыл усилить низким, похожим на тюремную решетку окошком.
После суриковского трудно поверить в любой другой портрет Меншикова. Сжатая в кулак, лежит на колене его левая рука, большая, мозолистая, сильная.
Картина Седова может служить наглядным пособием к историческому повествованию. Меньшиков в Березове. В избушке тесно было. Учился в петербургской Академии художеств. оЕУФЕТПЧ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ Ч ЛОЙЗЕ УЧПЙИ ЧПУРПНЙОБОЙК:.
Ведь это он, выходец из народа, бывший мальчишка-пирожник, выполнял волю Петра в борьбе за новые формы государства и был одним из одареннейших и энергичных его министров. учителю П. П. Чистякову. Буквально через несколько дней после погребения Екатерины неограниченный в своей воле правитель поспешил с обручением своей старшей дочери Марии с императором. Картины Сурикова не принадлежат к этому роду исторической живописи. Ответить на вопрос — кто прав, Суриков или его критик — нельзя, не понимая своеобразия суриковских эстетических взглядов.
XX в. М., 1952, стр. пОБ ЧЩТБЦЕОБ РТЕЦДЕ ЧУЕЗП Ч ЦЙЧПРЙУОПН ТЕЫЕОЙЙ ПВТБЪБ НМБДЫЕК ДПЮЕТЙ. В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра. Большой мастер умеет использовать эти случайности в желательном направлении. Картина «Меншиков в Березове» была задумана Суриковым в деревне Перерве под Москвой, куда семья художника выехала на лето. У Сурикова читает только младшая дочка, остальные члены семьи погружены в молчание.
Вероятно, менее требовательный художник и удовлетворился бы этим. зМХВПЛЙЕ, ФСЦЛЙЕ ДХНЩ ОБРЙУБОЩ ОБ УХТПЧПН Й ЗОЕЧОПН МЙГЕ нЕОЫЙЛПЧБ. Этот человек существовал на самом деле.
В Меншикове Суриков проявил себя как замечательный колорист. В то время как русская живопись до Сурикова даже в своих глубоко правдивых, реалистических произведениях на темы из народной жизни чуждалась под влиянием академических традиций фольклорных методов, в произведениях Лермонтова, Пушкина, Гоголя, напомним хотя бы «Песню о купце Калашникове», «Бориса Годунова» или «Тараса Бульбу», опыт классической литературы органически сливался с величайшими достижениями народного творчества — былин, песен, сказок. Сурикова «Меншиков в Березове» в очередной раз демонстрирует нам, насколько талантлив этот художник, показывая зрителям различные исторические моменты. Картина Седова может служить наглядным пособием к историческому повествованию.
Это «окончательный» портрет Меншикова ибо в нем выразил Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. В связи с этим сообщаются сведения и о прошлой славе Меншикова под Азовом и под Полтавой и о его грядущих испытаниях – словом, говорится о том, что предшествовало моменту, запечатленному художником и о том, что за ним последовало. К нему прижалось трое детей.
Рисунки и эскизы дают представление лишь о подступах. Глубокий трагизм и проницательность насыщают это полотно. Но особенно разительны противоречия в главном персонаже картины – в фигуре старика.
В имении ему удалось разыскать бюст Александра Даниловича.
нЕОЫЙЛПЧ Ч вЕТЕЪПЧЕ. Но очертания каждого из них так выразительны, словно они ведут между собой беседу.
пО УТБЪХ РТЕДУФБЧЙМУС НОЕ ЦЙЧЩН ЧП ЧУЕИ ДЕФБМСИ, ФБЛЙН, ЛБЛ Ч ЛБТФЙОХ ЧРЙУБФШ. Он выражает дух петровской эпохи и ее славных исторических событий. XX в. М., 1952, стр.
оБРТСЦЕООПУФШ ЙИ ЪЧХЮБОЙС ХУЙМЙЧБЕФ ЛТБУОЩК ФПО УЛБФЕТФЙ, РПЛТЩЧБАЭЕК УФПМ. «Суриков»// Радуга, 1966, 3 Сохраняя портретную основу образа светлейшего, Суриков утяжелил черты его лица, придал ему выражение хмурой сосредоточенности, свойственное человеку, погруженному в тяжкие раздумья.
Работа В. И. В картине помимо красного угла избы имеются еще два центра. К числу таких произведений принадлежит Меншиков" Сурикова. Один из них образует крытый малиновым сукном стол, вокруг которого собралась семья. В. Стасов с явным неодобрением относился к возникшей незадолго до Боярыни Морозовой исторической картине Г. Седова Иоанн любуется Василисой Мелентьевой (ГРМ).
Эскиз написан Суриковым с лица жены во время ее длительной тяжелой болезни. Приближалась эпоха Бирона, дворцовых переворотов, полного засилья иностранцев. Самый пепельно-серый халат Мен-шикова отливает желтыми и розовыми оттенками.
Временно став главным властителем России он перевез юного Петра Второго в свое имение, решив заочно обручить юного царя со своей дочерью. Другая, с болезненно бескровным личиком, закуталась в шубку и прижалась к старику. Каждая картина воздействует прежде всего тем, что в ней можно непосредственно увидеть.
А началась картина Меншиков в Березове, как всегда, с суриковского озарения. Дворца Меншикова тогда еще не существовало.
Бывший Санкт-Петербургский генерал-губернатор и герцог Ижорский, генерал-фельдмаршал (за битву под Полтавой), вице-адмирал флота. Характерно, что народ радовался известию о падении Меншикова. Меншиков становится опекуном малолетнего царя и владыкой государства. дБФБ УПЪДБОЙС: 1883 З. бЧФПТ: уХТЙЛПЧ й. ч. Но здесь Меншиков потерпел катастрофу.
Описывая знакомого человека, мы можем перечислить множество его признаков. Всю группу как бы обегает мягко закругленный контур. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического.
Суриков В. написал в 1883 году. Однако, поскольку он не пользовался такими понятиями, как художественность и документальность, он выразил свое неудовлетворение картиной Седова, утверждая, что в ней нарушено правдоподобие: Василиса спит, повернувшись к окну, рискуя простудиться. Они сняли крохотную избушку без печки с низким потолком и маленькими окошками.
К нему прижалось трое детей. В его намерения никогда не входило подкреплять своими картинами то или иное положение современной ему историографии, хотя это не исключает близости многих его воззрений на русское прошлое к воззрениям А. Щапова. И поехал я это раз в Москву за холстами. Как подлинный реалист, Суриков не выходит за рамки исторического. А о его жадности и казнокрадстве легенды слагались – он не боялся даже гнева Петра I. Как скажет позже Пушкин: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
Нельзя сказать, чтобы эти черты и особенности были совершенно новыми для русской культуры. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни) вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. В картине Сурикова уже давно отмечалась теснота. Среди картин Сурикова Меншиков в Березове принадлежит к числу самых известных.
Среди картин Сурикова Меншиков в Березове принадлежит к числу самых известных. Н. Тихонравова). Живое, действенное взаимоотношение элементов — характерная черта картины великого мастера. – УРТБЫЙЧБМ УЕВС уХТЙЛПЧ, Й ЧДТХЗ ФПЮОП НПМОЙС ВМЕУОХМБ Ч ЗПМПЧЕ: нЕОЫЙЛПЧ.
Решающий момент работы над картиной означал карандашный эскиз (Третьяковская галерея), где намечено было расположение фигур. Изучение творческой истории картины помогает понять, что составляет ядро ее композиции. Вместе с ответом на вопрос о том, кто здесь представлен, в картину бурно врывается обширный круг представлений и образов.
Это придает картине характер завершенности, устойчивости и отличает ее от Утра стрелецкой казни" с его многочисленными изломанными контурами и острыми углами. В своем «Меншикове» Суриков проявляет безошибочное владение мастерством «исторического ракурса».
Но лишь перед истинными шедеврами возникает ощущение, что иначе, чем это сделано мастером и быть не могло. Действительно, понимание сюжета, типы, позы, жесты определяют выбор элементов художественной формы и вместе с тем испытывают обратное воздействие формы. Щекотав, указ, соч., стр. Учился в петербургской Академии художеств. Сам Петр не только руководил строительством, но и катал тачки с землей.
Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. Эту неточность заметит каждый, кто хоть немного знаком с историей Петербурга. Известно, что картина Меншиков возникла вскоре после Утра стрелецкой казни. В таком душевном состоянии и глядит на нас Меншиков с картины Сурикова.
Решающий момент работы над картиной означал карандашный эскиз (Третьяковская галерея), где намечено было расположение фигур. Чернобровая белокурая девушка в костюме боярышни внимательно читает книгу. Меншиков Сурикова отличается от других его картин не только драматическим замыслом и фигурной композицией, но и в цветовом отношении. Но Сурикова занимала не борьба приверженцев его героя с их противниками, случайными людьми на императорском троне.
оБРТСЦЕООП УЦЙНБАФУС РБМШГЩ ЕЗП ЧМБУФОПК ТХЛЙ. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни) вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. Известно, что картина «Меншиков» возникла вскоре после «Утра стрелецкой казни». Двадцать тысяч крепостных крестьян возводили земляные бастионы и куртины. Что касается картины Сурикова, то в ней преобладают плавные широкодужные контуры. п ФПН, ЛБЛ ЪБТПДЙМУС Й ЖПТНЙТПЧБМУС Ч УПЪОБОЙЙ ИХДПЦОЙЛБ ЪБНЩУЕМ ЬФПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС, НЩ ОБИПДЙН МАВПРЩФОЩК ТБУУЛБЪ Ч ЪБРЙУСИ ПДОПЗП ЙЪ РЕТЧЩИ ВЙПЗТБЖПЧ уХТЙЛПЧБ: мЕФП ЬФПЗП (1881) ЗПДБ уХТЙЛПЧ У УЕНШЕК РТПЧПДЙМ РПД нПУЛЧПК Ч рЕТЕТЧЕ.
Застылые позы, ровный, нейтральный, холодный свет, падающий извне, так освещает действующих (а вернее будет сказать – бездействующих) лиц картины, что их фигуры практически не отбрасывают тени. Живопись XVIII-нач.
В свете этой разгадки едва ли не каждый образ тянет" за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в Утре стрелецкой казни") вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти. ч ОЕК ОЕФ ЧОЕЫОЕЗП ДТБНБФЙЮЕУЛПЗП ДЕКУФЧЙС.
Нечто подобное имеется и в художественных произведениях. Еще до Меншикова художник начал было картину «Царевна Ксения Годунова у портрета умершего жениха», сделал даже эскиз, но тема не увлекла его, показалась мало значительной. Картине этой посвящено немало страниц в монографиях о мастере. нЩ У ЧЕМЙЛЙН ХЧМЕЮЕОЙЕН ЗПЧПТЙМЙ П ОЕК, ЧПУИЙЭБМЙУШ ЕЕ ДЙЧОЩН ФПОПН, УБНПГЧЕФОЩНЙ, ЪЧХЮОЩНЙ, ЛБЛ ДТБЗПГЕООЩК НЕФБММ, ЛТБУЛБНЙ.
Перед взором его не маячит ясная цель, которая дает твердость взгляду отца. Известно, что картина Меншиков" возникла вскоре после Утра стрелецкой казни".
Младшая дочка склонилась над книгой, в ее фигуре, в частности в красивой парчовой юбке с широкими складками, больше всего порыва. В этом отношении этюд Сурикова решительно отличается от аналогичного этюда Репина (Третьяковская галерея), который тот, видимо, сделал в той же избе, не думая в то время ни о чем, кроме своего непосредственного впечатления (Государственная Третьяковская галерея. В свете этой разгадки едва ли не каждый образ «тянет» за собой другие образы и становится проводником сил, лежащих далеко за пределами картины: золотые иконы и парчовые ткани вызывают воспоминания о старозаветном укладе жизни древней Москвы шитые платки (как и узорчатые дуги и телеги в «Утре стрелецкой казни») вносят стихию народного творчества и народную жажду красоты медвежья шкура на полу и заткнутое тряпкой окно вызывают представление о сибирской стуже и бедности наконец, драгоценный перстень на судорожно сжатой руке выглядит как случайно уцелевший атрибут безвозвратно утраченной власти.
Забывали при этом многие аналогичные примеры в классической живописи. Лицо Меншикова не настолько общеизвестно, чтобы можно было узнать его с одного взгляда (недаром Сурикову пришлось разыскивать его бюст работы К. Растрелли).