И хотя в картине «Степан Разин» Суриков отходит от обычного своего принципа изображения толпы, композиции картины выполнена по тому же принципу, что и «Боярыня Морозова» Мы видим, тот же треугольник, направленный в левый угол холста по диагонали поражения. Чтобы довести до зрителя свое понимание темы и превратить историю боярыни Морозовой Тв народную трагедию, Сурикову пришлось существенно перестроить исторический материал, по-своему сгруппировать указания источников и во многом их дополнить. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова). Монументальное полотно русского художника Василия Сурикова «Боярыня Морозова», жемчужина собрания Третьяковской галереи изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
Можно думать, что в сибирской казачке-раскольнице, окруженной богомольцами, Суриков почувствовал душевную близость к Морозовой, фанатично преданной «старой вере». Десятки лет жил в памяти Сурикова дьячок Варсонофий, виденный в далеком детстве и, наконец, воплотился в образе попа, злорадно глумящегося над боярыней Морозовой. Картина Сурикова «Боярыня Морозова» была закончена в 1887 году и сразу воспринята как огромное событие в русском искусстве.
В правой половине картины, на первом плане, Суриков разместил группу людей, душевно близких Морозовой и особенно горячо откликающихся на ее подвиг. Чрезвычайно существенно указание Сурикова, что образ Морозовой удался в картине только после того, как уже была написана толпа. О боярыне Морозове существует много исследований, но каждое поколение изучая творчество Сурикова, будет по-своему отвечать на вопросы о проблеме личности и власти, о силе характера и о верности своим убеждениям.
Первый эскиз будущей картины «Боярыня Морозова» Василий Суриков создал в 1881-м году, в возрасте 33-х лет. Еще в детстве Суриков слышал рассказ от тетки о боярыне Морозовой, крепко ему запомнившийся. Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Потом «Боярыню Морозову» написал», — рассказывал Суриков М. Волошину.
Живописная сила полотна такова, что боярыню Морозову воспринимают не иначе, как в суриковском представлении. Картина «Боярыня Морозова» – самая известная работа Василия Сурикова. Ни одна из картин Сурикова — ни до, ни после «Морозовой» — не имела такого грандиозного и безоговорочного успеха. Боярыня Морозова Василия Ивановича Сурикова – одна из самых больших и серьезных русских картин.
Особенно Сурикова вдохновляла «Повесть о боярыне Морозовой», которую ему пересказывала его тётка, Ольга Матвеевна Дурандина. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова. Современники воспринимали картину Сурикова «Боярыня Морозова» как прямой отклик на события современности.
В этом рассказе, бесхитростном и вместе с тем живом И образном, характерном для Сурикова, даны указания, чрезвычайно важные для понимания «Боярыни Морозовой». И наиболее существенными были для Сурикова те черты Морозовой, в которых проявился национальный характер русской женщины. Суриков замечательно угадал Морозову.
(8) Церковь. (1) Феодосия Морозова. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Написал порядочное количество. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. «Не идет у меня лошадь, да и только. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики.
Контурная линия неоднозначна. Она почти не смотрит на боярыню. С этим связаны цветовые оттенки и элементы этих частей верха и низа. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Картина в целом формируется как разнообразие чувств: различие сочувствия и злорадства.
Знак – крещение двумя перстами – главный символ приверженцев старых обрядов. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Первую Тарабукин назвал «диагональ победы» (преодоление препятствии, напряжение завоеваний)Вторую «диагональ поражения» Третья- «диагональ вступления, входа» Четвертая – «демонстрационная диагональ». Умозаключение Николая Михайловича Тарабукина с успехом могут быть применены к Боярыне Морозовой. И пусть боярыня будоражит своими яростным призывами толпу, пусть ее речи находят отклик в душах людей. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». На то время это была самая роскошная усадьба. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел.
Но враги и насмешники одиноки в толпе. Контрастом черному пятну одежды Морозовой является белые рубище юродивого.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни» -- стрелец с чёрной бородой. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Однако. С 1895 г. был. Мать моя, помню все возмущалась: что это у нее все странники да богомолки.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. подчиняет цвет, как и все живописные средства идейному содержанию произведения. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. Пусть нос курносый, пусть скулы, – а все сгармонировано. 1669 год — царица скончалась. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Боярыня одета в дорогую шубу, а ее руки перевязаны цепями. Суриков большое значение придавал оттенкам, делал так, чтобы они казались естественными. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Это особенно важно для формирования в картине синтагматики знаков: икона способствует неосознанному зрительному «прочтению» Богородицы в толпе, а формы, организующие цветовую мозаику толпы, придают особую значимость формам иконы и очертанию Богородицы на ней. «Как вставил ее в картину – «она всех, победила», – рассказывал Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо -- бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев».
Их взаимное расположение охватывает все поле изображения. В доме была и сестра боярыни княгиня Урусова. Феодосия всячески избегала церковных и светских мероприятий, она даже не присутствовала на свадьбе Алексея Михайловича, сказав, что очень больна. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума.
Рукой она изображает два перста. Досталось и художнику за эту картину. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Картина была написана в колоритных, ярких и звучных тонах.
подчеркивает слева злорадство и насмешку врагов, справа – любовь и тревогу друзей. Водки ему дал и водкой ноги натёр.
Именно вот таким образом на его картине все так реалистично, его персонажи полны жизни. Изменения коснулись текстов молитв, церковных песнопений, одежды священников. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Ведь сколько времени я его искал. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Снег внизу, на переднем плане усилен сложными тенями.
тем самым выдвигал перед собой сложнейшие композиционные и колористические задачи. В какой – то момент терпение царя лопается и боярыню Морозову арестовывают. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Учился в петербургской Академии художеств. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова -- Авдотья Васильевна Торгошина. 5.
Ангелов, скрытых в небесах, также как у Сурикова, можно разглядеть в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Я говорю — идём. За этот отход от исторической правды Сурикова тоже критиковали. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. Он всегда придавал большое значение лицу, видя в нём выражение человеческой сущности.
Произошёл раскол в Русской Православной Церкви. Стоит всмотреться, особенно в женские лица, чтобы отметить их «родственность» лицу Морозовой. Портретный этюд был написан всего за два часа. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Неизвестно, смотрел ли царь Алексей Михайлович с дворцовых переходов, как провожал народ свою любимицу, как возглашала она анафему «нечестивцам», но в том, что мысль о Морозовой преследовала его, не давала ему покоя, сомневаться не приходится. В иных лишь намечается немногими грубыми штрихами, с переделками и поправками, как бы «для себя», самый костяк композиции.
При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
С 1895 г. был.
Это по большей части подростки. Из-за смут сорвались еще два брака — с царевичем Хозроем из Грузии и кузенами короля Дании Христиана IV. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова.
Острые контуры ее черного силуэта, напоминающие клюв и крылья, распространяются на организацию различных элементов картины (Рисунок 2). Это настоящая математика. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Светлые части изображения вверху и внизу указывают на снежную зиму. Подобных трубящих ангелов, возвещающих о наступлении Судного Дня, можно видеть в росписях русских соборов (Наумова 2013). Боярыня Морозова стала основным символом раскола Русской православной церкви.
Учился в петербургской Академии художеств. С 1895 г. был. Ее увозили в ссылку.
Картина ожила. Он так писал об этом: «Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался – думал: почему это так красиво. Кидаешься ты на врага, как лев». Немногие знали, как звали боярыню Морозову после пострига у старообрядцев.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Дознание шло девять лет. Художник делал для своей картины много эскизов и набросков.
Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Прасковья Морозова – дворянка того времени — одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. стремится донести до зрителя свое отношение к ним, пробудить в зрителе ответные чувства. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Знаете, что значит симпатичное лицо.
В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Этюд головы боярыня Морозовой является подлинным шедевром суриковской кисти. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
А ведь портрет Леонардо символизирует жизнь этого герцогства. Нравилось им, что я казак и не курю. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Учился в петербургской Академии художеств. В «МорозовойБоярыня Морозова.
Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Жест юродивого отвечает этому знаку. говорил: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». Хмурое небо нависает над Красной площадью. Учитывая все это — удачное замужество Морозовой, роскошную жизнь, личную дружбу с царской семьей, — можно понять протопопа Аввакума, который видел нечто совершенно исключительное в том, что Феодосия Прокопьевна отреклась от «земной славы».
Таким образом выражалась идея их божественного происхождения. Его лица не видно. Однако для любой религии обрядовая сторона чрезвычайно важна. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. В девичестве она была Соковнина. Царь знал об убеждениях верховой боярыни и такое поведение ему абсолютно не нравилось. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. «На снегу писать – все иное получается. Впереди на коленях старая нищенка. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
По замыслу художника эти их эмоции противоположны. Еще писатель В. Гаршин, увидав 100 лет назад на выставке полотно художника, предсказывал, что потомки будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». «Я написал много этюдов все лица характерные. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Конфигурации человеческих изображений — укрупненные коннотации этого символа.
Там, в Преображенском, все меня знали. И чувствуешь здесь всю бедность красок». Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
Это сама героиня и юродивый. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Идёт он за мной, всё через тумбы перескакивает. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой».
Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. С 1895 г. был.
С 1895 г. был. Боярыня Морозова – картина, представляющая не только эмоциональную толпу, но и как будто специально выделенных двух сидящих человек. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине.
Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. В результате такого анализа обнаруживается, что в картине скрыта другая картина. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Крылья вороны и острый клюв подсказали Сурикову острый силуэт Боярыни, противостоявшей власти. Этот образ и вошел в картину.
Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. В этот жест несёт главный смысл в картине. гениально разрешил здесь труднейшую задачу – сочетание «героя и толпы». В морозовском имении Зюзино был разбит огромный сад, где гуляли павлины. Историю композиции «Морозовой» можно проследить по акварельным и карандашным эскизам.
Каменный храм построили в 1703 году. В её взоре — фанатичная уверенность и сила, говорящие о том, что она готова пойти на всё во имя сохранения «старой веры». дает исключительные по звучности цветовые пятна (голубое, желтое, малиновое, черное и пр. ).
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря.
На ее лице глубокая скорбь. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца. Тогда Петр I разработал план: он отправился в Архангельск — как все должны были думать, чтобы отразить возможную атаку неприятеля. Системы признаков крестного двуперстия организуют картину и формируют ее ритм.
Учился в петербургской Академии художеств. Люди кланяются ее и смотрят ей вслед с благословением. Но не только юношеские воспоминания повлияли на присутствие звериных мотивов в картине. С 1895 г. был. Всё это возникало в памяти Василия Ивановича зримо и ощутимо и было связанно с женщиной – яркой, пугающей своим фанатизмом и восхищающей своей духовной красотой. (4) «Боярыня Морозова» была задумана еще раньше «Меньшикова», сейчас же после «Стрельцов». «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы).
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Суриков неоднократно удлинял холст. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. После допроса женщин заковали в кандалы, оставив под домашним арестом. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Они подобны знакам с двумя перстами. Еле уговорил его. Будущая боярыня входила в число придворных, сопровождавших царицу.
«Он угадывал русскую историю не сквозь исторические книги и сухие летописи, не сквозь мертвую археологическую бутафорию, а через живые лики живых людей, через внутреннее чувство вещей, предметов и форм жизни», – писал о художнике М. Волошин. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. В первой главе работы рассматривается история русского раскола и судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой ставшей знаменем и символом старообрядцев. Вторая глава посвящена исследованию истории создания картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Главными источниками исследования являются работы И. Е Забелина «Домашний быт русских цариц», книга воспоминаний внучки В. И Сурикова Натальи Кончаловский «Дар бесценный», а так же работа Максимилиана Волошина «В. И. Суриков», которая представляет собой записанные Волошиным воспоминания самого В. И. Сурикова по работе над картиной. В работе используется статьи Красноярских искусствоведов В. И. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление.
Ее глаза полны слез. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Юродивый благословляет Боярыню. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. На шапку накинут платок.
По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Эта «вторая картина» имеет свои особые элементы. Доминирующий цвет покрывала (покрова) Богородицы — коричневато-вишневый, близкий к его цвету на иконах. В ту пору в русской церкви произошел раскол.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова — картина известная всем. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.
Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Учился в петербургской Академии художеств. Но изображая в своих первых эскизах достоверные факты, художник увидел, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. Этой родственностью внешнего облика достигается и единство самой толпы. В других художник уже намечает основные цветовые пятна будущей картины. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Но все же Аввакум был недоволен Морозовой, призывал ее выколоть себе глаза, как это сделала Мастридия, чтобы уберечь себя от любовных соблазнов.
Прежде всего в картине получает развитие главный символ исторического события и старой веры — знак крещения двумя перстами. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Оба брата Морозовы, Борис и Глеб имели огромное состояние и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу. Боярыню Морозову окружало не просто богатство, но роскошь. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Каменный храм построили в 1703 году.
Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. В Третьяковке этот этюд, что я с нее написал». В «МорозовойБоярыня Морозова. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Это для него большие деньги были. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой».
Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Темные животные инстинкты и внутренние силы народа можно выразить, сравнивая толпу и диких зверей. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. (16) Икона «Богоматерь Умиление».
Морозова была ближайшей его последовательницей. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Суриков иногда сознательно отходил от натуралистического изображения. С 1895 г. был. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. Но Смута добралась и туда. Звук трубы возвещает о его наступлении. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Силуэт Богородицы проступает в цветной мозаике толпы. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Рис.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Так же изумительно колористическое решение картины. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.
В. И. Суриков не только поместил икону с Богоматерью и младенцем вверху справа, но и объединил цветовую мозаику картины общей цветовой конфигурацией (Рисунок 7). (5)Таким образом, яркие впечатления детства и судьба неистовой Боярыни заставили Сурикова обратиться к ее трагической истории и в свою очередь, представить ее перед нами в обобщенном художественном образе. Морозова открыто отстаивала свои взгляды и выступала против Никона и его реформы. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Они будто составляют единое целое: ощерились ружья казаков, кипит Иртыш, ханские воины напуганы. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Все в рефлексах, лиловых и розовых.
Но вскоре скончался её сын Иван. «Черная ворона на белом снегу» образует силуэт Боярыни, который, в свою очередь, лежит в основе пропорционального построения элементов картины (Рисунки 3 и 4). Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Весной 1653 года патриарх Никон начал реформу церкви. Подобных скрытых знаков немало и в картинах мастеров русского искусства (Somov 2005).
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Другой скрытый знак развивает символизацию народа — всех униженных и оскорбленных.
Толпа стоит лишь в глубине сцены. Это то, где черты лица сгармонированы. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Чтобы придать картине ощущение движения, Суриков пририсовал к саням бегущего мальчика. Морозову подвергли пытке. Учился в петербургской Академии художеств. Однако Морозова была не рядовая ослушница. Тем временем Морозоав приняла постриг и стала именоваться инокиней Феодорой, что, конечно, усилило ее фанатизм и «стояние за веру».
Стасов, — «оскорбленные и униженные» (Стасов 1952: 400) другие — злорадствующие народные персонажи. И как вставил ее в картину- она всех победила.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Я ему три рубля дал. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. С 1895 г. был. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили.
Практически одновременно арестовывают и ее сестру. Но государь, не жестокий по своей природе, в этот раз оказался непреклонен. (3)Образ боярыни тесно связан с деревянными сундучками- укладками, где у мамы хранились старинные шугаи, сарафаны, шуршащие шелком повойники, шитые изумительным рисунком с тусклой позолотой.
Учился в петербургской Академии художеств. Но, как и в других шедеврах искусства, многое здесь остается малоизученным. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Исследователи отмечали то, что черная одежда Морозовой противопоставлена цветной толпе и выражает презрение к человеческим чувствам (Кеменов 1963: 110).
Тем не менее, в 1887 году произведение приобрели для Третьяковской галереи, где оно и по сей день восхищает посетителей. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Снег талый. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. Брат Глеба, Борис Иванович, был очень богат.
По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Морды и шкуры зверей служили одеждой и масками обрядов сибирских шаманов.
Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Я оглядываюсь, а он качает головой — ничего, мол, не обману. Прасковья Фёдоровна часто возила маленького Васю к своим родственникам в село Торгашено. Цепями были скованы не руки Морозовой, она сама была прикована к этим цепям.
Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Я его на снегу так и писал. Многие восприняли реформу как покушение на истинную веру отцов и предков. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Учился в петербургской Академии художеств.
Это математика. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Но эти задачи он разрешил с изумительным мастерством. Так ие случайно, выделяя цветом (синяя шубка, золотистый платок), Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Это единство достигается, между прочим, как бы повторением лица Морозовой в толпе.
Портретный этюд был написан всего за два часа. Знак получает развитие во всей композиции картины (Рисунок 6). В портрете «Дама с горностаем» под основным изображением проступает герб Миланского герцогства. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. «Пишу татар. По тем временам, Морозова была одной из самых богатых в Москве.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Со страстным призывом твердо стоять за правое дело обращается она к народу. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Очень трудно ее лицо было найти. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни.
В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. В произведении Сурикова совмещается несколько различных картин. Плоское полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности.
Но боярыня отказалась. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Он говорил, что «это не копыта лошади важны, но факт что они стерты» (Тепин 1916), «важно как мерцает грязь на колесах телеги» (Волошин 1985). Впрочем, чего гадать.
Это цветовая симфония подлинное открытие Сурикова. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Чудов монастырь, куда ее везли, находился в Кремле. Поставив целью показать этот исторический эпизод, как народное событие, выводя народную массу на улицу, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Протопоп Аввакум писал о ней: «Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Эти его воспоминания известны в записях (Тепин 1977). В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича.
Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. А когда все точка в точку – противно даже», – говорил Суриков. (6)Согласно данным современной психологии восприятия основную информацию об объекте несет контур. За что ругали художника – телеканалу «МИР» пояснила заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX вв.
Сурикова. Вот пять женщин в правой части картины. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Коннотации символов крестного знамения, скрытые в архитектуре, показаны в специальных исследованиях (Барбышев 1991).
Боярыня Морозова — центральный образ картины, определяющий всю её композицию. А потом начнешь колею писать.
Все взгляды направлены на Боярыню, все здесь выражает то, что эта поездка последняя. Сквозь пелену облаков, очертания хомута, полозья саней проступает крупная, организующая всю плоскость изображения конфигурация, напоминающая трубящего ангела (Рисунки 8 и 9). А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
Учился в петербургской Академии художеств. глубоко чуждое нам смирение перед судьбой и преклонение перед страданием, реакционное возвеличение религиозного чувства. Необычайно ценный материал представляют собой подготовительные эскизы и этюды к «Боярыне Морозовой». Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. В старообрядчество оказались вовлечёнными многие горожане, крестьяне, стрельцы. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы.
Полотно «Боярыня Морозова» раскрывает полную трагизма и загадочную душу русского человека. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Сочувствуя друзьям Морозовой и враждуя с ее врагами, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Вон пишут на снегу силуэтами А на снегу все пропитано светом. Это и отразил художник на картине. Скрытая труба создает эффект сильного трубного звука. Одетая в строгое чёрное платье она вскинула вверх правую руку, ее пальцы сложены в двуперстие (знамение старообрядчества). Исход битвы предрешен. Женщина выкрикивает окружающей ее толпе прощальные слова со своими убеждениями, что она будет идти до конца.
Сурикова возник одномоментно из яркого впечатления. Церковный собор 1654 года одобрил нововведения. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Это стало возможным благодаря сложности и мозаичности изображения. Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством.
В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Черная ворона многое определяет в картине и связана с другими знаками. С 1895 г. был.
Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Эта метафора получила развитие в изображении. Мне кажется, что он поразительно похож на самого В. И Сурикова. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа.
Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Третьяковской галереи Татьяна Юденкова. Правда художественная не всегда соответствует правде фотографической, протокольной.
Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Эти два человека формируют основное настроение сострадания и сочувствия народа героине. Его интерес к этой теме был не случаен. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Учился в петербургской Академии художеств. События изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года.
Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Василий Иванович реалистично изобразил событие имевшее место в истории России. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Вот таким образом выразить защиту народа — значило ввести в картину изображение Богородицы.
Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Этюд, принадлежащий Г. Т. Г., написан в технике «А ля прима» с натуры.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Толпа живет и движется движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Справа от неё Суриков изобразил бородатого странника с посохом и плетёной корзиной. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. (11) Это подтверждается исследованием профессора антрополога М. М. Герасимова, который пришёл к выводу, что на обоих этюдах фигурирует одно и то же лицо.
Такой вот череп у таких людей бывает. Боярыню Морозову уже три дня держали под стражей «в людских хоромах» в своем московском доме. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Боярыня подняла руку с двумя перстами. Греческую красоту можно и в остяке найти». Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Суриков увидел ее одетой в черное в темных санях и как ее везут по снегу (Волошин 1985 Никольский 1918). Сам дух истории живет в его картинах. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания.
В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Не смею, - отвечал стрелец. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной.
В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Фанатичность и непокорность боярыни проявляются еще и в резкости поднятой руки (Алленов 1997).
Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народную толпу. Ее сюжет переносит нас в середину 17 века. Во время поездок боярыню сопровождали около 100 рабов и рабынь, охраняя ее от нападений. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Теперь ее усадили на дровни и решили повезти в заточение.
Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. В его лице нет ни фанатизма, ни равнодушия. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Учился в петербургской Академии художеств.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Вижу — он. Мозаика толпы и пейзажа скрывает морды волков, оленей и других обитателей леса (Рисунки 10 и 11). Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Приглядел для работы соседний переулок.
Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собой, И вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую силу и значение. Чаще всего она состоит из ряда опорных точек, не позволяющих зрителю сбиться с намеченного пути. (7)Движения глаз зрителя начинаются с фигуры юродивого (вернее с его голой ступни). -потом подол нищенки и кромка платья княгини Урусовой переходят на услужливо подстеленной художником соломе.
Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Там где розвальни прошли, картина толпы меняется органически.
(2) «В типе Боярыни Морозовой тут тетка одна моя – Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем Торгашеным. Особенно в отношениях цвета. Такое внимание к следам характерно для острого взгляда Сурикова.
Очертания оружия образуют в изобразительном поле самостоятельную систему. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. С 1895 г. был. (8). Так же опрашиваемые были уверены, что художник сочувствует своей героине. На заданный вопрос: «На чьей стороне Суриков. », - мне отвечали: «На стороне Морозовой. » Однако, мало кто объяснил причину такого своего мнения. В основном, в ответах было то, что среди сторонников боярыни больше привлекательных людей, что сторонников вообще больше, что готовность идти на смерть за свои убеждения вызывает уважение. В исследовательской литературе, в частности у Натальи Кончаловской и утверждается, что Суриков написал профиль странника с посохом с себя.
Этот удивительный образ запал в его художественную память и душу. Художник увидел собор Василия Блаженного и вспомнил о казни стрельцов (картина «Утро стрелецкой казни») заснеженную избушку с мерцающим светом в оконце и представил А. Меньшикова в ссылке (картина «Меньшиков в Березове») черную ворону на белом снегу и увидел в ней боярыню Морозову — героическую защитницу старой веры. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
Это движение ведет в будущее согласно Библии к Судному дню. У ног странника на снегу сидит юродивый. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Небо в картине более темное и более теплое, чем снег. Критики было много. Все на картине будто напряглось. С 1895 г. был. Алкоголики ведь они все. Например, в «Тайной Вечере» – росписи Леонардо да Винчи — исследователи находят инициалы Марии Магдалины.
С 1895 г. был. Учился в петербургской Академии художеств. Очертания Богородицы противостоят картине языческих сил. «Боярыня Морозова». Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Ноги у нее скованы цепью. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Тарабукина. Нош у него даже посинели. вместе со своими героями страстно протестовал против гнета деспотизма и казенной церкви.
Она носила власяницу, дабы таким образом усмирить плоть. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». гениально отразил былую трагедию народных масс. Картина содержит коннотации, связанные с главной идеей, но имеющие собственные значения.
Без страха готова она идти на муки и смерть. С 1895 г. был. Ей пришлось пожертвовать сыном и добровольно сравнится с «простецами». Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Еще на протяжении двух лет Алексей Михайлович опасался трогать непокорную боярыню. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Его значение состоит в том, что он выражает великую силу убеждения, силу, сообщающую идее могущественную действенность. Двуперстиям уподобляются группы провожающих Боярыню людей (Рисунок 5). С 1895 г. был. События происходят в 17 веке. (1) Феодосия Морозова.
Ведь в живописи изменение масштабов изображения неизбежно влечет за собою изменение ритмов. не понимал исторически-прогрессивных путей развития, а судорожно цеплялся за прошлое, наивно идеализировал старую патриархальную «деревянную» Русь. Она действительно крестилась, крестилась двуперстно и ее цепи очень громко звенели.
Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Главный символ этого дня — трубящий ангел. Как отмечали исследователи, удаление их из толпы произвело бы совсем другое впечатление (Кеменов 1963: 111).
Боярыня Морозова не лежала в санях как здесь, она сидела. В 17 лет Феодосия вышла замуж за Морозова Глеба Ивановича. Замысел этой картины, как и других картин у В. И. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.
Через два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Среди сочувствующих — нищенка и юродивый в правой части композиции. Но смеялись немногие.
Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.
У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Зрители не видят птицу в картине. Они не затрагивали основ русской религии и касались лишь обрядовой её стороны, а догматы остались неприкосновенными. Приверженцы старых порядков — старообрядцы (власти называли их раскольниками), — несмотря на преследование властей, отказались признать реформу Никона и провозгласили возврат к дореформенным обрядам и традициям.
На величественном полотне Василия Сурикова «Боярыня Морозова» Феодосия Прокофьевна Морозова изображена в тот момент, когда ее везут на допрос в Чудов монастырь. В современной теории искусства эти явления объясняются как знаковые системы, благодаря которым производится информация, осуществляется коммуникация между людьми — их духовное общение (Somov 2005, 2013, 2014). (12) Колорит картины.
Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Учился в петербургской Академии художеств. На этом общем движении уходящих в даль саней и движущихся людей и распускаются как цветы на стволах деревьев различные знаки. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Суриков увидел одну приехавшую с Урала раскольницу и понял: это она.
И вот однажды В. И. Фигуры людей их группы, позы, движения, жесты, участки цвета отображают эмоции людей. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. В начале зимы было.
Композиционно картина построена таким образом, что зритель словно наблюдает битву глазами казаков. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
Люди любви и добра противопоставлены в картине злорадствующим и злым. Учился в петербургской Академии художеств. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». С 1895 г. был. «Персты твои тонкостны.
Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. стремился и этюды делать в тех же условиях. Вот какой человек был». Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Именно такую сцену художник выбрал и изобразил на своем холсте. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. На иконах, в свою очередь, коричневато-вишневый цвет является знаком жертвенной любви.
По новым правилам верующих заставляли креститься тремя перстами. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Она к старой вере стала склонятся.
На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Этому отвечает благословляющая рука юродивого (справа). «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Именно боярин выбрал для государя жену Марию Ильиничну Милославскую и на свадьбе играл первую роль — был у государя «на отцово место».
Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.
Он ярко и непредвзято изобразил людей допетровской эпохи. Она не хотела изменять старой вере. Сторонница старообрядческой веры Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Она сидит в розвальнях, на соломе. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно. Учился в петербургской Академии художеств.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу». Одной из ярких фигур раскольничества была боярыня Ф. П. Морозова. И, наконец, перед нами эскизы с вполне «найденной» композицией, разграфленные на квадратики для перенесения на холст. Особый интерес представляет собой карандашный эскиз композиции: большинство изображенных в современных художнику костюмах, – это проверка задуманной композиции на натуре. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Огурцами он там торговал.
Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Все лицо мелко было. Но важна не только символическая сторона скрытого знака.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. В толпе терялось. Боярыня в действительности стала ярой противницей церковных реформ.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. (14)Благодаря уникальному колориту Сурикова, несмотря на всю его яркость, его герои никогда не выглядят «ряженными», а его композиции не кажутся театральными постановками.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Люди потянулись к ней взорами. Путь в будущее, неопределенный и туманный, предвещает метель. Кроме того усиливается центр картины — фигура Боярыни. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу.
Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. «Если только сам дух, времени соблюден, в деталях можно какие угодно ошибки делать. Братья Морозовы, Борис и Глеб, приходились родственниками отцу царя Михаилу и в юные годы служили у старшего Романова спальниками, это было исключительное положение при дворе. Во главе противников реформ стал протопоп Аввакум. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. С 1895 г. был.
В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Два поднятых перста боярыни – благословление людей. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Морозову окружает атмосфера народной любви.
(8) Церковь. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.
Боярыня отрешается от всего земного, что и выражает черный цвет. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. По центру полотна изображена боярыня Морозова.
Индивидуальная особенность образного восприятия художника, который в ярких зрительных образах угадывал черты других образов, людей, событий — это восприятие, основанное на сравнении — метафоре. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Он поместил её в центр картины и, как он сам записал в своём дневнике, «как вставил ее в картину – она всех победила». Учился в петербургской Академии художеств. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием.